Решение б/н б/а от 31 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-7604/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

26.05.2022 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:

<...>

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «АЛМАЗ-НЕФТЕСЕРВИС», арбитражного управляющего Аверьяновой Е.П., арбитражного управляющего Чепова В.А.,

рассмотрев жалобы ООО «АЛМАЗ-НЕФТЕСЕРВИС» (далее — Заявитель, Общество) на действия арбитражного управляющего Аверьяновой Е.П., арбитражного управляющего Чепова В.А. (далее - Организаторы) при проведении торгов по продаже имущества должников (сообщения №№8764038, 8769145, далее — Торги),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Организаторов при проведении Торгов, в том числе перенаправленная письмом ФАС России от 18.05.2022 № 04/48627/22.

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов выразилось в несоблюдении порядка проведения торгов в части установления сроков приема заявок.

На заседании Комиссии Заявитель отказался от рассмотрения жалобы в порядке статьи 17 Закона о защите конкуренции, выбрав порядок рассмотрения жалобы, предусмотренный статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Жалоба принята и рассмотрена по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В свою очередь, в силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов.

Решением Арбитражного суда Московской области от 07.12.2020 по делу № А41-67872/20 ОАО «Завод «Микропровод» (ИНН 5036128099, ОГРН 1135074000709, юридический адрес: 142103, Московская область, г. Подольск, ул. Бронницкая, д. 3) признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре ликвидируемого должника сроком на 6 месяцев. Указанным судебным актом конкурсным управляющим ОАО «Завод «Микропровод» утверждена Аверьянова Е.П.

Решением Арбитражного суда Московской области от 19.11.2020 по делу № А41-67868/20 ООО «Сарансккабель-500» (ИНН 1327010344, ОГРН 1101327000664, юридический адрес: 142103, Московская область, г. Подольск, ул. Бронницкая, д. 3) признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре ликвидируемого должника сроком на 6 месяцев. Указанным судебным актом конкурсным управляющим ООО «Сарансккабель-500» утвержден Чепова В.А.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 22.04.2014 № 17974/13, осуществление контроля за ходом торгов в рамках процедуры банкротства делегировано антимонопольным органам.

На заседании Комиссии Организаторами было заявлено ходатайство о прекращении рассмотрения жалоб Заявителя в связи с отсутствием полномочий у антимонопольного органа по рассмотрению указанной категории дел согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 26.04.2022 по делу № А34-2459/2020, а также постановлении Пленума ВС РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства».

Заявленное ходатайство подлежит отклонению в связи с тем, что в вышеуказанных судебных актах отсутствуют выводы об отсутствии полномочий антимонопольного органа при рассмотрении жалоб на действия при проведении торгов по продаже имущества должника-банкрота, а указано на необходимость выяснения контрольным органом в каждом конкретном случае, способны ли обжалуемые действия повлечь ограничение конкуренции и по результатам разрешения названного вопроса определять наличие компетенции по контролю соответствующих торгов.

В настоящем случае, Заявителем оспаривается сокращение сроков приема заявок, что потенциально может повлечь ограничение конкуренции путем сокращения количества участников Торгов, в связи с чем Комиссия считает возможным рассмотрение жалоб Заявителя по существу.

В соответствии с пунктом 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном подпунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 указанного закона.

Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 утвержден Порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве (далее - Порядок).

Согласно пункту 1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее — ЕФРСБ) и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с указанным извещением дата публикации объявления о проведении Торгов в форме публичного предложения в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве — 12.05.2022 (далее - Сообщение). Прием заявок осуществляется с 16.05.2022 по 10.06.2022.

Начальная цена лота - 841 561 661,15 руб.

Предмет Торгов - 1.1. Недвижимое имущество, не являющееся предметом залога: (1) Трансформаторная подстанция, К.Н.: 50:55:0000000:3691; (2) Внешнезаводские сети канализации; (3) Внешние сети водопровода 630 п/м; (4) Внутренние кабельные сети АСБ-Б; (5) Воздушная теплосеть от котельной; (6) Газоны; (7) Дорога новая к корпусу №7; (8) Дорога с ливневой канализацией; (9) Дороги внутризаводские; (10) Забор (48 секций и 2-е ворот); (11) Забор вокруг завода; (12) Забор и въездные ворота; (13) Зеленые насаждения; (14) Ливневая канализация за корпусом теплостойких эмальпроводов; (15) Магистральный водопровод артезианской воды; (16) Наружная канализация; (17) Наружные сети теплофикации; (18) Оборотное водоснабжение завода; (19) Пешеходный тротуар у здания проходной; (20) Площадка около проходных; (21) Площадка у склада готовой продукции; (22) Площадки погрузо-разгрузочные; (23) Стенка подпорная; (24) Теплотрасса от котельной до подстанции; (25) Тротуарное ограждение; (26) Эстакада; (27) Автодорога к складу готовой продукции.

1.2. Недвижимое имущество, являющееся предметом залога ПАО Банк «Траст»: (1) ЗУ, пл.: 7712 кв. м., К.Н.: 50:55:0020128:12; (2) ЗУ, пл.: 21363 кв. м., К.Н.: 50:55:0020128:22; (3) ЗУ, пл.: 1369 кв. м., К.Н.: 50:55:0020128:30; (4) ЗУ, пл.: 1660 кв. м., К.Н.: 50:55:0020128:24; (5) ЗУ, пл.: 9488 кв. м, К.Н.: 50:55:0020128:15; (6) ЗУ, пл.: 21284 кв. м., К.Н.: 50:55:0020128:29; (7) ЗУ, пл.: 2321 кв. м., К.Н.: 50:55:0020128:25; (8) Главный корпус, 1-6 этаж, К.Н.: 50:55:0020128:40; (9) Нежилое здание (Проходная), К.Н.: 50:55:0000000:3685; (10) Нежилое здание производственного цеха (корпус теплостойких эмальпроводов), К.Н.: 50:55:0020123:14; (11) Корпус бытовых помещений, К.Н.: 50:55:0000000:3726; (12) Корпус вспомогательных производств, К.Н.: 50:55:0000000:3739; (13) Котельная, К.Н.: 50:55:0000000:3690; (14) Не утепленное здание 15х21, К.Н.: 50:55:0000000:3724; (15) Офисное здание, К.Н.: 50:55:0000000:3716; (16) Склад универсальный для хранения материалов с АБК, К.Н.: 50:55:0000000:3744; (17) Цех ширпотреб, К.Н.: 50:55:0000000:3746; (18) Площадка для хранения кабельной продукции; (19) Хозяйство мазутное (мазутохранилище); (20) Внеплощадочная кабельная линия; (21) Высоковольт. кабель. сети 3,6 км (105); (22) Высоковольтная кабельная линия; (23) Высоковольтная подземная линия; (24) Кабельная линия к универсальному складу с абк; (25) Коллектор односекционный непр.

1.3. Движимое имущество (ТМЦ), являющееся предметом залога ПАО Банк «Траст»: 362 наименования.

1.4. Движимое имущество (ТМЦ), не являющееся предметом залога: 123 наименования.

1.5. Обыкновенная именная бездокументарная акция ОАО «Завод «Микропровод» (ИНН 5036128099), № гос. рег. 1-01-15429-А, номинальная стоимость 1 ценной бумаги 1 руб, кол-во - 10 000 000 шт., общая номинальная стоимость акций - 10 000 000,00 руб. по состоянию на 09.12.2020г.

По мнению Заявителя, Организаторами не соблюдены сроки публикации извещений о проведении Торгов, предусмотренные статьей 110 Закона о банкротстве.

В соответствии с положениями статьи 110 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов. К участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов. Заявители, допущенные к участию в торгах, признаются участниками торгов. Срок представления заявок на участие в торгах должен составлять не менее чем двадцать пять рабочих дней со дня опубликования и размещения сообщения о проведении торгов.

Согласно условиям п.7.1 Положения о порядке, сроках и условиях проведения торгов по совместной реализации имущества ОАО «Завод «Микропровод» и ООО «Саранскабель-500», утвержденного комитетом кредиторов Должников и залоговым кредитором Банк «ТРАСТ» (публикация в ЕФРСБ № 7942191 от 28.12.2021г.), (далее «Положение о продаже имущества»), срок предоставления заявок на участие в торгах устанавливается в соответствии с положениями ст. 110 Закона о банкротстве.

Согласно п. 13.2 Дополнения №1 к Положению (публикация в ЕФРСБ 8695970 от 27.04.2022г.) данный порядок приема заявок, установленный ст. 110 Закона о банкротстве применяется также при продаже имущества посредством публичного предложения.

Исходя из того, что сообщение в газете «Коммерсантъ» о проведении торгов было опубликовано 14.05.2022г., а также учитывая, что по правилам проведения публичных торгов торги могут быть завершены по окончанию любого из периодов, в том числе по окончанию первого периода при наличии заявок от участников, то первый период оспариваемых торгов, по мнению Общества, должен был заканчиваться не 21.05.2022г., как указано в сообщении, а не позднее двадцати пяти рабочих дней с даты публикации такого сообщения, т.е. не ранее 20.06.2022г., что не соответствует условиям утвержденного Порядка.

Организаторы торгов с заявленными доводами не согласились, пояснив, что позиция Заявителя основана на неверном толковании норм права, а также Порядка, из которого не следует обязанность организатора по публикации извещения о проведении публичного предложения за 25 рабочих дней до проведения торгов.

Изучив представленные документы, Комиссия отклоняет указанный довод жалобы как несостоятельный, поскольку в силу пункта 4 статьи 139 Закона о банкротстве при реализации имущества должника посредством публичного предложения установлен особый порядок, в соответствии с которым в случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов.

Требование о соблюдении столь продолжительного срока (25 рабочих дней) противоречило бы смыслу норм законодательства о банкротстве, устанавливающих порядок продажи имущества должника, поскольку процедура продажи имущества несостоятельного лица посредством публичного предложения заключается в реализации актива, уже ранее выставленного на торги, признанные несостоявшимися, и направлена на скорейшее завершение процедуры конкурсного производства.

Таким образом, круг потенциальных покупателей, желающих приобрести реализуемое имущества фактически сформирован.

При этом, содержание данной процедуры реализации имущества должника на торгах посредством публичного предложения определяется периодом действия предложения, а не датой проведения торгов.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении ВАС РФ от 17.06.2014 № ВАС-7402/14 по делу № А32-12336/2013, сроки, установленные абз. 11 п. 8 статьи 110 Закона о банкротстве (требование об установлении срока не менее 25 рабочих дней для представления заявок), п. 9 ст. 110 Закона о банкротстве (требование о публикации сообщения о продаже предприятия не позднее чем за тридцать дней до даты проведения торгов), не подлежат применению к торгам в форме публичного предложения.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.

Также Заявителем оспаривается установление, по мнению Общества, слишком короткого временного периода между этапами публичного предложения, поскольку за 5 календарных дней невозможно обеспечить регистрацию на электронной площадке, ознакомиться с реализуемым имуществом и внести денежные средства в качестве задатка ввиду особенностей проведения банковских операций.

Как пояснил Заявитель, порядок проведения оспариваемых торгов регулируется Регламентом проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве на электронной площадке Альфалот, утвержденному приказом №3 от 01.06.2021г. (далее «Регламент»).

Согласно п.п. 7.1.-7.3. Регламента для обеспечения доступа к участию в открытых торгах Оператор электронной площадки проводит регистрацию на электронной площадке. Лицо, регистрирующееся на электронной площадке в качестве участника торгов, при подаче заявления на регистрацию обязано использовать сертификат ключа проверки электронной подписи.

Согласно п. 7.7. Регламента в срок не более трех рабочих дней со дня поступления заявления на регистрацию с приложением необходимых документов и сведений, Оператор электронной площадки регистрирует Заявителя на электронной площадке и направляет ему уведомление о регистрации. Кроме того, согласно п.п. 2.2., 2.3., 2.5. после прохождения регистрации на электронной площадке в порядке, установленном гл. 7 Регламента, участнику торгов дополнительно необходимо подать заверенное электронной подписью заявление на присоединение к Регламенту, после регистрации которого лицо, подавшее такое заявление, считается вступившим в договорные отношения с Оператором электронной площадки, т.е. получает техническую возможность для совершения каких-либо действий.

Таким образом, Заявитель, имеющий намерение принять участие в торгах, при подаче им заявления на регистрацию 16.05.2022г., т.е. в первый день периода торгов, получит доступ для совершения действий на электронной площадке 19.05.2022г., т.е. за два календарных дня до завершения первого периода.

Согласно Извещению о проведении торгов №0060463 от 12.05.2022г. задаток для участия в торгах вносится претендентом с даты выхода объявления в газете "Коммерсантъ" (14.05.2022г.), но не позднее окончания соответствующего периода торгов, в котором подается заявка. Согласно сведениям электронной площадки первый период торгов оканчивается 21.05.2022г. в 12:00, т.е. в выходной день. Так как последний день подачи заявки не является банковским днем по работе с денежными операциями юридических лиц, соответственно последним днем для внесения Заявителем задатка является 20.05.2022г. Учитывая, что размер задатка на первом периоде составляет 42 078 083,06 рублей и является для Заявителя крупной сделкой, изыскание такой суммы требует значительных временных затрат, а заключение Договора о задатке требует получения одобрения участника Заявителя. Следовательно распределение периодов на торгах таким образом, когда последний день внесения задатка не является банковским днем по обслуживанию денежных операций для юридических лиц , значительно ограничивает Заявителя и ставит в неравное положение с другими потенциальными участниками торгов, например физическими лицами, которым не только не требуется получение каких-либо одобрений третьих лиц, но у которых также имеется возможность внести задаток в последний день периода, т.е. в выходной день, посредством обращения в кассы кредитных учреждений по обслуживанию физических лиц.

Таким образом, фактически временной промежуток для подачи Заявителем своей заявки на участие в оспариваемых торгах на первом периоде составляет не 6 календарных дней, как указано в Извещении о проведении торгов, а два дня, что также ставит Заявителя в неравное положение с другими потенциальными участниками.

Согласно условиям проводимых торгов заявка Заявителя на этапе ее подачи должна содержать ценовое предложение. Так для решения вопроса об окончательном ценовом предложении для участия в торгах Заявителю необходимо:

1) произвести осмотр имущества в целях выяснения его состояния и реальной рыночной стоимости на день проведения торгов, что также не представляется возможным в условиях сокращенных сроков, согласно публикации (№ 30010048280 и № 30010048297);

2) сделать запрос организатору торгов об обременениях реализуемого имущества (согласно Извещения о проведении торгов №0060463 от 12.05.2022г.), поскольку в публикации указанных сведений не содержится, они предоставляются по дополнительному запросу.

В соответствии с пунктом 9 статьи 110 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ организатор торгов обязан обеспечить возможность ознакомления с подлежащим продаже на торгах имуществом должника и имеющимися в отношении этого имущества правоустанавливающими документами, в том числе путем осмотра, фотографирования указанного имущества и копирования указанных правоустанавливающих документов.

Таким образом, учитывая значительное ограничение срока между датой публикации сообщений и начале торгов и датой окончания первого периода, Заявитель фактически был лишен своего права на ознакомление с имуществом, выставленным на торги, что не позволило ему определить реальное состояние имущества и принять решение об участии в торгах, в результате чего доступ потенциальных покупателей к торгам оказался необоснованно ограничен, чем нарушены положения ст. 110 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ.

Резюмируя вышеизложенное, Заявитель считает, что нарушение порядка и сроков организации торгов представляет собой существенное нарушение, ограничивающее круг участников торгов и влекущее недействительность торгов.

Организаторы с вышеуказанной позицией Заявителя не согласились и просили Комиссию принять во внимание то обстоятельство, что при установлении временных промежутков между этапами публичного предложения арбитражные управляющие руководствовались Порядком реализации имущества должников-банкротов.

Изучив представленные документы и сведения, Комиссией установлено, что в соответствии с пунктом 13.1 Дополнений № 1 к названному Порядку срок последовательного снижения начальной цены - каждые 5 календарных дней.

Комиссия указывает, что Организаторами торгов осуществляется реализация имущества должника в соответствии с Положением о порядке и условиях проведения торгов по реализации имущества должников-банкротов, утвержденным кредиторами. Таким образом Организаторы, являющиеся арбитражными управляющими обязаны действовать в соответствии с Положением о порядке, сроках и условиях продажи заложенного имущества, обратное будет противоречить требованиям Закона «О несостоятельности (банкротстве)».

В свою очередь, административный порядок обжалования положения о реализации имущества должника законодательно не предусмотрен, в связи с чем оценке со стороны антимонопольного органа не подлежит.

Положениями Закона о банкротстве предусмотрен исключительно судебный порядок обжалования указанного Положения в рамках осуществления контроля арбитражными судами соблюдения процедуры банкротства в соответствии с Законом о банкротстве.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что Организаторы при установлении временных промежутков между этапами публичного предложения действовали в строгом соответсвтии с Положением о реализации имущества ОАО «Завод «Микропровод» и ООО «Саранскабель-500», в связи с чем у антимонопольного органа отсутствуют основания для выявления в действиях Организаторов нарушения порядка проведения Торгов.

Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что 17.05.2022 Обществом было подано заявление на регистрацию на электронной площадке «Альфалот» и получена соответствующая регистрация - 19.05.2022.

Более того, 20.05.2022 по соответствующему запросу Заявитель был ознакомлен с реализуемым имуществом.

Комиссия отмечает, что Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Организатора торгов нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

Таким образом, Комиссия, изучив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобы Заявителя на действия Организаторов при проведении Торгов необоснованными.

  2. Снять ограничение на размещение Торгов, наложенные письмом Московского УФАС России от 20.05.2022 № НП/27019/22.

     

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия .

Связанные организации

Связанные организации не указаны