Решение б/н Решения и предписания по жалобам ОАО «БЛМЗ» на действия ПАО... от 18 ноября 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-8356/2019 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
26.08.2019 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобы ОАО «БЛМЗ» (далее также — Заявитель, Общество) на действия ПАО «ОАК» (далее также — Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договоров на изготовление и поставку авиационно-технического имущества (реестровый № 31908025502, лоты
№ 11, 13, далее — Закупки) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика, мотивированные несогласием с отклонением его заявки от участия в процедуре Закупки.
Проанализировав заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, учитывая требования, установленные частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках).
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссией установлено следующее.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее также — Положение о закупках), размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее — Официальный сайт, ЕИС).
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с протоколом по рассмотрению заявок, оценке и сопоставлению предложений участников Закупки от 16.07.2019 № 538/ЗК/97/04 (далее — Протокол) заявка Общества по лотам № 11, 13 отклонена от участия на основании подпункта 1, подпункта 8 пункта 4.14.9 Закупочной документации в связи с отсутствием документов, подтверждающих опыт выполнения аналогичных договоров, а именно: не приложены копии договоров на выполнения аналогичных договоров за 2018 год (см. п.12 Приложения №3 к Информационной карте); наличием в составе заявки недостоверных сведений, а именно: предоставлены недостоверные сведения об отсутствии факта рекламаций по договорам, указанным в форме 3 подраздела 7.3 Документации.
В соответствии с пунктом 12 Приложения № 3 к Информационной карте в составе заявки участник должен представить справку о наличии опыта (форма 3) по форме, установленной в подразделе 7.3, с приложением требуемых в приложении №1 (пункт 2.2) к информационной карте подтверждающих документов, а именно: не менее 2 копии договоров за каждый год
Как указывает Заказчик в своих возражениях указанные документы относятся к дополнительной части заявки и необходимы только для оценочной стадии. При этом, чтобы быть допущенным до оценочной стадии, участнику необходимо соответствовать требованиям, указанным в Приложении № 1 к Информационной карте, указанным в Приложении № 1 к Информационной карте, что подтверждается документами, указанными в Приложении № 3 к Информационной карте.
Согласно пункту 2.2 Приложения № 1 к Информационной карте к участникам установлено дополнительное требование о наличии опыта выполнения аналогичных договоров на изготовление и поставку авиационно-технического.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что наличие у участников закупки опыта выполнения договоров (кадровых ресурсов, материально-технических ресурсов) не может являться критерием допуска к участию в Закупке, так как соответствие указанным требованиям не является подтверждением надлежащего исполнения обязательств по договору, в данном случае при поставке товара.
Установление данного требования в качестве допуска к дальнейшему участию в процедуре влечет за собой нарушение принципа равноправия и отсутствия необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, ограничивая количество участников, поскольку остальные участники, не имеющие опыта, объективно лишены возможности принять участие в данном случае в Закупке.
Поскольку Заказчик вправе самостоятельно устанавливать требования к претендентам, условиям допуска к участию, к составу их заявок, перечню документов, представляемых претендентами для подтверждения их соответствия установленным в документации требованиям, то он обязан, в первую очередь, при формировании таких требований руководствоваться принципами провозглашенными Законом о закупках.
Также необходимо учесть, что наличие у Заказчика права по самостоятельному определению требований к участнику закупочной процедуры, не означает, что реализация данного права должна осуществляться произвольно. Следовательно, требования должны устанавливаться Заказчиком таким образом, при котором обеспечиваются равные возможности (условия) для принятия участия в процедуре.
В свою очередь, учитывая, каким образом Заказчиком сформулировано требование к наличию у участника необходимого опыта, а именно то, что в качестве подтверждения такого опыта Заказчиком принимаются исключительно договоры на изготовление и поставку авиационно-технического имущества (с 01.01.2017г. по 31.12.2018г.) (подраздел 7.3), включая обязательные приложения к ней: не менее 2 копии договоров за каждый год, представляется возможным сделать вывод, что совокупность установленных условий к опыту участника направлено не на гарантированное и своевременное оказание услуг для обеспечения непрерывности и эффективности процесса обеспечения деятельности Заказчика, а имело целью ограничить конкуренцию.
Таким образом, отклонение заявки по указанному основанию является следствием утверждения в Закупочной документации ненадлежащих требований к участникам закупочной процедуры, что не отвечает требованиям пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Также одним из оснований отклонения заявки общества по оспариваемым лотам является предоставление недостоверных сведений об отсутствии факта рекламаций по договорам, указанным в форме 3 подраздела 7.3 Документации.
Как пояснил представитель Заказчика на этапе рассмотрения заявок Заказчиком была проведена проверка указанных в справке о наличии опыта договоров, по которым заказчиком является ПАО «ОАК». По результатам проверки было выявлено несоответствие представленной информации действительности, а именно по некоторым из договоров, указанным в данной справке, по которым Обществом было указано об отсутствии рекламаций, взысканий, неустоек, судебных разбирательств, имелись исковые заявления от Заказчика в Арбитражный суд города Москвы. Арбитражным судом были заведены дела, по которым Общество являлось ответчиком. По мнению Заказчика из указанного следует, что Заявителю необходимо было указать о наличии данных разбирательств, что само по себе не являлось основанием для отклонения его заявки.
Вместе с тем Комиссия отмечает, что при рассмотрении заявки Заказчик не учел, что указанная графа предполагает указание о наличии разбирательств, по которым участник выступал ответчиком, и по которым вступившее в силу решение принято не в пользу участника по договорам.
При этом решения по указанным Заказчиком судебным разбирательствам на момент подачи заявки Общество не вступили в силу, в связи с чем у него отсутствовали основания для указания информации о наличии данных разбирательств.
При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу, что Заявителем не была представлена недостоверная информация по указанным в справке об опыте договорам, в связи с чем у Заказчика отсутствовали основания для отклонения заявки Общества по рассматриваемому основанию.
С учетом изложенного Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы Заявителя и необходимости выдачи предписания об устранении допущенных нарушений путем пересмотра заявок.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
-
Признать жалобы ОАО «БЛМЗ» (ОГРН: 1025000510534, ИНН: 5001000027) на действия ПАО «ОАК» (ОГРН: 1067759884598, ИНН: 7708619320) при проведении Закупки обоснованными.
-
Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
-
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 077/07/00-8356/2019 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
26.08.2019 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии от 26.08.2019 № 077/07/00-8356/2019,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ПАО «ОАК» (далее — Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договоров на изготовление и поставку авиационно-технического имущества (реестровый № 31908025502, лоты № 11, 13, далее — Закупки), а именно:
-
-
Заказчику отменить протокол по рассмотрению заявок, оценке и сопоставлению предложений участников Закупки от 16.07.2019 № 538/ЗК/97/04 в части лотов № 11, 13.
-
Заказчику разместить информацию об отмене вышеуказанного протокола в части лотов № 11, 13 на официальном сайте единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее — Официальный сайт) в сети Интернет.
-
Заказчику разместить на Официальном сайте информацию о новой дате рассмотрения заявок, сопоставления ценовых предложений, подведения итогов Закупки.
-
Заказчику провести рассмотрение поступивших заявок с учетом решения Комиссии Московского УФАС России от 26.08.2019 № 077/07/00-8356/2019.
-
Оператору электронной торговой площадки — ООО «ЭТП», обеспечить возможность исполнения настоящего предписания Заказчиком.
-
Заказчику завершить процедуру Закупки в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.
-
Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 23.12.2019.
-
Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 27.12.2019 с приложением подтверждающих документов.
-
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи (изготовления в полном объеме).
Примечание:
-
-
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
-
Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
-