Решение б/н Б/а от 23 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-16480/2019 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
05.12.2019 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...>

при участии представителей ООО «Экостройресурс» - <...>

в отсутствие ГБУ «ЭВАЖД» (извещено надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 03.12.2019 № ПО/65303/19);

рассмотрев жалобу ООО «Экостройресурс» (далее также — Заявитель, Общество) на действия ГБУ «ЭВАЖД» (далее также — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по вывозу и захоронению (обезвреживанию) твердых коммунальных отходов (ТКО) и крупногабаритных отходов (КГО), образуемых населением, вывозу и захоронению (обезвреживанию) твердых коммунальных отходов (ТКО) и крупногабаритных отходов (КГО), образуемых собственниками и/или пользователями нежилых помещений от объектов филиалов №№ 4,9 ГБУ «ЭВАЖД» в 2020 году (реестровый № 31908470806) (далее — Конкурс),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в нарушении порядка оценки заявок, установленного Конкурсной документацией, нарушении сроков размещения протоколов Конкурса, а также в наличии согласованности действий между участниками закупочной процедуры.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее — ЕИС; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупке товаров, работ, услуг (далее — Положение о закупках). Указанное Положение о закупках в редакции, действующей на дату размещения извещения о проведении закупки, размещено в ЕИС — 21.08.2019.

Извещение о проведении Конкурса с начальной (максимальной) ценой договора в размере 42 086 076, 25 руб. размещено на Официальном сайте 31.10.2019.

Из итогового протокола от 18.11.2019 (далее - Протокол) следует, что заявке Общества присвоены следующие баллы:

Наименование критерия

Количество баллов

Итоговый балл

Цена договора

38,5

 

 

 

 

52

Квалификация участника запроса предложений:

13,5

Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема (зачтено 2 контракта на сумму 129 119 529,00 руб.)

27

Заявителем оспаривается подсчет баллов по установленным критериям оценки.

В соответствии с пунктами 13,14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

  • Оценка заявок по критерию «цена договора»:

Значимость критерия «цена договора» составляет 50%.

Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию «цена договора», определяется по формуле:

Amax - Ai

Rai = ---------------x 100,

Amax

 

где:

Rai - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;

Amax - начальная (максимальная) цена договора, установленная в документации;

Ai - предложение i-го участника конкурса по цене договора.

Для расчета итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию «цена договора», умножается на соответствующую указанному критерию значимость.

При оценке заявок по критерию «цена договора» лучшим условием исполнения договора по указанному критерию признается предложение участника конкурса с наименьшей ценой договора.

Договор заключается на условиях по данному критерию, указанному в заявке.

  • Оценка заявок по критерию «Квалификация участника конкурса»:

Значимость критерия составляет: 50%.

Коэффициент значимости критерия: 0,50

Предмет оценки: Оценивается предложение участника закупки, исходя из показателей предусмотренных документацией конкурса и документов, представленных участником в составе заявки на участие в конкурсе.

В данном показателе оценивается опыт оказания аналогичных услуг с 01.01.2016 г. по дату вскрытия конвертов с заявками на участие в данном конкурсе.

Под аналогичными услугами понимаются услуги по вывозу и захоронению (обезвреживанию) твердых коммунальных отходов (ТКО) и крупногабаритных отходов (КГО), образуемых населением. Подтверждается копиями исполненных государственных и муниципальных контрактов (договоров) в рамках №44-ФЗ и №223-ФЗ, без штрафных санкций и копиями актов сдачи-приемки оказанных услуг на сумму не менее 30% от НМЦД данной закупки (каждый акт сдачи-приемки должен быть на сумму не менее 30% от НМЦД).

Опыт оказания услуг отражается участником конкурса в форме, представленной в составе документации, и подтверждается копиями актов выполненных работ и копиями договоров. Копии контрактов и/или договоров предоставляются в полном объеме со всеми приложениями.

Сведения об исполнении контрактов (договоров) аффилированными лицами участника закупки учитываться не будут.

Значение суммарного объема договоров:

ОД(i)=(0,3хД(i)/Д(max))+(0,7хО(i)/О(max)), где:

ОД(i)- значение суммарного объема договоров i-ого участника конкурса,

Д(i) – количество всех учитываемых договоров i-ого участника конкурса,

Д(max) – количество всех учитываемых договоров участника конкурса, имеющего наибольшее количество таких договоров среди других участников конкурса (лота),

О(i) – сумма всех учитываемых договоров i-ого участника конкурса,

О(max) – сумма всех учитываемых договоров участника конкурса, имеющего наибольшую сумму таких договоров среди других участников конкурса (лота).

Расчет показателя С1(i)= C2(max)х(ОД(i)/ОД(max)), где:

C2(max) – максимальное значение показателя С1 в баллах,

ОД(max)- значение суммарного объема договоров участника конкурса, набравшего максимальное значение суммарного объема договоров среди других участников конкурса (лота).

При отсутствии подтверждающих документов комиссия вправе не учитывать такие данные участника конкурса. При не предоставлении данных об объеме договоров участник получает 0 баллов по данному показателю.

Для оценки заявок по критерию «квалификация участника конкурса» каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов. Сумма максимальных значений всех показателей этого критерия, установленных в документации составляет 100 баллов.

Для расчета итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию «квалификация участника конкурса», умножается на соответствующую указанному критерию значимость.

Комиссией оцениваются заявки участников конкурса по критерию «квалификация участника конкурса» на основании представленных в составе заявки документов, характеризующих квалификацию участника конкурса в соответствии с балльной системой, указанной ниже:

Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию «квалификация участника конкурса», определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов комиссии, присуждаемых этой заявке по указанному критерию. В случае применения показателей рейтинг, присуждаемый i-й заявке по критерию «квалификация участника запроса предложений», определяется по формуле:

Rc i = Ci1 где:

Rc i - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;

Ci1 - значение в баллах (среднее арифметическое оценок в баллах всех членов комиссии), присуждаемое комиссией i-й заявке на участие в запросе предложений по показателю C1;

Итоговый рейтинг заявки (предложения) вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки (предложения).

Из письменных пояснений, представленных Заказчиком в материалы дела, следует, что при оценке заявок произошла техническая ошибка, в результате которой при расчете баллов по критериями была использована иная формула, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

При этом согласно расчетам Заказчика, применение формулы, установленной в Конкурсной документации, не повлияет на конечный результат Конкурса (определения победителя).

Комиссия оценивает доводы Заказчика критически в связи с тем, что согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком части 6 статьи 3 Закона о закупках и признает жалобу обоснованной в указанной части.

Более того, Комиссией при изучении Протокола также было установлено, что при составлении такого протокола Заказчиком не был соблюден принцип информационной открытости, закрепленный пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Комиссия обращает внимание на то, что применительно к составлению протоколов рассмотрения поданных участниками заявок, их оценки и сопоставления соблюдение принципа информационный открытости означает необходимость обязательного доведения до сведения участников закупки всей информации, касающейся хода и результатов рассмотрения их заявок на участие в названной закупке, поскольку упомянутые результаты напрямую затрагивают права и законные интересы таких участников.

Кроме того, такая информация должна детально раскрывать причины отклонения поданной заявки с указанием на то, каким именно положениям закупочной документации и в какой собственной части эта заявка не соответствует, либо причины начисления того или иного количества баллов поданным заявкам (если оценка и сопоставление таких заявок осуществляются на основании присвоения баллов), а также причины признания той или иной заявки победителем закупочной процедуры с тем, чтобы исключить возможность заказчика (организатора закупки) в последующем субъективно трактовать причины такого отклонения, начисления и признания соответственно и предоставить участникам закупки возможность в случае несогласия с таким решением заказчика (организатора закупки) оспорить его в установленном законом порядке, в связи с чем неопубликование указанной информации непосредственно затрагивает права и законные интересы участников закупочных процедур

Названный правовой подход наиболее полно отвечает целям обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

В настоящем случае Протокол содержит исключительно сведения о начисленных баллах без обоснования принятия такого решения, в частности, не указаны причины, по которым к оценке часть договоров, представленных в составе заявки Общества в качестве подтверждения соответствия квалификационным требованиям, не было принято.

Резюмируя изложенное, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком принципа информационной открытости, и признает данный довод жалобы обоснованным.

Относительно доводов Заявителя о наличии согласованности действия части участников Конкурса Комиссия обращает внимание, что такие доводы не могут быть рассмотрены в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, и подлежит рассмотрению в рамках статьи 17 названного закона, в связи с чем жалоба в данной части оставлена без рассмотрения.

Также из жалобы Заявителя следует, что Заказчик несвоевременно разместил в ЕИС извещение о проведении Конкурса, протоколы, составленные в ходе проведения Конкурса.

Частью 17 статьи 3.2 Закона о закупках заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении конкурса и документацию о закупке не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.

Как отмечалось ранее, извещение о проведении Конкурса было размещено 31.10.2019, датой окончания подачи заявок является 15.11.2019. Таким образом, факт нарушения сроков размещения извещения о закупке не подтверждается фактическими обстоятельствами.

Согласно части 12 статьи 4 Закона о закупках протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.

При этом протокол рассмотрения заявок от 15.11.2019, протокол оценки и сопоставления заявок от 15.11.2019 и итоговый протокол Конкурса от 18.11.2019 были размещены в ЕИС 19.11.2019.

Однако, в письменных пояснениях Заказчика указано, что вышеуказанные протоколы были размещены на электронной площадке своевременно, а позднее размещение связано с проблемами в интеграции между ЭТП и ЕИС и не обусловлено действиями Заказчика. В подтверждение заявленных возражений Заказчиком в материалы дела представлены скриншоты с ЭТП о размещении спорных протоколов.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При таких обстоятельствах, Комиссия признает данный довод жалобы Заявителя необоснованным.

Заказчиком в материалы дела была представлена копия договора от 02.12.2019, заключенного по результатам осуществления Конкурса.

В соответствии с частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Итоговый протокол Конкурса размещен в ЕИС размещен 19.11.2019.

Таким образом, Заказчик вправе заключить договор на следующий день после истечения предельного срока, отведенного на обжалование действий (бездействий) Заказчика, в настоящем случае истекавшего 30.11.2019.

При этом стоит учитывать, положения части 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в соответствии с которым в случае принятия жалобы к рассмотрению Заказчику, которому в порядке, установленном частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.

В силу части 18 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.

Уведомлением о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу от 03.12.2019 № ПО/65303/19 антимонопольным органом торги были приостановлены до рассмотрения жалобы по существу.

В соответствии с пунктом 52.4 Положения о закупках с момента размещения в ЕИС посредством функционала ЕАИСТ подписанного Заказчиком договора, он считается заключенным.

Сведения о заключении названного договора размещены в ЕИС 04.12.2019 в 16:26.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о заключении Заказчиком договора в нарушение требований частей 11, 18 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, в связи с чем такой договор считается ничтожным.

При таких обстоятельствах, у Комиссия отсутствуют препятствия к выдаче Заказчику предписания об устранении допущенных нарушений.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Экостройресурс» (ОГРН: 1117847283520, ИНН: 7841447760) на действия ГБУ «ЭВАЖД» (ОГРН: 1167746299820, ИНН: 7730199840) при проведении Конкурса обоснованной в части нарушения порядка оценки заявок, несоблюдения принципа информационной открытости при составлении протокола, необоснованной в части нарушения сроков публикации протоколов, составленных в ходе проведения Конкурса, в остальной части — оставить без рассмотрения.

  2. Установить в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках, частей 11, 18 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

  3. Выдать Заказчику обязательное к исполнению предписание об устранении допущенных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объёме).

Связанные организации

Связанные организации не указаны