Решение б/н б/а от 12 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-19147/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

09.11.2021 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:

Председательствующего:

 

при участии посредством видеоконференцсвязи арбитражного управляющего (...)

в отсутствие ООО «Промрезерв» (уведомлен надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 26.10.2021 № ЕО/65688/21),

рассмотрев жалобу (...) (далее — Заявитель) на действия ООО «Промрезерв» (далее — Организатор торгов) и конкурсного управляющего (...) при проведении торгов по продаже имущества должника (сообщение № 7504279, лот № 1, далее — Торги) (далее — Жалоба),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов.

Согласно части 16 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения.

Рассмотрение жалобы проводилось в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи.

Инструкция по подключению и использованию системы TrueConf размещена на официальном сайте Московского УФАС России по ссылке: https://moscow.fas.gov.ru/page/17962.

В уведомлении о принятии жалобы к рассмотрению содержалась информация о том, что в случае отсутствия технической возможности, а также при наличии иных объективных причин невозможности рассмотрения жалобы посредством видеоконференцсвязи, стороны вправе подать ходатайство об очном рассмотрении жалобы, оформленное надлежащим образом. Указанное ходатайство должно быть направлено не позднее 15:00 (по московскому времени) рабочего дня, предшествующего дню рассмотрения жалобы на электронные почты to77@fas.gov.ru, to77-torgi.mufas@fas.gov.ru.

Заявлений о невозможности подключения к сеансу, а также возражений относительно рассмотрения жалобы посредством видеоконференцсвязи от лиц, которым направлялось уведомление о принятии жалобы к рассмотрению (Заявителем, Заказчиком, Организатором торгов), в Управление не поступало.

Таким образом, учитывая, что указанные лица надлежащим образом извещены о способе рассмотрения жалобы заблаговременно, Комиссия Московского УФАС считает возможным провести дистанционное рассмотрение жалобы в отсутствие Организатора торгов.

Жалоба принята и рассмотрена по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В свою очередь, в силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 22.04.2014 № 17974/13, осуществление контроля за ходом торгов в рамках процедуры банкротства делегировано антимонопольным органам.

В соответствии с пунктом 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном подпунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 указанного закона.

Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 утвержден Порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.

15.10.2021 в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве Организатором торгов опубликовано сообщение о проведении Торгов № 7504279 (далее - Сообщение).

Дата и время начала подачи заявок: 18.10.2021 14:00.

Дата и время окончания подачи заявок: 22.11.2021 14:00.

Согласно Сообщению Условия оплаты: Задаток установлен в размере 20% от начальной цены периода, который вносится на счет Организатора торгов.

Задаток возвращается участником в течение 10 (десяти) рабочих дней. При возврате задатка изымается комиссия согласно тарифу банка от 1,5 до 3 %.

Заявитель оспаривает неправомерное, по его мнению требование Сообщения о проведении Торгов, а именно, что при возврате задатка участника торгов, сумма задатка возвращается участнику торгов в полном размере за вычетом комиссии банка за перевод согласно тарифам банка.

Согласно части 5 статье 448 Гражданского кодекса Российской Федерации Участники торгов вносят задаток в размере, в сроки и в порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их.

По мнению Заявителя ГК устанавливает императивное правило, что задаток подлежит возврату лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их. Право возвратить задаток в частичном размере, либо удержать какие-либо расходы за счет сумм задатка закон финансовым учреждениям не предоставляет.

Заявитель отмечает, что риск потери частичной суммы задатка ограничивает конкуренцию, так как при таком условии ограничивается количество лиц, желающих принять участие в торгах. В денежном выражении, применительно к настоящим торгам, потенциальный покупатель теряет сумму в размере 1 049 646 (Один миллион сорок девять тысяч шестьсот сорок шесть) рублей, согласно расчету:

Начальная цена 174 941 009 рублей.

Сумма задатка 34 988 201 рубль.

3 процента банковской комиссии составляют 1 049 646 рублей.

Кроме того Заявитель указывает, что Организатором торгов неправомерно установлен срок возврата задатка, а именно 10 (десять) рабочих дней.

Организатор торгов и конкурсный управляющий с доводами жалобы не согласились и представили письменные возражения.

Заявитель на заседании Комиссии пояснил, что задаток вносится на специальный расчетный счет Должника, в период срока приема заявок на основании заключенного договора о задатке. Банк получателя ПАО Сбербанк.

ПАО Сбербанк относится к числу банков, в котором берется комиссия за переводы юридических лиц в адрес физических лиц.

Так, должником был открыт специальный расчетный счет в ПАО Сбербанк г. Москва для перечисления задатка на участие в обжалуемых торгах, за денежные переводы физическим лицам (в частности при возврате задатка физическим лицам, не выигравшим торги) банком будет взиматься комиссия в размере от 1,5-3 %.

Таким образом, если задаток будет перечисляться физическому лицу, которое не стало победителем торгов с использованием услуг банка, его размер, несмотря на то, что Организатор торгов возвратит ему задаток в полном объеме, будет уменьшен на размер комиссии банка, осуществляющего данную операцию.

При таких обстоятельствах, указание Организатором торгов в извещении о проведении торгов информации о том, что «Задаток физическим лицам, не выигравшим торги, возвращается в полном объеме за вычетом комиссии банка за перечисление денежных средств», не противоречит положениям Закона о банкротстве, в рамках которого проводятся обжалуемые торги, и носит информационный характер.

Комиссия изучив позиции сторон, а также представленные документы приходит к следующим выводам.

Довод жалобы Заявителя об удержании Организатором торгов процентов при возврате задатка Комиссией признается необоснованным, так как осуществление безналичных переводов денежных средств осуществляется банками с удержанием комиссии по тарифам, которые устанавливаются банками. Организатор торгов, возвращая претенденту или участнику торгов задаток, обязан уплатить банку комиссию за осуществление банковской операции.

Действующим законодательством не предусмотрена обязанность организатора торгов нести расходы по оплате комиссионного обслуживания при возврате задатка.

Действия Организатора торгов в части указания на наличие комиссионного банковского сбора не могут быть квалифицированы как нарушения законодательства в виду того, что указанная обязанность возникает у всех участников торгов и не предоставляет преимущественных условий тому или иному субъекту, позволяет оценить экономическую целесообразность участие в Торгах.

Довод жалобы Заявителя относительно срока возврата задатков Комиссия признает обоснованным, так как в соответствии с пунктом 15 статьи 110 Закона о банкротстве суммы внесенных заявителями задатков возвращаются всем заявителям, за исключением победителя торгов, в течение пяти рабочих дней со дня подписания протокола о результатах проведения торгов.

Вместе с тем Организатор торгов в нарушение данной нормы установил срок возврата задатка десять рабочих дней.

В связи с этим, Комиссия считает необходимым выдать Организатору торгов обязательное для исполнения предписание об устранения выявленных нарушений.

С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов обоснованной в части установления срока возврата задатков, в остальной части - необоснованной.

  2. Установить в действиях Организатора торгов нарушение пункта 15 статьи 110 Закона о банкротстве.

  3. Выдать Организатору торгов обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны