Решение б/н б/а от 31 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-12580/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров


25.08.2022 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии:

«...»;

членов Комиссии:

«...»;

«...»;

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей «...», ГБУ «Жилищник района Ховрино»;

в отсутствие представителей АО «ЕЭТП», извещенных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 18.08.2022 № ЕИ/43311/22,

рассмотрев жалобу «...» (далее — Заявитель) на действия ГБУ «Жилищник района Ховрино» (далее — Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку металлических дверей для выполнения работ по ремонту систем фасад, подвал, кровля в рамках капитального ремонта в 2022 году (реестровый № 32211600804, далее — Закупка) (далее - Жалоба),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы
на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно доводам жалобы, нарушение со стороны Заказчика при проведении закупочной процедуры выразилось в нарушении срока публикации протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в процедуре, а также в назначении заказчиком проведение торгов за пределами рабочего времени, что лишило права заявителя на участие в аукционе.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 настоящей статьи (далее - информация о закупке). В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.

Комиссией установлено, что 05.08.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 32211600804 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку металлических дверей для выполнения работ по ремонту систем фасад, подвал, кровля в рамках капитального ремонта в 2022 году.

Датой окончания подачи заявок определено 12.08.2022 в 00:00, датой рассмотрения заявок - 15.08.2022г., датой подачи ценовых предложений- 16.08.2022.

Заявитель отмечает, что в соответствии с извещением срок рассмотрения первых частей заявок Заказчиком определен конкретной календарной датой - 15.08.2022, однако в установленный срок протокол рассмотрения соответствующих частей заявок Заказчиком не опубликован в единой информационной системе закупок.

Также в своей жалобе Заявитель указывает, что в соответствии со сведениями, размещенными в Единой информационной системе, протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в закупке опубликован Заказчиком 16.08.2022г. в 19:09, протокол также датирован 16.08.2022.

Вместе с тем Заявитель указывает, что Заказчиком проведен аукцион в назначенное время (22:10) за пределами рабочего времени, следовательно, по мнению Заявителя, дата и время проведения аукциона должны были быть изменены в целях обеспечения прав Заявителя и иных лиц.

В свою очередь, Комиссия считает необходимым отметить, что Заказчик поддержал доводы жалобы Заявителя.

При этом Заказчик также отметил, что вышеуказанные действия совершены ввиду наличия технических сбоев при входе на ЭТП. Тем не менее, доказательств данного сбоя Заказчиком не было представлено.

Комиссия также обращает внимание, что из 7 допущенных участников на аукцион в 22:10 приняли участие только 2 участника.

Между тем, Законом о закупках в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений установлены общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

Согласно части 24 статьи 3.4 Закона о закупках 24 по итогам рассмотрения первых частей заявок на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме заказчик направляет оператору электронной площадки протокол, указанный в части 13 статьи 3.2 настоящего Федерального закона. В течение часа с момента получения указанного протокола оператор электронной площадки размещает его в единой информационной системе.

Положениями пункта 17.2 Регламента АО «ЕЭТП» предусмотрено, что АС Оператора обеспечивает подачу ценовых предложений в назначенную Организатором дату проведения и время проведения, установленное АС Оператора, при условии, что по итогам рассмотрения первых частей заявок к участию в процедуре были допущены не менее двух Участников аукциона. АС Оператора назначает время подачи ценовых предложений по факту публикации протокола рассмотрения первых частей заявок (назначение времени производится АС Оператора одновременно с направлением в ЕИС протокола рассмотрения первых частей заявок). Начало и окончание подачи ценовых предложений, в том числе, время поступления ценовых предложений, определяются по времени сервера, на котором размещена АС Оператора.

Соответственно, нарушение сроков опубликования протокола о рассмотрении первых частей заявок также привело к подаче ценовых предложений за пределами установленного срока.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при осуществлении закупок заказчик должны руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Кроме того, Заказчик должен руководствоваться принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика привели к тому, что была создана ситуация, при которой у участников не было возможности принять участие в подаче ценовых предложений.

В силу части 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, «действия в обход закона» с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

Заявитель не мог узнать ранее опубликования протокола рассмотрения первых частей заявок свой правовой статус, то есть является ли он участником закупочной процедуры, допущенным к подаче ценовых предложений.

По своей сути, действия Заказчика привели к тому, что была создана ситуация, при которой у участников не было достаточного времени, чтобы принять участие в подаче ценовых предложений. Заказчик, зная об изменениях законодательства, предпочел пренебречь своей обязанностью по обеспечению максимально конкурентной среды и назначил в один день рассмотрение первых частей и подачу ценовых предложений. Срок менее суток со дня определения круга участников Аукциона не является разумным, не отвечает целям и принципам проведения закупочной процедуры. При таких условиях Комиссия делает вывод о том, что действия Заказчика имеют признаки недобросовестного поведения.

Более того, положения Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статья 3 ГК РФ), подлежат истолкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 ГК РФ.

Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего недобросовестного поведения.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

Вместе с тем, Заказчиком не было предпринято действий, направленных на изменение дат проведения аукциона (этапа подачи ценовых предложений), в том числе со стороны Заказчика не направлялись обращения в техническую поддержку Оператора ЭТП.

Комиссия вновь отмечает, что из 7 допущенных заявок, в аукционе приняло участие только 2 участника.

При этом Заказчиком были нарушены сроки публикации протокола о рассмотрении первых частей заявок в отсутствие на то правовых оснований, что является прямым нарушением положений Документации, в которых установлены соответствующие даты.

Резюмируя изложенное, с учетом имеющихся в настоящее время документов и сведений, на основании конкретных фактических обстоятельств дела, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя на действия Заказчика обоснованной.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о несоответствии действий Заказчика требованиям, установленным пунктами 2, 3 части 1 статьи 3, части 10 статьи 4 закона о закупках.

Также Комиссия приходит к выводу о необходимости в выдаче Заказчику обязательного для исполнения предписания о повторном проведении аукциона (этапа подачи ценовых предложений).

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу «...» на действия ГБУ «Жилищник района Ховрино» (ИНН: 7743894047; ОГРН: 1137746573733) при проведении Закупки обоснованной.

2. Установить в действиях ГБУ «Жилищник района Ховрино» (ИНН: 7743894047; ОГРН: 1137746573733) нарушения пунктов 2, 3 части 1 статьи 3, части 10 статьи 4 Закона о закупках.

3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны