Решение б/н б/а от 29 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-10935/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
26.07.2022 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии:

 

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО«Стройкапитал», АО «Мосотделстрой № 1»,

рассмотрев жалобу ООО «Стройкапитал» (далее — Заявитель) на действия АО«Мосотделстрой № 1» (далее — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ по устройству алюминиевых витражных конструкций и элементов остекления лоджий, заполнение проемов оконными и дверными блоками ПВХ для завершения строительства объектов незавершенного строительства, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 6-я Радиальная, вл.7, корп. 28/29 (реестровый №32211460542, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно доводам жалобы, Заявитель не согласен с результатами оценки заявки участника.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Извещение о проведении Закупки № 32211460542 опубликовано на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее — ЕИС) 09.06.2022.

Предмет: Выполнение строительно-монтажных работ по устройству алюминиевых витражных конструкций и элементов остекления лоджий, заполнение проемов оконными и дверными блоками ПВХ для завершения строительства объектов незавершенного строительства, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 6-я Радиальная, вл.7, корп. 28/29.

Дата начала срока подачи заявок – 09.06.2022.

Дата окончания подачи заявок – 30.06.2022.

Согласно Протоколу подведения итогов 08.07.2022, победителем Закупки признан Участник, предложивший лучшие условия исполнения договора - ООО «Грандторг».

 

Наименование участника

Ценовое предложение участника, руб. с НДС

Итого баллов по критерию Х1

Предостав-ленный опыт (подтвер-жденный)

Итого баллов по критерию Х2

ИТОГО баллов

Место

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ГРАНДТОРГ"

425 525 825,17

70,00

640

30,00

100,00

1

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СТРОЙКАПИТАЛ"

440 000 000,00

67,70

308

14,44

82,14

2

 

Как указывает Заявитель в своей жалобе, сведения в заявке победителя относительно кадровой обеспеченности организации недостоверны и/или неверно отражены в протоколе, поскольку по сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства участник относится к микропредприятиям и, соответственно, согласно статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» не может иметь среднесписочную численность сотрудников свыше 100 человек. Победитель же предоставил 640 специалистов.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Конкурсной документацией установлены критерии оценки заявок на участие в закупке, их содержание, значимость порядок оценки.

Пунктом 2 раздела VI Документации установлен порядок оценки заявок на по критерию «Квалификация участников закупки, в том числе: обеспеченность кадровыми ресурсами (количество и/или квалификация)» (далее - Квалификация участников закупки).

 

1

2

3

4

5

Наименование критерия

Описание критерия

Документы, подтверждающие достоверность представляемых сведений

Значимость критерия

Порядок присвоения баллов по критерию

Квалификация участников закупки, в том числе:

- обеспеченность кадровыми ресурсами (количество и/или квалификация);

(Критерий Х2)

 

Оцениваются подтвержденные сведения о специалистах строительных специальностей, которых Участник закупки предполагает привлечь к выполнению строительно-монтажных работ в соответствии с ОК 009-2016:

1) 16.134 Монтажник светопрозрачных конструкций;

2) 25865 Производитель работ (прораб) (в строительстве).

- (Форма № 5) Справка, подтверждающая наличие у участника закупки соответствующих кадровых ресурсов строительных специальностей, необходимых для полного и своевременного выполнения договора с обязательным предоставлением копии выписки из штатного расписания, подписанной:

начальником отдела кадров;

ген. директором или главным бухгалтером.

- копии трудовых книжек и квалификационных документов на привлекаемых для исполнения договора работников.

В случае если привлекаемые кадровые ресурсы не состоят в штате участника закупки в составе заявки должно быть представлено их письменное согласие на привлечение к оказываемым работам по договору, являющихся предметом настоящей закупки.

30

Баллы по Критерию Х2 рассчитываются по формуле:

Квi(б) = Квi/Квmax×100

Где:

Квi – суммарное подтвержденное количество специалистов, которых Участник закупки предполагает привлечь к выполнению строительно-монтажных работ.

Квmax – максимальное подтвержденное количество специалистов из поданных заявок, которых Участник закупки предполагает привлечь к выполнению строительно-монтажных работ.

Квi(б) – обеспеченность кадровыми ресурсами i-того участника закупки.

В случае отсутствия документального подтверждения квалификации, привлекаемых кадровых ресурсов (отсутствие документов, подтверждаемых предоставленные Участником сведения – справки подтверждающей наличие у участника закупки соответствующих кадровых ресурсов, необходимых для полного и своевременного выполнения договора с обязательным предоставлением копии выписки из штатного расписания, подписанной начальником отдела кадров, ген. директором или главным бухгалтером и/или копий трудовых книжек(согласия на привлечение к оказываемым работам, квалификационных документов), КритериюХ2 присваивается значение – 0 баллов.

 

 

В случае если привлекаемые кадровые ресурсы не состоят в штате участника закупки в составе заявки должно быть представлено их письменное согласие на привлечение к оказываемым работам по договору, являющихся предметом настоящей закупки.

Также согласно пункту 6.2 Документации участник во 2 части заявки должен предоставить Справку о кадровых ресурсах на оценочной стадии (форма №5).

Победитель в составе своей заявки представил документы в соответствии с порядком оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке на 703 привлеченных специалиста, из которых 13 являются штатными сотрудниками общества, а 690 — являются привлеченными. Комиссией заказчика было засчитано 640 специалистов.

Комиссия отмечает, что при рассмотрении заявок действует презумпция добросовестности участника закупки, если иное, то есть несоответствие или недостоверность указанных участником в заявке сведений, не выявлены и не доказаны Заказчиком.

Предоставление участником Закупки в составе заявки недостоверных сведений и выявление Заказчиком названного факта является самостоятельным основанием для отстранения такого лица от участия в закупочной процедуре на любом этапе его проведения.

Указанное требование обусловлено более значимыми правовыми последствиями для участника торгов, нежели несоответствие заявки формальным требованиям Закупочной документации, а потому требует большей проработанности со стороны Заказчика и наличия у него неопровержимых доказательств недостоверности представленных сведений.

При этом под недостоверными сведениями следует понимать сведения, не соответствующие действительности.

В свою очередь, исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», под не соответствующими действительности сведениями понимаются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.

Таким образом, для принятия решения об отклонении той или иной заявки по причине наличия в ней недостоверных сведений Заказчик должен располагать неопровержимым и документальным подтверждением данного обстоятельства.

Комиссия отмечает, что Заказчик при рассмотрении заявок участников опирается на представленные в составе заявки документы и сведения.

В свою очередь, участник ООО «Грандторг» в составе своей заявки представил документы и сведения, которые соответствуют требованиям документации.

При этом, Заявитель не доказал, что представленные в составе заявки документы на привлеченных специалистов являются недостоверными.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о том, Заказчиком не допущено нарушений Закона о закупках и закупочной документации при оценке заявки участника ООО «Грандторг» по критерию «Квалификация участников закупки».

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика помимо субъективной оценки таких действий не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя в части оценки заявки участника.

25.07.2022 Заявителем в адрес антимонопольного органа были направлены дополнения к настоящей жалобе, согласно которым привлечение граждан, не состоящих в штате у участника, по гражданско-правовым договорам противоречит нормам Трудового кодекса Российской Федерации.

Согласно позиции Заявителя, в случае если ООО«Грандторг» привлечет 640 специалистов к выполнению работ по договору, то со всеми специалистами, не находящимися в штате предприятия, возникнут трудовые, а не гражданско-правовые, отношения, а значит, ООО«Грандторг» не будет соответствовать критериям субъектов малого и среднего предпринимательства.

Также Заявитель в своих дополнениях указывает, что протокол подведения итогов от 08.07.2022 не подписан всеми членами закупочной комиссии.

Относительно представленных дополнений Комиссия отмечает следующее.

В соответствии с частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действия (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня проведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно части 5 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, в случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения.

Согласно информации с ЕИС протокол подведения итогов Закупки опубликован 08.07.2022, кроме того, по результатам Закупки был заключен договор от 19.07.2022 № МОС-2957/2022/Ц-з. Данные о заключении договора опубликованы в ЕИС 19.07.2022.

При этом дополнения к жалобе были направлены в Московское УФАС России 25.07.2022, то есть по истечении предусмотренного частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции десятидневного срока на обжалование действий Заказчика, а также по истечении предусмотренного частью 5 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции трехмесячного срока на обжалование действия Заказчика.

В связи с изложенным, Комиссией принято решение об оставлении дополнений к жалобе без рассмотрения в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Стройкапитал» (ИНН: 7743246021, ОГРН: 1187746223928) на действия АО «Мосотделстрой № 1» (ИНН:9718062105, ОГРН: 1177746438760) при проведении Закупки необоснованной, дополнения к жалобе оставить без рассмотрения.

  2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 20.07.2022 № НП/37759/22.

Связанные организации

Связанные организации не указаны