Решение б/н б/а от 22 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-12379/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

19.09.2023 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

«...»;

членов Комиссии:

«...»;

«...»;

при участии посредством видеоконференцсвязи «...» (лично), представителей ООО «Риэлти Консалт», ООО «ВЭТЭ»,

в отсутствие представителей ТУ Росимущества по Московской области, извещенных надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения жалобы по существу письмом Московского УФАС России от 13.09.2023 № НП/38741/23,

рассмотрев жалобу «...» (далее — Заявитель) на действия оператора электронной площадки - ООО «ВЭТЭ» (далее — Оператор ЭТП) и ООО «Риэлти Консалт» (далее — Организатор торгов) при проведении торгов по реализации имущества должника: автомобиль Hyundai Santa Fe (Хёндэ Санта Фе), 2013 г.в., г/н: В640КМ50, VIN: KMHSU81CDEU189890, цвет серебристый. Адрес: МО, г. Воскресенск, ул. Некрасова, д. 17. П.185-РК от 13.06.23. Собств.: ЗАО «АКВАСТОК». Взыск: ИФНС по г. Воскресенск МО. Цена: 605 695,83 р. (в т.ч. НДС по ставке 20%) (извещение № 23000008240000000091, лот № 1, далее — Торги),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов и Оператора ЭТП при проведении Торгов, перенаправленная письмом ФАС России от 12.09.2023 № 04/73656/23.

При этом в жалобе Заявителя содержатся ссылки на нарушение Заказчиком статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Комиссия разъяснила Заявителю о том, что настоящая жалоба принята к рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Жалоба, содержащая сведения о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается по правилам главы 9 Закона о защите конкуренции.

На вопрос Комиссии Заявитель пояснил, что отказывается от рассмотрения жалобы по правилам главы 9 Закона о защите конкуренции и в качестве способа защиты права выбирает рассмотрение своей жалобы по правилам статьи 18.1. Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Торги проводятся в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», статьями 447-449.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в соответствии с регламентом, тарифами, порядком регистрации на электронной торговой площадке (далее также — ЭТП, Оператор ЭТП) и иными локальными документами ЭТП. Таким образом, проведение спорного аукциона является обязательным в силу действующего законодательства, в связи с чем рассмотрение поданной Заявителем жалобы на действия Организатора торгов проводилось в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции как жалоба на обязательные в силу закона Торги.

В соответствии с частью 1 статьи 89 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества.

Извещения о проведении Торгов размещены на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведение торгов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.torgi.gov.ru.

В соответствии с частью 3 статьи 90 Закона об исполнительном производстве извещение о проведении торгов размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, и на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов в сети «Интернет». Информация о проведении торгов должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

Согласно части 1 статьи 87 Закона об исполнительном производстве принудительная реализация имущества должника осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

1. Согласно доводам жалобы Организатор торгов неправомерно не ознакомил Заявителя с реализуемым имуществом.

2. По мнению Заявителя, Оператор ЭТП неправомерно отказывает Заявителю в аккредитации на площадке для дальнейшего участия в Торгах.

Организатор торгов и Оператор ЭТП с доводами жалобы не согласились, представили письменные возражения и истребуемые антимонопольным органом материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Организатор торгов является уполномоченной специализированной организацией на основании заключенного с ТУ Росимущества в Московской области государственного контракта № 100095304122100044 от 22.12.2022 на оказание услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решение об обращении взыскания на имущество (далее – Государственный контракт).

На основании Государственного контракта и поручения от 13.06.2023 № 185-РК Организатором торгов опубликовано извещение № 23000008240000000091 по лоту № 1 от 04.08.2023 по реализации арестованного заложенного движимого имущества должника – автомобиль Hyundai Santa Fe (Хёндэ Санта Фе), 2013 г.в., г/н: В640КМ50, VIN: KMHSU81CDEU189890, цвет серебристый. Адрес: МО, г. Воскресенск, ул. Некрасова, д. 17. П.185-РК от 13.06.23. Собств.: ЗАО «АКВАСТОК». Взыск: ИФНС по г. Воскресенск МО. Цена: 605 695,83 р. (в т.ч. НДС по ставке 20%) на официальном сайте Российской Федерации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов https://torgi.gov.ru/ (далее - Извещение).

Согласно Извещению Организатором торгов установление следующие условия проведения торгов.

Дата начала приема заявок: 04.08.2023 13:00.

Дата окончания приема заявок: 31.08.2023 15:00.

Дата проведения торгов: 04.09.2023 12:00.

Форма аукциона - открытая по составу участников и открытая по форме подачи предложений о цене. Победителем торгов признается участник, предложивший максимальную цену.

Аукцион проводится в сети Интернет на сайте ООО «ВЭТЭ» (ЭТП) по адресу: https://weteh.ru/.

В Извещении о проведении Торгов установлены требования, предъявляемые к претендентам на участие в аукционе, в частности, претендент должен пройти регистрацию на электронной торговой площадке в соответствии с регламентами работы и иными нормативными документами универсальной торговой платформы.

1. Относительно довода об неознакомлении с реализуемым имуществом Комиссия отмечает следующее.

По правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Как было ранее указано, согласно информации на сайте ГИС Торги приём заявок на участие в Торгах установлен с 04.08.2023 13:00 по 31.08.2023 15:00.

При этом жалоба Заявителя подана в ФАС России 04.09.2023 в бумажном виде.

При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Управление отмечает, что оспаривание положений извещений и порядка участия в процедурах, которые, по мнению Заявителя, противоречат действующему законодательству Российской Федерации, действия Организатора торгов подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок, а именно не позднее 31.08.2023 15:00.

В противном случае реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников Торгов, которые подали заявки в соответствии с условиями извещения.

Согласно статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, «действия в обход закона» с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

Кроме того, Заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности подачи жалобы до истечения срока, отведенного на подачу заявок.

Таким образом, у Заявителя отсутствуют правовые основания для оспаривания положений документации о Торгах и порядка проведения Торгов после истечения срока, отведенного на подачу заявок для принятия участия в процедуре.

В связи с изложенным, Комиссией принято решение об оставлении жалобы Заявителя в части неознакомления с реализуемым имуществом без рассмотрения в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

2. Относительно довода об отказе в аккредитации на электронной торговой площадке Заявитель в своей жалобе указывает, что им был приложен полный комплект документов при подаче заявки.

Тем не менее, как отмечает Заявитель, Оператор ЭТП неправомерно отказывал в допуске с формулировкой - «В доступе к системе отказано».

В свою очередь, Комиссия отмечает следующее.

Согласно разделу 1 Регламента электронной торговой площадки (далее — Регламент ЭТП) при регистрации на электронной площадке Пользователю следует перейти посылке https://weteh.ru/registration/, в раздел «Регистрация» и начать регистрацию в статусе Участника или Организатора торгов, с последующей аккредитацией в секции торгов, далее Пользователь заполняет следующие графы:

Имя пользователя (логин) (*):

Адрес электронной почты (*):

Пароль (*):

Проверка пароля (*):

Фамилия (*): Имя (*):

Отчество (обязательно при наличии):

Цифры с картинки (*):

Далее Пользователь переходит по ссылке https://weteh.ru/personal/profile/ и может приступить к заполнению сведений Пользователя.

Регистрация пользователей на электронной площадке осуществляется без взимания платы.

Пользователь обязуется самостоятельно заполнить заявление на аккредитацию с указанием анкетных данных, обязательных для заполнения, в том числе, адрес регистрации необходимо указать, в строгом соответствии записи в паспорте гражданина РФ, в графе «Кем выдан», указывается наименование и код подразделения ОВД, выдавшего паспорт. Данные предоставленные некорректно, с допущенными ошибками в сведениях являются причиной для отклонения заявки на регистрацию, до устранения ошибок. Срок проверки внесенных изменений не превышает пять рабочих дней, с момента изменения таких данных.

Между тем, в соответствии с пунктом 9.1 Регламента ЭТП для обеспечения доступа к участию в торгах, оператор электронной площадки проводит аккредитацию Пользователей на электронной площадке. Подавая документы в заявке на аккредитацию, в секции торгов, содержание персональные данные Пользователя и иго доверителя, Пользователь обязуется предоставить Согласие на обработку персональных данных, хранение и уничтожение документов, содержащих личные данные Заявителя. Образец согласия на обработку персональных данных размещен в разделе «Политика сайта в отношении обработки и защиты персональных данных» (https://weteh.ru/privacy/).

Согласно пункту 9.3 Регламента ЭТП зарегистрированные на универсальные электронной торговая площадке, лица присоединяются к настоящему Регламенту, путем предоставления заявления о присоединении к Регламенту (Приложения 1), с приложением настоящего документа (Регламент проведения торгов в электронной форме на электронной площадке Универсальная электронная торговая площадка https://weteh.ru/) заверенного собственноручной или электронной подписью.

Пунктом 9.6 Регламента ЭТП установлено, что для организации и участия в торгах на основании Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ Пользователи направляют заявку на аккредитацию (заполняется автоматически из сведений Пользователя) в секции торгов https://weteh.ru/personal/accreditation/, с приложением следующих документов:

Для физических лиц:

- копии паспорта гражданина Российской федерации или документ, подтверждающий личность для иностранных граждан с нотариальным переводом такого документа на русский язык;

- физические лица, иностранные граждане, лица без гражданства (в том числе представители) дополнительно представляют документы, подтверждающие в соответствии с действующим законодательством их законное пребывание (проживание) на территории Российской Федерации, в том числе миграционную карту;

- страховой номер индивидуального лицевого счёта; - идентификационный номер налогоплательщика;

- согласие на обработку персональных данных, хранение и уничтожение документов, содержащих личные данные Заявителя;

- заполненный опросный лист (в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»);

- нотариальная доверенность в случае регистрации на электронной площадке физического лица (Доверителя) с целью получения доступа к участию в торгах в случае, если интересы такого физического лица представляет другое лицо (Поверенный), обладающее квалифицированной электронной подписью.

Для индивидуальных предпринимателей:

- копии паспорта гражданина Российской федерации или документ, подтверждающий личность для иностранных граждан с нотариальным переводом такого документа на русский язык;

- страховой номер индивидуального лицевого счёта;

- физические лица - иностранные граждане и лица без гражданства (в том числе представители) дополнительно представляют документы, подтверждающие в соответствии с действующим законодательством их законное пребывание (проживание) на территории Российской Федерации, в том числе миграционную карту;

- идентификационный номер налогоплательщика;

- копия свидетельства о регистрации индивидуального предпринимателя;

- Копия - согласие на обработку персональных данных, хранение и уничтожение документов, содержащих личные данные Заявителя;

- заполненный опросный лист (в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»);

- нотариальная доверенность в случае регистрации на электронной площадке индивидуального предпринимателя (Доверителя) с целью получения доступа к участию в торгах в случае, если интересы такого индивидуального предпринимателя представляет другое лицо (Поверенный), обладающее квалифицированной электронной подписью.

В свою очередь, согласно пункту 9.12 Регламенту ЭТП Оператор электронной площадки отказывает Заявителю в аккредитации, в случае непредставления им документов и сведений, согласно требованиям настоящего регламента или в случае, если представленные Заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям, либо представленные сведения являются недостоверными. Отказ в аккредитации на электронной площадке по иным основаниям, не допускается. В случае принятия решения об отказе в Аккредитации, Оператор электронной площадки направляет Заявителю в личный кабинет или по средствам электронной почты, в адрес, указанный Заявителем в разделе «почтовые рассылки», уведомление, содержащее основания для принятия такого решения.

Заявитель вправе повторно подать заявление на аккредитацию с представлением необходимых документов и сведений.

Таким образом, Комиссия отмечает, что в соответствии с Регламентом ЭТП Пользователь обязуется самостоятельно заполнить заявление на аккредитацию с указанием анкетных данных, обязательных для заполнения, в том числе, адрес регистрации необходимо указать, в строгом соответствии записи в паспорте гражданина РФ, в графе «Кем выдан», указывается наименование и код подразделения ОВД, выдавшего паспорт. При этом данные, предоставленные некорректно, с допущенными ошибками в сведениях являются причиной для отклонения заявки на регистрацию до устранения ошибок. Срок проверки внесенных изменений не превышает пять рабочих дней, с момента изменения таких данных.

В свою очередь, Комиссия обращает внимание, что пунктом 9.15 Регламента ЭТП установлено, что заявка, отклоненная оператором ЭТП «ВЭТЭ», перемещается в архив, в течении пяти рабочих дней со дня отправки повторной заявки на аккредитацию. При подаче повторной заявки на аккредитацию, Пользователь соглашается с причиной ее отклонения и не имеет претензий к оператору ЭТП «ВЭТЭ» ввиду отсутствия попыток устранить замечания Оператора.

Соответственно, в силу буквального толкования указанного пункта Заявитель, повторно подавая заявку на аккредитацию, согласился с причиной отклонения.

Вместе с тем на заседание Комиссии Оператор ЭТП представил скриншоты с электронной торговой площадки, согласно которым в составе заявки Заявителя, поданной от 25.08.2023, отсутствовал необходимый перечень документов, требуемый положениями Регламента ЭТП.

Заявитель не отрицал данного факта.

Таким образом, Комиссия считает решение Оператора ЭТП относительно отклонения заявки Заявителя правомерным, принятым в соответствии с требованиями Регламента ЭТП.

Соответственно, в рассматриваемом случае Комиссия не усматривает в действиях Оператора ЭТП нарушений действующего законодательства.

Между тем, в силу части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов. Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Управление особо отмечает, что использование предусмотренных законом средств защиты только формальным способом при отсутствии реального интереса в защите права, а также с целью причинить ущерб иным лицам, содержит в себе явные признаки злоупотребления правом.

Данное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении жалобы.

Таким образом, в рассматриваемом случае довод жалобы не нашел документального подтверждения действительного (а не мнимого) нарушения прав Заявителя, поскольку достаточных и достоверных доказательств тому представлено не было.

В связи с изложенным, довод Заявителя не находит своего подтверждения и признается Комиссией необоснованным в указанной части.

Заявитель, как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Организатора торгов нарушений Закона об исполнительном производстве, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о признании жалобы Заявителя необоснованной в части оспаривания действий Оператора ЭТП при проведении Организатором торгов, в части оспаривания действий Организатора торгов — жалобу оставить без рассмотрения.

На основании изложенного и руководствуясь частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Заявителя в части оспаривания действий Оператора ЭТП при проведении Организатором торгов Торгов необоснованной, в части оспаривания действий Организатора торгов — жалобу оставить без рассмотрения.

2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 13.09.2023 № НП/38741/23.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны