Решение б/н б/а от 8 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-8686/2024 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

04.07.2024 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии:

<...>заместителя начальника отдела антимонопольного контроля торгов;

членов Комиссии:

<...> — заместителя начальника отдела антимонопольного контроля торгов;

<...> — ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля торгов;

при участии посредством видео-конференц-связи <...> (лично), представителей РТУ МИРЭА <...>, <...>,

рассмотрев жалобу ИП <...> (далее — Заявитель) на действия РТУ МИРЭА (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку лабораторной мебели (реестровый № 32413698894, далее — Закупка) ,

в соответствии со статей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Согласно доводам жалобы Заказчик необоснованно отклонил заявку Заявителя, соответствующую требованиям документации.

Также Заявитель указывает на нарушение Заказчиком требований к составлению протокола, в части указания наименования Заявителя, а также пунктов документации, на сновании которых Заказчик отклонил заявку Заявителя.

Представитель Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Комиссией установлено, что извещение о проведении Закупки опубликовано Организатором закупки на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС) 11.06.2024.

Изменения в документацию были размещены в ЕИС 18.06.2024.

Предметом закупки является заключение договора на поставку лабораторной мебели.

НМЦД: 4 996 621 (Четыре миллиона девятьсот девяносто шесть тысяч шестьсот двадцать один) рубль 52 копейки, в том числе НДС.

Начало срока подачи заявок: 11.06.2024.

Окончание срока подачи заявок: 21.07.2024 в 08:00.

Дата рассмотрения заявок: 24.07.2024.

Дата подведения итогов: 25.07.2024.

Согласно извещению Закупка проводится только среди субъектов малого и среднего предпринимательства, в связи с чем Заказчик обязан руководствоваться особенностями, установлеными статьей 3.4 Закона о закупках.

В соответствии с техническим заданием к поставке подлежит антистатическое рабочее место, обладающее в том числе следующими характеристиками:

 

п/п

Наименование товара, указание на товарный знак (при наличии)

Код ОКПД 2, КТРУ

Технические характеристики

Значение, предлагаемое участником закупки

Единицы измерения

Кол-во

Инструкция по заполнению характеристик в заявке

Требуемый параметр

Требуемое значение

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Код ОКПД2

31.09.11.190

 

Антистатическое рабочее место

Покрытие металлических конструкций

 

Износостойкая порошковая краска в антистатическом ESD исполнении

 

компл.

19

«6»

 

Основной цвет

Светло-серый (RAL7035)

 

«6»

 

Комплектация антистатического рабочего места:

 

 

 

 

1. Стол наладчика с полкой, шт.

1

 

«6»

 

Согласно примечению к техническому Заданию «Инструкция по заполнению характеристик в заявке» в случае, если значение характеристики сопровождается цифрой «6», то значение характеристики не может изменитья участником закупки.

В соответствии с техническим предложением Заявителя по позиции № 1 был предложен товар, включающий следующие характеристики:

 

Технические характеристики

Значение, предлагаемое участником закупки

Требуемый параметр

Требуемое значение

 

3

4

5

Покрытие металлических конструкций

Износостойкая порошковая краска в антистатическом ESD исполнении

 

Основной цвет

Светло-серый (RAL7035)

 

Комплектация антистатического рабочего места:

 

 

1. Стол наладчика с полкой, шт.

1

 

 

Согласно протоколу подведения итогов запроса котировок от 21.06.2024 №32413698894-01 заявка «<...>» (№3) была не допущена, поскольку «заявка участника не соответствует пп. 3.4.3.1 п. 3.4. Документации, а именно:

участник закупки в перовй части заявки не указал конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным Документацией; В соответствии с ч. 1), ч. 2) пп. 3.8.3, п. 3.8. Документации Комиссия не допускает участника закупки к участию в аукционе в электронной форме».

Заявитель с указанным основанием отклонения недопуска не согласился, поскольку, по мнению Заявителя, Заказчиком неверно указано наименование Заявителя, а именно не указано, что Заявитель является индивидуальным предпринимателем, а также в связи с тем, что Заказчик, недопустив Заявителя, в качестве обоснования привел пункты документации, которые не относятся запросу котировок, а относятся к порядку проведения аукциона.

Учитывая изложенное, Заявитель считает, что заявка соответствовала требованиям документации, в связи с чем действия Заказчика являются неправомерными.

Заказчик, в свою очередь, пояснил на заседании Комисии, что содежащиеся в итоговом протоколе ссылки на пункты аукционной документации указаны ошибочно. Данная отсылка является технической ошибкой и не повлияла на решение комиссии и на основание для отклонения заявки Заявителя, а именно: непредставления документов и информации, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок в электронной форме. При этом пунктом 1.8 Извещения предусмотрено аналогичное основание для отклонения.

Относительно наименования Заявителя Заказчик пояснил, что наименования участников выгружаются в текст протокола посредством функционала ЭТП, в связи с чем вина Заказчика в отсутствии в протоколе сведений о том, что Заявитель является индивидуальным предпринимателем отсутствует.

Также Заказчик указал, что основанием отклонения заявки послужило нарушение Заявителем требований к оформлению и содержанию заявки, поскольку Заявитель не указал значения показателей товара «Покрытие металлических конструкций», «Основной цвет», «Комплектация антистатического рабочего места: 1. Стол наладчика с полкой, шт.». Данные параметры являются принципиальными для Заказчика, определяющие назначение мебели для последующей эксплуатации, в связи с чем неуказание участником закупки данных показателей может являться препятствием для заключения договора и его исполнения, поскольку в договор включаются значения, предложенные победителем закупки в заявке.

Рассмотрев позиции сторон и предоставленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 6 статьи 3.2 Закона о закупка заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктом 3 части 13 статьи 3.2 Закона о закупках определено, что протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (в случае, если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием в том числе:

а) количества заявок на участие в закупке, которые отклонены;

б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка.

В соответствии с пукнтом 5 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол), должен содержать следующие результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе:

а) количества заявок на участие в закупке, окончательных предложений, которые отклонены;

б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение;

Таким образом, неверное указание пунктов документации, на основании которых Заказчик принял решение о недопуске участника является нарушением пункта 3 части 13 и пункта 5 части 3 статьи 14 статьи 3.2 Закона о закупках.

Вместе с тем необходимость указания у участника статуса индивидуального предпринимателя не предусмотрена Законом о закупках, в связи с чем неуказание данных сведений не является нарушением Закона о закупках.

При этом Заявителем не предоставлены доказательства, что неуказание сведений о статусе индивидуального предпринимателя привело к нарушению прав Заявителя.

Оценивая правомерность отклонения заявки, Комиссия счиает необходимым отметить, что частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Комиссия также считает необходимым отметить, что в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 3 Закона о закупках конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с обязательным соблюдением условия обеспечения конкуренции между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки.

В силу части 29 статьи 3.4 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключается на условиях, которые предусмотрены проектом договора, документацией о конкурентной закупке, извещением об осуществлении конкурентной закупки и заявкой участника такой закупки, с которым заключается договор.

Таким образом, учитывая требования Закона о закупках, по результатам проведения конкурентной закупки Заказчик обязан заключить договор с участником Закупки на условиях, изложенных в заявке победителя, а равно, предложение участника закупки, предоставленное им в составе заявки, должно быть продублировано в проект договора, и его отсутствие или отсутствие какой-либо части сведений/требований/условий исполнения договора в описании, будет являться основанием для не включения их в состав договора и основанием для отказа от их исполнения, или не учета при исполнении со стороны лица, выигравшего Закупку.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

В силу пункта 1.8 Извещения комиссия принимает решение о несоответствии заявки на участие в запросе котировок в электронной форме в случае непредставления документов и информации, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок в электронной форме.

Также техническим заданием определено, что основными требованиями к Товару являются его соответствие требованиям настоящего Технического задания, а также соответствие требованиям стандартов и технических условий, предъявляемых к соответствующей категории товара.

Таким образом, требование о необходимости указания характеристик товара предъявлено в равной мере ко всем участникам закупки, а равно у Заявителя не имелось оснований для непредставления указанных сведений.

Учитывая, что заявка Заявителя не содержала сведений, предоставление которых предусмотрено документацией, Комиссия считает решение комиссии по закупкам об отклонении заявки Заявителя правомерным, принятым в соответствии с требованиями документации и требований Закона о закупках.

При этом Комиссия считает необходимым отметить, что в силу части 8 ГК РФ, подавая заявку на участие в Закупке, Заявитель конклюдентно согласился с условиями проведения конкурентной процедуры, в том числе с требованиями, предъявляемым к заявке и приложениям к ней, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае представления документов, не отвечающих таким требованиям.

В свою очередь, Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений Закона о закупках, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки конкретных фактических обстоятельств, установленных на заседании и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы в указанной части.

Рассмотрев вопрос о выдаче обязательного к исполнению предписания, Комиссия пришла к выводу о нецелесообразности выдачи предписания, поскольку у Заказчика имелись основания для недопуска заявителя к Закупке, в связи с чем исполнение предписания не привело бы к восстановлению прав Заявителя.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу <...> на действия РТУ МИРЭА (ИНН: 7729040491; ОГРН:1037739552740) при проведении Закупки частично обоснованной.

2. Установить в действиях Заказчика нарушения части 6, пункта 3 части 13, пункта 5 части 14 статьи 3 Закона о закупках.

3. Обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Заказчику не выдавать.

4. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 28.06.2024 № НП/26006/24.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны