Решение б/н б/а от 4 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-10933/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

01.08.2022 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

«...»;

членов Комиссии:

«...»;

«...»;

при участии посредством видеконференцсвязи представителей АО «Росипподромы»;

в отсутствие представителей ООО «КГ «ВСК», ЗАО «УЭТП», уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 27.07.2022 № НП/39069/22;

рассмотрев жалобу ООО «КГ «ВСК» (далее - Заявитель) на действия АО «Росипподромы» (далее — Заказчик) при проведении запроса предложений на право заключения договора на оказание услуги по определение рыночной стоимости объектов недвижимости для целей снижения кадастровой стоимости, включая подготовку и сопровождение отчетов об оценке объектов недвижимости (реестровый № 32211506093, далее — Закупка) (далее — Жалоба),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

Рассмотрение жалобы проводилось в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи.

Инструкция по подключению и использованию системы TrueConf размещена на официальном сайте Московского УФАС России по ссылке: https://moscow.fas.gov.ru/page/17962.

Заявлений о невозможности подключения к сеансу, а также возражений относительно рассмотрения жалобы посредством видеоконференцсвязи от Заявителя, которому направлялось уведомление о принятии жалобы к рассмотрению, в Управление не поступало.

Таким образом, учитывая, что указанное лицо надлежащим образом извещено о дате, времени и способе рассмотрения жалобы заблаговременно, Комиссия Московского УФАС считает возможным провести дистанционное рассмотрение жалобы в отсутствие представителей Заявителя.

Согласно части 16 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

1. Заявитель оспаривает оценку по критерию 1 «Опыт участника по оказанию услуг сопоставимого характера и объема». Как указывает Заявитель, в составе заявки им было предоставлено 43 решения суда о снижении кадастровой стоимости недвижимого имущества на 93 отчета, а также копии договоров и актов к ним. При этом заявке участника по данному критерию было присвоено 0 баллов. По мнению Заявителя, баллы по критерию 1, присвоенные его заявке, рассчитаны неверно.

2. Заявитель оспаривает условия присвоения баллов по критерию 1 «Опыт участника по оказанию услуг сопоставимого характера и объема», считая их завышенными. Заявитель отмечает, что для получения 100 баллов участникам необходимо предоставить от 251 до 300 отчетов об оценке рыночной стоимости объекта недвижимого имущества кадастровая стоимость недвижимого имущества была снижена Комиссией или/и решением суда. По мнению Заявителя, вероятность соответствия участников максимальному баллу по данному подкритерию является крайне малой и приводит к значительному ограничению конкуренции и нарушает пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, истребованные антимонопольным органом.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

При проведении Закупки Заказчик руководствовался нормами Закона о закупках и Положения о закупках товаров, работ, услуг Акционерного общества «Российские ипподромы», утвержденного Решением Совета директоров Акционерного общества «Российские ипподромы» (протокол № 66 от 07 апреля 2022) (далее – Положение о закупке).

В силу части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Комиссией установлено, что 28.06.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 32211506093 о проведении запроса предложений на оказание услуги по определение рыночной стоимости объектов недвижимости для целей снижения кадастровой стоимости, включая подготовку и сопровождение отчетов об оценке объектов недвижимости.

1. Заявитель указывает, что в соответствии с Итоговым протоколом от 11.07.2022 по критерию 1 «Опыт участника по оказанию услуг сопоставимого характера и объема» его заявке присвоено 0 баллов, при этом в составе заявки им было предоставлено 43 решения суда о снижении кадастровой стоимости недвижимого имущества на 93 отчета, а также копии договоров и актов к ним.

Между тем, Комиссия отмечает следующее.

В соответствии с приложением № 3 закупочной документации сравнительная оценка заявок Участников проводится по следующим критериям:

1. Оценка квалификации Участника.

2. Оценка коммерческого предложения.

 

Квалификация Участника

60%

Коммерческое предложение

40%

Всего

100%

 

Для оценки Заявок по критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта и деловой репутации специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» в документации установлены показатели.

 

 

Показатель критерия оценки

Содержание показателя

Значимость показателя в %, коэф-т значимости показателя

Количество баллов

1. Опыт участника по оказанию услуг сопоставимого характера и объема

Содержание показателя: Заказчиком будет оцениваться количество отчетов об оценке рыночной стоимости объекта недвижимого имущества и/или экспертных заключений, которые соответствуют следующим критериям:

- предметом являлось определение рыночной стоимости объекта недвижимого имущества для целей снижения кадастровой стоимости;

- оценка рыночной стоимости объекта недвижимого имущества должна быть проведена в период с 2019 по 2021 гг.;

- на основании отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимого имущества кадастровая стоимость недвижимого имущества была снижена Комиссией или/и решением суда.

В подтверждение наличия у Участника соответствующего опыта, Участник закупки должен приложить:

- копию отчета об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества и/или экспертного заключения, вместе с решением Комиссии и/или решением суда о снижении кадастровой стоимости недвижимого имущества, а также копию договора с актом об оказании услуг и/или определением суда о назначении соответствующей судебной экспертизы, либо прямую ссылку на страницу в сети Интернет, на которой размещены соответствующие документы. Ссылка должна быть предоставлена в формате, позволяющем копирование.

 

При оценке по данному показателю анализируется информация из Формы №5 Приложения к Документации.

70% (0,7)

До 50 – 0 баллов

От 50 до 100- 20 баллов

От 101 до 150 – 40 баллов

От 151 до 200 – 60 баллов

От 201 до 250 – 80 баллов

От 251 до 300 – 100 баллов

2. Квалификация трудовых ресурсов предлагаемых для оказания услуг.

Оценивается количество специалистов - оценщиков состоящих в трудовых отношениях с участником конкурса, удовлетворяющих совокупности следующих условий:

- должен иметь документ о членстве в саморегулируемой организации оценщиков (далее – СРОО);

- должен иметь действующий квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению «Оценка недвижимости».

В качестве документа, подтверждающего наличие трудовых отношений предоставляются копия трудовой книжки либо копия трудового договора.

К заявке должны быть приложены документы, подтверждающие членство оценщика в СРО.

 

При оценке по данному показателю анализируется информация из Формы №7 Приложения к Документации.

20% (0.2)

До 5 человек – 0 баллов

От 5 до 9 человек - 50 баллов

От 10 человек и более -100 баллов

3. Сведения, подтверждающие деловую репутацию

Оценивается наличие у Участника сертификата соответствия менеджмента качества Участника требованиям ГОСТ ISO 9001-2015 (ISO 9001-2015).

В подтверждение наличия у Участника сертификата соответствия менеджмента качества Участника требованиям ГОСТ ISO 9001-2015 (ISO 9001-2015), Участник закупки должен приложить копию такого сертификата.

10% (0,1)

Оценка по данному показателю производится на основании представленных Участником вышеуказанных документов:

 

0 баллов – при отсутствии; 100 баллов – при наличии.

 

В соответствии с Итоговым протоколом от 11.07.2022 оценка заявок на участие в запросе предложений проводилась по нестоимостному критерию «Квалификация участника», установленному в закупочной документации, выглядит следующим образом.

 

 

 

Опыт участника по оказанию услуг сопоставимого характера и объема

Значение по критерию с учетом значимости критерия 70%

1.

Общество с ограниченной ответственностью «Объективная оценка»

100

70

100

100

2.

Общество с ограниченной ответственностью «Консалтинговая группа «Высшие Стандарты Качества»

0

0

0

0

3

ООО «Арбитраж»

20

14

20

20

 

Комиссия отмечает, что Заказчиком в закупочной документации установлено, что для подтверждения наличия у Участника соответствующего опыта, Участник закупки должен приложить:

- копию отчета об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества и/или экспертного заключения, вместе с решением Комиссии и/или решением суда о снижении кадастровой стоимости недвижимого имущества, а также копию договора с актом об оказании услуг и/или определением суда о назначении соответствующей судебной экспертизы, либо прямую ссылку на страницу в сети Интернет, на которой размещены соответствующие документы. Ссылка должна быть предоставлена в формате, позволяющем копирование. Кроме того, заказчик в Документации указал, что при оценке по данному показателю анализируется информация из Формы № 5 Приложения к Документации.

Комиссия проанализировала документы в составе заявки Заявителя и установила, что Заявитель в Форме № 5 «Справка о наличии соответствующего опыта» указал сведения о 41 судебном решении.

При этом Комиссия отмечает, что в подтверждение сведений, указанных в Форме № 5 Заявителем приложены копии 93 отчетов об оценке, из них по 39 отчетам об оценке представлены копии судебных решений.

Также Комиссия отмечает, что ряд отчетов об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества был признан судами не соответствующими требованиям законодательства об оценочной деятельности (отчет об оценке № 163-08/2020 от 25.08.2020, отчет об оценке 161-08/202025.08.2020, отчет об оценке № 243-5/2019, отчет об оценке 276-07/2019).

В свою очередь, согласно порядку оценки и сопоставления заявок, установленному в Закупочной документации, к учету принимаются только отчета об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества и/или экспертного заключения с решением о снижении кадастровой стоимости недвижимого имущества. Вместе с тем, ввиду признания судами отчетов Заявителя об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества несоответствующими, снижение кадастровой стоимости имущества на основании таких документов не производилось.

На заседании Комиссии Заказчик также пояснил, что Заявитель в составе заявки предоставил отчеты № 253-12/2018, № 251-12/2018-1 - № 251-12/2018-10, № 264-12/2018, № 265-12/2018-1, № 265-12/2018-2, изготовленные в 2018 году, что также не соответствует периоду, установленному в Документации Заказчиком с 2019 по 2021.

Следовательно, Комиссия приходит к выводу, что Заявителем не представлено минимального для присвоения баллов по соответствующему критерию, количества отчетов об оценке рыночной стоимости объектов недвижимого имущества, выполненных в период с 2019 по 2021, на основании которых кадастровая стоимость недвижимого имущества была снижена Комиссией или/и решением суда.

В свою очередь, Законом о закупках в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений установлены общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

Закупочная процедура представляет собой совокупность действий заказчика, направленных на определение в порядке, установленном в положении о закупке, контрагента, с которым в последующем может быть заключен договор на лучших для заказчика условиях с точки зрения цены, качества и надежности закупаемых товаров (работ, услуг).

В настоящем случае, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о том, Заказчиком не допущено нарушений Закона о закупках при оценке заявок участников.

Комиссия отмечает, что закупочная документация размещена Заказчиком на официальном сайте, находится в свободном доступе, требования, указанные в конкурсной документации, в том числе и в отношении оценки заявок участников закупки, предъявляются в равной степени ко всем участникам закупки, что не нарушает принципы конкуренции, а также права и законные интересы участников закупки. Расчет баллов итогового рейтинга заявок применен в равной мере ко всем участникам закупки в соответствии с порядком оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе, установленным конкурсной документацией. Победителем Конкурса признан участник, заявке которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг.

При этом Заявителем в своей жалобе не приведено ссылок на нормы Закона о закупках и закупочной документации, которые по мнению Заявителя нарушены Заказчиком.

Действительных доказательств нарушения своих прав Заявителем Комиссии не представлено.

Само по себе несогласие Заявителя с итогами конкурентной процедуры не свидетельствует о нарушении Заказчиком положений Закона о закупках.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки конкретных фактических обстоятельств, установленных на заседании и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя в указанной части.

2. Относительно довода, что Заказчика неправомерно установлены условия присвоения баллов по критерию 1 «Опыт участника по оказанию услуг сопоставимого характера и объема», Комиссия отмечает следующее.

Заказчиком установлен срок окончания подачи заявок — 08.07.2022 10:00.

Вместе с тем, жалоба Заявителя подана в антимонопольный орган 18.07.2022 в 11:34.

Комиссия отмечает, что оспариваемые Заявителем положения документации (критерии оценки) подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок, а именно не позднее 08.07.2022 10:00.

В противном случае, реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников Закупки, которые подали заявки в соответствии с условиями Документации.

Согласно статье 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, «действия в обход закона» с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что обжалование Заявителем положений документации после принятия участия в самой закупочной процедуре не подлежит рассмотрению антимонопольным органом в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, так как Заявитель, принимая участие в публично-правовой процедуре, в силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации конклюдентно соглашается с ее условиями, в связи с чем презюмируется позиция участника о признании таких условий соответствующими положениям антимонопольного законодательства, в связи с чем обжалование участником Закупки положений Документации после окончания срока подачи заявок свидетельствует о злоупотреблении своим правом на обжалование процедуры.

Таким образом, Заявитель не может обжаловать указанные действия Заказчика при проведении Закупки, в связи с чем у Комиссии отсутствуют правовые основания для рассмотрения жалобы Заявителя в части оспаривания положений документации.

В соответствии с письмом ФАС России от 25.06.2019 № МЕ/53183/19 жалоба на положения документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2021 по делу №А40-178288/20.

В связи с изложенным, Комиссией принято решение об оставлении жалобы Заявителя в указанной части без рассмотрения в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Оставить жалобу ООО «КГ «ВСК» (ИНН: 7730135959; ОГРН: 1027739056476) на действия АО «Росипподромы» (ИНН: 7714873807; ОГРН: 1127746402112) при проведении Закупки без рассмотрения в части оспаривания положений закупочной документации, в остальной части — признать жалобу необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмами Московского УФАС России от 20.07.2022 № НП/37758/22 и от 27.07.2022 № НП/39069/22.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны