Заключение №ПО/54637/19 Заключение 077/07/5-11836/2019 от 18 октября 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFООО «РАФ Центр»
пос. Романовка, д. 31, кв. 44,
Ленинградская обл., Всеволжский р-н,
188670
АО «ОДК»
пр-т Буденного, д. 16,
г. Москва, 105118
ФАС России
Садовая Кудринская ул., д. 11,
Москва, Д-242, ГСП-3, 125993
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по делу № 077/07/5-11836/2019 о проверке сведений необходимости включения в реестр недобросовестных поставщиков
15.10.2019 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров
рассмотрев обращение о проведении проверки факта уклонения ООО «РАФ Центр» (далее также - Общество) от заключения договора с АО «ОДК» (далее также — Заказчик), поданное в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Обращение),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило Обращение АО «ОДК» о проведении проверки факта уклонения ООО «РАФ Центр» от заключения договора на оказание услуг по нормированию труда сотрудников АО «ОДК» (реестровый № 31908056662) (далее - Закупка).
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, приведенных в заявлении, возражениях на них Комиссия установила следующее.
02.07.2019 Заказчиком на Официальном сайте размещено извещение о проведении Закупки с начальной (максимальной) ценой договора в размере 1 444 795,17 руб.
В соответствии с протоколом подведения итогов Закупки от 02.08.2019 № 31908056662-04 победителем было признано ООО «РАФ Центр» с ценовым предложением в размере 700 000 руб без НДС.
В соответствии с пунктом 4.22.10 проект договора, заключаемого по итогам закупки и обеспечение исполнения договора (если такое требование было установлено в соответствии с п. 35 информационной карты), а также копия протокола разногласий к проекту договора, поданного в составе заявки на участие в закупке (в случае его предоставления в составе заявки), направляется лицом, с которым заключается договор, в адрес заказчика, организатора закупки в течение 5 (пяти) дней с даты официального размещения протокола, которым были подведены итоги закупки и определен ее победитель.
Пунктом 35 Информационной карты также установлено, что обеспечение заявки не предусмотрено.
В период с 02.08.2019 по 07.08.2019 в адрес Заказчика проект договора направлен не был.
12.08.2019 ООО «РАФ Центр» было признано уклонившимся от заключения договора.
23.08.2019 Заказчиком заключен договор с участником, занявшим второе место в Закупке.
Вместе с тем данные обстоятельства уже рассматривались Комиссией Московского УФАС России в рамках дела 077/07/00-8491/2019 и признаны необоснованными ввиду следующего.
Комиссия, оценив доводы Общества установила, что пунктом 4.22.15 Закупочной документации установлено несколько альтернативных способов направления победителем проекта договора Заказчику:
- нарочным ответственному исполнителю заказчика, организатора закупки;
- посредством курьерской или иной службы доставки;
- почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу заказчика, организатора закупки, указанному в извещении и документации о закупке.
Таким образом, Общество могло направить проект договора иными способами, чем почтовое отправление.
Комиссия посчитала необходимым отметить, что нахождение руководителя в командировке не снимает с Общества обязанности по исполнению обязанностей, взятых на себя ООО «РАФ Центр» при подаче заявки на участие в Закупке.
Более того, ООО «РАФ Центр», подав заявку в силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации конклюдентно согласился с требованиями Закупочной документации, в том числе относительно сроков направления договора, в связи с чем ссылки Общества относительно избыточного ограничения сроков не может быть принято Комиссией во внимание.
Относительно довода ООО «РАФ Центр» о позднем формировании Заказчиком карточки договора на ЭТП Комиссия отметила, что, во-первых, заключение договора с использованием функционала электронной площадки не предусмотрено положениями документации, а, во-вторых, обязанность по направлению проекта договора возложена на победителя процедуры, а не на Заказчика.
Также Комиссия отклоняет довод Общества о своевременном направлении проекта договора Заказчику посредством электронной почты как не соответствующий фактическим обстоятельствам дела, так как согласно представленной в материалы дела распечатки входящей почты Заказчика, письмо от ООО «РАФ Центр» (адрес эл. почты - 1@raf-center.ru), имеющее исходящую дату 07.08.2019, поступило в адрес АО «ОДК» 09.08.2019 в 00:35. Кроме того, как указывалось ранее, пункт 34 Информационной карты предусматривает только одну форму заключения договора — бумажную. Следовательно, направление договора иными способами не может быть признано надлежащим исполнением соответствующей обязанности со стороны победителя.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 4.22.20 Закупочной документации участник закупки признается уклонившимся от заключения договора в случае непредставления подписанного им договора в предусмотренные документацией о закупке сроки.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что у Заказчика имелись правовые основания для признания Общества уклонившимся от заключения договора по результатам Закупки.
Комиссия, оценивая действия Общества, в рамках проведения настоящей проверки, отмечает следующее.
Реализуя свое право на участие в закупочной процедуре, ООО «РАФ Центр», согласившись на условия проведения Закупки, подало соответствующую заявку.
При таких обстоятельствах заключение договора является обязанностью, исходя из положений статьи 5 Закона о закупках.
В силу части 1 статьи 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Пунктом 2 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства России от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» предусмотрено, что, в случае уклонения победителя закупки или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор, при уклонении победителя закупки от заключения договора, заказчик направляет сведения о таких лицах в ФАС России в срок не позднее 30 календарных дней со дня заключения договора с вышеуказанным участником закупки или со дня истечения срока подписания договора.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона о закупках в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договора.
Комиссия пришла в выводу, что ООО «РАФ Центр» не проявило должной степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательств, что, в итоге, привело к незаключению договора, а следовательно, к нарушению нормального (обычного) режима функционирования Заказчика.
Комиссия, оценив фактические обстоятельства в их совокупности и взаимосвязи, в том числе, учитывая ненаправление договора Заказчику, приходит к выводу, что факт уклонения ООО «РАФ Центр» от заключения договора, а равно наличие в действиях последнего признаков недобросовестности, подтверждены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 5 Закона о закупках, Комиссия
ЗАКЛЮЧИЛА:
Рекомендовать включить сведения об ООО «РАФ Центр» (ИНН: 4703146882; ОГРН: 1164704063270; адрес местонахождения: 188670, Ленинградская область, Всеволожский район, поселок Романовка, дом 31, квартира 44) в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Законом о закупках.
Примечание: в соответствии с частью 6 статьи 5 Закона о закупках включение сведений (но не заключение территориального органа о наличии оснований для включения в реестр) об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, о поставщике (исполнителе, подрядчике), с которым договор расторгнут в связи с существенным нарушением им договора, в реестр недобросовестных поставщиков или содержание таких сведений в реестре недобросовестных поставщиков может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.