Решение №730/23 б\а от 12 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 077/07/00-19764/2022 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров 10.01.2023 г. Москва Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе: Председательствующего Комиссии:  при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ФГАУ «ОК «Архангельское», в отсутствие представителей ООО «СК «ФОРТ ИНВЕСТ», извещенных надлежащим образом о дате, месте и времени заседания письмом Московского УФАС России от 27.12.2022 №НП/66325/22, рассмотрев жалобу ООО «СК «ФОРТ ИНВЕСТ» (далее - Заявитель) на действия ФГАУ «ОК «Архангельское» (далее — Заказчик) при проведении предварительного квалификационного отбора для дальнейшего участия в упрощенных процедурах закупок на право заключения Контрактов на тему: «Выполнение работ по капитальным и текущим ремонтам объектов» (реестровый № 32211919951, далее — Закупка), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), 2023-447 2 УСТАНОВИЛА: В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки. Рассмотрение жалобы проводилось в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи. Инструкция по подключению и использованию системы TrueConf размещена на официальном сайте Московского УФАС России по ссылке: https://moscow.fas.gov.ru/page/17962. Заявлений о невозможности подключения к сеансу, а также возражений относительно рассмотрения жалобы посредством видеоконференцсвязи от Заявителя, которому направлялось уведомление о принятии жалобы к рассмотрению, в Управление не поступало. Таким образом, учитывая, что указанное лицо надлежащим образом извещено о дате, времени и способе рассмотрения жалобы заблаговременно, Комиссия Московского УФАС считает возможным провести дистанционное рассмотрение жалобы в отсутствие представителей Заявителя. Согласно части 16 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. 2023-447 3 Часть 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика. Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках. Согласно доводам жалобы, нарушения со стороны Заказчика выразились в ненадлежащем формировании положений конкурсной документации, а именно: 1) Установление требования к способу подачи заявки в бумажном виде. 2) Установление требования к составу заявки для оценки рейтинга. 3) Установление некорректного времени приема заявок и способа их передачи Заказчику. Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, запрошенные антимонопольным органом. Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам. В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке). В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на 2023-447 4 участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора. Как следует из материалов дела, Заказчиком 05.12.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) была размещена информация о проведении Закупки. 1. По мнению Заявителя, требование к подаче заявки только на бумажном носителе является ограничением конкуренции по территориальному признаку, поскольку влечет дополнительные затраты для участника и Заказчика. На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что данное требование установлено в целях обеспечения потребности Заказчика и для удобства последнего. Оценивая данный довод жалобы, Комиссией было установлено. Согласно пункту 6.2 документации для участия в предварительном квалификационном отборе претендент должен подать заявку на участие в предварительном квалификационном отборе по форме и в порядке, установленными документацией о проведении предварительного квалификационного отбора. Заявка на участие в предварительном квалификационном отборе подается в запечатанном конверте, на котором в обязательном порядке должно быть указано следующее: а) наименование и адрес участника, представившего заявку на участие в предварительном квалификационном отборе; б) наименование и адрес Заказчика, указанный в Извещении; в) слова «Заявка на участие в предварительном квалификационном отборе №___ от _______»; г) слова «НЕ ВСКРЫВАТЬ ДО…» (указать время и дату, указанные в Извещении как дата Рассмотрения заявок на участие в предварительном квалификационном отборе). В соответствии с разделом 9 документации участник процедуры закупки подает заявку на участие в предварительном квалификационном отборе в письменной форме в запечатанном конверте по форме и в порядке, установленном в настоящей документации о проведении такого отбора. При этом на таком конверте указывается наименование организации участника, подавшей заявку на участие в котором подается данная заявка. Заявка может быть подана в письменной форме, посредством почты или нарочным. Согласно пункту 14 информационной карты адрес для представления заявок нарочным или по почте: 108803, г. Москва, поселение Воскресенское, поселок Воскресенское, ФГАУ «ОК «Архангельское», здание администрации. При этом, Комиссия отмечает, что в Законе о закупках не содержится положения, запрещающего устанавливать требование о подаче заявки исключительно в бумажной форме. Также согласно пункту 2.2 статьи 13 Положения неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи Положения. Способы неконкурентной закупки: 2023-447 5 1) Запрос ценовых котировок. 2) Предварительный квалификационный отбор (далее - ПКО); 3) Упрощенная процедура закупки (далее - УПЗ); 4) Закупка у единственного поставщика (далее - закупка у ЕП 5) Запрос цен; 6) Запрос оферт; Неконкурентные закупки могут проводиться как в письменной форме на бумажном носителе, так и в электронной форме с использованием электронной площадки В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 65 Положения участник процедуры закупки подает заявку на участие в предварительном квалификационном отборе в письменной форме в запечатанном конверте по форме и в порядке, установленном в документации о проведении такого отбора. При этом на таком конверте указывается наименование организации участника, подавшей заявку на участие в котором подается данная заявка. Заявка может быть подана в письменной форме закупки, а также посредством почты или нарочным. Таким образом, требование о подачи заявок в бумажном виде не противоречит Закону о закупках и Положению о закупках. 2. По мнению Заявителя, требование Заказчика по заполнению форм для оценки заявки по оценочным критериям нарушает принципы проведения конкурентных закупок. Также Заявитель отмечает, что Положение об оценке и Закон № 44-ФЗ не допускают требовать от участников заполнять справки о квалификации для начисления баллов. Оценивая данный довод жалобы, Комиссией было установлено. В силу пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке. Согласно пункту 11.1 документации комиссия осуществляет оценку и сопоставление только тех заявок на участие в предварительном квалификационном отборе, в отношении которых принято решение о допуске к участию в предварительном квалификационном отборе. В соответствии с пунктом 11.2 документации для оценки заявки осуществляется расчет итогового рейтинга по каждой заявке (в соответствии с Методикой оценки заявок на участие в предварительном квалификационном отборе). Итоговый рейтинг заявки рассчитывается путем сложения рейтингов по каждому критерию оценки заявки. Первые три участника набравшие более 10 баллов включаются в перечень подрядчиков Учреждения. В силу пункта 11.3. документации критерии по каждому участнику предварительного квалификационного отбора. Расчет баллов по каждому критерию осуществляется в соответствии с Методикой оценки заявок на участие в предварительном квалификационном отборе. № п/п Критерии отбора Подтверждающие документы 1. Лист Наличие у участника опыта выполнения работ, аналогичных по Справку о выполнении аналогичных (сопоставимых) по тематике предварительного квалификационного отбора Контрактов за последние 3 года (с указанием сведений о контактном лице заказчика, предмете Контракта, 2023-447 6 оценки №1 предмету (объему, срокам, цене и т.д.) будущих закупок стоимости выполненных работ, месте выполнения работ, номера и даты Контракта, в том числе номера реестровой записи на общероссийском сайте для размещения информации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, при наличии заключенных государственных (муниципальных) контрактов); Копии Актов выполненных работ по соответствующим договорам (Контрактам) по желанию. 2. Лист оценки №2 Квалификация участника. Наличие у участника трудовых ресурсов Документы, подтверждающие наличие квалифицированных специалистов, а именно: копии дипломов, аттестатов, сертификатов, свидетельств, и иных документов, специалистов участника (прорабов, мастеров, инженеров), ответственных за выполнение работ по Контракту, заверенные подписью руководителя и печатью организации. Копии приказов о приеме на работу специалистов. 3. Лист оценки №3 Наличие у участника финансовых ресурсов Участник представляет копию бухгалтерского баланса с отметкой инспекции Федеральной налоговой службы (Форма 1) и отчет о прибылях и убытках (Форма 2) за прошедший календарный год. В случае нахождения участника на специальном режиме налогообложения – участник предоставляет копии соответствующих режиму форм отчетности. 4. Лист оценки №4 Наличие у участника оборудования, инструмента и других технических средств Справка о наличии оборудования, инструментов, механизмов с указанием наименования, производителя, количества оборудования, и иных приспособлений, необходимых для своевременного и качественного выполнения работ. Наличие у участника транспортных средств Справка о наличии собственных или арендуемых транспортных средств с указанием наименования и количества с приложением копий свидетельства о регистрации ТС. Наличие у участника производственных мощностей Справка о наличии собственной или арендуемой технической базы, склада, офиса с приложением копий документов (свидетельств о собственности, договоров аренды, найма и пр.). 5. Лист оценки №5 Деловая репутация участника, сведения о претензионной и исковой деятельности участника. Копии документов, подтверждающих соответствие Участника требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом предварительного отбора, в частности: - копии необходимых лицензий на виды деятельности, связанные с исполнением Контракта, если данные виды деятельности лицензируются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. - свидетельство СРО, на виды работ, влияющие на безопасности в строительстве. Наличие положительных отзывов. Копии соответствующих документов (благодарственные письма, отзывы, сертификаты на награды и т.п.) Наличие сертификата серии ГОСТ Р ИСО 9001 Отсутствие претензий к качеству ранее выполненных работ. Все копии документов и справки должны быть подписаны уполномоченным лицом и заверены печатью организации, участвующей в предварительном квалификационном отборе. Вместе с тем Комиссия отмечает, что установленные критерии носят оценочный характер и не являются критерием допуска. Незаполнение установленных форм влияет исключительно на оценку заявки и не ограничивает количество участников закупки. Процедура оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке направлена на выявление участника, заявка которого содержит лучшее предложение по исполнению договора, в том числе, исходя из опыта, имеющегося у участника Закупки, и никаким образом не может ограничить участников Закупки в их праве подать заявку на участие в такой Закупке и предложить условия исполнения договора, более выгодные, чем у других участников закупки. Кроме того, в связи с тем, что согласно пункту 2.2 статьи 13 Положения оспариваемая закупка является неконкурентной, принципы проведения конкурентных закупок не могут 2023-447 7 быть нарушены. Также данная закупка проводится в соответствии с положениями Закона о закупках, в связи с чем доводы Заявителя о том, что Положение об оценке и Закон № 44-ФЗ не допускают требовать от участников заполнять справки о квалификации для начисления баллов, признаются несостоятельными, поскольку положения Закона о контрактной системе не могут быть применены к Закупкам, проводимым по правилам Закона о закупках. Комиссия также отмечает, что Заявителем не приведено ссылок и доказательств нарушения Закона о закупках установлением оспариваемых положений документации. 3. По мнению Заявителя, Заказчик указал время, данное на подачу заявок, в которое подать заявку невозможно. Также информация о действии на территории Заказчика пропускного режима и необходимости предварительного заказа пропуска не позволяет участнику оценить количество времени, необходимое для подачи заявки. Заявитель отмечает, что данные положения вводят участника в заблуждение. Оценивая данный довод жалобы, Комиссией было установлено. Согласно пункту 13 информационной карты адрес для представления заявок нарочным или по почте: 108803, г. Москва, поселение Воскресенское, поселок Воскресенское, ФГАУ «ОК «Архангельское», здание администрации. Ежедневно в рабочие дни с 10.00 часов до 16.00 часов (обед с 13.00 до 14.00) по московскому времени. Срок подачи заявок на участие в предварительном квалификационном отборе: Дата начала – дата размещения извещения о проведении предварительного квалификационного отбора на официальном сайте в ЕИС. Дата и время окончания – 26 декабря 2022 года 10.00 (время московское). Согласно пункту 17 информационной карты вскрытие конвертов с заявками на участие в предварительном квалификационном отборе – 26 декабря 2022 г. в 14 часов 00 минут по московскому времени по адресу Заказчика. Также, в соответствии с извещением, дата и время окончания подачи заявок на участие в предварительном квалификационном отборе: 26 декабря 2022 года в 10.00 по московскому времени. Дата и время рассмотрения заявок на участие в предварительном квалификационном отборе: 27 декабря 2022 года, 14.00 по московскому времени. На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что Заявитель запросов на разъяснение документации Заказчику не подавал, по указанным в документации контактным номерам телефона не обращался. Рабочий день Заказчика имеет график с 09:00 до 18:00, таким образом, Заявитель имел возможность подать заявку до 10:00 26.12.2022. Указанный факт также подтверждает протокол № ПКО-01/2022 от 28.12.2022, согласно которому заявки пп. № № 4 и 5 (№№ 1087 и 1088) были поданы 26.12.2022 в 09:00 и 09:05 соответственно. Кроме того, Заявитель не был ограничен в возможности подать заявку посредством почтового отправления. 2023-447 8 Вместе с тем Комиссия отмечает, что Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются требованиями законодательства в сфере закупок и положением о закупках, разработанным самостоятельно с учетом потребностей конкретного заказчика. В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке. Таким образом, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности. Законом о закупках заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, направленные в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности. При этом уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции. Направленные на обеспечение потребностей отдельных видов юридических лиц в товарах, работах и услугах отношения, регулируемые Законом № 223-ФЗ, имеют целью повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг (ст. 1). Приведенные правовые позиции, позволяя определить круг правомерных действий заказчика при установлении в документации о закупке, проводимой по правилам Закона №223-ФЗ, требований к участникам, отличающихся достаточной степенью строгости, указывают также на обстоятельства, наличие которых является индикатором нарушения принципов, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, и которые подлежат выяснению антимонопольным органом в целях выявления в действиях заказчика данного нарушения. Такие обстоятельства подразумевают фактическое, а не мнимое предоставление преимущественных условий участия в закупке для отдельных 2023-447 9 хозяйствующих субъектов, ограничение возможности участия наибольшего числа конкурентов в целях обеспечения победы в закупке данных хозяйствующих субъектов. При этом целесообразность введения повышенных требований к участникам, включая требования к опыту и квалификации, не может выступать в качестве самостоятельного предмета оценки в отрыве от обстоятельств, указывающих на фактическое, а не мнимое предоставление преимущественных условий участия в закупке для отдельных хозяйствующих субъектов, ограничение возможности участия наибольшего числа конкурентов в целях обеспечения победы в закупке данных хозяйствующих субъектов. Комиссия также отмечает, что отсутствие у хозяйствующего субъекта необходимых условий для участия в Закупке не является доказательством, подтверждающим, что требования Заказчика привели к ограничению конкуренции. Каждый хозяйствующий субъект самостоятельно принимает решение об участии в закупочной процедуре, действия каждого из них влияют на результаты закупки, победителем которого определяется лучший из участников, то есть наиболее конкурентоспособный. В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу, что установленные Заказчиком в закупочной документации оспариваемые Заявителем положения, не нарушают права участников и не ограничивают конкуренцию. Кроме того, на участие в закупке было подано 5 заявок, которые согласно протоколу допущены к дальнейшему участию. Вместе с тем Заявитель на заседание Комиссии не явился, действительных доказательств нарушения своих прав и ограничения конкуренции не представил. Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено. При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ). 2023-447 10 С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы. На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия РЕШИЛА: 1. Признать жалобу ООО «СК «ФОРТ ИНВЕСТ»  на действия ФГАУ «ОК «Архангельское» при проведении Закупки необоснованной. 2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 27.12.2022 №НП/66325/22. Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны