Решение №20585/19 решение по жалобе ООО «УК Стройжилпрофи» на действия Префект... от 26 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

по делу № 1-00-631/77-19 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

02.04.2019 Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия),

рассмотрев жалобу ООО «УК Стройжилпрофи» (далее — Заявитель, Общество) на действия Префектуры ТиНАО г. Москвы (далее — Организатор торгов) при проведении торгов посредством открытого конкурса на право заключения договора на обслуживание многоквартирных домов (извещение № 241218/3202277/01, далее — Конкурс) в соответствии со статьей 18.1 Федерального Закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Общества на действия Организатора торгов, мотивированная несогласием с проведением Конкурса, проведением Конкурса без созыва общего собрания собственников, а также нарушением самой процедуры проведения Конкурса.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» (далее — Постановление Правительства № 75).

Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

Постановлением Правительства № 75 установлен порядок организации и проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (далее - Правила проведения конкурса).

На официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru (далее — Официальный сайт) 24.12.2018 размещено извещение о проведении Конкурса.

В силу части пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2018 № 1541 «О внесении изменений в Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» с учетом размещения информации о проведении торгов до 01.01.2019 к рассматриваемым правоотношениям применяется редакция Правил проведения конкурса от 14.03.2015 с учетом изменений, внесенных решением Верховного Суда Российской Федерации от 10.08.2009 № ГКПИ09-830.

Комиссия, заслушав возражения Заказчика, оценив представленные документы и сведения в их совокупности и взаимной связи, установила следующее.

В своей жалобе Заявитель указывает на проведение Организатором торгов Конкурса в нарушение пункта 39 Правил проведения конкурса, поскольку собственниками помещений многоквартирных домов был была выбрана управляющая организация. При этом согласно согласно позиции Заявителя, Организатор торгов располагал сведениями о выборе собственниками ООО «УК Стройжилпрофи» в качестве управляющей организации. Оснований для проведения Конкурса у Организатора конкурса не имелось.

Согласно редакции пункта 39 Правил, в редакции, действующей на дату размещения Конкурса, в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.

При этом решением Верховного Суда Российской Федерации от 10.08.2009 № ГКПИ09-830 абзац первый пункта 39 признан недействующим в части, позволяющей не проводить конкурс по отбору управляющей организации в случае, если до дня его проведения собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления этим домом, но не реализовали принятое решение о выборе способа управления многоквартирным домом.

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2009 № КАС09-447 данное решение оставлено без изменения.

Вместе с тем согласно части 4 статьи 162 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Из части 7 статьи 162 ЖК РФ следует, что управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.

Из части 4 статьи 198 ЖК РФ следует, что лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению конкретным многоквартирным домом при условии заключения договора управления таким домом и выполнения требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации, а также внесения органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, отражающих изменения в перечне многоквартирных домов, управление которыми осуществляет лицензиат.

Из совокупного толкования указанных норм следует, что законодатель напрямую установил связь между возникновением у управляющей организации прав на осуществление деятельности по управлению конкретным домом (реализацию решения о выборе способа управления многоквартирным домом) и внесением соответствующей информации об управлении конкретным многоквартирным домом в соответствующий реестр лицензий.

При этом в Москве указанные функции по внесению соответствующей информации в реестр лицензий возложены на Мосжилинспекцию.

Согласно пункту 4.3.2.3 Положения о государственной жилищной инспекции города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 26.06.2011 № 336-ПП, Мосжилинспекция осуществляет региональный государственный жилищный надзор за соблюдением других обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, установленных жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе порядка принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, правомерности избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива правления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, правомерности избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья или правлением товарищества собственников жилья председателя правления такого товарищества, правомерности избрания правлением жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива председателя правления такого кооператива, правомерности принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с ней договора управления многоквартирным домом, правомерности утверждения условий этого договора и его заключения, правомерности заключения с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерности заключения договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерности утверждения условий данных договоров, соответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям законодательства Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В рассматриваемом случае Заявителем в феврале 2019 года были проведены общие собрания собственников в отношении домов, управление которыми входит в предмет Конкурса. При этом в материалах дела имеется письмо Жилищной инспекции по ТиНАО от 22.03.2019 № МЖИ-05-6959/19, согласно которому Заявитель действительно направлял в адрес Жилищной инспекции протоколы общих собраний собственников в отношении домов, являющихся предметом Конкурса, в которых содержится информация о выборе указанной организации в качестве управляющей организации по указанным домам. При этом «в настоящее время Инспекцией проводится внеплановая документарная проверка данных протоколов». Срок завершения указанной проверки согласно указанному письму — 11.04.2019.

Также необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 39 Правил Конкурс может быть отменен лишь в случае, если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали указанное решение.

При этом в настоящем случае процедура Конкурса была проведена 04.03.2019, что подтверждается протоколом №3 по указанному Конкурсу, размещенным на Официальном сайте.

Таким образом, на дату проведения Конкурса решение о внесении соответствующей информации об управлении конкретным многоквартирным домом в реестр лицензий субъекта Российской Федерации не принято, а следовательно, решение о выборе способа управления управляющей компанией ООО «УК Стройжилпрофи» многоквартирными домами, являющимися предметом Конкурса, не реализовано.

Вместе с тем по состоянию на дату рассмотрения указанной жалобы данное решение также не принято.

В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства России от 30.06.2004 № 331 (далее — Положение), ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа,
в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Вместе с тем в силу части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в порядке, установленном статьей 18.1 подлежат рассмотрению жалобы на действия (бездействия) организаторов торгов при проведении процедуры торгов и порядка заключения договора.

Таким образом, указанный довод заявителя о неправомерности проведения Конкурса при выборе и реализации соответствующего права собственниками помещений не может являться предметом рассмотрения в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в связи с тем, что вопросы правомерности принятого собственниками решения, а также подтверждения реализации соответствующего выбора могут быть обжалованы в Мосжилинспекцию, а также в судебном порядке, в связи с чем жалоба в рассматриваемой части оставляется без рассмотрения.

Кроме того, Заявитель также обжалует то, что Организатор торгов в нарушение пункта 6 статьи 161 ЖК РФ проведен конкурс без созыва общего собрания собственников.

При этом вопросы нарушения указанного требования также не могут быть предметом обжалования в антимонопольный орган с учетом возложенных на него полномочий в связи с тем, что не относятся к нарушению процедуры проведения торгов. Торги начинаются с размещения информации об их проведении и заканчиваются заключением договора. При этом обжалуемое бездействие имело место быть до размещения соответствующей информации о проведении Конкурса на Официальном сайте, в связи с чем указанный довод также оставлен Комиссией без рассмотрения.

Кроме того, представителями Заявителя на заседании Комиссии был заявлен довод, о том, что Организатором торгов неправомерно объявлен Конкурс в связи с тем, что в настоящее время многоквартирные дома, являющиеся предметом Конкурса, согласно реестру лицензий числятся за управляющей организацией ООО «Шатер Менеджмент». Вместе с тем согласно озвученной позиции представителя Организатора торгов указанный Конкурс проводился в соответствии с практикой антимонопольного органа. Так, ООО «Шатер Менеджмент» получил право на управление указанными домами в результате конкурса, прошедшего в 2015 году (реестровый № 120815/3202277/01), при этом срок (3 года), на который были заключены указанные договоры истек. При этом непроведение указанной конкурентной процедуры в рассматриваемом случае могло содержать в себе признаки нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции и быть основанием для принятия антимонопольным органом соответствующих мер, направленных на устранение признаков нарушения антимонопольного законодательства. При этом указанный довод не рассматривался Комиссией в связи с тем, что он содержался в первоначальной жалобе.

Также Заявитель указывает, что Конкурсная комиссия ограничила участников конкурса, не приняв предложения, сделанные ООО «УК Стройжилпрофи» и
ООО «Союз-Московский» и выборе победителем участника ООО «ПИК-Комфорт».

Вместе с тем Комиссия не может согласиться с доводом Заявителя на основании следующего.

В пункте 76 Правил проведения конкурса однозначно установлено, что Участники конкурса представляют предложения по общей стоимости дополнительных работ и услуг в соответствии со стоимостью работ и услуг, указанной в конкурсной документации, предусмотренной подпунктом 4(1) пункта 41 Правил проведения конкурса.

В свою очередь, названный подпункт пункта 41 предусматривает, что перечень дополнительных работ и услуг включает требования к объемам, качеству и периодичности каждой дополнительной работы и услуги, определяемые Организатором торгов. Таким образом, произвольно изменять такие требования участники не вправе.

В силу пункта 77 Правил проведения конкурса при объединении в один лот нескольких объектов конкурса разница между стоимостью дополнительных работ и услуг в отношении каждого объекта конкурса, входящего в лот, не должна превышать 20 процентов.

В ходе рассмотрения Комиссией было установлено, что сделанные ООО «УК Стройжилпрофи» и ООО «Союз-Московский» в размере 2 028 559,32 руб. не могли быть приняты Конкурсной комиссией, поскольку стоимость дополнительных работ, предложенная участниками по каждому дому в составе лота не отвечала требованиям пункта 77 Правил проведения торгов.

Указанное подтверждается имеющимся в материалах дела матричным расчетом представленной участниками цены дополнительных работ.

В этой связи у Комиссии отсутствуют основания для признания рассматриваемого довода жалобы обоснованным.

С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции

РЕШИЛА:

 

    1. Признать жалобу заявителя на действия Организатора торгов при проведении Конкурса необоснованной в части отклонения предложений участников ООО «УК Стройжилпрофи», в остальной части оставить жалобу без рассмотрения.

    2. Снять ограничения на проведение Конкурса, наложенные письмами Московского УФАС России от 13.03.2019 № ПО/11547/19, от 18.03.2019 № б/н,
      от 25.03.2018 № б/н.

       

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме).

Связанные организации

Связанные организации не указаны