Решение б/н б/а от 27 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-22772/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

22.12.2021 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:

Председательствующего:

 

в отсутствие представителей ..., уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 16.12.2021 № НП/77324/21,

рассмотрев жалобы ... (далее — Заявитель) на действия конкурсного управляющего Якиро Р.Б. (далее — Организатор торгов) при проведении торгов по продаже имущества должника (сообщение № 7511653, лот № 56, 69, далее — Торги) (далее — Жалоба),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов.

Согласно части 16 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения.

Рассмотрение жалобы проводилось в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи.

Инструкция по подключению и использованию системы TrueConf размещена на официальном сайте Московского УФАС России по ссылке: https://moscow.fas.gov.ru/page/17962.

В уведомлении о принятии жалобы к рассмотрению содержалась информация о том, что в случае отсутствия технической возможности, а также при наличии иных объективных причин невозможности рассмотрения жалобы посредством видеоконференцсвязи, стороны вправе подать ходатайство об очном рассмотрении жалобы, оформленное надлежащим образом. Указанное ходатайство должно быть направлено не позднее 15:00 (по московскому времени) рабочего дня, предшествующего дню рассмотрения жалобы на электронные почты to77@fas.gov.ru, to77-torgi.mufas@fas.gov.ru.

Заявлений о невозможности подключения к сеансу, а также возражений относительно рассмотрения жалобы посредством видеоконференцсвязи от лиц, которым направлялось уведомление о принятии жалобы к рассмотрению (Заявителем, Заказчиком, Организатором торгов), в Управление не поступало.

Таким образом, учитывая, что указанные лица надлежащим образом извещены о способе рассмотрения жалобы заблаговременно, Комиссия Московского УФАС считает возможным провести дистанционное рассмотрение жалоб в отсутствие Организатора торгов и Заявителя.

Жалобы приняты и рассмотрены по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В свою очередь, в силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 22.04.2014 № 17974/13, осуществление контроля за ходом торгов в рамках процедуры банкротства делегировано антимонопольным органам.

В соответствии с пунктом 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном подпунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 указанного закона.

Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 утвержден Порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.

28.10.2021 в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве Организатором торгов опубликовано сообщение о проведении Торгов 7511653 (далее - Сообщение).

Дата и время начала подачи заявок: 29.10.2021 00:01.

Дата и время окончания подачи заявок: 12.12.2021 23:59.

Согласно Сообщению Условия оплаты: Задаток установлен в размере 20% от начальной цены периода, который вносится на специальный банковский счет должника.

Задаток возвращается участником в течение 5 (пяти) рабочих дней. При возврате задатка изымается комиссия согласно тарифу банка 3 %.

Заявитель оспаривает неправомерное, по его мнению требование Сообщения о проведении Торгов, а именно, что при возврате задатка участника торгов, сумма задатка возвращается участнику торгов в полном размере за вычетом комиссии банка за перевод согласно тарифам банка.

Согласно части 5 статье 448 Гражданского кодекса Российской Федерации Участники торгов вносят задаток в размере, в сроки и в порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их.

По мнению Заявителя установление платного участия в аукционе противоречит нормам Закона о банкротстве.

Заявитель отмечает, что риск потери частичной суммы задатка ограничивает конкуренцию, так как при таком условии ограничивается количество физических лиц, желающих принять участие в торгах ввиду потери значительной суммы денег в случае проигрыша в аукционе.

В денежном выражении, применительно к настоящим торгам по лоту № 69 потенциальный покупатель теряет сумму в размере 35 957,25 рублей, согласно расчету:

Сумма задатка на 9м этапе аукциона 1 198 574,98 рублей.

Участие в аукционе с учетом 3 процентов банковской комиссии составляют 35957,25 рублей.

Относительно лота № 56 потенциальный покупатель теряет теряет сумму в размере 35 957,25 рублей, согласно расчету:

Сумма задатка на 9м этапе аукциона 305195,94 рублей.

Участие в аукционе с учетом 3 процентов банковской комиссии составляют 9156,88 рублей.

Комиссией установлено, что задаток вносится на специальный расчетный счет Должника, в период срока приема заявок на основании заключенного договора о задатке. Банк получателя ПАО Совкомбанк.

ПАО Совкомбанк относится к числу банков, в котором берется комиссия за переводы юридических лиц в адрес физических лиц.

Так, должником был открыт специальный расчетный счет в ПАО Совкомбанк г. Москва для перечисления задатка на участие в обжалуемых торгах, за денежные переводы физическим лицам (в частности при возврате задатка физическим лицам, не выигравшим торги) банком будет взиматься комиссия в размере 3 %.

Таким образом, если задаток будет перечисляться физическому лицу, которое не стало победителем торгов с использованием услуг банка, его размер, несмотря на то, что Организатор торгов возвратит ему задаток в полном объеме, будет уменьшен на размер комиссии банка, осуществляющего данную операцию.

При таких обстоятельствах, указание Организатором торгов в извещении о проведении торгов информации о том, что «При любых перечислениях задатка Участника торгов (перечисление задатка в пользу продавца/организатора торгов, возврат задатка участнику торгов и т.д.) банковские комиссии, возникающие в связи с такими перечислениями у оператора электронной площадки, удерживаются оператором электронной площадки из суммы задатка согласно тарифам банка, установленным для таких перечислений. Информация о размере комиссии банка размещена на сайте https://sovcombank.ru/business/corps/raschetno-kassovoe-obsluzhivanie. Размер комиссии определяется на дату возврата задатка», не противоречит положениям Закона о банкротстве, в рамках которого проводятся обжалуемые торги, и носит информационный характер.

Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалоб Заявителя об удержании Организатором торгов процентов при возврате задатка, так как осуществление безналичных переводов денежных средств осуществляется банками с удержанием комиссии по тарифам, которые устанавливаются банками. Организатор торгов, возвращая претенденту или участнику торгов задаток, обязан уплатить банку комиссию за осуществление банковской операции.

Действующим законодательством не предусмотрена обязанность организатора торгов нести расходы по оплате комиссионного обслуживания при возврате задатка.

В свою очередь, Заявитель на заседание Комиссии не явился, доказательств, подтверждающих заявленные в жалобе доводы.

Действия Организатора торгов в части указания на наличие комиссионного банковского сбора не могут быть квалифицированы как нарушения законодательства в виду того, что указанная обязанность возникает у всех участников торгов и не предоставляет преимущественных условий тому или иному субъекту, позволяет оценить экономическую целесообразность участие в Торгах.

С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобы Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов необоснованными.

  2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России, от 16.12.2021 № НП/77324/21.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны