Решение б/н решение от 15 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ООО «ТЕСТПРОДУКТ»

 

Машинистов ул., д. 2, кв. 90

Свердловская обл., г. Екатеринбург, 620107

 

<…>

ООО «ЦС-ВЕКТОР»

 

Домостроительная ул., д. 16, литер а,

помещ. 4 н, 6 н, 7 н, офис 317

г. Санкт-Петербург, 194292

 

<…>

 

ООО «Яндекс»

 

ул. Льва Толстого, д. 16

г. Москва, 119021

 

<…>

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/05/7-1947/2022

 

Резолютивная часть оглашена «15» марта 2022 года                                             г. Москва

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее — Комиссия Московского УФАС России) в составе:

председателя Комиссии: <…>,

членов Комиссии: <…>, <…>,

рассмотрев дело № 077/05/7-1947/2022 по признакам нарушения ООО «Яндекс» (ИНН 7736207543, ОГРН 1027700229193), ООО «ЦС-ВЕКТОР» (ИНН 7802662210, ОГРН 1187847101309), ООО «ТЕСТПРОДУКТ» (ИНН 6678078291, ОГРН 1169658144853) пункта 6 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38‑ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе), выразившегося в распространении в период с 07.08.2020 по настоящее время в системе «Яндекс.Директ» рекламы следующего содержания:

«Сертификат соответствия. Недорого! Звоните! Помощь в оформлении. Сертификаты на любую продукцию. Официально! Быстро и выгодно! Нас рекомендуют. Быстрые сроки...»,

в присутствии представителя ООО «ЦС-ВЕКТОР» в лице генерального директора <…> (посредством видеоконференцсвязи), представителя ООО «ТЕСТПРОДУКТ» в лице генерального директора <…> (посредством видеоконференцсвязи),

в отсутствие представителей ООО «Яндекс» (направлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ООО «Яндекс» - вх. № 19010-ЭП/22 от 15.03.2022),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело № 077/05/7-1947/2022 возбуждено Московским УФАС России в отношении ООО «Яндекс», ООО «ЦС-ВЕКТОР», ООО «ТЕСТПРОДУКТ» по факту распространения в период с 07.08.2020 по настоящее время в системе «Яндекс.Директ» рекламы следующего содержания:

«Сертификат соответствия. Недорого! Звоните! Помощь в оформлении. Сертификаты на любую продукцию. Официально! Быстро и выгодно! Нас рекомендуют. Быстрые сроки...».

Установлено, что в составе рекламы была использована гиперссылка для перехода на сайт в сети Интернет по адресу https://cs-vector.ru/, на котором предлагаются услуги по сертификации и декларированию продукции.

ООО «ЦС-ВЕКТОР» сообщило, что указанная в Определении о возбуждении производства по делу № 077/05/7-1947/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и назначении дела № 077/05/7-1947/2022 к рассмотрению (исх. № ФК/8738/22 от 15.02.2022) реклама не соответствует содержанию рекламы, представленной Обществом в ООО «Яндекс»: в предоставленной рекламе отсутствуют слова «Сертификат соответствия. Недорого! Звоните!», предоставленный рекламодателем текст рекламы начинается со слов «Помощь в оформлении...».

Вместе с тем, Комиссией Московского УФАС России установлено, что заявителем, Региональной общественной организацией по защите прав потребителей «Рубеж», в материалы заявления представлен скриншот от 01.12.2021, подтверждающий распространение в системе контекстной рекламы «Яндекс.Директ» рекламы следующего содержания: «Сертификат соответствия. Недорого! Звоните! Помощь в оформлении. Сертификаты на любую продукцию. Официально! Быстро и выгодно! Нас рекомендуют. Быстрые сроки...». Установлено, что информация «Сертификат соответствия. Недорого! Звоните!» является заголовком спорной рекламы. Факт распространения рассматриваемой рекламы в вышеизложенном содержании подтверждается информацией, представленной ООО «Яндекс».

Не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения дела, выслушав доводы представителей сторон по делу, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, применив нормы законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации как предназначенность для неопределенного круга лиц означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Предметом рассмотрения настоящего дела является распространяемая в системе контекстной рекламы «Яндекс.Директ» реклама «Сертификат соответствия. Недорого! Звоните! Помощь в оформлении. Сертификаты на любую продукцию. Официально! Быстро и выгодно! Нас рекомендуют. Быстрые сроки...». Информация размещалась в сети Интернет, а, следовательно, сведения были распространены широкому заранее неопределенному кругу лиц.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Из текста рекламы «Сертификат соответствия...» следует, что при обращении по указанному объявлению потенциальный потребитель может получить сертификат соответствия. Следовательно, объектом рекламирования выступают работы и услуги по оценке (подтверждению) соответствия.

В ответ на запрос Московского УФАС России ООО «Яндекс» сообщило, что спорная реклама была размещена в рамках договора на условиях Оферты на оказание услуг «Яндекс.Директ», расположенной в сети Интернет по адресу https://yandex.ru/legal/oferta_direct/, заключенного между ООО «Яндекс» и ООО «ЦС-ВЕКТОР», ООО «ТЕСТПРОДУКТ». Вместе с тем, Комиссией Московского УФАС России установлено, что ООО «ЦС-ВЕКТОР», ООО «ТЕСТПРОДУКТ» отсутствуют в реестре аккредитованных лиц, размещенном на сайте Росаккредитации (https://pub.fsa.gov.ru/ral). Соответственно ООО «ЦС-ВЕКТОР», ООО «ТЕСТПРОДУКТ» не имеют аккредитации в национальной системе аккредитации.

ООО «ЦС-ВЕКТОР» сообщило, что действительно не имеет аккредитации в национальной системе аккредитации, но и не осуществляет работы (услуги) по оценке (подтверждению) соответствия и не осуществляет рекламу данных услуг. ООО «ЦС-ВЕКТОР» не осуществляет, в частности, прием и рассмотрение документов, необходимых для выполнения работ (услуг), подлежащих сертификации. ООО «ЦС-ВЕКТОР» оказывает консультационные услуги, помощь по подготовке документов для сертификации товаров, работ и услуг.

Комиссия Московского УФАС России полагает необходимым установить следующее.

Согласно пункту 6 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, в случае отсутствия такой сертификации или подтверждения такого соответствия, а также работ или услуг по оценке (подтверждению) соответствия, в том числе по приему и рассмотрению документов, необходимых для выполнения указанных работ и (или) оказания услуг, осуществляемых лицами, не имеющими аккредитации в национальной системе аккредитации (в случае, если получение такой аккредитации предусмотрено законодательством Российской Федерации), либо аккредитованными лицами, но без указания наименования аккредитованного юридического лица или фамилии, имени и (если имеется) отчества аккредитованного индивидуального предпринимателя и уникального номера записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц.

Следовательно, пунктом 6 статьи 7 Закона о рекламе установлен запрет на распространение рекламы в тех случаях, когда оказание рекламируемых услуг осуществляется лицом, не имеющими аккредитации в национальной системе аккредитации, или в случае, если оказание рекламируемых услуг осуществляется аккредитованными лицами, но без указания в рекламе наименования такого лица и без указания уникального номера записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее Федеральный закон об аккредитации) аккредитацией в национальной системе аккредитации (далее также - аккредитация) является подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации.

Пунктом 1 Положения о Федеральной службе по аккредитации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 № 845, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции национального органа по аккредитации, является Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация).

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона об аккредитации аккредитованным лицом является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, получившие аккредитацию в порядке, установленном данным Федеральном законом. Согласно пункту 1 части 2 статьи 13 Федерального закона об аккредитации аккредитованные лица имеют право осуществлять деятельность в соответствующей области аккредитации.

Согласно части 2 статьи 20 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии; обязательной сертификации.

Согласно статье 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договора; сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.

Как было отмечено выше, реклама должна быть направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования. В данном случае объектом рекламирования выступают работы и услуги по оценке (подтверждению) соответствия.

Цель рекламы заключается в доведении до потребителя информации об объекте рекламирования, в том числе, информации необходимой в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.

Соответственно, в рекламе в виде баннеров (графических изображений) и текстового блока нет ограничений в донесении до потребителя информации, если в них присутствует гиперссылка (элементы, при нажатии на которые происходит переход на интернет-страницу/страницу скачивания приложения), на которой содержится информации о товарах. Потребитель рекламы может перейти по гиперссылке на определенную страницу сайта, но при этом не осуществлять последующий поиск на других сайтах.

Исходя и вышеизложенного, иные страницы, помимо страницы, на которую непосредственно осуществляется переход с рекламного объявления, не могут рассматриваться в совокупности с рекламой.

Таким образом, Комиссия Московского УФАС приходит к выводу, что оценивая рекламу в сети Интернет как взаимосвязанную (т. е. состоящую из самой рекламы и страницы сайта в сети Интернет, на которую пользователь переходит при клике (виртуальном нажатии) на рекламу), необходимо указать, что информация, размещенная на сайте, на который пользователь переходит при нажатии гиперссылки в тексте рекламы без последующего перехода на посторонние сайты, воспринимается как часть рекламы.

В связи с этим, Комиссия Московского УФАС России рассматривает как рекламу текстовый блок, размещенный в системе контекстной рекламы «Яндекс.Директ», в совокупности с Интернет-страницей https://cs-vector.ru/, на которую осуществляется переход при нажатии на гиперссылку.

В материалы заявления представлен скриншот Интернет-страницы https://cs-vector.ru/ от 01.12.2021. Как следует из представленного скриншота, в сети Интернет по адресу https://cs-vector.ru/ была размещена в том числе следующая информация: «Обязательная и добровольная сертификация продукции и услуг. Оформление разрешительной документации. Грамотная и оперативная консультация специалистов. Официальное оформление с внесением в реестр. Помощь в сборе документов и подборе кодов ТНВЭД. Бесплатная доставка оригиналов...».

Из буквального толкования спорной рекламы в совокупности с содержанием Интернет-страницы https://cs-vector.ru/ от 01.12.2021 следует, что при обращении по указанному объявлению возможно оформить сертификат соответствия.

Таким образом, в контекстной рекламе работ и услуг по оценке (подтверждению) соответствия, ведущей на сайт https://cs-vector.ru/, распространявшейся в период с 07.08.2020 по настоящее время в системе «Яндекс.Директ», установлено нарушение пункта 6 статьи 7 Закона о рекламе.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе рекламодатель и рекламораспространитель несут ответственность за нарушение требований, установленных статьей 7 Закона о рекламе.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Московским УФАС России установлено, что рекламораспространителем спорной рекламы является ООО «Яндекс». Данное обстоятельство ООО «Яндекс» не оспаривается.

ООО «ТЕСТПРОДУКТ» сообщило, что не является рекламодателем спорного объявления, а является только плательщиком за оказание рекламных услуг, заказанных ООО «ЦС-ВЕКТОР». Оплата за оказание рекламных услуг производилась ООО «ТЕСТПРОДУКТ» на основании письма ООО «ЦС-ВЕКТОР» в счет взаимных расчетов между организациями. ООО «ЦС-ВЕКТОР» подтвердило, что ООО «ТЕСТПРОДУКТ» не является рекламодателем спорного объявления. Также ООО «ЦС-ВЕКТОР» пояснило, что самостоятельно определяло объект рекламирования и содержание рекламы. Таким образом, Комиссия Московского УФАС России на основании представленных в материалы дела документов и сведений приходит к выводу, что рекламодателем спорной рекламы является ООО «ЦС-ВЕКТОР».

Таким образом, в действиях ООО «Яндекс», ООО «ЦС-ВЕКТОР» установлено нарушение пункта 6 статьи 7 Закона о рекламе, выразившееся в распространении рекламы работ или услуг по оценке (подтверждению) соответствия, в том числе по приему и рассмотрению документов, необходимых для выполнения указанных работ и (или) оказания услуг, осуществляемых лицами, не имеющими аккредитации в национальной системе аккредитации (в случае, если получение такой аккредитации предусмотрено законодательством Российской Федерации).

Согласно пункту 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее — Правила), при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения  реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.

В дело не представлено документальных доказательств невозможности продолжения распространения рассматриваемой рекламы с нарушением Закона о рекламе, а равно подтвержденной информации о прекращении действия либо расторжении договоров, гражданско-правовых отношений или иных внутренних актов, на основании которых рассматриваемая реклама с нарушением Закона о рекламе размещалась.

Предписание само по себе направлено на устранение нарушений, выявленных при рассмотрении конкретного дела, не является мерой ответственности стороны, исходит из выбранного уполномоченным органом способа защиты общественных отношений, исходя из положений Закона о рекламе, а также законных прав потребителей, конкурентов и иных заинтересованных лиц.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ООО «Яндекс», ООО «ЦС-ВЕКТОР» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно распространения рекламы с нарушением пункта 6 статьи 7 Закона о рекламе.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1.  Признать ООО «Яндекс», ООО «ЦС-ВЕКТОР» нарушившими требования  пункта 6 статьи 7 Закона о рекламе при распространении в период с 07.08.2020 по настоящее время в системе «Яндекс.Директ» рекламы:

«Сертификат соответствия. Недорого! Звоните! Помощь в оформлении. Сертификаты на любую продукцию. Официально! Быстро и выгодно! Нас рекомендуют. Быстрые сроки...».

2.  Выдать ООО «Яндекс», ООО «ЦС-ВЕКТОР» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3.  Прекратить рассмотрение по делу № 077/05/7-1947/2022 в отношении ООО «ТЕСТПРОДУКТ».

4.  Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Московского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии

<…>

Члены Комиссии

<…>

 

<…>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны