Решение б/н б/а от 25 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-486/2024 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров


22.01.2024                                                                                                      г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<.........>

членов Комиссии:

<.........>

<.........>

 

в отсутствие представителей <.........>, извещенных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 16.01.2024 № НП/1070/24,

рассмотрев жалобу <.........> (далее — Заявитель) на действия <.........>Н (далее — Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр (реестровый № 32313150968) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

Рассмотрение жалобы проводилось в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи.

Инструкция по подключению и использованию системы TrueConf размещена на официальном сайте Московского УФАС России по ссылке: https://moscow.fas.gov.ru/page/17962.

Заявлений о невозможности подключения к сеансу в назначенное время, а также возражений относительно рассмотрения жалобы посредством видеоконференцсвязи от Заявителя, которому направлялось уведомление о принятии жалобы к рассмотрению, в Управление не поступало.

Таким образом, учитывая, что указанное лицо надлежащим образом извещено о дате, времени и способе рассмотрения жалобы заблаговременно, Комиссия Московского УФАС считает возможным провести дистанционное рассмотрение жалобы в отсутствие представителей Заявителя.

Согласно части 16 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Согласно доводам жалобы Заказчиком в Закупочной документации ненадлежащим образом установлено требование о наличии лицензий на осуществление медицинской деятельности.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к участникам закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Комиссией установлено, что 29.12.2023 Заказчик на сайте Единой электронной торговой площадки, а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр (реестровый № 32313150968) (далее- запрос котировок, процедура).

Начальная (максимальная) цена договора: 291 995,20 рублей.

Дата начала срока подачи заявок: 09.01.2024.

Дата и время окончания срока подачи заявок: 15.01.2024 в 09:00.

Дата подведения итогов: 16.01.2024.

В отношении довода Заявителя о необходимости установления требования о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности: по медицинским осмотрам (предрейсовым, предсменным, послерейсовым, послесменным), Комиссией установлено следующее.

Как указывает Заявитель:

Лицензирование медицинской деятельности осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от № 852 от 01.06.2021г. «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)».

В приложении, к Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») содержится перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, а именно:

Работы (услуги) по: медицинским осмотрам (предсменным, предрейсовым, послесменным, послерейсовым).

Согласно пункту 9 Приказа Министерства здравоохранения РФ № 866н от 19.08.2021 «Об утверждении классификатора работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность» (далее — Приказ Минздава № 866н) при оказании первичной медико-санитарной помощи организуются и выполняются, в том числе работы (услуги) по медицинским осмотрам (предсменным, предрейсовым, послесменным, послерейсовым).

В соответствии с пунктом 6 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 30.05.2023 №266н «Об утверждении порядка и периодичности проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, медицинских осмотров в течение рабочего дня (смены) и перечня включаемых в них исследований» (далее — Приказ Минздава № 266н) предсменные, предрейсовые, послесменные, послерейсовые медицинские осмотры, медицинские осмотры в течение рабочего дня (смены) проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное медицинское образование, медицинской организации или иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность, в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя (далее соответственно - медицинский работник, медицинская организация), при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предсменным, предрейсовым, послесменным, послерейсовым).

Согласно Письму Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 августа 2003 года № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств», и методическими рекомендациями от 29 января 2002, утверждёнными Минздравом РФ и Минтрансом РФ «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств», Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 № 44 «Об утверждении санитарных правил СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», медицинские услуги на проведение предрейсовых, предсменных, послерейсовых, послесменных медицинских осмотров должны проводиться по адресу, имеющем санитарно-эпидемиологическое заключение, лицензию на право осуществления предрейсовых, предсменных, послерейсовых, послесменных медицинских осмотров.

В силу пункта 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 № 852 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 10 статьи 19.2 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон о лицензировании) исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:

1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Таким образом, по мнению Заявителя, в Закупочную документацию должно быть включено требование к участнику о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности: по медицинским осмотрам (предрейсовым, предсменным, послерейсовым, послесменным).

Вместе с тем Комиссией установлено, что в Закупочной документации отсутствует требование к участнику о наличии лицензии на право осуществления предрейсовых, предсменных, послерейсовых, послесменных медицинских осмотров.

При этом объектом Закупки в соответствии с Техническим заданием является лицензируемый вид деятельности, а именно: предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр.

Так, в соответствии с пунктом 2.7 Технического задания исполнитель оказывает услуги по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров с использованием телеметрического оборудования (далее - услуги) в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов, указанных в пунктах 7.1 – 7.14 настоящего Технического задания.

Пунктом 3.1 Технического задания установлено, что медицинские осмотры проводятся в следующем объеме:

- сбор жалоб, визуальный осмотр;

- измерение артериального давления на периферических артериях, исследование пульса, с использованием телеметрического оборудования;

- выявление признаков опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), остаточных явлений опьянений, включая проведение лабораторных и инструментальных исследований: количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе, с использованием телеметрического оборудования;

- определения наличия психоактивных веществ в моче при наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь с использованием телеметрического оборудования.

Таким образом, учитывая, что предметом Закупки является лицензируемый вид деятельности, в Закупочную документацию должно быть включено требование к участнику Закупки о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности предрейсовых, предсменных, послерейсовых, послесменных медицинских осмотров.

В свою очередь, на заседании Комиссии Заказчик не отрицал отсутствие в Закупочной документации требования о наличии лицензий на осуществление медицинской деятельности: по медицинским осмотрам (предрейсовым, предсменным, послерейсовым, послесменным), пояснив, что в пункте 7.10 Технического задания «Перечень нормативных правовых и нормативных технических актов» указан Приказ Минздава № 266н.

По мнению Заказчика, сам факт осуществления деятельности по проведению предсменных, предрейсовых, послерейсовых, послесменных медицинских осмотров подразумевает наличие у участника лицензии, в противном случае будет нарушено законодательство Российской Федерации.

Также Заказчик отметил, что при рассмотрении заявок действует презумпция добросовестности.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что указание в Закупочной документации ссылки на Приказ Минздава и сам факт осуществления медицинской деятельности не является требованием о наличии лицензии.

В данном случае необходимость наличия лицензии на осуществление медицинской деятельности исходя из предмета Закупки прямо предусмотрено действующим законодательством.

На основании изложенного, учитывая, что в данном случае в Закупочной документации отсутствует требование о наличии лицензии по проведению предсменных, предрейсовых, послерейсовых, послесменных медицинских осмотров, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения требований пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

В отношении довода Заявителя о необходимости установления в Закупочной документации требования к исполнителю о наличии лицензии по медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) Комиссией установлено следующее.

Заявитель в жалобе ссылается на то, что Заявитель указывает, что согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ от 18.12.2015 № 933н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)», необходим медицинский передвижной пункт, для обязательного проведения двух раз в год в очной форме химико-токсикологических исследований наличия (отсутствия) в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

В соответствии с пунктом 3 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 18.12.2015 № 933н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)» (далее — Приказ Минздрава № 933н) медицинское освидетельствование проводится в организациях (или их обособленных структурных подразделениях), имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), в том числе с применением специально оборудованных для этой цели передвижных пунктов (автомобилей) для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, соответствующих требованиям, установленным приложением № 1 к настоящему Порядку.

В связи с чем, по мнению Заявителя, исполнитель обязан дополнительно иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), в том числе с применением специально оборудованных для этой цели передвижных пунктов (автомобилей).

Вместе с тем Комиссией установлено, что в Закупочной документации не установлено требование к исполнителю о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)

Так, согласно разделу Технического задания «Термины и определения» послерейсовые медицинские осмотры работников Заказчика с использованием телеметрического оборудования - осмотры, проводящиеся по окончании рабочего дня (рейса, смены) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников Заказчика, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

В соответствии с пунктом 3.1 Технического задания в медицинские осмотры, в том числе включено выявление признаков опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), остаточных явлений опьянений, включая проведение лабораторных и инструментальных исследований: количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе, с использованием телеметрического оборудования определения наличия психоактивных веществ в моче при наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь с использованием телеметрического оборудования.

Согласно пункту 3.1.3 Технического задания по результатам прохождения медицинского осмотра работника Заказчика медицинским работником выносится заключение, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью медицинского работника:

- о наличии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения (с указанием этих признаков);

- об отсутствии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.

Таким образом, в перечень вида работ установленных в Техническом задании предусматривает осуществление медицинской деятельности по выполнению работ (оказание услуг) по медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического).

При этом Комиссия отмечает, что данный вид работ является лицензируемым видом деятельности (п. 3 Приказ Минздрава № 933н).

Как пояснил Заказчик, в пункте 7.12 Технический задания содержится ссылка на Приказ Минздрава № 933н, что, по мнению заказчика предусматривает наличие у исполнителя лицензии.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что ссылка Заказчика на пункт Технического задания, содержащий перечень нормативных правовых актов, в данном случае не является требованием о необходимости наличия у исполнителя лицензии.

При этом Заказчиком не представлено обоснований отсутствия в Закупочной документации требования о наличии лицензии по медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического).

Кроме того, на заседании Комиссии Заказчик также отметил, что им в адрес участников закупки были направлены запросы относительно наличия требуемой лицензии, что также подтверждает факт необходимости установления в Закупочной документации требования к исполнителю о наличии лицензии по медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического).

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения требований пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи, Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу <.........> на действия <.........> при проведении закупки обоснованной.

2. Установить в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны