Решение б/н по делу № 077/07/00-11796/2019 о нарушении процедуры торгов... от 14 ноября 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFООО «ЭфирГрупп»
129336, г. Москва, улица Таёжная, дом 1
ООО «РТС-тендер»
Наб. Тараса Шевченко, д. 23-А, г. Москва, 121151
ОАО «РЖД»
Новая Басманная ул., д. 2, г. Москва, 107174
РЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-11796/2019 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
22.10.2019 |
г. Москва |
|
|
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя Комиссии:
рассмотрев в открытом заседании жалобу ООО «Эфир Групп» (далее - заявитель) на действия ОАО «РЖД» (далее - заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку погрузочной техники (реестровый № 31908355106),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Действия (бездействие) заказчиков, комиссии по осуществлению закупок по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4 - 6 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), обжалуются в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Закона о защите конкуренции.
Из буквального толкования указанной нормы права следует, что порядок рассмотрения жалобы на действия заказчиков со специальной правосубъектностью, регламентирован ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.
Данная жалоба посвящена исключительно несоблюдению заказчиком основных принципов закупочной деятельности, то есть связана с несогласием подателя жалобы с проведением закупочной процедуры вразрез с требованиями Закона о закупках.
К числу основных принципов закупочной деятельности названный закон относит информационную открытость закупки, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика, отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (ч. 1 ст. 3 Закона о закупках).
В этой связи предметом обжалования в антимонопольном органе, помимо случаев, предусмотренных п. 3-6 ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, могут являться любые отступления заказчика (организатора торгов) от установленных названным законом принципов закупочной деятельности, то есть, по существу такие действия, которые осуществлены вразрез с целями и положениями Закона о закупках и нарушают права участника. Соблюдение заказчиком основных принципов Закона о закупках предполагает неукоснительное соблюдение прав участников в любой сфере правоотношений, в том числе при формировании документации, при допуске заявок, при их оценке, при заключении договора.
Соответственно, антимонопольный орган вправе установить в действиях заказчика любые нарушения, связанные с отступлением от упомянутых принципов.
Таки образом, доводы подателя жалобы о нарушении заказчиком принципов Закона о закупках отвечают требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а жалоба заявителя подлежит рассмотрению в административном порядке.
Жалоба заявителя мотивирована ненадлежащим формированием заказчиком условий документации, поскольку под требования, изложенные заказчиком в документации, подходит товар только одного производителя.
Как следует из материалов дела, заказчиком в единой информационной системе закупок опубликовано извещение о проведении запроса котировок на поставку Штабелера, предназначенного для погрузочно-разгрузочных работ на участках ремонта средств малой механизации. Также в документации указано, что штабелер должен быть оборудован выдвижной площадкой для оператора, электромагнитным тормозом, управлением с ручки, дополнительным экстренным тормозом на ручке и панели управления.
Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Во исполнение приведенной нормы права организатором закупки разработана и утверждена закупочная документация.
Также Техническим заданием заказчиком определены технические характеристики товара, подлежащего поставке.
Показатель |
Единица измерения |
Требуемая характеристика |
Грузоподъемность, не менее |
кг |
1500 |
Высота подъёма, не менее |
мм |
2500 |
Тип питания |
Аккум. батарея |
|
Тип управления |
стоя |
|
Тип мачты |
2 секции |
|
Дорожный просвет, не менее |
мм |
50 |
Габаритная длина (с подножкой), не более |
мм |
2830 |
Габаритная ширина, не более |
мм |
1005 |
Колесная база, не менее |
мм |
1480 |
Размер вилы, не менее |
мм |
1070*100*35 |
Ширина прохода с поддоном 1000*1200 - без подножки/с подножкой |
мм |
2800/3245 |
Ширина прохода с поддоном 800*1200 - без подножки/с подножкой |
мм |
2850/3295 |
Радиус поворота без подножки, не более |
мм |
1800 |
Скорость движения: с грузом/без груза, не менее |
км/ч |
14,4/20,88 |
Преодолеваемый уклон: с грузом/без груза, не менее |
% |
6/8 |
Тип приводного двигателя |
AC |
|
Мощность приводного двигателя, не менее |
кВт |
1,5 |
Тип подъёмного двигателя |
DC |
|
Мощность подъёмного двигателя, не менее |
кВт |
2 |
Емкость аккумуляторной батареи, не менее |
А*ч |
210 |
Напряжение аккумуляторной батареи, не менее |
В |
24 |
Эксплуатационная масса, не более |
кг |
1785 |
Заявитель, полагая подобное формирование закупочной документации нарушающим основополагающие принципы недопустимости ограничения конкуренции на торгах и необоснованного создания преимуществ отдельным участникам закупочной процедуры, обратился в антимонопольный орган с жалобой со следующими доводами. Как указывает заявитель, требования, предъявленные заказчиком в документации по являются необоснованными и носят ограничительный характер ввиду того, что приведенным выше показателям соответствует только товар одного изготовителя оборудования.
Заявитель на заседании Комиссии указал, что вышеназванным характеристикам подходит товар только одного производителя - «TFA15-55 OXLIFT МIМА» Китай.
Вместе с тем, как указывает заявитель, товары иных производителей («Maximal», «ЈАС», «C1ark» закупаемого Товара, с техническими характеристиками качественно не уступающими характеристикам, прописанным заказчиком в техническом задании, не подпадают под поставку по указанной закупке.
Согласно пункту 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должно быть указано, в том числе, описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках.
Частью 6.1 ст. 3 Закона о закупках установлены правила, которыми должен руководствоваться заказчик при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки.
В рассматриваемом случае заказчик объявил конкурентную процедуру. Соответственно, при проведении закупочной процедуры заказчик обязан соблюдать все требования и запреты, предусмотренные Законом закупках.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц,
которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно п. 2 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
Таким образом, в отношении конкурентных закупок упомянутым законом введен специальный режим регулирования, который обязывает заказчиков безальтернативно предусматривать в закупочной документации возможность использования эквивалентного товара в случае, если под требования документации попадает только товар одного производителя.
На заседании Комиссии представитель заказчика против удовлетворения требований заявителя возражал, представив письменные пояснения.
В своих возражениях заказчик ссылается на коммерческие предложения, полученные заказчиком по запросу, в которых отражаются технические характеристики Штаблеров различных производителей.
Так, заказчик в обоснование наличия на рынке иных производителей, чей товар также соответствует требованиям документации представил в материалы дела Коммерческое предложение (№ исх. ПВО016355 от 14.10.2019) с характеристиками товара Hyster S1.6S, однако Комиссия Управления, изучив представленные характеристики, пришла к выводу, что из представленных сведений невозможно однозначно сделать вывод о соответствие товара данного производителя требованиям документации в силу недостаточности представленных сведений. Кроме того, Комиссия Управления сопоставив характеристики, установила, что указанный товар имеет отличные характеристики от установленных заказчиком в документации (скорость движения, клиренс по центру колесной базы). Штаблер JAC CDD 15-25 также не подходит под требования документации по параметру «радиус поворота».
Таким образом, на заседании Комиссии представители заказчика не представили доказательств того, что спорным показателям, установленным в документации, соответствует товар не одного производителя.
Как отмечено в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 17.09.2015 по делу № А40-195614/2014, законодательством о закупках не запрещена конкретизация того или иного требования закона, однако любое отступление от названных требований должно иметь под собой объективную документально подтвержденную необходимость.
Однако в настоящем случае каких-либо доказательств наличия у заявителя объективной необходимости в установлении такого требования не представлено.
В настоящем деле заказчиком не доказана невозможность установления иных требований товару, неограничивающих круг участников торгов. Косвенным признаком того, что подобные требования привели к ограничению конкуренции свидетельствует и тот факт, что на участие в закупке подана заявка с характеристиками товара, несоответствующими требованиям документации.
При этом, исходя из нормоположений п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках требования, предъявляемые к закупаемым товарам (работам, услугам) определяются заказчиком (организатором закупки) самостоятельно в зависимости от собственных потребностей, но с соблюдением основополагающих требований антимонопольного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о закупках, а именно недопустимости необоснованного ограничения на торгах участников закупки за счет необъективного характера описания требований к закупаемому заказчику товара.
В связи с чем Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении заказчиком требований п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного, руководствуясь нормами действующего законодательства Российской Федерации, с учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия приняла решение о признании жалобы обоснованной и выдачи заказчику предписания.
С учетом изложенного и, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, ст. 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать жалобу ООО «Эфир Групп» (ИНН 7701413619) на действия ОАО «РЖД» (ИНН 7708503727) при проведении закупки обоснованной.
- Признать в действиях заказчика нарушение пункта п. 1 ч. 10 ст. 4, п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 2 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках.
- Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.