Решение б/н б/а от 2 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-18601/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров


25.10.2020 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...>

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «АЛЬЯНС ГРУПП СТРОЙ», ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»,

рассмотрев жалобу ООО «АЛЬЯНС ГРУПП СТРОЙ» (далее также — Заявитель, Общество) на действия ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» (далее также — Заказчик) при проведении конкурентного отбора на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту элементов благоустройства (устройство площадок) на территории СОЛ «РУЗА» федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» по адресу: Московская область, Волоколамский район, с/п. Осташевское, д. Щербинки (реестровый № 32110458370) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в неправомерной отмене конкурентной процедуры.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Извещение о проведении Закупки с начальной (максимальной) ценой договора в размере 18 097 903,65 руб. опубликовано в Единой информационной системе в сфере закупок (https://zakupki.gov.ru) - 09.07.2021.

Обществом подана заявка на участие в оспариваемой Закупке, которая в последствии была отклонена Заказчиком.

Решениями Московского УФАС России по делам №№ 077/07/00-12988/2021, 077/07/00-15752/2021 действия Заказчика по отклонению заявки Заявителя признаны неправомерными, выданы обязательные для исполнения предписания, включающие пересмотр заявок с учетом решения антимонопольного органа.

Во исполнение предписания Управления Заказчиком был опубликован итоговый протокол от 07.10.2021, согласно которому заявка ООО «АЛЬЯНС ГРУПП СТРОЙ» признана соответствующей требованиям и признано победителем Закупки, рекомендовано заключение договора с победителем.

Вместе с тем 08.10.2021 в ЕИС Заказчиком размещена информация об отмене Закупки в соответствии с частью 7 статьи 3.2 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы, а именно: «В настоящее время, обстоятельства непреодолимой силы выразились в затягивании сроков проведения процедуры в связи с неоднократными обжалованиями действий Заказчика в Управлении Федеральной антимонопольной службы по городу Москве. Таким образом, проведение работ, предусмотренных соответствующей документацией о закупке в осенне-зимний период не представляется возможным (в том числе, устройства бетонной подготовки, устройства покрытий спортивных и детских площадок согласно сметы)».

Заявитель с указанными действиями Заказчика не согласился, пояснив, что предписания антимонопольного органа Заказчик исполнял в последний момент установленного срока, что в общем затянуло сроки заключения договора на 2 месяца (предписание от 27.07.2021 исполнено 27.08.2021, предписание от 06.09.2021 исполнено 07.10.2021). К тому же все обжалования, на которые ссылается Заказчик в протоколе отмены конкурентного отбора, были обоснованы, и сложившаяся ситуация с затянутыми сроками проведения закупки является следствием неправомерных действий Заказчика.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что в соответствии с ч.7 ст. 3.2. Федерального закона №223-ФЗ, по истечении срока отмены конкурентной закупки в соответствии с ч. 5 ст. 3.2. Федерального закона №223-ФЗ, а также п. 3.3.2. Документации о конкурентном отборе и до заключения договора, Заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) в случае возникновения (выявления) обстоятельств непреодолимой силы.

Исходя из принципа целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализация мер, направленных на сокращение издержек Университета, на основании Приказа от 08.10.2021 № 1331, принято решение об отмене конкурентного отбора на выполнение работ по капитальному ремонту элементов благоустройства (устройство площадок) на территории СОЛ «РУЗА».

Данные работы, согласно документации о конкурентном отборе были запланированы в летний период времени, так как в связи летними каникулами и малой загруженностью площадки, а также со сложной эпидемиологической ситуацией – на территории объекта, на котором предполагалось выполнение работ отсутствовали обучающиеся. Так согласно п. 5.3. Технического задания, одно из основных требований к безопасности работ является, что выполнение работ не должно препятствовать или создавать неудобства в работе учреждения или представлять угрозу для работников и учащихся.

Исходя из положений о безопасности работ документации конкурентного отбора, выполнение работ в осенне-зимний период времени требует создания укрывных конструкций (тент) с установкой необходимого оборудования – что нарушает требования безопасности и как следствие повлечет создание неудобства в работе учреждения или представляет угрозу для работников и учащихся.

На текущий момент территория СОЛ «РУЗА» используется Университетом для проведения запланированных встреч, конференций, фестивалей, научных форумов и проведение ремонтных работ создаст препятствия для осуществления основной образовательной и экономической деятельности Заказчика. В качестве подтверждения данных обстоятельств в материалы дела представлено распоряжение от 23.09.2021 № 1104-РП об утверждении плана мероприятий на территории СОЛ «РУЗА».

Комиссия, изучив представленные документы, считает необходимым отметить следующее.

В силу части 5 статьи 3.2 Закона о закупках заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.

По истечении срока отмены конкурентной закупки в соответствии с частью 5 названной статьи и до заключения договора заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством (часть 7 статьи 3.2 Закона о закупках).

При этом согласно позиции Верхновного суда Российской Федерациии, изложенной в Постановлении от от 24.03.2016 N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» в силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.

Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.

Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.

Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.

Довод Заказчика о том, что обжалование его действий в антимонопольный орган являются обстоятельствами неопредалимой силы Комиссия оценивает как несостоятельный, поскольку такие действия в силу части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции являются правом лица с целью защиты нарушенных прав и законных интересов подателя жалобы, то есть указанные действия не отвечают одному из признаков обстоятельств непреодолимой силы, а именно не являются чрезвычайными.

При этом Заказчик самостоятельно своими действиями, связанными с неправомерностью отклонения заявки участника, и исполнением выданных предписаний в предельные сроки создал ситуацию, при которой проведение Закупки и заключение договора вышло за пределы каникулярного периода, удобного для проведения соответствующих работ на объекте.

Резюмируя вышеизложенное, Комиссия, изучив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, приходит к выводу о нарушении Заказчиком частей 5,7 статьи 3.2 Закона о закупках и признает жалобу Заявителя обоснованной.

Вместе с тем, Комиссией принято во внимание то обстоятельство, что проведения работ по капитальному ремонту элементов благоустройства (устройство площадок) на территории СОЛ «РУЗА» в настоящее время не представляется возможным, в связи с чем предписание об устранении допущенного нарушения Заказчику не выдается.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «АЛЬЯНС ГРУПП СТРОЙ» (ОГРН: 1185053043955, ИНН: 5024191071) на действия ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» (ОГРН: 1037700012008, ИНН: 7705043493) при проведении Закупки обоснованной.

  2. Установить в действиях Заказчика нарушение частей 5,7 статьи 3.2 Закона о закупках.

  3. Предписание Заказчику не выдавать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны