Решение б/н Б/А от 24 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-4096/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
21.03.2022 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии:

«...»;

членов Комиссии:

«...»;

«...»;

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «НПО Квант», ОАО «РЖД»;

рассмотрев жалобу ООО «НПО Квант» (далее — Заявитель) на действия ОАО «РЖД» (далее — Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме № 792/ОАЭ-ДОСС/22, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора оказания услуг по обслуживанию комплекса измерения геометрических параметров колесных пар подвижного состава (реестровый № 32211179532) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Часть 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно доводам жалобы, нарушение со стороны Заказчика при проведении закупочной процедуры выразилось в ненадлежащем формировании аукционной документации.

Как указывает Заявитель, Заказчиком в нарушение Закона о закупках, в п. 3.14 аукционной документации установлены требования к предоставлению таких документов как:

- декларация, предоставляемая с использованием программно-аппаратных средств ЭТЗП, подтверждающая на дату подачи заявки соответствие участника обязательным и иным требованиям, предусмотренным пунктом 3.3.2 аукционной документации, требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, если в соответствии с законодательством Российской Федерации информация и документы, подтверждающие такое соответствие, содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (с указанием адреса сайта или страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых размещены эти информация и документы).

В обоснование неправомерности установления такого требования Заявитель ссылается на то, что положения декларации, установленные на ЭТЗП, не совпадают с положениями декларации, установленные в аукционной документации.

Также установлено требование о предоставлении сведений об участнике аукциона по форме сведений об участнике, представленной в приложении № 1.3 к аукционной документации.

В обоснование неправомерности установления такого требования Заявитель указывает, что согласно форме приложения № 1.3 к аукционной документации требуется предоставить такие сведения как: наименование, фирменное наименование (при наличии) юридического лица, выступающего на стороне участника, ИНН (при наличии) учредителей юридического лица, выступающего на стороне участника, ИНН (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа юридического лица, выступающего на стороне участника, адрес юридического лица, выступающего на стороне участника, что не предусмотрено частью 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках.

В обоснование неправомерности установления требования о предоставлении документов, подтверждающих соответствие предлагаемых участником товаров, работ, услуг установленным требованиям аукционной документации, перечисленные в приложении № 1.1 к аукционной документации, Заявитель указывает, что необходимый перечень документов аукционной документацией не установлен.

В обоснование неправомерности установления требования о предоставлении копия документа, подтверждающего полномочия лица действовать от имени участника, в том числе: договор простого товарищества (договор о совместной деятельности) (если в аукционе принимает участие участник, на стороне которого выступает несколько лиц), Заявитель ссылается на пункт 5 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках.

Также Заявитель указывает, что в пункте 2.2.3 Приложения № 1.1 к аукционной документации установлен перечень запасных частей для Комплекса-2С не позволяющий определить какие именно запасные части требуются.

При этом как указывает Заявитель, из представленных в аукционной документации сведений невозможно определить функциональное назначение деталей, их входные и выходные технические параметры. Таким образом отсутствует информация о возможности сопряжения этих деталей с основными элементами Комплекса-2С.

Помимо этого Заявитель указывает, что Заказчиком установлено незаконное требование о сроке действия заявки, а именно в п. 3.14.1. установлено требование, что аукционная заявка должна действовать не менее 120 (ста двадцати) дней с даты окончания срока подачи заявок

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

в соответствии с частью 19.1 Закона о закупках документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления следующих информации и документов:

1) наименование, фирменное наименование (при наличии), адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица, учредительный документ, если участником конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства является юридическое лицо;

2) фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, адрес места жительства физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, если участником конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства является индивидуальный предприниматель;

3) идентификационный номер налогоплательщика участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (для иностранного лица);

4) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица, если участником конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства является юридическое лицо, или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц;

5) копия документа, подтверждающего полномочия лица действовать от имени участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, за исключением случаев подписания заявки:

а) индивидуальным предпринимателем, если участником такой закупки является индивидуальный предприниматель;

б) лицом, указанным в едином государственном реестре юридических лиц в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (далее в настоящей статье - руководитель), если участником такой закупки является юридическое лицо;

6) копии документов, подтверждающих соответствие участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, за исключением случая, предусмотренного подпунктом "е" пункта 9 настоящей части;

7) копия решения о согласии на совершение крупной сделки или о последующем одобрении этой сделки, если требование о наличии указанного решения установлено законодательством Российской Федерации и для участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключение по результатам такой закупки договора либо предоставление обеспечения заявки на участие в такой закупке (если требование об обеспечении заявок установлено заказчиком в извещении об осуществлении такой закупки, документации о конкурентной закупке), обеспечения исполнения договора (если требование об обеспечении исполнения договора установлено заказчиком в извещении об осуществлении такой закупки, документации о конкурентной закупке) является крупной сделкой;

8) информация и документы об обеспечении заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, если соответствующее требование предусмотрено извещением об осуществлении такой закупки, документацией о конкурентной закупке:

а) реквизиты специального банковского счета участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, если обеспечение заявки на участие в такой закупке предоставляется участником такой закупки путем внесения денежных средств;

б) банковская гарантия или ее копия, если в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства участником такой закупки предоставляется банковская гарантия;

9) декларация, подтверждающая на дату подачи заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) непроведение ликвидации участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника такой закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом);

б) неприостановление деятельности участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

в) отсутствие у участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника такой закупки, по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период. Участник такой закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по данному заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства не принято;

г) отсутствие у участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства - физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства непогашенной или неснятой судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся предметом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

д) отсутствие фактов привлечения в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства участника такой закупки - юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

е) соответствие участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства указанным в документации о конкурентной закупке требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, если в соответствии с законодательством Российской Федерации информация и документы, подтверждающие такое соответствие, содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (с указанием адреса сайта или страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых размещены эти информация и документы);

ж) обладание участником конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением договора заказчик приобретает права на такие результаты;

з) обладание участником конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства правами использования результата интеллектуальной деятельности в случае использования такого результата при исполнении договора;

10) предложение участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки;

11) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги, являющихся предметом закупки, требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если требования к данным товару, работе или услуге установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации и перечень таких документов предусмотрен документацией о конкурентной закупке. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;

12) наименование страны происхождения поставляемого товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), документ, подтверждающий страну происхождения товара, предусмотренный актом Правительства Российской Федерации, принятым в соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона;

13) предложение о цене договора (единицы товара, работы, услуги), за исключением проведения аукциона в электронной форме.

Пунктом 3.14 аукционной документации (часть 3 документации) установлен порядок подачи аукционной заявки.

В соответствии с пунктом 3.14.6.1 во второй части аукционной заявки должна быть представлена декларация, предоставляемая с использованием программно-аппаратных средств ЭТЗП, подтверждающая на дату подачи заявки соответствие участника обязательным и иным требованиям, предусмотренным пунктом 3.3.2 аукционной документации, требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, если в соответствии с законодательством Российской Федерации информация и документы, подтверждающие такое соответствие, содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (с указанием адреса сайта или страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых размещены эти информация и документы).

Соответствие обязательным и иным требованиям, установленным пунктом 3.3.2 аукционной документации, подтверждается участником путем подачи заявки на участие в аукционе, а также в декларации, представляемой участником посредством функционала программно-аппаратных средств ЭТЗП во второй части заявки на участие в аукционе (п. 3.3.3. документации).

Пунктом 3.3.2 установлены требования которым должен соответствовать участник аукциона, которые в том числе в себя включают:

- непроведение ликвидации участника аукциона;

- непроведение деятельности участника в порядке, установленном КоАП РФ;

- отсутствие у участника аукциона – физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица непогашенной или неснятой судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся предметом аукциона, и административного наказания в виде дисквалификации;

- отсутствие у участника аукциона недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджет Российской Федерации;

- отсутствие сведений об участнике в реестрах недобросовестных поставщиков.

Таким образом, требования аукционной документации, в части предоставления декларации, подтверждающей соответствие участника обязательным требованиям, установлены в полном соответствии с положениями Закона о закупках.

Согласно пункту 3.14.6.2. во второй части аукционной заявки должны быть представлены сведения об участнике по форме сведений об участнике, представленной в приложении № 1.3 к аукционной документации. Формой сведений об участнике (Приложение 1.3 к аукционной документации) предусмотрено указание информации, содержащей в том числе:

- наименование, фирменное наименование (при наличии) участника;

- ИНН (при наличии) учредителей участника;

- ИНН (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа участника;

- фактическое местонахождение.

Таким образом, требование по предоставлению участниками в составе заявки указанной информации, установлено в полном соответствии с положениями Закона о закупках.

В отношении довода Заявителя о неправомерности установления требования о предоставлении копия документа, подтверждающего полномочия лица действовать от имени участника, в том числе: договор простого товарищества (договор о совместной деятельности) (если в аукционе принимает участие участник, на стороне которого выступает несколько лиц), Комиссия отмечает следующее.

Согласно пункту 3.14.6.2. во второй части аукционной заявки должны быть представлены копия документа, подтверждающего полномочия лица действовать от имени участника, в том числе:

- договор простого товарищества (договор о совместной деятельности) (если в аукционе принимает участие участник, на стороне которого выступает несколько лиц). Документы должны быть сканированы с оригинала;

- выписка из единого государственного реестра юридических лиц, если доступ к сведениям, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц, об участнике аукциона ограничен в случаях, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2019 г. № 729 «Об определении случаев, в которых доступ к содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц сведениям (документам, содержащим сведения) о юридическом лице может быть ограничен».

В соответствии с пунктом 5 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления следующих информации и документов:

- копия документа, подтверждающего полномочия лица действовать от имени участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, за исключением случаев подписания заявки:

а) индивидуальным предпринимателем, если участником такой закупки является индивидуальный предприниматель;

б) лицом, указанным в едином государственном реестре юридических лиц в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (далее в настоящей статье - руководитель), если участником такой закупки является юридическое лицо.

Частью 5 статьи 3 Закона о закупках установлено, что участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

В случае участия в закупке нескольких лиц, предоставляется договор простого товарищества, который заключается в соответствии с положениями ГК РФ и подтверждает совместную деятельность указанных лиц без образования юридического лица.

Указанное требование установлено в целях подтверждения факта осуществления совместной деятельности между участниками.

В свою очередь, Комиссия отмечает, что коллективное участие является правом участника, то есть, его волеизъявлением, в связи с чем законодательное закрепление обязанности участника предоставлять в составе заявки договор простого товарищества (или иные формы соглашений о коллективном участии) является невозможным, так как указанное противоречит правовой природе права.

Комиссия отмечает, что часть 19.3 статьи 3.4 Закона о закупках указывает, что Заказчику установлен императивный запрет требовать в обязательном порядке представления от участников закупочных процедур документов и информации, предусмотренных частями 19.1 и 19.2 статьи 3.4 Закона о закупках.

Вместе с тем, несмотря на то, что статья 3.4 Закона о закупках содержит специальные нормы, подлежащие применению при проведении закупок, участниками которых могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, специальные нормы применяются в той части, которая не противоречит общим положениям, связанным с проведением конкурентных процедур, что указано в части 1 статьи 3.4 Закона о закупках.

Законом о закупках в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений установлены общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

Закупочная процедура представляет собой совокупность действий заказчика, направленных на определение в порядке, установленном в положении о закупке, контрагента, с которым в последующем может быть заключен договор на лучших для заказчика условиях с точки зрения цены, качества и надежности закупаемых товаров (работ, услуг).

В настоящем случае, действия Заказчика, установившего такие требования к коллективной заявке не противоречат требованиям, установленным пунктом 2 части 1, части 5 статьи 3 закона о закупках.

В связи с этим, указанный довод жалобы признается Комиссией необоснованным.

Оценивая довод Заявителя относительно того, что положения декларации, установленные на ЭТЗП, не совпадают с положениями декларации, установленные в аукционной документации, Комиссией установлено следующее.

Пунктом 3.3.2.6. документации установлено требование к участнику закупки, в соответствии с которым, участник (каждое лицо, выступающее на стороне участника) должен соответствовать обязательным и иным требованиям аукционной документации: отсутствие сведений об участнике в реестрах недобросовестных поставщиков, предусмотренных частью 7 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

При этом как пояснил на заседании Комиссии Заявитель, ни формой 1.3 ни на ЭТП не установлено такое требование к участникам.

Комиссия отмечает, что согласно части 7 статьи 3 Закона о закупках при закупке заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Таким образом, указанной нормой Закона прямо установлено право заказчика установить требование об отсутствии участника в реестре недобросовестных поставщиков как по Закону N 223-ФЗ, так и по Закону N 44-ФЗ, следовательно, данное требование документации предусмотрено законом и не может быть признано как требование, ограничивающую конкуренцию.

В рассматриваемом случае аукционная документация не содержит требований о предоставлении таких документов к качестве обязательных, данное требование установлено к участнику закупки, что не противоречит части 7 статьи 3 Закона о закупках.

Как было указано ранее, часть 19.3 статьи 3.4 Закона о закупках указывает, что Заказчику установлен императивный запрет требовать в обязательном порядке представления от участников закупочных процедур документов и информации, предусмотренных частями 19.1 и 19.2 статьи 3.4 Закона о закупках. Несмотря на то, что статья 3.4 Закона о закупках содержит специальные нормы, подлежащие применению при проведении закупок, участниками которых могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, специальные нормы применяются в той части, которая не противоречит общим положениям, связанным с проведением конкурентных процедур, что указано в части 1 статьи 3.4 Закона о закупках.

В связи с этим, указанный довод Заявителя признается Комиссией необоснованным.

В отношении довода Заявителя о неправомерности требования о сроке действия заявки, Комиссия отмечает следующее.

Согласно пункту 3.14.1 аукционная заявка должна содержать всю требуемую в аукционной документации информацию и документы, должна быть оформлена в соответствии с требованиями аукционной документации и действовать не менее 120 (ста двадцати) дней с даты окончания срока подачи заявок.

Как пояснил на заседании Комиссии Заказчик, указанный срок действия и обеспечения заявки 120 дней установлен исходя из сложившейся практики при проведении конкурентных закупок и направлен на обеспечение защиты прав и интересов Заказчика (изменение срока рассмотрения заявок, обжалование в антимонопольном органе действия (бездействия) Заказчика, комиссии по осуществлению закупки, оператора электронной площадки, пересмотр заявок с учетом принятого решения антимонопольным органом, отказ победителя от заключения договора, заключение договора со вторым участником).

Заказчик также пояснил, что требования к сроку действия аукционных заявок распространяются в равной степени на всех участников и не дают каких-либо преимуществ отдельным участникам.

Комиссия принимает во внимание, что Закон о закупках не содержит требований, предъявляемых к срокам действия заявок.

В свою очередь Заявитель не приводит конкретных фактов нарушения его прав и законных интересов в части установления Заказчиком срока действия аукционных заявок. Заявителем также в своей жалобе не приведено ссылок на нормы Закона о закупках, которые по мнению Заявителя нарушены Заказчиком установлением такого требования к сроку заявки.

В связи с изложенным, Комиссия признает указанный довод жалобы также необоснованным.

В отношении довода Заявителя о том, что в пункте 2.2.3 Приложения № 1.1 к аукционной документации установлен перечень запасных частей для Комплекса-2С не позволяющий определить какие именно запасные части требуются, Комиссией установлено следующее.

В обоснование названного довода Заявитель указывает, что из представленных в аукционной документации сведений невозможно определить функциональное назначение деталей, их входные и выходные технические параметры. Таким образом отсутствует информация о возможности сопряжения этих деталей с основными элементами Комплекса-2С.

Также Заявитель указывает, что указаны два разных вида наименований деталей, что вводит в заблуждение и не дает возможности идентифицировать какого наименования стоит придерживаться при выборе деталей. Наименования и номера деталей являются уникальными.

В связи с этим, Заявитель указывает, что по деталям нет возможности определить как производителя, так и технические характеристики устройств.

В силу этого факта также отсутствует возможность определить стоимость деталей, срок их изготовления и срок поставки.

Также Заявитель указывает, что помимо прочего нет точного описания календарного графика по замене деталей с указанием месяца и года их замены. Исходя из указанной периодичности, нет понимания о необходимости замены деталей с объявленной периодичностью более года (например датчик оптический: периодичность замены 1 раз в 4 года). Нет понимания с какого момента начинается точка отсчета четырехлетнего периода.

Комиссией установлено, что перечень оказываемых услуг приведен в Техническом задании, являющемся Приложением № 1.1 к аукционной документации.

Предметом Закупки является оказание услуг по обслуживанию комплекса измерения геометрических параметров колесных пар подвижного состава.

Согласно Техническому заданию требуется обслуживание комплекса для измерения геометрических параметров колесных пар подвижного состава «Комплекс-2С).

В пункте 2.2.3. Технического задания установлен перечень запасных частей для Комплекс-2С.

Перечень заменяемых запасных частей приведен в соответствии с Приложением №1 Периодичность замены запчастей для Комплекса-2С к Регламенту по техническому обслуживанию аппаратуры «Комплекс-2С» (Руководства по эксплуатации РЭ ТГБК.013 РЭ).

 

Наименование

Наименование

Номер

Количество заменяемых деталей

Количество в комплексе

Периодичность замен

датчик синхронизации

2Spools_v8_6

ТГБК.001.01.07

6

6

1 раз в год

датчик оптический

PSD_USB2V5_8

ТГБК.001.01.03(-01)

1

4

1 раз в 4 года

плата управления двигателем

Drv_mot&delim_l_r_5

ТГБК.001.01.02.01 (-01)

1

4

1 раз в 4 года

реле приближения

Protect3_vert

5Р.1038.730.2

1

1

1 раз в год

плата датчика поез-да

DP_V5_3

ТГБК.005.01

1

1

1 раз в год

плата распредели-тельная, к-т (эта-жерка)

Raspred_220_USB_4, Raspred_heat_USB, Raspred_sync_USB_10

ТГБК.001.01.09

1

1

1 раз в год

плата БУС

USB_BUS_V8

СНЛУ.205.13

1

1

1 раз в год

плата БУП

BUP14_USB

СНЛУ.205.11

1

1

1 раз в год

плата БУП силовая

Bup_power_2

СНЛУ.205.16

1

1

1 раз в год

ИП 5В

 

 

1

2

1 раз в 2 года

ИП 12В

 

 

1

4

1 раз в 4 года

плата защиты

Power_prot_6

СНЛУ.205.21

1

1

1 раз в год

аккумуляторы ИБП

 

 

4

4

1 раз в год

 

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что замена деталей может не понадобиться.

Также отметил, что в случае, если замена деталей была, то соответственно составлялся Акт. В случае, если при исполнении договора необходимо будет осуществить замену деталей, то подрядчику будет передан соответствующий Акт, в котором будет указана дата предыдущей замены.

Комиссия принимает во внимание, что в соответствии с пунктом 3 Технического задания, замена деталей входит в стоимость оказания услуг по обслуживанию комплекса измерения геометрических параметров колесных пар подвижного состава. Выбор вида услуги: замена или ремонт определяется Исполнителем. При необходимости замены деталей, в соответствии с регламентными работами, указанными в РЭ ТГБК.013 РЭ, производится только замена.

При этом в настоящем случае Комиссия отмечает, что в настоящем случае первостепенным является именно обслуживание комплекса измерения геометрических параметров колесных пар подвижного состава, а не замена деталей, которая в свою очередь при исполнении договора может не понадобиться.

Таким образом, Техническое задание содержит конкретные требования о периодичности замены запасных частей для Комплекса-2С, а также полное наименование и номера деталей подлежащих замене, что позволяет участникам надлежащим образом достоверно определить требуемые к замене запасные части, а доводы Заявителя не находят своего подтверждения.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика помимо субъективной оценки таких действий не представлено.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о обоснованности доводов жалобы в указанных частях.

В отношении довода Заявителя о неправомерности установления требования о предоставлении документов, подтверждающих соответствие предлагаемых участником товаров, работ, услуг установленным требованиям аукционной документации, перечисленные в приложении № 1.1 к аукционной документации, Комиссией установлено следующее.

Пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должны быть требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Пунктом 3.14.6.3. аукционной документации во второй части аукционной заявки участником предоставляются документы, подтверждающие соответствие предлагаемых участником товаров, работ, услуг установленным требованиям аукционной документации, перечисленные в приложении № 1.1 к аукционной документации.

Установление указанного требования Заказчик мотивировал выполнением пункта 11 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках.

Также Заказчик пояснил, что пунктом 2 Технического задания установлены требования к оказываемым услугам по обслуживанию комплекса измерения геометрических параметров колесных пар подвижного состава.

Также Заказчик пояснил, что указанные требования установлены в соответствии с нормативными документами: ГОСТ Р МЭК 60950-2002 «Безопасность оборудования информационных технологий» в части применяемых к обслуживаемому оборудованию требований; ГОСТ 12.2.0291-2012 «Безопасность электрического оборудования для измерения, управления и лабораторного применения.»; ГОСТ 5238-81 в редакции от 01 января 2021 года «Установки проводной связи. Схемы защиты от опасных напряжений и токов возникающих на линиях. Технические требования.; Руководство «Комплекс-2С» ТГБК.013 РЭ.

Согласно пункту 11 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках, заказчик вправе установить обязанность представления копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги, являющихся предметом закупки, требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если требования к данным товару, работе или услуге установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации и перечень таких документов предусмотрен документацией о конкурентной закупке. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.

В рассматриваемом случае, предметом Закупки является оказание услуг по обслуживанию комплекса измерения геометрических параметров колесных пар подвижного состава.

Согласно Форме технического предложения участника, участник обязуется:

1) оказать услуги, предусмотренные настоящим техническим предложением, в полном соответствии с:

а) нормативными документами, перечисленными в техническом задании аукционной документации;

б) требованиями к безопасности оказываемых услуг, указанными в техническом задании аукционной документации;

в) требованиями к качеству оказываемых услуг, указанными в техническом задании аукционной документации;

г) требованиями к результату оказания услуг, указанными в техническом задании аукционной документации;

2) оказать услуги в месте(ах) оказания услуг, предусмотренном(ых) в техническом задании аукционной документации;

3) оказать услуги в соответствии с условиями и порядком оказания услуг, указанными в техническом задании аукционной документации.

Комиссией установлено, что аукционная документация содержит ссылки на ГОСТы, которым должны соответствовать оказываемые услуги, и которыми необходимо руководствоваться участникам закупки выполнении работ и соответственно при подаче заявки на участие.

Вместе с тем, необходимый перечень документов, который должен представить участник в составе своей заявки аукционной документацией не установлен.

В свою очередь Заказчиком не представлено доказательств того, что требования к услуге установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации и перечень таких документов предусмотрен аукционной документацией.

В связи с изложенным, Комиссия считает вышеуказанное требование избыточным, поскольку для его исполнения Заказчик устанавливает необходимость для участника закупочной процедуры представить документы, которые не поименованы в аукционной документации и предоставление которых не является обязательным в силу норм действующего законодательства.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о несоответствии действий Заказчика требованиям, установленным пунктом 2 части 1 статьи 3, пунктов 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы в указанной части.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «НПО Квант» (ОГРН:1177847248479, ИНН:7839088591) на действия ОАО «РЖД» (ОГРН:1037739877295, ИНН:7708503727) при проведении Закупки частично обоснованной.

  2. Установить в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, пунктов 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения.

     

Связанные организации

Связанные организации не указаны