Решение №55326/22 б/а от 28 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-15861/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
25.10.2022                                                                                                          г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии,

"....."

членов Комиссии:

"....."

"....."

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ".....", ".....",

рассмотрев жалобу "....." (далее также - Заявитель) на действия "....." (далее также - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по хозяйственному обслуживанию объекта, расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Москва, ул. Ходынская, д. 2, стр. 1, и прилегающей к нему территории (реестровый № 32211733121, далее - Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

Согласно доводам жалобы, нарушение со стороны Заказчика при проведении закупочной процедуры выразилось в ненадлежащем формировании конкурсной документации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Как следует из материалов дела, Заказчиком 30.09.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее — ЕИС) (https://zakupki.gov.ru), была размещена информация о проведении Закупки.

Наименование закупки: Оказание услуг по хозяйственному обслуживанию объекта, расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Москва, ул. Ходынская, д. 2, стр. 1, и прилегающей к нему территории.

Цена договора: 64 059 849 руб. 84 коп.

Дата начала срока подачи заявок: 30.09.2022 00:00 (МСК).

Дата и время окончания подачи заявок: 24.10.2022 09:00 (МСК).

Согласно доводам жалобы, Заявитель указывает на установление в документации о проведении конкурса базиса сравнения ценовых предложений без учета НДС.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, запрошенные антимонопольным органом.

Из пояснений Заказчика следует, что 14.10.2022 были внесены изменения в документацию в части установления базиса сравнения цен независимо от налогообложения участника конкурса. Также были опубликованы разъяснения документации с подробным пояснением и примером расчета ценовых предложений независимо от системы налогообложения участника конкурса.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная процедура представляет собой совокупность действий заказчика, направленных на определение в порядке, установленном в положении о закупке, контрагента, с которым в последующем может быть заключен договор на лучших для заказчика условиях с точки зрения цены, качества и надежности закупаемых товаров (работ, услуг).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно пунктам 5, 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота) и порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).

Следовательно при определении в документации о закупке начальной (максимальной) цены договора заказчик должен установить одно значение такой цены для всех участников закупки (независимо от применяемой ими системы налогообложения), указав при этом содержит или нет установленная цена НДС.

В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

При этом согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 7 извещения, начальная (максимальная) цена договора составляет 64 059 849 (шестьдесят четыре миллиона пятьдесят девять тысяч восемьсот сорок девять) рублей 84 копейки.

Сведения о включенных в начальную (максимальную) цену договора расходах: начальная (максимальная) цена договора: все расходы исполнителя, включая стоимость оборудования и инвентаря, моющих средств, расходных материалов для комплектации санитарных и сервисных зон (мини-кухонь), диспенсеров для расходных материалов (бумажных полотенец, туалетной бумаги, нестационарных диспенсеров для жидкого мыла, санитайзеров для дезинфицирующих средств), противогололёдных средств для обработки прилегающей территории, не относящейся к городской территории (до 5 м по периметру объекта), иные расходы исполнителя, необходимые для оказания услуг. Начальная (максимальная) цена договора является неизменной и будет установлена в договоре, как предельное значение.

Цены за единицу товара, работы, услуги (единичные расценки выполняемых работ, в том числе каждой запасной части к технике) формируют спецификацию цен за единицу услуги, и будут использоваться при исполнении договора. Спецификация цен за единицу услуги формируется по результатам торгов согласно ценам, установленным участником в ценовом предложении, сформированном строго по установленной настоящей документацией форме в формате Word либо Excel (форма №2 Приложения №1 к документации о проведении конкурса).

Участник закупки подает ценовое предложение за единицу товара, работы, услуги на электронной торговой площадке согласно своей системе налогообложения. Договор будет заключаться с предложенной участником суммой согласно его системе налогообложения. Сравнение ценовых предложений будет осуществляться независимо от системы налогообложения участника конкурса.

В порядке оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе по Критерию «Цена договора» (пункт 29 документации), также указано, что сравнение ценовых предложений будет осуществляться независимо от системы налогообложения участника конкурса. Участники закупки подают ценовое предложение с НДС в случае наличия общей системы налогообложения и без учета НДС в случае наличия упрощенной системы налогообложения.

Учитывая изложенное, довод Заявителя о том, что преимущество в заключении договора с заказчиком получат те участники закупки, которые являются плательщиками НДС, не находит своего подтверждения.

Вместе с тем в ходе заседания Комиссии установлено, что 14.10.2022 16:02 (МСК) Заказчиком внесены соответствующие изменения в Документацию о закупке.

При этом жалоба Заявителя поступила 18.10.2022, следовательно вышеуказанные изменения были внесены Заказчиком до поступления настоящей жалобы.

На основании изложенного, Комиссия признает данный довод жалобы необоснованным и делает вывод об отсутствии в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства.

Кроме того, Заявитель в своей жалобе оспаривает установленный Заказчиком неценовой критерий оценки заявок «Квалификация участника закупки».

По мнению Заявителя, Заказчиком необоснованно установлен неравноценный коэффициент значимости по следующим подкритериям:

  • 20 % по подкритерию №1 - «Наличие опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» (Рзо).

  • 70% по подкритерию №2 – «Наличие опыта по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема по договорам/контрактам, заключенным в соответствии с ФЗ-44 и / или с ФЗ-223» (Рзофз).

При этом Заявитель указывает, что опыт выполнения работ участниками закупки определяется исключительно фактом выполнения работ сопоставимого характера и объема, связанных с предметом контракта, но ни объем, ни характер работ не зависят от того, для кого выполнялись данные работы.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения.

Изучив представленные материалы и сведения, заслушав позицию сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.

Пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Согласно пункту 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.

Пунктом 29 Документации установлен следующий порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе:

№ 1. Критерий «Цена договора».

Значимость (весомость) критерия (КЗК) - 60%.

№ 2. Критерий «Квалификация участника закупки».

Значимость (весомость) критерия (КЗК) - 40%.

Содержание критерия:

Показателями критерия оценки «Квалификация участника закупки», раскрывающим содержание данного критерия оценки, являются следующие подкритерии:

- «Наличие опыта по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема»;

- «Наличие опыта по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема по договорам/контрактам, заключенным в соответствии с ФЗ-44 и/или с ФЗ-223»;

- «Деловая репутация участника закупки».

Порядок оценки по критерию:

Для расчета итогового рейтинга заявки и определения победителя закупки итоговый рейтинг заявки по критерию «Квалификация участника закупки» применяется формула:

РЗКкв = (РЗо + РЗофз + РЗд) х КЗКкв

(значение в баллах, присвоенное участнику закупки по подкритерию, скорректированное на коэффициент значимости подкритерия для получения рейтинга) где:

РЗКкв – итоговый рейтинг заявки по критерию «Квалификация участника закупки»;

РЗо – оценка в баллах по подкритерию «Наличие опыта по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема», скорректированная с учетом значимости подкритерия;

РЗофз – оценка в баллах по подкритерию «Наличие опыта по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема по договорам/контрактам, заключенным в соответствии с ФЗ-44 и/или с ФЗ-223», скорректированная с учетом значимости подкритерия;

РЗд – оценка в баллах по подкритерию «Деловая репутация участника закупки», скорректированная с учетом значимости подкритерия;

КЗКкв - коэффициент значимости критерия «Квалификация участника закупки».

С целью расчета итогового рейтинга заявки и определения победителя закупки итоговый рейтинг заявки по критерию «Квалификация участника закупки» (РЗКк) суммируется с итоговыми рейтингами заявки по иным критериям оценки.

Коэффициент значимости критерия «Квалификация участника закупки»: 0,4 (КЗКкв = 40%).

2.1. Подкритерий №1 – «Наличие опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» (Рзо).

Значимость (весомость) критерия (КЗК) - 20 %.

Содержание показателя (подкритерия):

В рамках подкритерия оценивается наличие опыта по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема с услугами, требуемыми заказчиком.

Успешным признается оказание услуг по соответствующему договору, по которому участником закупки документально подтвержден факт надлежащего исполнения своих обязательств, отсутствуют факты взыскания неустойки (штрафа, пени), судебных разбирательств, по которым участник закупки выступает ответчиком.

При этом под оказанием услуг сопоставимого характера и объема понимается завершенное в полном объеме оказание клининговых услуг на объектах общей площадью не менее 30% от общей площади объекта, установленной в Техническом задании (приложение №2 к документации о проведении конкурса), по договорам/контрактам, заключённым не ранее 01.01.2019г. (ранее не пролонгированным).

При подсчете настоящего подкритерия, будут учитываться договоры/контракты и акты выполненных работ/оказанных услуг (если работа/услуга выполнялись по счету, без заключения договора), включающие в себя все установленные виды услуг/работ.

При подсчете настоящего подкритерия заказчиком будут учитываться как один договор/контракт/акт, объединяющий в себе все виды работ/услуг по настоящему подкритерию, так и несколько договоров/контрактов/актов выполненных работ/оказанных услуг на виды работ/услуг, установленных настоящим подкритерием.

В случае, если участник предоставит в составе заявки отдельный договор на один вид работ из указанных, то совокупность таких договоров, объединяющая все виды работ из указанных, будет считаться как один договор.

Копии актов выполнения работ/оказания услуг, заключенных без договора/контракта (по счету), будут учитываться Комиссией по закупкам только в случае, если в таком акте будет возможно определить сопоставимость работ/услуг по характеру и объему услугам/работам, требуемым заказчиком (с техническим описанием выполненных работ/оказанных услуг).

Лучшим предложением по подкритерию «Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема» признается предложение о наличии опыта оказания услуг участника закупки, которое превосходит предложения других участников и свидетельствует о большей компетентности участника закупки при оказании услуг сопоставимого характера и объема и о его большей надежности.

Наиболее предпочтительным предложением является наибольшее количество успешно исполненных договоров/контрактов/актов на оказание услуг сопоставимого характера и объема в пределах необходимого максимального значения (Кпред.о.).

Предельно необходимое максимальное значение подкритерия (показателя - Кпред.о.) – 5 (пять) успешно исполненных и завершенных договоров/контрактов на оказание клининговых услуг на объектах общей площадью не менее 30% от общей площади объекта, установленной в Техническом задании (приложение №2 к документации о проведении конкурса), по договорам/контрактам, заключённым не ранее 01.01.2019г. (ранее не пролонгированным).

При этом участнику конкурса, сделавшему предложение равное или лучше предельно-необходимого максимального значения показателя подкритерия (5 договоров и более), присваивается 100 баллов и его предложение корректируется на коэффициент значимости подкритерия в общем порядке.

При оценке и сопоставлении предложений коллективного участника закупки по подкритерию сведения о наличии опыта по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема, предоставляемые лицами, выступающими на стороне одного участника процедуры закупки, в рамках данных подкритериев суммируются.

Подтверждающие документы:

- сведения об опыте участника закупки (справка, сформированная по форме №7 Приложения №1 к настоящей документации);

- копии успешно исполненных договоров/контрактов на оказание услуг сопоставимого характера и объема со всеми приложениями к договорам/контрактам, являющимися их неотъемлемыми частями, с приложением к ним всех копий актов сдачи-приемки услуг/работ, счет-фактур, УПД и/или копий иных документов, подтверждающих успешное исполнение договора/контракта, всех дополнительных соглашений в случае, если в договор/контракт вносились изменения.

Допускается к рассмотрению копии актов оказания услуг/выполнения работ, заключенных без договора/контракта в случае, если в таком акте будет возможно определить сопоставимость работ/услуг по характеру и объему работам/услугам, требуемым заказчиком (с техническим описанием выполненных работ/оказанных услуг).

Если участник закупки предоставит в составе заявки копию договора, либо акта выполненных работ/оказанных услуг (если работа/услуга выполнялись по счету, без заключения договора), в которых невозможно определить сопоставимость услуг/работ по характеру и объему услугам/работам, требуемым заказчиком (без технического описания оказанных услуг/выполненных работ), то такой договор/контракт/акт выполненных работ/оказанных услуг не будет учитываться при оценке заявки по данному подкритерию.

Если участник закупки предоставит копии документов, подтверждающих успешное исполнение договора/контракта (актов сдачи-приемки работ/услуг, счетах-фактурах и/или копий иных документов, подтверждающих успешное исполнение договора/контракта) и предусмотренных договором/контрактом без копии самого договора/контракта, то такой договор/контракт не будет учитываться при оценке заявки по данному подкритерию.

Если участник закупки предоставит копию договора/контракта без актов сдачи-приемки работ/услуг, счет-фактур и/или копий иных документов, подтверждающих успешное и завершенное в полном объеме исполнение договора/контракта, либо не все указанные документы, то такой договор/контракт не будет учитываться при оценке заявки по данному подкритерию.

Если участник закупки предоставит копию договора/контракта с признаками ненадлежащего исполнения своих обязательств, где присутствуют факты взыскания неустойки (штрафа, пени), судебных разбирательств, по которым участник закупки выступает ответчиком, то такой договор не будет учитываться при оценке заявки по данному подкритерию.

Если участник закупки предоставит копию договора/контракта/акта на оказание услуг на объекте общей площадью менее 30% от общей площади объекта, установленной в Техническом задании, то такой договор/контракт/акт выполненных работ/оказанных услуг не будет учитываться при оценке заявки по данному подкритерию.

Если участник закупки предоставит копию договора/контракта/акта, заключенного ранее 01.01.2019г., то такой договор/контракт/акт выполненных работ/оказанных услуг не будет учитываться при оценке заявки по данному подкритерию.

Если участник закупки предоставит договор/контракт, исполнение которого после окончания срока подачи заявок, определенного настоящей документацией о проведении конкурса, не завершилось, и в результате чего невозможно определить успешное и завершенное его исполнение, то такой договор/контракт не будет учитываться при оценке заявки по данному подкритерию.

Если участник закупки предоставит копию договора/контракта без всех копий дополнительных соглашений в случае, если в договор/контракт вносились изменения, а также при его расторжении, то такой договор/контракт не будет учитываться при оценке заявки по данному критерию.

Если участник закупки предоставит в составе заявки копию договора/контракта, либо акта выполненных работ/оказанных услуг (если работа/услуга выполнялись по счету, без заключения договора), в которых невозможно определить сопоставимость услуг/работ по характеру и объему услугам/работам, требуемым заказчиком (без технического описания оказанных услуг/выполненных работ), то такой договор/контракт/акт выполненных работ/оказанных услуг не будет учитываться при оценке заявки по данному подкритерию.

Порядок оценки по подкритерию:

если Кmax ≥ Кпред.о.: РЗПо = (Кi / Кпред.о.) × 100 × КЗПо,

если Кmax <Кпред.о.: РЗПо= (Кi / Кmax) × 100 × КЗПо,

где:

РЗПо – итоговый рейтинг заявки по подкритерию «Наличие опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема», скорректированный с учетом значимости данного подкритерия;

Кi – предложение по подкритерию участника закупки, заявка которого оценивается;

Кпред.о. – предельно-необходимое максимальное значение подкритерия, установленное в документации о закупке (5 договоров/контрактов/актов);

Кmax – максимальное (лучшее) предложение по подкритерию, сделанное участниками закупки (если ни у одного из участников не набирается 5 договоров, рассматривается самое большое количество договоров в заявках участников).

КЗПо – коэффициент значимости подкритерия (0,2).

При этом участнику, сделавшему предложение равное или лучше предельно-необходимого максимального значения показателя подкритерия (5 договоров и более), присваивается 100 баллов и его предложение корректируется на коэффициент значимости подкритерия в общем порядке.

Коэффициент значимости подкритерия «Наличие опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема»: 0,2 (КЗПо = 20 %).

2.2. Подкритерий №2 – «Наличие опыта по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема по договорам/контрактам, заключенным в соответствии с ФЗ-44 и / или с ФЗ-223» (Рзофз).

Содержание показателя (подкритерия):

В рамках подкритерия оценивается наличие опыта по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема с услугами, требуемыми заказчиком.

Успешным признается оказание услуг по соответствующему договору, по которому участником закупки документально подтвержден факт надлежащего исполнения своих обязательств, отсутствуют факты взыскания неустойки (штрафа, пени), судебных разбирательств, по которым участник закупки выступает ответчиком.

При этом под оказанием услуг сопоставимого характера и объема понимается оказание клининговых услуг на объектах общей площадью не менее 30% от общей площади объекта, установленной в Техническом задании (приложение №2 к документации о проведении конкурса), по договорам/контрактам, заключённым не ранее 01.01.2019г. (ранее не пролонгированным), а также заключенным в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и/или в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

При подсчете настоящего подкритерия, будут учитываться договоры/контракты на выполнение работ/оказанных услуг (если работа/услуга выполнялись по счету, без заключения договора), включающие в себя все установленные виды услуг/работ.

При подсчете настоящего подкритерия заказчиком будут учитываться как один договор/контракт, объединяющий в себе все виды работ/услуг по настоящему подкритерию, так и несколько договоров/контрактов выполненных работ/оказанных услуг на виды работ/услуг, установленных настоящим подкритерием.

В случае, если участник предоставит в составе заявки отдельный договор на один вид работ из указанных, то совокупность таких договоров, объединяющая все виды работ из указанных, будет считаться как один договор.

Лучшим предложением по подкритерию «Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема по договорам/контрактам, заключенным в соответствии с ФЗ-44 и / или с ФЗ-223» признается предложение о наличии опыта оказания услуг участника закупки, которое превосходит предложения других участников и свидетельствует о большей компетентности участника закупки при оказании услуг сопоставимого характера и объема и о его большей надежности.

Наиболее предпочтительным предложением является наибольшее количество успешно исполненных договоров/контрактов на оказание услуг сопоставимого характера и объема в пределах необходимого максимального значения (Кпред.о.).

Предельно необходимое максимальное значение подкритерия (показателя - Кпред.о.) - 5 (пять) успешно исполненных договоров/контрактов на оказание клининговых услуг на объектах общей площадью не менее 30% от общей площади объекта, установленной в Техническом задании (приложение №2 к документации о проведении конкурса), по договорам/контрактам, заключённым не ранее 01.01.2019г. (ранее не пролонгированным), а также заключенным в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и/или в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

При этом участнику конкурса, сделавшему предложение равное или лучше предельно-необходимого максимального значения показателя подкритерия (5 контрактов/договоров и более), присваивается 100 баллов и его предложение корректируется на коэффициент значимости подкритерия в общем порядке.

При оценке и сопоставлении предложений коллективного участника закупки по подкритерию сведения о наличии опыта по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема, предоставляемые лицами, выступающими на стороне одного участника процедуры закупки, в рамках данных подкритериев суммируются.

Представленные контракты/договоры для целей оценки данного подкритерия будут учтены при подсчете баллов в подкритерии №1, и участник получит количество баллов в зависимости от представленного количества согласно формуле, установленной в пп.2.1 п. 29 настоящей документации.

Подтверждающие документы:

- сведения об опыте участника закупки (справка, сформированная по форме №7 Приложения №1 к настоящей документации);

- копии успешно исполненных договоров/контрактов на оказание услуг сопоставимого характера и объема со всеми приложениями к договорам/контрактам, являющимися их неотъемлемыми частями, с приложением к ним всех копий актов сдачи-приемки услуг/работ, счет-фактур, УПД и/или копий иных документов, подтверждающих успешное исполнение договора/контракта, всех дополнительных соглашений в случае, если в договор/контракт вносились изменения.

Если участник закупки предоставит в составе заявки копию договора, в которых невозможно определить сопоставимость услуг/работ по характеру и объему услугам/работам, требуемым заказчиком (без технического описания оказанных услуг/выполненных работ), то такой договор/контракт выполненных работ/оказанных услуг не будет учитываться при оценке заявки по данному подкритерию.

Если участник закупки предоставит копии документов, подтверждающих успешное исполнение договора/контракта (актов сдачи-приемки работ/услуг, счетах-фактурах и/или копий иных документов, подтверждающих успешное исполнение договора/контракта) и предусмотренных договором/контрактом без копии самого договора/контракта, то такой договор/контракт не будет учитываться при оценке заявки по данному подкритерию.

Если участник закупки предоставит копию договора/контракта без актов сдачи-приемки работ/услуг, счет-фактур и/или копий иных документов, подтверждающих успешное исполнение договора/контракта, либо не все указанные документы, то такой договор/контракт не будет учитываться при оценке заявки по данному подкритерию.

Если участник закупки предоставит копию договора/контракта с признаками ненадлежащего исполнения своих обязательств, где присутствуют факты взыскания неустойки (штрафа, пени), судебных разбирательств, по которым участник закупки выступает ответчиком, то такой договор не будет учитываться при оценке заявки по данному подкритерию.

Если участник закупки предоставит копию договора/контракта на оказание услуг на объекте общей площадью менее 30% от общей площади объекта, установленной в Техническом задании, то такой договор/контракт выполненных работ/оказанных услуг не будет учитываться при оценке заявки по данному подкритерию.

Если участник закупки предоставит копию договора/контракта/акта, заключенного не в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», либо не в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», то такой договор/контракт/акт выполненных работ/оказанных услуг не будет учитываться при оценке заявки по данному подкритерию.

Если участник закупки предоставит копию договора/контракта/акта, заключенного ранее 01.01.2019г., то такой договор/контракт/акт выполненных работ/оказанных услуг не будет учитываться при оценке заявки по данному подкритерию.

Если участник закупки предоставит копию договора/контракта без всех копий дополнительных соглашений в случае, если в договор/контракт вносились изменения, а также при его расторжении, то такой договор/контракт не будет учитываться при оценке заявки по данному критерию.

Порядок оценки по подкритерию:

если Кmax ≥ Кпред.о.: РЗПофз = (Кi / Кпред.о.) × 100 × КЗПофз,

если Кmax <Кпред.о.: РЗПофз= (Кi / Кmax) × 100 × КЗПофз, где:

РЗПофз – итоговый рейтинг заявки по подкритерию «Наличие опыта по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема по договорам/контрактам, заключенным в соответствии с ФЗ-44 и/или с ФЗ-223», скорректированный с учетом значимости данного подкритерия;

Кi – предложение по подкритерию участника закупки, заявка которого оценивается;

Кпред.о. – предельно-необходимое максимальное значение подкритерия, установленное в документации о закупке (5 договоров/контрактов/актов);

Кmax – максимальное (лучшее) предложение по подкритерию, сделанное участниками закупки (если ни у одного из участников не набирается 5 договоров, рассматривается самое большое количество договоров в заявках участников).

КЗПофз – коэффициент значимости подкритерия (0,7).

​​​​​​​При этом участнику, сделавшему предложение равное или лучше предельно-необходимого максимального значения показателя подкритерия (5 договоров и более), присваивается 100 баллов и его предложение корректируется на коэффициент значимости подкритерия в общем порядке.

Коэффициент значимости подкритерия «Наличие опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема»: 0,7 (КЗПофз = 70%).

Заказчик на заседании Комиссии отметил, что по подкритерию № 2 установлены ограничения по предоставлению договоров/контрактов, заключенных в соответствии с ФЗ-44 и/или с ФЗ-223, свидетельствующих о наличии опыта по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема.

При этом по подкритерию № 1 будут учитываться любые договоры/контракты и акты выполненных работ/оказанных услуг, свидетельствующие о наличие опыта по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема с услугами, требуемыми заказчиком.

Поскольку оказание услуг по хозяйственному обслуживанию будет проводиться на объекте, связанном с выставочной деятельностью и предметами искусства, а опыт оказания услуг Исполнителем по договору является значимым для Заказчика, Заказчиком принималось решение обезопасить себя от фирм-однодневок и установить подкритерий №2 с представлением в составе заявки копий договоров или контрактов, заключенных в соответствии с ФЗ-44 или ФЗ-223, исполнение по которым можно проверить в ЕИС.

Кроме того, Заказчик в своих пояснениях обращает внимание, что подкритерий № 2 как составная часть входит в критерий оценки «Квалификация участника закупки», значимость которого составляет 40%, по сравнению с критерием оценки «Цена договора», значимость которого составляет 60%. Если участник представит в составе заявки только договоры гражданско-правового характера в количестве, равном предельно необходимому максимальному значению подкритерия – 5 договоров или контрактов и тем самым наберет 20 баллов (максимальное количество баллов), и если участник по подкритерию № 3 наберет 10 балов (максимальное количество), то по критерию № 1 такой участник получит достаточное количество баллов для победы в конкурсе.

Комиссия Управления отмечает, что установление в документации о проведении закупки критериев оценки не ограничивает право хозяйствующих субъектов на участие в процедуре закупки, а преследует цель определения лучшего предложения в рамках проводимой Заказчиком процедуры закупки.

Положения действующего законодательства Российской Федерации не закрепляют перечень критериев оценки, которые могут быть применены при проведении конкурса, и не устанавливают обязательного для применения всеми заказчиками порядка проведения оценки заявок.

При таких обстоятельствах, действующее законодательство Российской Федерации предоставляет Заказчику право на формирование такого порядка оценки и сопоставления заявок, которое он счел необходимым для выявления лучших условий исполнения договора, заключаемого по результатам проведения конкурентной процедуры, в связи с чем, Заказчик на свое усмотрение определяет критерии оценки заявок и порядок проведения такой оценки.

В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке.

Таким образом, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки.

Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Кроме того, согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в пункте 32 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2021) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021) при закупках, осуществляемых субъектами, указанными в нормах Закона о закупках, стороны таких отношений выступают как юридически равноправные, никакая сторона не наделена властными полномочиями по отношению к другой стороне, что также свидетельствует о гражданско-правовом характере отношений.

Законом о закупках заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, направленные в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

При этом уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Направленные на обеспечение потребностей отдельных видов юридических лиц в товарах, работах и услугах отношения, регулируемые Законом № 223-ФЗ, имеют целью повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг (ст. 1).

Приведенные правовые позиции, позволяя определить круг правомерных действий заказчика при установлении в документации о закупке, проводимой по правилам Закона № 223-ФЗ, требований к участникам, отличающихся достаточной степенью строгости, указывают также на обстоятельства, наличие которых является индикатором нарушения принципов, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, и которые подлежат выяснению антимонопольным органом в целях выявления в действиях заказчика данного нарушения. Такие обстоятельства подразумевают фактическое, а не мнимое предоставление преимущественных условий участия в закупке для отдельных хозяйствующих субъектов, ограничение возможности участия наибольшего числа конкурентов в целях обеспечения победы в закупке данных хозяйствующих субъектов.

Комиссия отмечает, что Заказчик вправе устанавливать в Закупочной документации квалификационные критерии отбора в соответствии со своими требованиями, при условии применения их в равной степени ко всем участникам закупки.

При этом целесообразность введения повышенных требований к участникам, включая требования к опыту и квалификации, не может выступать в качестве самостоятельного предмета оценки в отрыве от обстоятельств, указывающих на фактическое, а не мнимое предоставление преимущественных условий участия в закупке для отдельных хозяйствующих субъектов, ограничение возможности участия наибольшего числа конкурентов в целях обеспечения победы в закупке данных хозяйствующих субъектов.

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 4 Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) использование заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно. Само по себе предъявление заказчиком указанных требований не приводит к необоснованному ограничению участников закупки и не влияет на развитие конкуренции.

В свою очередь Комиссия отмечает, что установление в документации о проведении закупки критериев оценки не ограничивает право хозяйствующих субъектов на участие в процедуре закупки, а преследует цель определения лучшего предложения в рамках проводимой Заказчиком процедуры закупки.

Комиссия также отмечает, что отсутствие у хозяйствующего субъекта необходимых условий для участия в Закупке не является доказательством, подтверждающим, что требования Заказчика привели к ограничению конкуренции. Каждый хозяйствующий субъект самостоятельно принимает решение об участии в закупочной процедуре, действия каждого из них влияют на результаты закупки, победителем которого определяется лучший из участников, то есть наиболее конкурентоспособный.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что указанный Заявителем критерий носит оценочный характер и не является критерием допуска к закупочной процедуре.

Процедура оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке направлена на выявление участника, заявка которого содержит лучшее предложение по исполнению договора, в том числе, исходя из опыта, имеющегося у участника Закупки, и никаким образом не может ограничить участников Закупки в их праве подать заявку на участие в такой Закупке и предложить условия исполнения договора, более выгодные, чем у других участников закупки.

Отсутствие необходимого опыта у самого Заявителя не может свидетельствовать об ограничении конкуренции со стороны Заказчика.

В свою очередь Заявитель на заседании Комиссии отметил, что имеет договоры гражданско-правового характера.

При этом Заказчик для таких договоров установил отдельный подкритерий № 1, согласно которому будут учитываться любые договоры/контракты и акты выполненных работ/оказанных услуг, свидетельствующие о наличие опыта по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема.

В свою очередь, Заявитель заявку на участие в закупке не подавал.

Таким образом, вопреки доводам Заявителя, Комиссия отмечает, что установленный порядок оценки заявок позволяет учитывать различный опыт участников, не ограничивая его предоставлять договоры/контракты, заключенные только в соответствии с ФЗ-44 и/или с ФЗ-223, что не может свидетельствовать об ограничении конкуренции.

Доказательств обратного Заявителем не представлено.

Кроме того, Комиссия отмечает, что действующим законодательством о закупках не установлено требование об определении предельных значений при оценке заявок участников, так как критерии оценки преследуют цель определения лучшего предложения в рамках проводимой Заказчиком процедуры закупки.

Невозможность отдельных участников закупок по каким-либо причинам конкурировать с иными участниками рынка не является поводом учитывать данные обстоятельства заказчиком при формировании порядка оценки заявок, поскольку иное фактически бы противоречило состязательному характеру участия в конкурсе.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников конкурса, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.

Дополнительно Комиссия отмечает, что на участие в Закупке подано 7 заявок, и все были допущены к дальнейшему участию, что свидетельствует о том, что документация участникам ясна, не содержала в себе двоякого толкования и не вводила в заблуждение, и свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции.

Действительных доказательств нарушения своих прав Заявителем Комиссии не представлено.

Ограничение конкуренции не доказано.

В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу, что указание Заказчиком в закупочной документации оспариваемых Заявителем требований не нарушают права участников и не ограничивают конкуренцию.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

На основании изложенного, Комиссия признает жалобу Заявителя в части оспаривания порядка оценки заявок участников по критерию «Квалификация участника закупки» необоснованной.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу "....."​​​​​​​ (ИНН: ".....", ОГРН: ".....") на действия "....." (ИНН: ".....", ОГРН: ".....") при проведении Закупки необоснованной.

  2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 20.10.2022 № НП/53942/22.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны