Решение №ПО/13072/20 РЕШЕНИЕ по делу № 077/05/18-14593/2019 от 13 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОАО «МТТ»

 

Марксистская ул., д. 22, стр. 1,

г. Москва, 109147

 

<…>

 

<…>

г. Ставрополь, 355032

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/05/18-14593/2019

 

«15» января 2020 года г. Москва

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия Московского УФАС России, Комиссия) в составе:

председателя Комиссии: <…>,

членов Комиссии: <…>, <…>,

рассмотрев дело 077/05/18-14586/2019, возбужденное в отношении <…> (место нахождения: <…>, г. Ставрополь, 355032) по факту распространения посредством телефонного звонка на телефонный номер <…> рекламы следующего содержания: «Здравствуйте. Сообщаем Вам, что, согласно Федеральному закону № 324, Вы имеете право на бесплатную юридическую консультацию. Если у Вас есть вопрос к юристу, нажмите цифру 1 или позвоните по телефону...», поступившей:

19.06.2018 в 15:34 с телефонного номера +7-495-134-37-39;

06.09.2018 в 13:30 с телефонного номера +7-391-989-80-35;

26.10.2018 в 12:44 с телефонного номера +7-495-137-08-55;

21.11.2018 в 16:14 с телефонного номера +7-812-213-32-40;

13.12.2018 в 11:52 с телефонного номера +7-812-213-32-40;

21.12.2018 в 10:22 с телефонного номера +7-495-134-37-39;

11.01.2019 в 12:47 с телефонного номера +7-495-134-37-39;

12.02.2019 в 12:05 с телефонного номера +7-812-213-32-40;

05.03.2019 в 14:42 с телефонного номера +7-495-137-94-02,

с признаками нарушения частей 1, 2 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006  38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе), выразившегося в распространении рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной связи, без предварительного согласия абонента на получение рекламы, а также с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека,

в отсутствие представителей ОАО «МТТ», <…> (уведомлены надлежащим образом),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело 077/05/18-14593/2019 возбуждено в отношении <…> на основании заявления физического лица по факту распространения посредством телефонного звонка на телефонный номер <…> рекламы следующего содержания: «Здравствуйте. Сообщаем Вам, что, согласно Федеральному закону № 324, Вы имеете право на бесплатную юридическую консультацию. Если у Вас есть вопрос к юристу, нажмите цифру 1 или позвоните по телефону...», поступившей:

19.06.2018 в 15:34 с телефонного номера +7-495-134-37-39;

06.09.2018 в 13:30 с телефонного номера +7-391-989-80-35;

26.10.2018 в 12:44 с телефонного номера +7-495-137-08-55;

21.11.2018 в 16:14 с телефонного номера +7-812-213-32-40;

13.12.2018 в 11:52 с телефонного номера +7-812-213-32-40;

21.12.2018 в 10:22 с телефонного номера +7-495-134-37-39;

11.01.2019 в 12:47 с телефонного номера +7-495-134-37-39;

12.02.2019 в 12:05 с телефонного номера +7-812-213-32-40;

05.03.2019 в 14:42 с телефонного номера +7-495-137-94-02.

Не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения дела, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, применив нормы законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России приходит к следующим выводам.

<…>. является физическим лицом (место нахождения: <…>, г. Ставрополь, 355032).

Согласно материалам дела 077/05/18-14593/2019 на номер телефона <…> поступила спорная реклама:

19.06.2018 в 15:34 с телефонного номера +7-495-134-37-39;

06.09.2018 в 13:30 с телефонного номера +7-391-989-80-35;

26.10.2018 в 12:44 с телефонного номера +7-495-137-08-55;

21.11.2018 в 16:14 с телефонного номера +7-812-213-32-40;

13.12.2018 в 11:52 с телефонного номера +7-812-213-32-40;

21.12.2018 в 10:22 с телефонного номера +7-495-134-37-39;

11.01.2019 в 12:47 с телефонного номера +7-495-134-37-39;

12.02.2019 в 12:05 с телефонного номера +7-812-213-32-40;

05.03.2019 в 14:42 с телефонного номера +7-495-137-94-02.

Поступление указанной рекламы на телефонный номер <…> подтверждается представленными заявителем аудиозаписями телефонных разговоров, содержащими текст рассматриваемых сообщений, а также детализированной выпиской, представленной заявителем и ОАО «МТТ».

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.07.2003  126‑ФЗ «О связи», абонент — пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации; электросвязь — любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.

Информация, передаваемая посредством использования сетей электросвязи, является индивидуализированной по способу распространения, так как направляется определенным абонентам.

В силу специфики способа распространения по сетям электросвязи, такая индивидуализация, а именно направление рекламы на конкретный номер лица, предполагается диспозицией части 1 статьи 18 Закона о рекламе и не является обстоятельством, исключающим рекламный характер телефонного звонка.

Кроме того, под неопределенным кругом лиц применительно к Закону о рекламе следует понимать тех лиц, которые не могут быть заранее определены в качестве получателей рекламной информации.

При этом, исходя из буквального толкования упомянутой нормы права, следует, что квалифицирующим признаком информации как рекламной является именно ее адресованность неопределенному кругу лиц, но не факт непосредственного доведения названной информации до ее получателей.

В этой связи при разрешении вопроса относительно рекламного характера той или иной информации необходимо исходить, в том числе, из наличия либо отсутствия в тексте такой информации указания на ее конкретного получателя.

Отсутствие в тексте информации какого-либо указания на средства индивидуализации, позволяющие идентифицировать ее получателя, позволяет говорить о том, что названная информация адресована неопределенному кругу лиц, вне зависимости от того, каким количеством лиц она была получена.

При этом в случае направления посредством телефонного звонка информации, содержащей сведения о товарах, услугах, мероприятиях конкретного лица или о самом лице (сведения об объекте рекламирования), такая информация может признаваться рекламой, если она носит обобщённый характер, способна формировать интерес к данному объекту рекламирования не только непосредственно у лица, которому поступила такая информация, но и у иного лица. Такие сведения не носят персонализированного характера, несмотря на личное обращение (упоминание имени и отчества абонента), представляют интерес для неопределённого круга лиц и являются рекламой.

В распространенной рекламе отсутствуют персональные данные лица, на восприятие которого направлена распространенная информация. Текст рекламы не содержит в себе указания на конкретного адресата, в связи с чем реклама не имеет ограничений по распространению исходя из ее содержания.

Резюмируя изложенное, Комиссия отмечает, что рассматриваемая реклама не является персональным предложением заявителю, а направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Данная информация направлена на привлечение внимания к юридическим услугам, имеет целью формирование и поддержание интереса к ним и их продвижению.

В материалы дела не представлено доказательств осуществления рекламного звонка исключительно на телефонный номер одного физического лица — заявителя.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе, объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о рекламе, под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Исходя из текста сообщения, в котором содержится предложение по оказанию юридических услуг, Комиссия приходит к выводу, что спорная информация направлена на привлечение внимания потенциального потребителя к объекту рекламирования.

Таким образом, информация, распространенная посредством осуществления на номер телефона <…> телефонных звонков, отвечает всем признакам рекламы: распространена посредством телефонного звонка; адресована неопределенному кругу лиц; направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о рекламе, распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Необходимо иметь в виду, что в данном случае под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение.

Однако Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя. Вместе с тем, согласие на получение от конкретного лица информации справочного характера, например, о прогнозе погоды, курсах обмена валют, не может быть истолковано как согласие на получение от этого лица рекламы.

Буквальное толкование указанных положений позволяет сделать вывод о том, что согласие адресата должно быть получено на распространение именно рекламы, а обязанность доказывать наличие такого согласия возложена на рекламораспространителя.

Согласно поступившему заявлению физического лица, владельца телефонного номера <…>, согласие на получение рекламы он не давал.

Также в соответствии с частью 2 статьи 18 Закона о рекламе, не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).

Под запрет, установленный в части 2 статьи 18 Закона о рекламе, подпадают как случаи, когда выбор абонента (абоненсткого номера) осуществляются не человека, а техническим устройством, программой, компьютером, машиной, так и случаи, когда набор такого номера осуществляется автоматически, без участия человека (даже если выбор абонентов был произведен человеком).

В данном случае когда абонент отвечал на входящие вызовы ему транслировалась запись голоса, содержащая текст рекламного сообщения. В заключение абоненту предлагалось нажать цифру «1» или перезвонить указанному телефонному номеру для получения более подробной информации.

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе, реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Таким образом, распространение посредством телефонного звонка на телефонный номер <…> рекламы следующего содержания: «Здравствуйте. Сообщаем Вам, что, согласно Федеральному закону № 324, Вы имеете право на бесплатную юридическую консультацию. Если у Вас есть вопрос к юристу, нажмите цифру 1 или позвоните по телефону...»,

19.06.2018 в 15:34 с телефонного номера +7-495-134-37-39;

06.09.2018 в 13:30 с телефонного номера +7-391-989-80-35;

26.10.2018 в 12:44 с телефонного номера +7-495-137-08-55;

21.11.2018 в 16:14 с телефонного номера +7-812-213-32-40;

13.12.2018 в 11:52 с телефонного номера +7-812-213-32-40;

21.12.2018 в 10:22 с телефонного номера +7-495-134-19-39;

11.01.2019 в 12:47 с телефонного номера +7-495-134-37-39;

12.02.2019 в 12:05 с телефонного номера +7-812-213-32-40;

05.03.2019 в 14:42 с телефонного номера +7-495-137-94-02,

с нарушением частей 1, 2 статьи 18 Закона о рекламе является ненадлежащей.

В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных статьей 18 Закона о рекламе, несет рекламораспространитель.

В силу пункта 7 статьи 3 Закона о рекламе, рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Таким образом, рекламораспространителем является лицо, осуществляющее фактическое доведение объекта рекламирования до сведения потребителей.

Согласно представленным ОАО «МТТ» сведениям и материалам, абонентские номера +7-495-134-37-39, +7-495-137-08-55, +7-391-989-80-35, +7-812-213-32-40, +7-495-137-94-02, +7-495-134-19-39 выделены физическому лицу, <…>, по договорам об оказании услуг связи № <…> от <…> и № <…> от <…>, заключенным между ОАО «МТТ» и <…>.

Согласно пункту 2.1 Договоров ОАО «МТТ» оказывает <…> услуги на основании заявлений, а <…> оплачивает оказываемые услуги в соответствии с условиями Договора.

В соответствии с пунктом 4.4.10 Договоров, <…> обязуется не использовать услуги с нарушением законодательства Российской Федерации, в том числе для распространения рекламы без предварительного согласия абонента или адресата на получении рекламы.

На основании изложенного и в силу наличия прямого доступа к телефонным номерам +7-495-134-37-39, +7-495-137-08-55, +7-391-989-80-35, +7-812-213-32-40, +7-495-137-94-02, +7-495-134-19-39 <…> является рекламораспространителем рекламы юридических услуг, поступившей:

19.06.2018 в 15:34 с телефонного номера +7-495-134-37-39;

06.09.2018 в 13:30 с телефонного номера +7-391-989-80-35;

26.10.2018 в 12:44 с телефонного номера +7-495-137-08-55;

21.11.2018 в 16:14 с телефонного номера +7-812-213-32-40;

13.12.2018 в 11:52 с телефонного номера +7-812-213-32-40;

21.12.2018 в 10:22 с телефонного номера +7-495-134-19-39;

11.01.2019 в 12:47 с телефонного номера +7-495-134-37-39;

12.02.2019 в 12:05 с телефонного номера +7-812-213-32-40;

05.03.2019 в 14:42 с телефонного номера +7-495-137-94-02.

Объективных доводов, свидетельствующих о невозможности соблюдения требований частей 1, 2 статьи 18 Закона о рекламе, в том числе в части нераспространения рекламы, незаконной по способу ее распространения потребителю, <…> не представлено.

Таким образом, Комиссией Московского УФАС России в действиях <…> установлено нарушение частей 1, 2 статьи 18 Закона о рекламе, выразившееся в распространении посредством телефонного звонка на телефонный номер <…> рекламы следующего содержания: «Здравствуйте. Сообщаем Вам, что, согласно Федеральному закону № 324, Вы имеете право на бесплатную юридическую консультацию. Если у Вас есть вопрос к юристу, нажмите цифру 1 или позвоните по телефону...», поступившей:

19.06.2018 в 15:34 с телефонного номера +7-495-134-37-39;

06.09.2018 в 13:30 с телефонного номера +7-391-989-80-35;

26.10.2018 в 12:44 с телефонного номера +7-495-137-08-55;

21.11.2018 в 16:14 с телефонного номера +7-812-213-32-40;

13.12.2018 в 11:52 с телефонного номера +7-812-213-32-40;

21.12.2018 в 10:22 с телефонного номера +7-495-134-19-39;

11.01.2019 в 12:47 с телефонного номера +7-495-134-37-39;

12.02.2019 в 12:05 с телефонного номера +7-812-213-32-40;

05.03.2019 в 14:42 с телефонного номера +7-495-137-94-02,

без предварительного согласия абонента на ее получение, а также с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека.

Доказательств, свидетельствующих о прекращении распространения указанной рекламы, <…> не представлено.

Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.

Также, в дело не представлено документальных доказательств невозможности продолжения распространения рассматриваемой рекламы, а равно подтвержденной информации о прекращении действия либо расторжении договоров, гражданско-правовых отношений или иных внутренних актов, на основании которых рассматриваемая реклама размещалась.

Предписание само по себе направлено на устранение нарушений, выявленных при рассмотрении конкретного дела, не является мерой ответственности стороны, исходит из выбранного уполномоченным органом способа защиты общественных отношений, исходя из положений Закона о рекламе, а также законных прав потребителей, конкурентов и иных заинтересованных лиц.

На основании изложенного Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи <…> предписания о прекращении (недопущении дальнейшего) нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно размещения (распространения) рекламы, нарушающей положения Закона о рекламе.

В соответствии с пунктом 4.3.1 Договром ОАО «МТТ» вправе приостановить предоставление услуг в случае нарушения <…> требований, связанных с оказанием услуг связи и установленных Федеральным законом «О связи», правилами оказания услуг телефонной связи, правилами оказания услуг связи по передаче данных, настоящим Договором, а также в случае отсутствия положительного остатка денежных средств на лицевом счете <…>.

Исходя из вышеизложенного, <…> не исполнило надлежащим образом обязательство перед ОАО «МТТ», а именно телефонные номера +7-495-134-37-39, +7-495-137-08-55, +7-391-989-80-35, +7-812-213-32-40, +7-495-137-94-02, +7-495-134-19-39 были использованы <…> в целях распространения рекламы.

Таким образом, исходя из положений договора, учитывая все обстоятельства данного дела, в том числе пассивность <…> при рассмотрении настоящего дела, Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания ОАО «МТТ» о принятии мер по предотвращению использования <…> телефонных номеров +7-495-134-37-39, +7-495-137-08-55, +7-391-989-80-35, +7-812-213-32-40, +7-495-137-94-02, +7-495-134-19-39 в целях распространения рекламы на телефонный номер <…>.

Выдача предписания ОАО «МТТ» направлено на дополнительную защиту абонента телефонного номера <…> от нежелательной рекламы, поступающей от <…>.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России

РЕШИЛА:

 

1.  Признать <…> (место нахождения: <…>, г. Ставрополь, 355032) нарушившим части 1, 2 статьи 18 Закона о рекламе при распространении посредством телефонного звонка на телефонный номер <…> рекламы следующего содержания: «Здравствуйте. Сообщаем Вам, что, согласно Федеральному закону № 324, Вы имеете право на бесплатную юридическую консультацию. Если у Вас есть вопрос к юристу, нажмите цифру 1 или позвоните по телефону...», поступившей:

19.06.2018 в 15:34 с телефонного номера +7-495-134-37-39;

06.09.2018 в 13:30 с телефонного номера +7-391-989-80-35;

26.10.2018 в 12:44 с телефонного номера +7-495-137-08-55;

21.11.2018 в 16:14 с телефонного номера +7-812-213-32-40;

13.12.2018 в 11:52 с телефонного номера +7-812-213-32-40;

21.12.2018 в 10:22 с телефонного номера +7-495-134-19-39;

11.01.2019 в 12:47 с телефонного номера +7-495-134-37-39;

12.02.2019 в 12:05 с телефонного номера +7-495-203-86-95;

05.03.2019 в 14:42 с телефонного номера +7-495-137-94-02,

без предварительного согласия абонента на ее получение, а также с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека.

2.  Выдать <…> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Выдать ОАО «МТТ» (ОГРН 1027739006261, ИНН 7705017253), предписание о принятии мер по предотвращению распространения <…> рекламы на телефонный номер <…> по сетям электросвязи.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии

 

 

<…>

Члены Комиссии

 

 

<…>

 

 

 

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны