Решение (комиссия) б/н б/а от 26 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-14092/2023 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров

23.10.2023                                                                                                                     г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

рассмотрев жалобу ООО ОП «Алексис» (далее — Заявитель) на действия ПАО «Россети» (далее — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по обеспечению безопасности, физической защиты, охраны и осуществлению пропускного и внутриобъектового режима на объектах низкой категории опасности филиала ПАО «Россети» - Приокское ПМЭС (реестровый № 32312706550, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135- ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

Рассмотрение жалобы проводилось в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи. Инструкция по подключению и использованию системы TrueConf размещена на официальном сайте Московского УФАС России по ссылке: https://moscow.fas.gov.ru/page/17962.

Заявлений о невозможности подключения к сеансу, а также возражений относительно рассмотрения жалобы посредством видеоконференцсвязи от Заявителя, которому направлялось уведомление о принятии жалобы к рассмотрению, в Управление не поступало.

Таким образом, учитывая, что указанное лицо надлежащим образом извещено о дате, времени и способе рассмотрения жалобы заблаговременно, Комиссия Московского УФАС считает возможным провести дистанционное рассмотрение жалобы в отсутствие представителей Заявителя.

Согласно части 16 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия ( бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом ( заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

В своей жалобе Заявитель выражает несогласие с отклонением своей заявки на участие в Закупке.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, на заседание Комиссии представил письменные возражения, а также иные истребованные антимонопольным органом документы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссий установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки ( включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Извещение о проведении Закупки опубликовано на сайте Единой информационной системы в сфере закупок 25.08.2023 (далее - ЕИС).

Дата начала срока подачи заявок: 25.08.2023.

Дата окончания срока подачи заявок: 18.09.2023.

НМЦ Закупки составляет 31 914 432,00 рублей.

Комиссией установлено, что согласно соглашению членов коллективного от 15.09.2023 Заявитель подал коллективную заявку на участие в Закупке совместно с ООО ЧОП «Эскарп-НВ», ООО ЧОП «ПрофБезопасность», ООО НОО «Эгида», ООО ЧОО «Спартак», ООО ОП «Б-Проф», ООО «Искандер» (далее – Соглашение).

Согласно                  протоколу                подведения              итогов                       от        09.10.2023

№ 2/2836775/ПРЗК/2023/М1/ЗК/837 заявку Заявителя отклонили на основании того, что член коллективного участника ООО «Искандер» не подтвердил соответствие специальным требованиям, установленным Закупочной документацией, а именно:

  • размер уставного капитала менее 0,75 миллиона рублей;
  • не представлены сведения, подтверждающие наличие не менее 3 лет опыта работы в сфере оказания охранных услуг на объектах топливно-энергетического комплекса, которым присвоена низкая или средняя категория опасности;
  • не представлены документы, подтверждающие наличие в штате охранников 6 разряда.

По мнению Заявителя, Заказчик неправомерно оценивал документы члена коллективного участника ООО «Искандер» отдельно от остальных членов коллективного участника.

Согласно позиции Заявителя Заказчик должен был учитывать размер уставного капитала, опыт и наличие кадровых ресурсов всех членов коллективного участника в совокупности, а не отдельно каждого участника.

Комиссия оценивает позицию Заявителя критически ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 5 части 3.1. статьи 3.2. Закона о закупках участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022  года№ 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».

Аналогичное требование установлено пунктом 1.4.1. Закупочной документации.

Согласно пункту 1.4.3. Закупочной документации участник закупки для того, чтобы принять участие в закупке, должен удовлетворять требованиям, установленным в пункте 9 части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ» (далее — Информационная карта).

В соответствии с пунктом 1.4.5. Закупочной документации в случае участия в закупке коллективного участника (группы лиц) каждое юридическое лицо (каждый индивидуальный предприниматель), входящее в состав коллективного участника, должно отвечать требованиям настоящей документации о закупке в части требований, не подлежащих суммированию (наличию гражданской правоспособности в полном объеме, не нахождения в процессе ликвидации, отсутствия в реестре недобросовестных поставщиков и т.п.). При установлении требований по количественным параметрам деятельности коллективного участника (группы лиц), количественные параметры членов объединения суммируются. При установлении требований по наличию специальной правоспособности (например, наличие лицензий и иных специальных разрешительных документов) соответствие установленным в документации о закупке требованиям оценивается в соответствии с распределением поставок, работ, услуг между членами коллективного участника.

Согласно пункту 9 Информационной карты участники закупочной процедуры (частные охранные организации, участвующие в конкурсной процедуре самостоятельно либо одна из частных охранных организаций в составе коллективного участника, которая планируется привлекаться к охране объектов ТЭК низкой категории опасности, и объектов, которому не присвоена категория опасности или который не подлежит категорированию (ПС 220кВ Спутник, Мирная, Химическая, Северная, Ямская, Сасово, Заречная, Новомичуринская, Павелецкая, Глебово, ПС 500кВ Михайловская) должны отвечать следующим требованиям:

  • Размер уставного капитала не менее 0,75 миллиона рублей.
  • Наличие не менее 3 лет опыта работы в сфере оказания охранных услуг на объектах топливно-энергетического комплекса, которым присвоена низкая или средняя категория опасности.
  • Наличие в штате охранников 6 разряда в количестве 70 человек.

Согласно пункта 3 части 4 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» по решению субъекта топливно-энергетического комплекса для обеспечения физической защиты объекта топливно-энергетического комплекса могут привлекаться в отношении объекта, которому присвоена низкая категория опасности, и объекта, которому не присвоена  категория опасности или который не подлежит категорированию, - подразделения и ( или ) организации войск национальной гвардии, ведомственная охрана субъекта топливноэнергетического комплекса, частная охранная организация субъекта топливноэнергетического комплекса, частная охранная организация, которая соответствует установленным Правительством Российской Федерации специальным требованиям к частным охранным организациям, или иная частная охранная организация.

В силу пункта 1 статьи 1.1 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об охранной деятельности) частная охранная организация - это организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном законом порядке и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности.

Требования к частным охранным организациям установлены статьей 15.1 Закона об охранной деятельности.

Так, частная охранная организация может быть создана только в форме общества с ограниченной ответственностью и не может осуществлять иную деятельность, кроме охранной.

В соответствии со статьей 11 Закона об охранной деятельности привлечение частных охранных организаций для обеспечения физической защиты объектов топливноэнергетического комплекса осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности объектов топливноэнергетического комплекса.

Постановлением Правительства РФ № 2258 от 08.12.2022 года «Об утверждении специальных требований к частным охранным организация, которые вправе осуществлять физическую защиту объектов топливно-энергетического комплекса в соответствии с пунктами 2 и 3 части 4 статьи 9 Федерального закона «О безопасности объектов топливноэнергетического комплекса» установлены требования к частным охранным организациям, которые могут быть допущены к охране объектов ТЭК.

То есть, частная охранная организация единолично, обязана соответствовать установленным требованиям.

ООО «Искандер», в соответствии с пунктом 1.2 Устава ООО «Искандер» (далее Устав) создано в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», и Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Цели и предмет деятельности ООО «Искандер» указаны в пункте 2 Устава, согласно которому ООО «Искандер» оказывает виды охранных услуг при наличии специального разрешения (лицензии) на данный вид услуг в соответствии с законом «О частной детективной и охранной деятельности в РФ».

ООО «Искандер» осуществляет лицензируемый вид деятельности - частная охранная деятельность, что подтверждается лицензией № Л056-00106-62/00037163.

Согласно Соглашению участник ООО «Искандер» обеспечивает представление группы быстрого реагирования.

В соответствии с пунктом 3.2. «ГОСТ Р 59044-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Охранная деятельность. Оказание охранных услуг, связанных с принятием соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны. Общие требования» мобильная группа охраны (группа быстрого реагирования) — это группа работников частной охранной организации в составе не менее двух охранников, выполняющая функции по охране имущества и объектов путем реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны на охраняемых объектах.

Таким образом, данный вид услуг в соответствии с Законом об охранной деятельности, Постановлением правительства РФ от 23 декабря 2020 г. № 2226 «О внесении изменений в постановление правительства Российской Федерации от 23.06.2011 № 498  является охранными услугами и требует от исполнителя подтверждения соответствия отборочным требованиям установленными в пункте 9 Информационной карты.

Комиссия, изучив заявку Заявителя установила, что участник ООО «Искандер» не соответствует требованиям пункта 9 Информационной карты, а именно:

  • размер уставного капитала менее 0,75 миллиона рублей;
  • не представлены сведения, подтверждающие наличие не менее 3 лет опыта работы в сфере оказания охранных услуг на объектах топливно-энергетического комплекса, которым присвоена низкая или средняя категория опасности;
  • не представлены документы, подтверждающие наличие в штате охранников 6 разряда.

Согласно подпункту «а» пункта 5.4.4. Закупочной документации закупочная комиссия отклоняет заявку участника в случае, если участник не соответствует требованиям к участнику закупки, установленным документацией о закупке.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что член коллективного участника ООО «Искандер» не соответствует обязательным требованиям, установленными пунктом 9 Информационной карты, в связи с чем, заявка Заявителя подлежала отклонению на основании подпункта «а» пункта 5.4.4. Закупочной документации.

На основании изложенного Комиссия не усматривает нарушения антимонопольного законодательства со стороны Заказчика, так как при отклонении заявки Заявителя Заказчик действовал в соответствии с требованиями собственной документации, требования которой применялись в равной степени ко всем участникам Закупки.

Комиссия также отмечает, что Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких условий. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.

В свою очередь Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений действующего законодательства Российской Федерации в сфере закупок, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2- П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО ОП «Алексис» (ИНН: 4703175354, ОГРН: 1204700008820) на действия ПАО «Россети» (ИНН: 4716016979, ОГРН: 1024701893336)  при проведении Закупки необоснованной.
  2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 13.10.2023 № ЕП/43529/23.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны