Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО «ННК» на действия ФГУП Г... от 22 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-249/77-19 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

14.02.2019 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),

при участии представителей ФГУП ГКНПЦ им. М.В.Хруничева — <...> (по доверенности от 05.12.2018 № 599/362) и <...> (по доверенности от 08.02.2019 № 599/86),

в отсутствие представителей ООО «ННК» (уведомлено надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 04.02.2019 № ИГ/4707/19),

рассмотрев жалобу ООО «ННК» (далее также - Заявитель) на действия ФГУП ГКНПЦ им. М.В.Хруничева (далее также - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку Масла МГ-7Б (реестровый № 31807355642) (далее — Запрос) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Запроса.

По мнению Заявителя, Заказчик неправомерно отказался от проведения Запроса в нарушение сроков, установленных извещением об осуществлении закупки на проведение запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку масла мг-7б (далее - Документация), что нарушает его права и законные интересы как участника, подавшего заявку на участие в Запросе.

Проанализировав заявленный довод, Комиссия приходит к выводу о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представив письменные возражения.

Комиссия, рассмотрев представленные на заседании сведения и материалы, признает отказ от проведения Запроса незаконным, а довод Заявителя — обоснованным.

В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС; Официальный сайт) размещены сведения о том, что Заказчик присоединился к Положению о закупках товаров, работ, услуг Госкопорации «Роскосмос» (далее - Положение), размещенном в ЕИС 09.11.2018.

Дата и время окончания подачи заявок - 15.01.2019 в 10:00.

Заказчик должен был рассмотреть заявки и подвести итоги Запроса 23.01.2019.

Однако 23.01.2019 ЕИС опубликовано решение об отказе от проведения закупки, ссылаясь на п. 15.10.3 Положения и п. 4.14.4 Документации.

При этом Заказчиком в данном случае нарушены нормы Закона о закупках, Положения и Документации.

На заседании Комиссии представители Заказчика согласились с нарушением сроков отказа от проведения Запроса.

Подпунктом 1 п. 6.1.1 Положения о закупках запрос котировок признан конкурентным способом закупки, регулируемым статьями 447 – 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), при котором победитель закупки определяется как участник закупки, который предложил наиболее низкую цену договора. Согласно п. 6.5.2 Положения, по итогам запроса котировок у победителя и заказчика возникает обязанность заключить договор друг с другом. В случае отказа победителя заключить договор с заказчиком такая обязанность возникает у участника, занявшего второе место в ранжировке, при обращении к нему заказчика с предложением заключить договор.

Возможность, а при необходимости случаи, отмены Запроса котировок также устанавливаются в Положении о закупках.

Согласно п. 15.10.3 Положения решение об отказе от проведения закупки включает в себя основание для принятия решения и оформляется в виде извещения об отказе от проведения закупки, подписываемого руководителем заказчика либо уполномоченным им лицом в день принятия решения об отказе, но в любом случае не позднее окончания срока подачи заявок закупки официально размещается в открытых источниках, по истечении указанного срока и до заключения договора заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно ч. 5 ст. 3.2 Закона о закупках Заказчик вправе отменить конкурентную закупку до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.

Исходя из буквального толкования вышеуказанных норм, Заказчик вправе отменить процедуру закупки до даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в Закупке, а правом на отмену определения поставщика Заказчик обладает только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы, подтвержденных соответствующим документом, разместив на Официальном сайте извещение об отмене закупки.

Материалов, свидетельствующих о том, что закупка отменена вследствие обстоятельств непреодолимой силы, на Комиссию не представлено.

Согласно п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц.

Исходя из положений указанной нормы права торгами в контексте гражданского законодательства могут быть признаны закупочные процедуры, по своей правовой природе отвечающие определению «аукцион» или «запрос предложений», вне зависимости от того, какое наименование присвоено им организатором таких процедур.

В случае выражения (реализации) волеизъявления на возникновение гражданских прав и обязанностей в рамках правоотношений, урегулированных нормами ГК РФ, выбранная форма реализации должна соответствовать всем предусмотренным законом требованиям к содержанию этих правоотношений.

Следовательно, лицо, реализуя свои субъективные права в урегулированных законом правоотношениях, должно соблюдать все предусмотренные законом требования к их реализации. При этом волеизъявление на реализацию прав в конкретном правоотношении должно регулироваться соответствующими нормами права, предусмотренными для данного правоотношения.

Оценка положений Документации показала, что проведенная Заказчиком процедура соответствует понятию «торги» в контексте гражданского и антимонопольного законодательства.

Стороны, добросовестно пользующиеся своими правами, расценивают и относят их к сфере гражданского законодательства, регламентирующего торги.

В соответствии с ч. 1 ст. 447 ГК РФ договор заключается с лицом, выигравшим торги.

Положениями статей 447 - 448 ГК РФ не предусмотрено права отказаться от заключения договора с победителем.

По смыслу приведенной нормы Заказчик вправе отказаться лишь от проведения торгов до завершения их итогов.

Таким образом, возможность проведения торгов в формах иных, помимо конкурса и аукциона, не снимает с заказчиков обязанности по заключению договора с победителем торговой процедуры, поскольку исключений для таких форм отбора контрагента действующим ГК РФ не установлено.

В этой связи положения ГК РФ, регулирующие проведение торгов, в полной мере применяются к иным торгово-закупочным процедурам, основанным на конкурентном отборе контрагента, предложение которого в наибольшей степени удовлетворяет потребностям Заказчика.

Право отказаться от акцепта при проведении запроса котировок не нарушает, по мнению Заказчика, установленные Законом о закупках принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Такое право предусмотрено ГК РФ и может быть применено в отношении любого участника закупки.

Оценивая этот довод, Комиссия учитывает, что при принятии решения об отказе от проведения Запроса Заказчик не руководствовался изменением собственных потребностей, поскольку соответствующего обоснования в решении также не указано.

Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений (п. 1 ст. 1 ГК РФ).

Учитывая наличие в рассматриваемых правоотношениях и публично-правовых элементов, действующее законодательство предъявляет к заказчику повышенные требования при проведении закупочных процедур.

Принципам стабильности и определенности гражданских правоотношений действия Заказчика в данном случае также не отвечают.

Согласно п. 4 ст. 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Таким образом, отказ Заказчика от проведения Заапроса с нарушением установленных в Законе о закупках, Положения и Документации сроков является злоупотреблением правом (п. 1 статьи 10 ГК РФ) и не подлежит правовой защите.

Вместе с тем, исходя из общих начал гражданского законодательства (п. 3 ст. 1, ст. 10 ГК РФ) можно сделать вывод о том, что признание торгов несостоявшимися является их конечным результатом только в случае отсутствия поданных заявок на участие в таких торгах либо в случае отказа в допуске к участию в торгах всем потенциальным претендентам, поскольку в упомянутых случаях такое признание не влечет за собой никаких правовых последствий и не способно привести к нарушению либо ущемлению чьих-либо гражданских прав.

Однако в случае признания торгов несостоявшимися в связи с тем, что в названных торгах принимал участие только один участник, вести речь об отсутствии правовых последствий проведения таких торгов не представляется возможным. Обратное приведет к нарушению законодательно закрепленного принципа равенства участников гражданских правоотношений (п. 1 ст. 1 ГК РФ).

Таким образом, конечным результатом Запроса, даже признанного несостоявшимся, при условии соответствия поданной единственным участником заявки требованиям Документации, является заключение с этим участником договора по результатам таких торгов.

Учитывая изложенные обстоятельства, Комиссия считает доводы Заявителя достаточными в части неправомерного и необоснованного отказа Заказчика от подведения итогов Запроса, а также признает нарушение Заказчиком п. 1 ст. 3, ч. 5 ст. 3.2 Закона о закупках.

С учетом изложенного и руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «ННК» (ИНН:5249164574, ОГРН:1185275056713) на действия ФГУП ГКНПЦ им. М.В.Хруничева (ИНН:7730239877, ОГРН:5177746220361) при проведении Закупки обоснованной.

  2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ст. 3, ч. 5 ст. 3.2 Закона о закупках.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

     

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального Кодекса, в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 месяцев с даты его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 1-00-249/77-19 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

14.02.2019 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),

руководствуясь п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии от 14.02.2019 по делу № 1-00-249/77-19,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ФГУП ГКНПЦ им. М.В.Хруничева (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку Масла МГ-7Б (реестровый № 31807355642) (далее - Закупка), а именно:

  1. Заказчику отменить решение об отказе от проведения Закупки от 23.01.2019.

  2. Заказчику разместить информацию об отмене указанного указанного решения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС).

  3. Заказчику завершить процедуру Закупки в соответствии с решением Комиссии от 14.02.2019 по делу № 1-00-249/77-19, требованиями ч. 1 ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации, Положением о закупках, Закупочной документации.

  4. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 12.04.2019.

  5. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 19.04.2019 с приложением подтверждающих документов.

     

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны