Решение б/н б/а от 8 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-9348/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
04.06.2020 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...>

при участии представителя ФГАУ ВО «НИУ ВШЭ» - <...>

в отсутствие САО «ВСК» (извещено надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 01.06.2020 № ПО/31700/20);

рассмотрев жалобу САО «ВСК» (далее также — Заявитель, Общество) на действия ФГАУ ВО «НИУ ВШЭ» (далее также — Заказчик) при проведении конкурса на право заключения договора на оказание услуг по добровольному комплексному страхованию (КАСКО) транспортных средств (реестровый № 32009165246) (далее — Конкурс),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в ненадлежащем формировании Конкурсной документации, влекущей ограничение конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Извещение о проведении Конкурса размещено на единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) 20.05.2020.

Из жалобы следует, что Заявитель не согласен с установленным Заказчиком порядком оценки заявок, а именно по неценовым критериям.

В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Во исполнение вышеуказанных нормоположений Заказчиком в Информационной карте установлен порядок оценки заявок, в том числе по неценовым критериям:

Оценка по критерию «Качество товаров, услуг (работ) и квалификация участника конкурса».

Оценка по критерию «Качество услуг и квалификация участника конкурса» определяется отдельно по каждому показателю критерия, при этом наибольшее количество баллов присваивается заявке с лучшим предложением по качеству услуг и квалификации участника конкурса.

Сумма максимальных значений всех показателей критерия – 100 баллов.

Количество баллов по критерию «Качество услуг и квалификация участника конкурса» по каждой заявке рассчитывается с учетом следующих показателей:

 

п/п

Показатель

Количество баллов

Значение показателя

1.

Квалификация участника конкурса. Оценивается по показателям C1,C2,C3,C4.

 

60%

0.6

1.1

C1 – Размер собранных страховых премий по страхованию средств наземного транспорта (кроме средств железнодорожного транспорта) за период январь-декабрь 2018 года (в соответствии с данными формы по ОКУД 0420162 «Сведения о деятельности страховщика» за январь-декабрь 2018 года).

Расчет баллов по данному подкритерию производится на основании данных раздела 1 формы статистической отчетности ОКУД 0420162 «Сведения о деятельности страховщика» за январь-декабрь 2018 года (строка 132, столбец 3).

Сведения подтверждаются предоставлением в составе заявки участника закупки, заверенной участником закупки, копией раздела 1 формы статистической отчетности ОКУД 0420162 «Сведения о деятельности страховщика» за январь-декабрь 2018 года.

 

Максимальное количество баллов по показателю –

20 баллов

Менее 20 000 000 тыс. руб.

5 баллов

 

 

 

От 20 000 000 тыс. руб. (включительно)

до 25 000 000 тыс. руб. (включительно)

10 баллов

 

 

 

Более 25 000 000 тыс. руб.

20 баллов

1.2

C2 – Размер совокупного дохода участника закупки за 2018 год.

Расчет баллов по данному подкритерию производится на основании данных «Отчета о финансовых результатах страховой организации» за 2018 г. (код формы по ОКУД 0420126, строка 54, столбец 4).

Сведения подтверждаются предоставлением в составе заявки участника закупки, заверенной участником закупки, копией «Отчета о финансовых результатах страховой организации» за 2018 г. (код формы по ОКУД 0420126).

 

Максимальное количество баллов по показателю –

30 баллов

Менее 10 000 000 тыс. руб.

5 баллов

 

 

 

От 10 000 000 тыс. руб. (включительно)

до 15 000 000.тыс. руб. (включительно)

15 баллов

 

 

 

Более 15 000 000 тыс. руб.

30 баллов

1.3

С3 - Количество договоров страхования, заключенных в 2018 году по страхованию средств наземного транспорта (кроме средств железнодорожного транспорта) (в соответствии с данными формы по ОКУД 0420162 «Сведения о деятельности страховщика» за январь-декабрь 2018 года).

Расчет баллов по данному подкритерию производится на основании данных раздела 1 формы статистической отчетности ОКУД 0420162 «Сведения о деятельности страховщика» за январь-декабрь 2018 года (строка 132, столбец 4).

Сведения подтверждаются предоставлением в составе заявки участника закупки, заверенной участником закупки, копией раздела 1 формы статистической отчетности ОКУД 0420162 «Сведения о деятельности страховщика» за январь-декабрь 2018 года.

 

Максимальное количество баллов по показателю –

20 баллов

Менее 250 000 договоров

5 баллов

 

 

 

От 250 000 договоров (включительно)

до 500 000 договоров (включительно)

10 баллов

 

 

 

Более 500 000 договоров.

20 баллов

1.4

С4 – Средний размер выплаты по страхованию средств наземного транспорта (кроме средств железнодорожного транспорта) за период январь-декабрь 2018 года (в соответствии с данными формы по ОКУД 0420162 «Сведения о деятельности страховщика» за январь-декабрь 2018 года).

Расчет баллов по данному подкритерию производится на основании данных раздела 1 формы статистической отчетности ОКУД 0420162 «Сведения о деятельности страховщика» за январь-декабрь 2018 года по формуле:

 

Сведения подтверждаются предоставлением в составе заявки участника закупки, заверенной участником закупки, копией раздела 1 формы статистической отчетности ОКУД 0420162 «Сведения о деятельности страховщика» за январь-декабрь 2018 года.

 

Максимальное количество баллов по показателю –

30 баллов

Менее 60 000 руб.

5 баллов

 

 

 

От 60 000 руб. (включительно)

до 80 000 руб. (включительно)

15 баллов

 

 

 

Более 80 000 руб.

30 баллов

Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию «Качество услуг и квалификация участника конкурса», определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов комиссии, присуждаемых этой заявке по указанному критерию. Рейтинг, присуждаемый i-й заявке по критерию «Качество услуг и квалификация участника конкурса», определяется по формуле:

 

где:

Rci- рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;

Cik- значение в баллах (среднее арифметическое оценок в баллах всех членов комиссии), присуждаемое комиссией i-й заявке на участие в конкурсе по k-му показателю, где k - количество установленных показателей.

Для получения оценки (значения в баллах) по критерию (показателю) для каждой заявки вычисляется среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных всеми членами комиссии по критерию (показателю).

Для расчета итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию «Качество услуг и квалификация участника конкурса», умножается на значимость критерия - 0,6.

По каждой заявке комиссия оценивает качество услуг и квалификацию участника конкурса на основе представленной информации в заявке на участие в конкурсе.

В случае отсутствия у участника конкурса квалификации или информации о соответствующей квалификации по показателю критерия «Качество услуг и квалификация участника конкурса», по этому показателю заявке участника конкурса присваивается рейтинг 0. Также 0 баллов присваивается заявке участника конкурса, представившему информацию о показателях критерия «Качество услуг и квалификация участника конкурса» в заявке на участие в конкурсе, но не представившему копии документов в составе заявки, подтверждающие квалификацию участника закупки.

Более высокий балл соответствует более высокому качеству услуг и (или) квалификации участника конкурса.

Количество баллов присваивается каждой заявке по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения Договора.

По мнению Заявителя, Заказчик для определении лучшего исполнителя по договору в 2020 году неправомерно взял показатели С1, С2, С3, С4 за 2018 год.

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что спорные показатели были взяты за 2018 год ввиду того, что на момент объявления закупки и до настоящего времени на сайте Банка России не размещена отчетность страховщиков за 2019 по форме 0420126 «Отчет о финансовых результатах страховой организации», информация из которой учитывается при оценке по показателю С2.

Комиссия оценивает доводы Заказчика критически ввиду того, что в соответствии с Указанием Банка России от 25.10.2017 № 4584-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России отчетности, необходимой для осуществления контроля и надзора в сфере страховой деятельности, и статистической отчетности страховщиков,а также формах, сроках и порядке представления в Банк России бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщиков», Положением Банка России от 28.12.2015 № 526-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета «Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности страховых организаций и обществ взаимного страхования», страховщики составляют годовую и промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, годовая бухгалтерская, статистическая (финансовая) отчетность составляется за отчетный период с 1 января по 31 декабря и предоставляется в Банк России (годовая отчетность предоставляется - в течение 35 рабочих дней после окончания отчетного года).

При этом согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 409, письмам Минфина России № 07-04-07/27289 и ФНС России № ВД-4-1/5878@ от 07.04.2020 днем окончания срока представления обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган в 2020 году является первый рабочий день, следующий за 31 марта, т.е. 12 мая.

Таким образом, на момент публикации извещения о проведении Конкурса требуемая отчетность предоставлена страховыми организациями в Банк России.

Заказчик в случае наличия сомнений не лишен права обратиться с письменным запросом для подтверждения данных, представленных участниками в бухгалтерской отчетности и в случае обнаружения недостоверной информации отклонить заявку на основании пункта 2.7.5 Конкурсной документации на любом этапе проведения Конкурса.

В иных случаях (пока не доказано иное) добросовестность участников презюмируется на основании пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком не приведено объективного обоснования использования показателей за 2018 год, в связи с чем данный довод жалобы признается обоснованным, а в действиях Заказчика устанавливается нарушение пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Более того, Заявитель указывает, что совокупность используемых показателей в силу их общедоступности на сайте Банка России указывает, что победителем Конкурса может стать конкретный участник — СПАО «РЕСО-Гарантия».

Заявителем в табличной форме приведен расчет количества баллов по топ-10 страховым компаниям в РФ, которые активно принимают участие в закупках. Исходя из расчета, следует вывод, что максимальное количество баллов в рассматриваемой закупке может набрать только СПАО «Ресо-Гарантия».

Вместе с тем Заказчиком не приведено никаких возражений относительно расчетов Заявителя по заявленным нестоимостным критериям, не представлено документов, подтверждающих проведение анализа открытых данных для установления объективных и конкурентных показателей.

Комиссия, оценивая представленные документы и сведения, считает необходимым отметить, что установление показателей, раскрывающих содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающих особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по таким критериям, и соответствующих им величин значимости является правом Заказчика, но Закон о закупках в целях практической реализации при осуществлении закупочной деятельности провозглашенных в части 1 статьи 3 названного закона принципов не допускает возможности выбора Заказчиком произвольной шкалы предельных величин значимости показателей оценки, не устанавливающей интервалы их изменений, или порядка их определения.

В случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений участниками закупки, между такими сведениями и количеством присваемых баллов должна быть зависимость, которая определяется посредством необходимой формулы и выражается в их взаимном соотношении друг с другом, а именно: определенное количество присваемых баллов соответствует определенному показателю, в свою очередь, возможное количественное изменение показателя оценки обязательно должно изменять количество присваемых баллов в соответствии с используемой формулой.

Вместе с тем, при формировании порядка оценки Заказчику необходимо учитывать, что устанавливаемая градация присвоения баллов должна иметь пропорциональный, то есть соразмерный, характер, обусловленный результатами арифметического, а не произвольного вычисления.

Право Заказчика самостоятельно определить в Конкурсной документации используемые для оценки нестоимостные критерии оценки (показатели) и предусмотреть формулу расчета количества баллов не только не допускает, а напротив, предполагает, что в конкурсной документации, кроме иного, должна быть указана соответствующая зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по упоминаемым критериям в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений.

Иной подход не отвечал бы принципам закупочной деятельности, закрепленных в пунктах 2, 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках (равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика), и, как следствие, не обеспечивал выявление объективно лучшего условия исполнения договора и допускал неэффективное использование денежных средств, затрачиваемых для обеспечения нужд Заказчика.

Более того, с учетом того, что значимость нестоимостных критериев составляется 60%, Заказчиком создана не конкурентноспособная среда, при которой все участники, кроме СПАО «РЕСО-Гарантия» вынуждены бороться за счет ценового критерия. Однако, в случае принятия СПАО «РЕСО-ГАРАНТИЯ участия в закупке, другой участник при предложении наименьшего ценового предложения не сумеет одержать победу в силу несоразмерности установленной Заказчиком значимости критериев.

Резюмируя вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о необходимости корректировки установленного в Конкурсной документации порядка оценки и сопоставления заявок ввиду того, что совокупность таких положений обеспечивает победу одному конкретному участнику. Следовательно, данный довод жалобы признается обоснованным.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу САО «ВСК» (ОГРН: 1027700186062, ИНН: 7710026574) на действия ФГАУ ВО «НИУ ВШЭ» (ОГРН: 1027739630401, ИНН: 7714030726) при проведении Конкурса обоснованной.

  2. Установить в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, пунктом 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.


 


 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны