Решение (комиссия) б/н б/а от 29 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-9742/2024 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
24.07.2024                                                                                                               г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

 

рассмотрев жалобу ООО «НТС» (далее — Заявитель) на действия АО «Атом-охрана» (далее — Заказчик) при проведении закрытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на оказание комплекса услуг по уборке помещений, прилегающей территории, аварийно-техническому обслуживанию здания и его инженерных систем для нужд МУВО № 1 АО «Атом-охрана» (реестровые №№32413592900, 240008222000162, закупочная процедура опубликована на официальном сайте www.astgoz.ru, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, направленная письмом ФАС России от 19.07.2024 №28/64314/24.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

В своей жалобе Заявитель выражает несогласие с признанием его уклонившимся от заключения договора.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, и на заседание Комиссии представил письменные возражения, а также иные истребованные антимонопольным органом документы.

Согласно позиции Заказчика Заявителем не подписан проект договора в установленный документацией о проведении Закупки (далее — Закупочная документация) срок, в связи с чем он правомерно признан уклонившимся от заключения договора.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссий установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки/

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

При проведении закупочных процедур Заказчик руководствуется требованиями Единого отраслевого стандарта закупок Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», утвержденного решением наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» от 07.02.2012 № 37 (далее — Положение о закупке).

Извещение о проведении Закупки (далее — Извещение) опубликовано на сайте оператора электронной торговой площадки ООО «АСТ ГОЗ».

Дата начала срока подачи заявок на участие в закупке: 14.05.2024.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке: 10:00 (время московское) 20.06.2024.

Отборочная стадия и подведение итогов запроса котировок: не позднее 26.06.2024.

В соответствии с протоколом заседания закупочной комиссии по рассмотрению заявок на отборочной стадии и подведению итогов по запросу котировок в электронной форме на право заключения договора на оказание комплекса услуг по уборке помещений, прилегающей территории, аварийно-техническому обслуживанию здания и его инженерных систем для нужд МУВО № 1 АО «Атом-охрана» от 24.06.2024 №  32413592900-1 Заявитель признан победителем Закупки.

Согласно пункту 1 статьи 9.5 Положения о закупке под уклонением от заключения договора понимаются действия лица, с которым заключается договор:

а) прямой письменный отказ от подписания договора;

б) неподписание проекта договора в предусмотренный для этого в документации о закупке срок;

в) предъявление при подписании договора встречных требований по условиям договора, противоречащих ранее установленным в закупочной документации и (или) в заявке такого участника и достигнутым в ходе преддоговорных переговоров условиям;

г) непредставление документов, обязательных к предоставлению до заключения договора и предусмотренных документацией и (или) в заявке такого участника;

д) отказ иностранного участника, от подписания договора на условиях, предложенных в ходе проведения закупки и указанных на ЭТП таким участником.

В силу пункта 2 статьи 9.5 Положения о закупке факт уклонения победителя закупки оформляется или подтверждается заказчиком соответствующим документом (заявлением в закупочную комиссию, письмом победителя об отказе заключить договор и т.п.), который прикладывается в ЕОС-Закупки к материалам по закупке для обоснования принятого решения согласно части 5 статьи 9.1 Положения.

Согласно протоколу заседания закупочной комиссии о признании победителя уклонившимся от заключения договора по процедуре закупки от 16.07.2024 № 32413592900 Заявитель признан уклонившимся от заключения договора.

Согласно части 15 статьи 3.2 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.

Аналогичные сроки заключения договора установлены пунктом 16 Извещения.

В соответствии с пунктом 16 Извещения Заказчик в течение 7 (семи) дней со дня размещения итогового протокола в закрытой части на официальном сайте и на ЭТП АСТ ГОЗ направляет с использованием функционала ЭТП лицу, с которым заключается договор (победителю закупки или единственному участнику закупки), проект договора, который составляется путем включения условий исполнения договора, предложенных лицом, с которым заключается договор, в заявке на участие в закупке в исходный проект договора, прилагаемый к закупочной документации.

Лицо, с которым заключается договор, в случае наличия разногласий по проекту договора, направленному заказчиком, составляет протокол разногласий с указанием замечаний к положениям проекта договора, не соответствующим извещению, закупочной документации и своей заявке, с указанием соответствующих положений данных документов. Протокол разногласий направляется заказчику с использованием программно-аппаратных средств ЭТП в течение 4 (четырех) дней со дня направления указанного проекта договора.

Заказчик в течение 5 (пяти) дней со дня получения указанного протокола разногласий рассматривает протокол разногласий и направляет лицу, с которым заключается договор, доработанный проект договора либо повторно направляет проект договора с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания.

Лицо, с которым заключается договор, обязано разместить с использованием программно-аппаратных средств ЭТП подписанный со своей стороны договор в течение 2 (двух) дней со дня направления ему заказчиком доработанного проекта договора или проекта договора с документом об отказе учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания.

Лицо, с которым заключается договор, в случае отсутствия разногласий по проекту договора, направленному заказчиком, обязано разместить с использованием программно-аппаратных средств ЭТП подписанный со своей стороны договор в течение 10 (десяти) дней со дня направления указанного договора.

Учитывая, что протокол подведения итогов размещен 24.06.2024, то руководствуясь пунктом 16 Извещения Заказчику надлежало разместить проект договора на сайте электронной торговой площадки не позднее 01.07.2024.

В нарушение указанного требования Заказчиком размещен проект договора 11.07.2024.

Заказчик на заседание Комиссии пояснил, что несоблюдение срока размещения проекта договора связано с непредставлением Заявителем документов, предусмотренных проектом договора, а именно:

Согласно пункту 3.1.4. Проекта договора исполнитель при заключении договора обязан предоставить Заказчику копии следующих документов:

  • устав в действующей редакции;

  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица/индивидуального предпринимателя (свидетельство о внесении изменений в ЕГРЮЛ/ЕГРИП);

  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

  • сведения о цепочке собственников и руководителей, включая бенефициаров, по форме указанной в Приложении № 4 к Договору;

  • лицензии и/или иные разрешительные документы в случае, если выполнение Исполнителем обязательств по договору требует наличия таковых;

  • решения о назначении исполнительного органа Исполнителя;

  • документы, удостоверяющие полномочия представителя Исполнителя;

  • документы, удостоверяющие личность представителя Исполнителя;

  • документы, содержащие информацию о фактическом местонахождении Исполнителя/ местонахождения складских, производственных площадей Исполнителя;

  • документы, подтверждающие право владения/ распоряжения зданием/помещением;

  • документы, содержащие информацию о предоставлении / непредставлении Исполнителем отчетности в ИФНС:

  • годовой бухгалтерский баланс с отметкой налогового органа (квитанцией о приеме отчетности по ТКС) за последний завершенный отчетный период;

  • декларация по НДС за последний отчетный период с отметкой налогового органа (квитанцией о приеме отчетности по ТКС) либо действующий документ, подтверждающий освобождение от уплаты НДС (в т.ч. применение специальных налоговых режимов).

Документы должны предоставляться в копиях, заверенных должностным лицом Исполнителя, следующим образом: надпись «Копия верна», подпись, расшифровка подписи, дата, печать.

В соответствии с пунктом 3.1.5 Проекта договора исполнитель обязан передать Заказчику за 3 (Три) календарных дня до подписания договора, заверенные надлежащим образом:

3.1.5.1. Копии документов на специалистов, подтверждающих их квалификацию и возможность допуска к соответствующим работам при оказании Услуг согласно требованиям Технического задания (Приложение № 1), нормативно-технических документов и нормативных правовых актов Российской Федерации.

3.1.5.2. Поименный список лиц, оказывающих Услуги с приложенными к нему копиями паспортов РФ, справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданных в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти.

3.1.5.3. Список материально-технической базы (оборудование, транспорт, инструменты, приборы и изделия) с указанием марки, модели, года выпуска.

Как пояснил Заказчик, 01.07.2024 им был направлен запрос вышеуказанных документов в адрес Заявителя.

В ответ на данный запрос 03.07.2024 Заявителем представлены все необходимые документы, за исключением справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям на лицо, которое будет оказывать услуги по договору.

После получения необходимых документов 11.07.2024 Заказчиком размещен проект договора на сайте оператора электронной торговой площадки.

Комиссией установлено, что после размещения проекта договора 11.07.2024 Заявителем была обнаружена неточность в проекте договора, а именно в реквизитах сторон был указан некорректный номер телефона Заявителя.

Так, в проекте договора был указан контактный номер генерального директора Заявителя, а не номер аварийной службы, которая должна принимать заявки на выполнение работ в ходе исполнения договора.

По мнению Заявителя, указанная неточность является существенной, в связи с чем, 15.07.2024 Заявителем был направлен протокол разногласий в адрес Заказчика с целью изменения контактного номера телефона.

При этом Заявитель отметил, что 16.07.2024 им был подписан проект договора в редакции Заказчика.

В свою очередь, 16.07.2024 Заказчиком был отклонен протокол разногласий и опубликован протокол о признании Заявителя уклонившимся от заключения договора.

Как пояснил Заказчик, в силу части 15 стать 3.2 Закона о закупках последний день на подписание договора был 15.07.2024, в связи с чем, у него не имелось правовых оснований для принятия протокола разногласий Заявителя и заключения с ним договора.

Комиссия оценивает позицию Заказчика критически, так как представление документов, предусмотренных пунктами 3.1.4, 3.1.5 Проекта договора не препятствуют Заказчику и не освобождает его от обязанности размещения проекта договора на сайте оператора электронной торговой площадки в течение 7 дней после опубликования протокола подведения итогов.

В силу пункта 16 Извещения победителю Закупки предоставляется 10 дней на подписание со своей стороны проекта договора.

Комиссия отмечает, что эти 10 дней включают в себя время на направление в адрес Заказчика документов, предусмотренных пунктами 3.1.4, 3.1.5 Проекта договора, а также изучение проекта договора и в случае наличия оснований направления протокола разногласий.

В настоящем случае Заказчик без наличия правовых оснований разместил проект договора за 3 дня до крайней даты подписания договора, предусмотренной частью 15 статьи 3.2 Закона о закупках, а именно 11.07.2024.

Комиссия отмечает, что указанные действия Заказчика привели к ограничению прав Заявителя и не позволили ему подписать проект договора в установленный частью 15 статьи 3.2 Закона о закупках срок.

Также Комиссия отмечает, что разместив проект договора на сайте оператора электронной торговой площадки 11.07.2024 Заказчик не предоставил Заявителю 10-дневный срок на подписание со своей стороны проекта договора, установленный пунктом 16 Извещения.

Кроме того, срок действия на подписание проекта договора со стороны Заявителя, предусмотренный пунктом 16 Извещения, не истек на момент признания его уклонившимся от заключения договора.

В свою очередь Заказчиком не представлено доказательств невозможности размещения на сайте оператора электронной торговой площадки проекта договора в установленный Закупочной документацией срок.

При этом, согласно протоколу заседания закупочной комиссии о признании победителя уклонившимся от заключения договора по процедуре закупки от 16.07.2024 № 32413592900 Заявитель признан уклонившимся от заключения договора на основании подпункта в) пункта 1 статьи 9.5 Положения о закупке.

В свою очередь Комиссия отмечает, что в соответствии с подпунктом в) пункта 1 статьи 9.5 Положения о закупке победитель закупки признается уклонившимся от заключения договора в случае предъявление при подписании договора встречных требований по условиям договора, противоречащих ранее установленным в закупочной документации и (или) в заявке такого участника и достигнутым в ходе преддоговорных переговоров условиям.

В настоящем случае Заявителем при подписании договора не предъявлялись встречные требования по условиям договора, противоречащих ранее установленным в закупочной документации и (или) в заявке такого участника и достигнутым в ходе преддоговорных переговоров условиям.

Таким образом в действиях Заявителя отсутствует нарушение подпункта в) пункта 1 статьи 9.5 Положения о закупке, а также других оснований признания победителя Закупки уклонившимся от заключения договора, предусмотренных пунктом 1 статьи 9.5 Положения о закупке.

При таких обстоятельствах Комиссия признает жалобу Заявителя обоснованной и устанавливает в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности жалобы Заявителя.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «НТС» (ИНН: 7733324979, ОГРН: 5177746371281) на действия АО «Атом-охрана» (ИНН: 7734423210, ОГРН: 1197746222926) при проведении Закупки обоснованной.

2. Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны