Решение б/н б/а от 22 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-3453/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров


17.03.2022 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии:

 

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей САО «ВСК», АО«НТЦ ФСК ЕЭС»,

рассмотрев жалобу САО «ВСК» (далее — Заявитель) на действия АО «НТЦ ФСК ЕЭС» (далее — Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию (реестровый №32211125280, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «Озащите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 


 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, мотивированная ненадлежащим формированием закупочной документации.

При этом в жалобе Заявителя содержатся ссылки на нарушение Заказчиком статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Комиссия разъяснила Заявителю о том, что настоящая жалоба принята к рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Жалоба, содержащая сведения о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается по правилам главы 9 Закона о защите конкуренции.

На вопрос Комиссии Заявитель пояснил, что отказывается от рассмотрения жалобы по правилам главы 9 Закона о защите конкуренции и в качестве способа защиты права выбирает рассмотрение своей жалобы по правилам статьи 18.1. Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Из жалобы следует, что Заявитель не согласен с положениями закупочной документации Заказчика в части установления нестоимостных критериев оценки заявок участников.

Согласно доводам жалобы, критерии и методика их оценки составлены Заказчиком таким образом, что победителем закупки может стать только одна страховая компания – АО «СОГАЗ», что ограничивает конкуренцию в рассматриваемой закупке.

Как указывает Заявитель, предметом закупки являются услуги Добровольного Медицинского Страхования (ДМС), где доминирующее положение на рынке данных услуг занимает АО «СОГАЗ».

Заявитель в своей жалобе отмечает, что все сведения по нестоимостным критериям оценки находятся в открытом доступе на сайте ЦБ РФ (Банка России).

Заявитель, используя информацию из открытых источников по показателям оценки рассматриваемой закупки, произвел расчет баллов по топ 10 страховым организациям, и в соответствии с этим расчетом безоговорочное лидерство одерживает - АО «СОГАЗ».

Также Заявитель отмечает, что АО «СОГАЗ» по всем нестоимостным критериям оценки набирает максимальное возможное количество баллов (100 баллов по всем оцениваемым показателям).

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения, а также материалы, истребованные антимонопольным органом.

Как пояснил Заказчик на заседании Комиссии, любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством РФ стать поставщиком. Преимущество может быть получено как по ценовым, так и по неценовым критериям. Вес ценового критерия составляет 60%, поэтому победителем может стать участник, получивший менее 100% по неценовым критериям, но предоставивший наиболее низкую стоимость предложения.

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок, выполнения работ, оказания услуг.

Соответственно, сам по себе нестоимостный критерий в сочетании со стоимостным критерием, установленный в документации о закупке, соответствует Закону и не ограничивает конкуренцию.

Таким образом, установленные Заказчиком формулы расчета баллов направлены не на ограничение конкуренции с целью заключения договора с заранее определенным контрагентом, а на выявление надежного Исполнителя, имеющего лучшую квалификацию на рынке страхования, способного предоставлять качественные услуги и высококвалифицированную медицинскую помощь в лечебных учреждениях, расположенных в разных городах России.

Выбранный набор неценовых критериев позволяет объективно оценить надежность участников закупки и их способность исполнить договор.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Из смысла требований части 1 статьи 2 Закона о закупках следует, что при установлении требований в документации заказчики руководствуются собственным Положением о закупках и самостоятельно устанавливают требования к участникам, которые не должны противоречить требованиям Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Закону о закупках, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

В силу пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

При этом согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Комиссией установлено, что Приложением №1 к части 2 «Информационной Карты Закупки» установлены следующие критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, величины их значимости и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке:

 

N п/п

Критерии (подкритерии) оценки заявки

Весовое значение критерия

Максимальный выставляемый балл

Порядок оценки по критерию, в том числе с указанием необходимых подтверждающих сведений и документов

1

Цена заявки (рейтинг по критерию стоимости)

0,6

100

Пункт 3 приложения 1 к части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ»

2

Квалификация участника и качество предлагаемых услуг:

0,4

100

Пункт 4 приложения 1 к части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ»

2.1

Безубыточный финансовый результат за 2017, 2018, 2019, 2020, 9 мес. 2021 годы по Международному стандарту финансовой отчетности (МСФО) и по РСБУ

0,2

 

100

2.2

Размер страховых резервов

0,2

100

2.3

Размер собственных средств

0,2

100

2.4

Сборы премии по ДМС за 2018- 9 мес. 2021 года

0,2

100

2.5

Дополнительные предложения

0,2

100

 

 

Полученные расчетные значения оценки по каждому критерию (ценовому и неценовым), применяются для расчета итоговой оценки предпочтительности заявки участника (итогового рейтинга заявки). Данный показатель рассчитывается как сумма полученных балльных оценок с учетом их весовых коэффициентов:

 

Rитог=Rценi*0,6+ Rкуi*0,4, где:

Rитог   - общий рейтинг предпочтительности  i-й заявки;

Rценi  - балльная оценка по критерию «Цена заявки»;

Rкуi - балльная оценка по критерию «Квалификация участника и качество предлагаемых услуг»

 

Порядок оценки заявок установлен пунктами 3 и 4 Приложения №1 к части 2 «Информационной Карты Закупки».

Пункт 3 Приложения №1 к части 2 «Информационной Карты Закупки» устанавливает ценовой критерий оценки заявок участников закупки.

Рассматривается Предложение участника закупки по размеру страховой премии за весь период действия договора страхования.

Расчет рейтинга по критерию «Цена заявки» осуществляется по следующей формуле:

 

, где

 

- балл, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию,

- наименьшее предложение цены заявки среди всех допущенных участников,

- предложение i-го участника закупки по цене заявки.

Полученное значение ценового рейтинга заявки является балльной оценкой по данному критерию и учитывается в итоговом рейтинге с учетом весового коэффициента.

Пункт 4 Приложения №1 к части 2 «Информационной Карты Закупки» устанавливает неценовой критерий оценки заявок участников закупки.

Итоговый балл заявки по критерию «Квалификация Участника и качество предлагаемых услуг», рассчитывается как сумма баллов заявки по подкритериям «Безубыточный финансовый результат за 2017, 2018, 2019, 2020, 9 мес. 2021 года по Международному стандарту финансовой отчетности (МСФО) и по РСБУ», «Размер страховых резервов», «Размер собственных средств», «Сборы премии по ДМС за 2018-2020, 9 мес. 2021 года», «Дополнительные предложения», каждый из которых умножен на числовой показатель значимости соответствующего подкритерия.

Rкуi= 0,2*Rмсфоi + 0,2*Rсрi + 0,2*Rссi +0,2*Rспi + 0,2*Rдпi

где:

Rкуi – итоговый балл i-го участника по критерию «Квалификация участника конкурса и качество предлагаемых услуг»,

Rмсфоi - балл i-го участника по подкритерию «Безубыточный финансовый результат за 2017, 2018, 2019,2020, 9 мес. 2021 года по Международному стандарту финансовой отчетности (МСФО) и по РСБУ»,

Rсрi - балл i-го участника по подкритерию «Размер страховых резервов»,

Rссi - балл i-го участника по подкритерию «Размер собственных средств»,

Rспi - балл i-го участника по подкритерию «Сборы премии по ДМС за 2018-2020, 9 мес. 2021 года»,

Rдпi - балл i-го участника по подкритерию «Дополнительные предложения».

 

Подкритерий «Безубыточный финансовый результат за 2017, 2018, 2019, 2020, 9 мес. 2021 года по Международному стандарту финансовой отчетности (МСФО) и по РСБУ»:

Указанные данные предоставляются по форме «Справки о квалификации участника конкурса».

Расчет балла по данному подкритерию производится в следующем порядке:

=100 баллов (при наличии положительного финансового результата (прибыли) за 2017, 2018, 2019, 2020, 9 мес. 2021 года годы по МСФО и по РСБУ);

= 0 баллов (при наличии отрицательного финансового результата (убытков) за 2017 и/или 2018 и/или 2019 и/или 2020 и/или 9 мес. 2021 года по МСФО и/или по РСБУ).

 

Подкритерий «Размер страховых резервов»:

Сравнению подлежат показатели по разделу Бухгалтерского баланса на 31.12.2020 год «Раздел II.Обязательства» (строка 33).

Расчет балла по данному подкритерию производится по следующей формуле:

где:

- балл i-й заявки по подкритерию,

- размер страховых резервов i – го участника,

- максимальное значение размера страховых резервов среди всех участников.

 

Подкритерий «Размер собственных средств»:

Сравнению подлежат показатели по разделу Бухгалтерского баланса на 30.09.2021 года «Раздел III. Капитал»

Расчет балла по данному подкритерию производится по следующей формуле:

*100, где:

- балл i-й заявки по подкритерию,

- размер собственных средств i – го участника,

- максимальное значение размера собственных средств среди всех участников.

 

Подкритерий «Сборы премии по ДМС за 2018- 9 мес. 2021 года»:

Указанные данные предоставляются по форме «Справки о квалификации участника конкурса».

Сравнению подлежат суммы сборов страховых премий, полученных Участниками по ДМС за 2018- 9 мес. 2021 года.

Расчет балла по данному подкритерию производится по следующей формуле:

, где:

- балл i-й заявки по подкритерию,

- сумма сборов страховых премий по ДМС за 2018- 9 мес. 2021 года i – го участника,

- максимальное значение суммы сборов страховых премий по ДМС за 2018- 9 мес. 2021 года среди всех участников.

 

Подкритерий «Дополнительные предложения»:

Сравнению подлежат следующие дополнительные предложения участников по расширению страхового покрытия и качества услуг, улучшающие установленные в задании на оказание услуг и проекте договора требования:

1) Предложения по включению в программы ДМС дополнительных медицинский услуг;

2) Предложения по включению в программы ДМС сервисных услуг, повышающих качество медицинского обслуживания;

3) Предложения по сокращению перечня исключений из программ ДМС.

Расчет балла по данному подкритерию производится по следующей формуле:

*100, где:

- балл i-й заявки по подкритерию,

- количество дополнительных предложений i – го участника,

- максимальное количество дополнительных предложений среди всех участников.

В случае отсутствия в составе заявки Участника «Справки о предложениях по условиям и срокам оказания услуг по страхованию» (формы 3; 3.1), Закупочная комиссия присуждает заявке участника по подкритерию «Дополнительные предложения» минимальную оценку (0 баллов). Отсутствие в составе заявки справки о предложениях по условиям и срокам оказания услуг по страхованию (формы 3; 3.1) не является основанием для отклонения Заявки участника.

 

В соответствии с ч. 4 ст. 29 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность страховщика подлежит обязательному опубликованию.

Таким образом, сведения по нестоимостным критериям оценки находятся в открытом доступе на сайте ЦБ РФ (Банка России):

 

2.2

Размер страховых резервов (Раздел II.Обязательства» (строка 33)). Вкладка в excel файле «0420125»

 

https://www.cbr.ru/statistics/insurance/report_individual_ins/?UniDbQuery.Posted=True&UniDbQuery.DtType=1&UniDbQuery.To=2020

 

 

2020

2.3

Размер собственных средств («Раздел III. Капитал» (строка 51)) Вкладка в excel файле «0420125»

https://www.cbr.ru/statistics/insurance/report_individual_ins/?UniDbQuery.Posted=True&UniDbQuery.DtType=4&UniDbQuery.To=2021

 

9 мес 2021

2.4

Сборы премии по ДМС за 2018- 9 мес. 2021 года

 

https://www.cbr.ru/statistics/insurance/report_individual_ins/?UniDbQuery.Posted=True&UniDbQuery.DtType=1&UniDbQuery.To=2018

 

https://www.cbr.ru/statistics/insurance/report_individual_ins/?UniDbQuery.Posted=True&UniDbQuery.DtType=1&UniDbQuery.To=2019

 

https://www.cbr.ru/statistics/insurance/report_individual_ins/?UniDbQuery.Posted=True&UniDbQuery.DtType=1&UniDbQuery.To=2020

 

https://www.cbr.ru/statistics/insurance/report_individual_ins/?UniDbQuery.Posted=True&UniDbQuery.DtType=4&UniDbQuery.To=2021

 

2018

2019

2020

9 мес 2021

 

 

Комиссией установлено, что по показателю 2.2 «Сборы премии по ДМС за 2018- 9 мес. 2021 года» АО «СОГАЗ» занимает доминирующее положение на рынке, объем сборов страховых премий по ДМС у АО «СОГАЗ» в 5 раз превышает объем сборов у иной страховой компании:

 

Название СК

9 мес 2021

2020

2019

2018

Всего:

(тыс.руб. + % от всего рынка)

1

СОГАЗ

66 197 239 (40.37%)

64 352 886 (36.37%)

60 242 125 (33.35%)

55 204 846 (36.36%)

245 997 096

36,53%

2

РЕСО-ГАРАНТИЯ

18 403 661 (11.22%)

20 062 545 (11.34%)

17 554 644 (9.72%)

14 316 076 (9.43%)

70 336 926

10,44%

3

АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ

13 456 033 (8.21%)

17 857 463 (10.09%)

15 357 439 (8.50%)

13 911 807 (9.16%)

60 582 742

9,00%

4

ИНГОССТРАХ

9 688 482 (5.91%)

9 556 485 (5.40%)

10 891 116 (6.03%)

9 377 078 (6.18%)

39 513 161

5,87%

5

РОСГОССТРАХ

8 958 508 (5.46%)

12 187 276 (6.89%)

19 699 922 (10.91%)

6 510 394 (4.29%)

47 356 100

7,03%

6

АЛЬЯНС ЖИЗНЬ

7 838 236 (4.78%)

9 394 787 (5.31%)

8 006 536 (4.43%)

7 779 619 (5.12%)

33 019 178

4,90%

7

ВСК

7 667 407 (4.68%)

9 154 321 (5.17%)

7 181 917 (3.98%)

6 464 251 (4.26%)

30 467 896

4,52%

8

ГРУППА РЕНЕССАНС СТРАХОВАНИЕ

5 838 446 (3.56%)

6 532 302 (3.69%)

6 852 744 (3.79%)

6 314 842 (4.16%)

25 538 334

3,79%

9

СОГЛАСИЕ

3 228 248 (1.97%)

3 532 523 (2.00%)

3 654 654 (2.02%)

2 561 034 (1.69%)

12 976 459

1,93%

10

ВТБ СТРАХОВАНИЕ

1 725 925 (1.05%)

2 773 739 (1.57%)

7 324 132 (4.05%)

8 515 216 (5.61%)

20 339 012

3,02%

 

Итого ТОП 10:

143 002 185 (87.21%)

155 404 327 (87.82%)

156 765 229 (86.78%)

130 955 163 (86.24%)

586 126 904

87,04%

 

Остальные:

20 971 555 (12.79%)

21 560 386 (12.18%)

23 889 554 (13.22%)

20 887 950 (13.76%)

87 309 445

12,96%

 

Всего по рынку:

163 973 740 (100%)

176 964 713 (100%)

180 654 783 (100%)

151 843 113 (100%)

673 436 349

100,00%

 

По показателю 2.3 «Размер страховых резервов» Сравнению подлежат показатели по разделу Бухгалтерского баланса на 31.12.2020 год:

 

Наименование СК

На 31.12.2020

ВСК

70 145 566

Альфа

97 782 916

Ингосстрах

89 213 317

МАКС

9 781 798

РГС

74 763 709

РЕСО

78 259 518

СОГАЗ

283 045 487

Согласие

26 619 936

Энергогарант

11 132 422

Ренессанс

22 666 870

 

По показателю 2.4 «Размер собственных средств» сравнению подлежат показатели по разделу Бухгалтерского баланса на 30.09.2021 года:

 

Наименование СК

На 30.09.2021

ВСК

31 500 268

Альфа

39 036 561

Ингосстрах

92 892 399

МАКС

5 683 468

РГС

47 464 908

РЕСО

93 057 247

СОГАЗ

208 107 317

Согласие

14 835 182

Энергогарант

5 202 609

Ренессанс

36 203 372

 

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что по критериям «Размер собственных средств», «Размер страховых резервов», «Сборы премии по ДМС за 2018- 9 мес. 2021 года» максимальное количество баллов будет присвоено АО «СОГАЗ».

При этом АО «СОГАЗ» по рассматриваемым критериям имеет пятикратное преимущество над остальными страховыми компаниями.

Указанные обстоятельства также подтверждаются Итоговым протоколом, согласно которому:

 

Номер крите-рия

Наименование критерия

Весовой коэффициент по критерию

Участники

АО "СОГАЗ"

АО "АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ

I. Ценовая и неценовая оценка заявок Участников (значение с учетом весовых коэффициентов)

1

Цена заявки (рейтинг по критерию стоимости) (Rценi)

0,6

59,04

60

2

Квалификация участника и качество предлагаемых услуг (Rкуi)

0,4

40

21,77

2.1

Безубыточный финансовый результат за 2017, 2018, 2019, 2020, 9 мес. 2021 годы по Международному стандарту финансовой отчетности (МСФО) и по РСБУ

0,2

 

20

20

2.2

Размер страховых резервов

0,2

20

6,91

2.3

Размер собственных средств

0,2

20

3,75

2.4

Сборы премии по ДМС за 2018- 9 мес. 2021 года

0,2

20

4,94

2.5

Дополнительные предложения

0,2

20

18,82

II. Итоговая интегральная бальная оценка заявок Участников

Итоговая интегральная бальная оценка заявок Участников, Ri, в баллах

99,04

81,77

 

ИТОГОВАЯ РАНЖИРОВКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ УЧАСТНИКОВ

1 место

2 место

 

Таким образом, как следует из Итогового протокола, АО «СОГАЗ» присвоено максимальное количество баллов по всем оспариваемым критериям оценки, что привело к победе указанного Участника.

В рассматриваемом случае, Комиссия приходит к выводу о том, что фактически конкуренция в оспариваемой закупке при установлении таких критериев отсутствует, поскольку в случае его участия в торгах предопределяет победу лица, занимающего на данном рынке ДМС доминирующее положение. Указанное обстоятельство свидетельствует о прямом предоставлении Заказчиком преимущественных условий участия в закупке АО «СОГАЗ», что является недопустимым при проведении конкурентных процедур.

Комиссия отмечает, что в целях создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены качества и надежности, эффективного использования денежных средств расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, а также, наряду с изложенным, в целях развития добросовестной конкуренции обеспечения гласности и прозрачности закупки, Законом о закупках закреплены основные принципы и положения закупки товаров, работ, услуг.

Так, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

В свою очередь, праву Заказчика по формированию требований к участникам закупочной процедуры корреспондирует его обязанность при этом по недопущению создания условий, ограничивающих конкуренцию.

Согласно п. 6 «Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках» о том, что уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Кроме того, закон о закупках предоставляет заказчику право на самостоятельное формирование закупочной документации.

Вместе с тем, требования должны устанавливаться заказчиком таким образом, чтобы не возникало необоснованного ограничения конкуренции и злоупотребления заказчиком своим правом.

Включение Заказчиком в Закупочную документацию оценочных критериев, предъявляемых к участникам закупки, расценивается как нарушение положений Закона о закупках в случае, если они проводят к необоснованному ограничению конкуренции, созданию неоправданных барьеров хозяйствующим субъектам при реализации ими права на участие в закупочных процедурах.

Первоочередной целью Закона о закупках является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (часть 1 статьи 1 Закона о закупках).

Вместе с тем совокупность указанных обстоятельств, а также подтверждение доводов жалобы результатами проведенной Закупочной комиссии оценки позволяет Комиссии прийти к выводу о том, что установленные Заказчиком критерии и формулы расчета баллов направлены не на выявление исполнителя, способного наилучшим образом удовлетворить потребности Заказчика, а на ограничение конкуренции с целью заключения договора с заранее определенным контрагентом, что подтверждается вышеизложенными обстоятельствами дела.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу САО «ВСК» (ОГРН: 1027700186062, ИНН: 7710026574) на действия АО «НТЦ ФСК ЕЭС» (ОГРН: 1067746819194, ИНН: 7728589190) при проведении Закупки обоснованной.

  2. Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны