Решение №37012/22 б/а от 14 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-10346/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
11.07.2022                                                                                                                г. Москва


Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии:

"....."

членов Комиссии:

"....."

"....."

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ОАО «РЖД»,

в отсутствие представителей ООО «Межрегиональная компания по финансовому оздоровлению», извещенных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 07.07.2022 № НП/35960/22,

рассмотрев жалобу ООО «Межрегиональная компания по финансовому оздоровлению» (далее также - Заявитель) на действия ОАО «РЖД» (далее также - Заказчик) при проведении закрытого запроса котировок на право заключения договора на оказания услуг по организации и проведению семинаров на тему «Практическое применение закона «О защите прав потребителей» в 2022 для ОАО «РЖД» (реестровый № Р-1907-22, далее - Закупка) (далее - Жалоба),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
 

УСТАНОВИЛА:

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

Рассмотрение жалобы проводилось в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи.

По мнению Заявителя, нарушение прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в следующих обстоятельствах дела.

17.05.2022 на электронную почту Заявителя поступило письмо от специалиста закупок ОАО «РЖД», в котором было извещение об участии в закрытом запросе котировок (извещение № Р-1907-22), предметом выполняемых работ по договору было «Оказание услуг по организации и приведению семинаров для сотрудников ОАО «РЖД»».

23.05.2022 Заявителю пришло уведомление о том, что состоялось заседание по рассмотрению заявок, в ходе которого предложение Заявителя было одобрено комиссией и для дальнейшего участия Заявителю необходимо было предоставить пакет документов, перечень которых отображен в требованиях к победителю закупочной процедуры.

Кроме того, обязательным условием для принятия пакета документов являлось оформление сертификата ФССП, стоимость которого составляла 41 500 (сорок одна тысяча пятьсот) рублей 00 копеек.

24.05.2022 был получен протокол заседания конкурсной Комиссии по рассмотрению заявок, согласно которому Заявитель являлся победителем закупочной процедуры. При этом, как указывает Заявитель после согласования пакета документов, сотрудники Заказчика на связь больше не выходили.

Согласно части 16 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения.

Инструкция по подключению и использованию системы TrueConf размещена на официальном сайте Московского УФАС России по ссылке: https://moscow.fas.gov.ru/page/17962.

Заявлений о невозможности подключения к сеансу, а также возражений относительно рассмотрения жалобы посредством видеоконференцсвязи от Заявителя, которому направлялось уведомление о переносе рассмотрения жалобы в Управление не поступало.

Таким образом, учитывая, что указанное лицо надлежащим образом извещено о способе рассмотрения жалобы заблаговременно, Комиссия Московского УФАС считает возможным провести дистанционное рассмотрение жалобы в его отсутствие.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей Заказчика, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (далее — Положение), ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам данной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

На заседание Комиссии представитель Заказчика пояснил следующее.

Представитель Заказчика отметил, что ОАО «РЖД» закрытый запрос котировок на право заключения договора на оказания услуг по организации и проведению семинаров на тему «Практическое применение закона «О защите прав потребителей» в 2022 г. для ОАО «РЖД» (реестровый № Р-1907-22) не проводило.

В плане закупок ОАО «РЖД» на 2022 год, размещенном на сайте Единой информационной системы в сфере закупок, указанная в жалобе закупка на право заключения договора на оказания услуг по организации и проведению семинаров на тему «Практическое применение закона «О защите прав потребителей» отсутствует.

Более того, как отметил представитель Заказчика, в 2022 году ОАО «РЖД» не проводило закупок закрытым способом.

При этом каждой закупке, проводимой ОАО «РЖД», присваивается индивидуальный номер с установленным форматом, например: 23/ОКЭ-ТИ/22, 680/ОАЭ-ЦДПО/22.

Вместе с тем, как пояснил Заказчик, указанные в жалобе Заявителя, а так же в протоколе заседания конкурсной комиссии лица ("....", "....", "....", "....", "....") не являются сотрудниками ОАО «РЖД».

В ОАО «РЖД» осуществляет трудовую деятельность "..." (занимает должность монтера пути 6-го разряда в Октябрьской дирекции инфраструктуры). Однако данное должностное лицо осуществляет текущее содержание железнодорожных путей и не имеет какого-либо отношения к закупочной деятельности Заказчика. В подтверждение своей позиции Заказчик предоставил Комиссии скриншот с сервисного портала работников ОАО «РЖД».

Также в ОАО «РЖД» осуществляют трудовую деятельность, работают девять сотрудников с ФИО «"..."», трудовые функции которых также не имеют отношения к закупочной деятельности. Также был приложен Заказчиком скриншот подтверждающий изложенную позицию.

Заказчик подчеркнул, что не осуществляет адресную рассылку участникам рынка с предложениями принять участие в проводимых процедурах.

Более того, Заказчик обращает внимание, что в настоящее время участились случаи совершения мошеннических действий со стороны неустановленных третьих лиц, в связи с чем на сайте ОАО «РЖД» размещено информационное письмо для участников закупок с предостережением и рекомендациями руководствоваться исключительно официальными источниками информации о закупках компании.

Ранее на горячую линию Заказчика поступало обращение Заявителя от 16.06.2022 № В-3. Заказчик рассмотрел вышеуказанное обращение и сообщило, что не проводило закрытый запрос котировок (реестровый № Р-1907-22), лица направлявшие по электронной почте предложение об участии в закупке не являются сотрудниками ОАО «РЖД».

Кроме того, как отметил представитель Заказчика, в адрес ОАО «РЖД» также поступают и иные обращения, в которых заявители указывают, что лица, представляющиеся сотрудниками ОАО «РЖД», направляют с не принадлежащих ОАО «РЖД» адресов электронной почты предложения об участии в закупках и о заключении договоров от имени ОАО «РЖД» на оказание услуг по ремонту зданий (сооружений), вывозу металла, поставке продуктов питания, размещению командированных сотрудников и организации их питания, пошиву фирменной одежды, аренде зданий или помещений и прочее.

Так только за июнь 2022 г. в адрес в ОАО «РЖД» поступило 5 обращений от индивидуальных предпринимателей и организаций, в том числе от Заявителя о получении якобы от имени ОАО «РЖД» предложений о заключении договора на оказание различных услуг.

Как указывают заявители в своих обращениях, неустановленными лицами от имени ОАО «РЖД» предложено в качестве условия заключения договора предоставить перечень документов, в том числе документ согласно требованиям стандарта СТО ФСС.004.0.07-2021 «Федеральная система сертификации поставщиков» (далее – Сертификат). Для получения Сертификата поставщик должен быть включен в «Единый реестр учета данных субъектов предпринимательской деятельности зарегистрированных в Федеральной системе сертификации поставщиков». Стоимость участия в указанном реестре составляет 41 000,00 - 41 500 ,00 рублей (в зависимости от стоимости оказания услуг по оформлению Сертификата, указанной различными организациями).

После получения от заявителей подтверждения оплаты услуг по оформлению Сертификата лицами, действующими якобы от имени ОАО «РЖД», общение с заявителями прекращается.

При этом Заказчик также обратил внимание, что ОАО «РЖД» при осуществлении закупочной деятельности не запрашивает данный Сертификат у участников закупок.

Как следует из представленных Заказчиком материалов, в связи с поступающими обращениями Заказчиком были направлены заявления в правоохранительные органы от 10.11.2021 № ИСХ-21240/ЦДЗС, от 21.03.2022 № ИСХ-5191/ЦДЗС, от 04.07.2022 № ИСХ-12935/ЦДЗС о проведении проверки.

Комиссия обращает внимание, что в соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного и муниципального имущества.

Более того, в соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба на акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей (далее - жалоба), подается в письменной форме в антимонопольный орган и должна в том числе содержать указание на обжалуемые торги, если размещение информации об обжалуемых торгах на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, адрес сайта, на котором она размещена (указанная информация не представляется при обжаловании актов и (или) действий (бездействия) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей).

Как было установлено на заседании Комиссии, указанные торги Заказчиком не проводились,

Кроме того, согласно пункту 4 части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба на акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей (далее - жалоба), подается в письменной форме в антимонопольный орган и должна в том числе содержать указание на обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, на нормативный правовой акт, устанавливающий порядок осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий по реализации проекта по строительству, а также соответствующие доводы.

В настоящем случае, поскольку Заказчиком данная процедура не проводилась, следовательно, Заказчиком не могли совершаться действия, которые нарушают права и законные интересы Заявителя.

Таким образом, у Комиссии отсутствуют правовые основания для рассмотрения жалобы Заявителя, поскольку отсутствует информация о проведении обжалуемых торгов, ввиду невозможности установить обжалуемую процедуру проведения торгов, а также указание на обжалуемые действия Заказчика.

Комиссия также отмечает, что согласно доводам, изложенным в жалобе, Заявителем для участие в закупке, как одно из обязательных условий для принятия пакета документов был оформлен сертификата ФССП, стоимость которого составляла 41 500 (сорок одна тысяча пятьсот) рублей 00 копеек.

В связи с чем указанные доводы в жалобе также могут содержать признаки мошенничества, в связи с чем Заявитель не лишен возможности самостоятельно обратиться за защитой своих прав и законных интересов в правоохранительные органы.

Согласно части 1 статьи 11 Гражданского Кодекса Российской Федерации, защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд.

В связи с изложенным, указанный спор подлежит рассмотрению в судебном порядке.

Дополнительно Комиссия отмечает, что материалы будут перенаправлены в правоохранительные органы для принятия мер в рамках компетенции.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Оставить жалобу ООО «Межрегиональная компания по финансовому оздоровлению» (ОГРН: 1026103738924; ИНН: 6165094058) на действия ОАО «РЖД» (ОГРН: 1037739877295; ИНН: 7708503727) при проведении Закупки без рассмотрения.

2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмами Московского УФАС России от 05.07.2022 № НП/35417/22 и от 07.07.2022 № НП/35960/22.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны