Решение б/н реш от 5 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 077/05/5-18550/2019
«05» февраля 2020 года                                                                                 г. Москва
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по
г. Москве по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия Московского
УФАС России, Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: <...>а,
членов Комиссии: <...>ой, <...>,
рассмотрев дело № 077/05/5-18550/2019, возбужденное в отношении
ООО «Интернет решения» по признакам нарушения части 7 статьи 5
Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о
рекламе), выразившегося в распространении на адрес электронной почты <...>
рекламы: «Удобный быт — дело техники! Бесплатная доставка крупной
бытовой техники. Покупайте выгодно и удобно с Ozon!», поступившей
12.09.2019 в 4:25 от отправителя «Ozon.ru» (адрес электронной почты:
news@news.ozon.ru), в которой отсутствует часть существенной информации о
рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, и
вводятся в заблуждение потребители рекламы,
в присутствии ООО «Интернет решения» в лице <...> (по доверенности №
25-ю от 12.02.2018),
УСТАНОВИЛА:
Дело № 077/05/5-18550/2019 возбуждено в отношении ООО «Интернет
решения» на основании заявления физического лица по факту распространения
на адрес электронной почты <...> рекламы: «Удобный быт — дело техники!
Бесплатная доставка крупной бытовой техники. Покупайте выгодно и удобно с
Ozon!», поступившей 12.09.2019 в 4:25 от отправителя «Ozon.ru» (адрес
электронной почты: news@news.ozon.ru). 
Не установив оснований для отложения или приостановления
рассмотрения дела, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные
доказательства, применив нормы законодательства Российской Федерации о
рекламе, Комиссия Московского УФАС России приходит к следующим
выводам.
ООО «Интернет решения» является юридическим лицом, действующим
на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических
лиц 24.09.2002 за основным государственным регистрационным номером
1027739244741, ИНН/КПП 7704217370/770301001.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается
2020-31999(1)  
2
информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с
использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и
направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования,
формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут
быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и
конкретной стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации
объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как
предназначенность для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в
рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на
восприятие которых реклама направлена.
Рассматриваемая реклама распространялась посредством сети Интернет, а
равно была доступна неограниченному кругу лиц-потребителей рекламы.  
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом
рекламирования является товар, средство индивидуализации юридического
лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты
интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное
соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари),
на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В настоящем случае объектом рекламирования являются услуги по
продаже товаров, которые оказывает ООО «Интернет решения».
Таким образом, установлено, что рассматриваемая информация является
рекламой, что Обществом не оспаривается.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается
реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о
рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если
при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители
рекламы. 
На электронную почту заявителя 12.09.2019 в 4:25 от отправителя
«Ozon.ru»
 (адрес электронной почты:
 news@news.ozon.ru) 
поступила
следующая реклама: «Удобный быт — дело техники! Бесплатная доставка
крупной бытовой техники. Покупайте выгодно и удобно с Ozon! Примечание:
Цены и скидки предоставляются на товары, указанные в настоящей рассылке, и
действительны на момент отправки данного письма. Настоящая рассылка не
является офертой. Актуальная информация о цене и наличии товара
представлена на сайте Ozon. Вы получили это письмо, потому что
зарегистрированы на сайте Ozon. Данное письмо не требует ответа.
ООО «Интернет Решения»; 123112, г. Москва, Пресненская наб., д. 10, эт. 41,
пом. 1, комн. 6; ОГРН 1027739244741. Если продавцом товара не является
ООО «Интернет Решения», сведения о продавце содержатся на странице
описания товара после слова «Продавец». Политика ООО «Интернет Решения»
в отношении обработки персональных данных. Отписаться от рассылки.
2020-31999(1)  
3
Обратная связь. Помощь». 
Между тем, заявитель указывает на то, что 12.09.2019 при оформлении
покупки холодильника Hansa FM 050.4 (цвет: белый) он не смог
воспользоваться указанной акцией и стоимость доставки товара составила
2900 руб., что подтверждается скриншотами страницы сайта в сети Интернет.
Согласно представленной ООО «Интернет решения» информации
11.09.2019 на электронную почту заявителя было направлено письмо, которое
содержало баннер с рекламой маркетинговой акции «Бесплатная доставка
крупной бытовой техники», при нажатии на который потребитель переходит на
посадочную
 
страницу,
 
расположенную
 
по
 
адресу
https://www.ozon.ru/highlight/27551/1. На данной странице содержится перечень
крупной бытовой техники, в отношении которой действует акция, срок
проведения акции: с 11.09.2019 до 11.09.2019, а также кнопка «Посмотреть
условия». При этом, согласно условиям данной акции, в городе Петропавловск-
Камчатский, в который оформлял доставку заявитель, данная акция не
проводилась, в связи с чем при оформлении заявителем заказа доставка товара
была платной.
При этом, из текста письма, поступившего на электронную почту
заявителя, буквально не следовало условия, что срок проведения акции
ограничивается одним днем — 11.09.2019, а также определенным перечнем
городов, в который г. Петропавловск-Камчатский не входит. Кроме того,
учитывая, что письмо заявителю поступило только 12.09.2019, у него не было
оснований полагать, что срок действия акции уже истек.
На заседание Комиссии ООО «Интернет решения» представлены
дополнительные письменные пояснения, содержащие описание содержания и
структуры поступившего заявителю электронного письма, которое представляет
собой набор отдельных графических элементов, при клике на каждый из
которых (например, название продавца Ozon, группу товаров, надпись
«Бесплатная доставка на крупную бытовую технику» и т. д.) происходил
переход на различные страницы сайта https://www.ozon.ru, тем или иным
образом посвященные условиям рекламируемой акции.
Оценивая представленные в материалы дела документы, Комиссия
приходит к выводу, что таким образом ООО «Интернет решения» стремится
переложить свою обязанность по доведению полной и достоверной
информации в рекламе на заявителя и фактически ставит потребителя рекламы
в положение, когда получатель рекламы должен самостоятельно предположить,
что помимо указанных в рекламе ограничений действий акции, есть иные
условия, соблюдение которых обязательно, и совершить ряд дополнительных
действий по их получению. Подобный подход полностью противоречит
требованиям Закона о рекламе, в том числе положениям статьи 5 Закона о
рекламе, и не имеет под собой правовых оснований.
В данном случае реклама была распространена посредством email-
2020-31999(1)  
4
сообщения и не содержала сведений о наличии каких-либо иных ограничений,
кроме как категории товара (крупная бытовая техника), на которую данная
акция распространялась. В связи с чем, после ознакомления с рекламной
информацией в тексте электронного письма и перехода на страницу сайта с
перечнем доступных к покупке товаров, у потребителя отсутствовали
основания полагать, что у него есть необходимость в получении иной
дополнительной информации, которая могла быть получена при клике на иные
структурные элементы рекламного сообщения. 
Таким образом, распространение на адрес электронной почты <...>
рекламы: «Удобный быт — дело техники! Бесплатная доставка крупной
бытовой техники. Покупайте выгодно и удобно с Ozon!», поступившей
12.09.2019 в 4:25 от отправителя «Ozon.ru» (адрес электронной почты:
news@news.ozon.ru), является нарушением части 7 статьи 5 Закона о рекламе,
выразившимся в распространении рекламы, в которой отсутствует часть
существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его
приобретения или использования, и вводятся в заблуждение потребители
рекламы.
Ответственность за нарушение части 7 статьи 5 Закона о рекламе, в
соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе, несет рекламодатель.
Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодателем является
изготовитель или продавец товара, либо иное определившее объект
рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. 
В соответствии с представленными сведениями, рассматриваемая реклама
была инициирована ООО «Интернет решения» и направлена с адреса
электронной почты news@news.ozon.ru (доменное имя ozon.ru принадлежит
ООО «Интернет решения»), что Обществом не оспаривается.
Таким образом, Комиссией Московского УФАС России при
распространении на адрес электронной почты <...> рекламы: «Удобный быт —
дело техники! Бесплатная доставка крупной бытовой техники. Покупайте
выгодно и удобно с Ozon!», поступившей 12.09.2019 в 4:25 от отправителя
«Ozon.ru» (адрес электронной почты: news@news.ozon.ru), в действиях ООО
«Интернет решения» установлено нарушение части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел,
возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской
Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях
прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному
(обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о
прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него
действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения
ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но
2020-31999(1)  
5
содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения
реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной
рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации
о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе. 
Также, в дело не представлено документальных доказательств
невозможности продолжения распространения рассматриваемой рекламы, а
равно подтвержденной информации о прекращении действия либо расторжении
договоров, гражданско-правовых отношений или иных внутренних актов, на
основании которых рассматриваемая реклама размещалась. 
Предписание само по себе направлено на устранение нарушений,
выявленных при рассмотрении конкретного дела, не является мерой
ответственности стороны, исходит из выбранного уполномоченным органом
способа защиты общественных отношений, исходя из положений Закона о
рекламе, а также законных прав потребителей, конкурентов и иных
заинтересованных лиц. 
На основании изложенного Комиссия Московского УФАС России
приходит к выводу о необходимости выдачи ООО «Интернет решения»
предписания о прекращении нарушения законодательства Российской
Федерации о рекламе.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о
рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения
антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия 
РЕШИЛА:
1.  Признать ООО «Интернет решения» нарушившим требования части 7
статьи 5 Закона о рекламе при распространении на адрес электронной почты
<...> рекламы: «Удобный быт — дело техники! Бесплатная доставка крупной
бытовой техники. Покупайте выгодно и удобно с Ozon!», поступившей
12.09.2019 в 4:25 от отправителя «Ozon.ru» (адрес электронной почты:
news@news.ozon.ru), в которой отсутствует часть существенной информации о
рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, и
вводятся в заблуждение потребители рекламы.
2. Выдать ООО «Интернет решения» предписание о прекращении
нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке,
предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации.
2020-31999(1)  
6
Председатель Комиссии                                        
<...>
Члены Комиссии      
<...>а
<...>
2020-31999(1)  
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны