Решение б/н б/а от 2 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-971/2024 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
30.01.2024                                                                                   г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<............>

членов Комиссии:

<............>

<............>

рассмотрев жалобу ООО «Лабомет» (далее — Заявитель) на действия АО «НТЦ ФСК ЕЭС» (далее — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку ПК, компьютерных комплектующих, запчастей, материалов для нужд филиала СибНИИЭ (реестровый № 32313115194) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Согласно доводам жалобы заявка Заявителя неправомерно отклонена от дальнейшего участия в процедуре, поскольку его заявка полностью соответствовала требованиям документации.

Также Заявитель в жалобе указывает, что протокол рассмотрения первых частей заявок составлен в нарушение подпункта «б» пункта 3 части 13 статьи 3.2 Закона о закупках.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении закупки Заказчик руководствовался нормами Закона о закупках и Единого стандарта ПАО «Россети», утвержденного решением Совета директоров ПАО «Россети» (протокол от 30.12.2022 № 604) (далее — Положение о закупке).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В силу части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Комиссией установлено, что 21.12.2023 Заказчик на сайте электронной торговой площадки ООО «РТС-тендер», а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку ПК, компьютерных комплектующих, запчастей, материалов для нужд филиала СибНИИЭ (реестровый № 32313115194) (далее — конкурс, процедура).

Начальная (максимальная) цена договора: 12 074 200,00 рублей.

Дата начала срока подачи заявок: 21.12.2023.

Дата и время окончания срока подачи заявок: 15.01.2024 в 15:00.

Дата подведения итогов: 17.01.2024.

Согласно протоколу заседания Закупочной комиссии от 17.01.2023 (размещен в ЕИС 19.01.2023) № 68/02 заявка Заявителя (порядковый номер 3) отклонена на основании не соответствия Документации о закупке в части:

- раздела V Техническая часть: в техническом предложении участника нет полного описания комплектующего устройства, предлагаемого к поставке, не указаны производитель и модель комплектующих пункт 1;

- нет полного описания устройства, предлагаемого к поставке, не указана модель устройства, пункты 4, 18, 19, 20, 24, 25, 26, 35;

- нет полного описания устройства, предлагаемого к поставке, не указано полное описание модели устройства, пункты 11, 12.

В отношении довода Заявителя о неправомерном отклонении заявки Комиссия отмечает следующее.

Так, пунктом 10 Информационной карты установлено, что в целях подтверждения соответствия установленным требованиям, участник закупки должен включить в состав первой части заявки следующую информацию и документы:

1. Предложение участника в отношении предмета закупки, в том числе:

1.1 Техническое предложение по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей документации о закупке (часть III «ОБРАЗЦЫ ФОРМ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ЗАКУПКИ», форма 2) с приложением файла технического предложения, выполненного в формате MS Word.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 3.1.3 Закупочной документации первая часть заявки содержит предложение участника в отношении предмета конкурса в соответствии с требованиями части V документации о закупке, а также информацию и документы для осуществления оценки заявки в отношении критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, применяемых к предлагаемым участниками закупки товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (в случае установления в документации о закупке таких критериев).

Разделом III Закупочной документации предусмотрена Форма Технического предложения (Форма 2). Перечень материалов (товаров) с эквивалентами.

В соответствии с формой в техническом предложении приводится подтверждение выполнения каждого пункта части V «Техническая часть».

 

 

УСТАНОВЛЕННЫЕ ЗАКАЗЧИКОМ ТРЕБОВАНИЯ

К МАТЕРИАЛАМ (ТОВАРАМ)

ЗАПОЛНЯЕТСЯ УЧАСТНИКОМ

п/п

Наименование товара

Значение характеристики

(параметры эквивалентности)

Наименование товара,

конкретные торговые марки и модели (их словесные обозначения) предлагаемого для поставки товара

Конкретные значения характеристик предлагаемого товара, соответствующие параметрам эквивалентности

 

Разделом V (Техническое задание) установлены технические характеристики требуемого к поставке товара.

В соответствии с пунктом 3.1.1 Закупочной документации предполагается, что участник закупки изучит все инструкции, формы, условия, технические условия и другую информацию, содержащуюся в документации о закупке, а также разъяснения извещения о закупке и/или документации о закупке в случае их наличия. Никакие претензии Заказчику закупки не будут приниматься на том основании, что участник закупки не понимал какие-либо вопросы. Неполное представление информации, запрашиваемой в документации о закупке, или же подача заявки, не отвечающей требованиям документации о закупке является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям документации о закупке и отклонения участника от участия в закупке.

Разделом 3.5 Закупочной документации установлены требования к описанию предложения участника закупки.

Так, пунктом 3.5.5 Закупочной документации установлено, что описание участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, описание выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик осуществляется участником закупки в соответствии с требованиями части V «ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ» по формами, установленными в части III «ОБРАЗЦЫ ФОРМ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ЗАКУПКИ».

Согласно пункту 3.5.6 Закупочной документации участник закупки должен принять во внимание, что, если иное не установлено документацией о закупке ссылки в документации о закупке на конкретную марку продукции, производителя, носят лишь рекомендательный, а не обязательный характер. Участник закупки может представить в своей заявке иные марки продукции, при условии, что произведенные замены совместимы между собой, по существу равноценны (эквивалентны) или превосходят по качеству требуемую продукцию, указанную в части V «ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ».

В соответствии с пунктом 3.5.8 Закупочной документации при описании продукции участником закупки должны указываться точные, конкретные, однозначно трактуемые и не допускающие двусмысленного толкования показатели, за исключением случаев, когда допускается представление описания в ином порядке в соответствии с требованиями к продукции, установленными в части V «ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ».

Таким образом, учитывая вышеизложенные требования Закупочной документации участнику в составе заявки необходимо представить техническое предложение по форме 2 с указанием, в том числе конкретной торговой марки и модели предлагаемого для поставки товара.

Как следует из пояснений Заказчика основанием для отклонения заявки Заявителя послужило неуказание в составе технического предложения по ряду предлагаемых к поставке товаров конкретной модели.

Так, например, Заявителем в пункте 1 технического предложения в графе «Наименование товара, конкретные торговые марки и модели (их словесные обозначения) предлагаемого для поставки товара» указано «Системный блок ITP».

При этом, как пояснил Заказчик, указанное Заявителем наименование носит обобщенный характер и не позволяет определить марку, модель, не содержит каких-либо иных идентификационных признаков, тем самым не позволят оценить по существу предложенное Заявителем оборудование.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что по условиям Закупочной документации необходимо указать и марку и модель товара, при этом вариативности в предоставлении указанных значений не предусмотрено.

В рассматриваемом Комиссией случае в качестве примера, Заявитель предлагает в составе заявки «Системный блок ITP», где «ITP» это обозначение марки товара.

При этом Комиссия отмечает, что в случае указания марки и модели должно быть указано два значения. В данном случае Заявителем указано одно значение, а именно марка товара, что свидетельствует об отсутствии модели перелагаемого к поставке товара.

Следовательно, отсутствие в составе заявки наименования модели предлагаемого товара свидетельствует об отсутствии полного описания товара, в который в соответствии с требованиями Закупочной документации должна входить марка и модель, что и послужило основанием для отклонения заявки Заявителя.

Комиссия также обращает внимание, что в соответствии с статьей 18.1 Закона о защите конкуренции процедура рассмотрения жалоб является ускоренной: жалоба должна быть рассмотрена в срок, не превышающий 14 рабочих дней.

При этом в силу пункта 5 части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

При этом, Заявителем к жалобе не приложены доказательства, подтверждающие соблюдение указанных в Закупочной документации требований в части предоставления полного описания предлагаемого к поставке товара, а именно модели.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу, что заявка Заявителя не соответствовала требованиям Закупочной документации, а равно у Заказчика имелись правовые основания для отклонения заявки Заявителя.

В свою очередь Заявитель на момент подачи заявки на участие в Закупке положения Закупочной документации не оспаривал, с запросом разъяснений в адрес Заказчика не обращался, тем самым согласился с установленными требованиями.

Комиссия также считает необходимым отметить, что в силу статьи 8 ГК РФ Заявитель, подавая заявку на участие в Закупке, конклюдентно согласился с условиями проведения конкурентной процедуры, в том числе в части требований о порядке представления конкретных значений показателей, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких требований.

В этой связи у Комиссии также отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в строгом соответствии с требованиями собственной Закупочной документации, которая не была оспорена Заявителем в административном порядке и с условиями которой Заявитель согласился при подаче заявки на участие в процедуре.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке, установленные Заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

При этом, как было установлено Комиссией Управления, Заявителем не были соблюдены требования к заявке, установленные Закупочной документацией, в связи с чем у Заказчика имелись правовые основания для отклонения такой заявки от дальнейшего участия в Закупке.

На основании изложенного, Комиссия считает решение Закупочной комиссии Заказчика об отклонении заявки Заявителя правомерным, принятым в соответствии с требованиями Закупочной документации и требований Закона о закупках.

В отношении довода Заявителя в части несоответствии протокола рассмотрения первых частей заявок требованиям Закона о закупках, Комиссия отмечает следующее.

Как указывает Заявитель, протокол рассмотрения первых частей заявок либо содержит основания отклонения, которые не были установлены документацией, либо ошибочно указано что не представлена информация о товарном знаке/модели товара, либо не содержит сведений о причине отклонения заявки и не указаны положения документации, которым не соответствует заявка Заявителя.

В соответствии с подпунктом «б» части 13 статьи 3.2 Закона о закупках протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать следующие сведения:

1) дата подписания протокола;

2) количество поданных на участие в закупке (этапе закупки) заявок, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;

3) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (в случае, если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием в том числе:

а) количества заявок на участие в закупке, которые отклонены;

б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка;

4) результаты оценки заявок на участие в закупке с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок о соответствии таких заявок требованиям документации о закупке, а также о присвоении таким заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом конкурентной закупки предусмотрена оценка таких заявок);

5) причины, по которым конкурентная закупка признана несостоявшейся, в случае ее признания таковой;

6) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.

Аналогичные требования к составлению протокола содержаться в пункте 8.1.5.4 Положения о закупке.

Комиссия, проанализировав протокол рассмотрения первых частей заявок от 17.01.2023 установила, что в указанном протоколе содержатся все сведения, предусмотренные Законом о закупках и Положением о закупке, в том числе основания отклонения заявки Заявителя, которым не соответствует заявка.

Действительных доказательств нарушения своих прав Заявителем Комиссии не представлено.

В связи с чем, довод Заявителя в указанной части не находит своего подтверждения и признается Комиссией необоснованным.

Вместе с тем Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу <............> на действия <............>  при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 24.01.2024 № НП/2563/24.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны