Решение б/н б/а от 20 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

по делу № 077/07/00-11942/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

15.07.2021 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии:

«...»;

членов Комиссии:

«...»;

«...»;

в присутствии посредством видеоконфренцсвязи представителей (...) (лично); а/у (...); ООО «МЭТС»;

рассмотрев жалобу (...) (далее — Заявитель) на действия оператора торговой площадки ООО «МЭТС» (далее — Оператор ЭТП) при проведении арбитражным управляющим (...) торгов по продаже имущества должника (сообщение № 6727255, лот № 1) (далее — Торги);

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Оператора ЭТП при проведении Организатором торгов (конкурсным управляющим) Торгов по продаже имущества должника, перенаправленная письмом ФАС России от 07.07.2021 № 04/56085/21.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В свою очередь, в силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 22.04.2014 N 17974/13, осуществление контроля за ходом торгов в рамках процедуры банкротства делегировано антимонопольным органам.

В соответствии с пунктом 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном подпунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 указанного закона.

Согласно доводам жалобы, Заявитель осуществлял подачу заявки на участие в торгах посредством публичного предложения по продаже имущества должника (ООО «АльянсСтройСервис») на 8 этапе снижения ценового предложения, который длился с 21.06.2021 13:00 (мск. времени) по 24.06.2021 13:00 (мск. времени).

Как указывает Заявитель, им осуществлена попытка подачи заявки на участие в торгах 24.06.2021, т.е. в последний день действия ценового предложения на 8 этапе снижения цены, однако, документы не подгружались к заявке, в связи с чем, заявка подана не была.

Так, в своей жалобе Заявитель ссылается на сбой, который произошел на электронной площадке и, в качестве доказательства, предоставляет видеозапись своих действий.

Оператор ЭТП с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и запрошенные антимонопольным органом документы.

Представитель Конкурсного управляющего поддержал позицию Оператора ЭТП, дополнительно пояснил, что заявка Заявителя на участие в Торгах не поступала.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 N 495 утвержден Порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Комиссией установлено, что Оператор ЭТП действует на основании Приказа Минэкономразвития РФ от 23.07.2015 №495 «Об утверждении Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, внесении изменений в Приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 г. № 178 и признании утратившими силу некоторых Приказов Минэкономразвития России» (далее - Приказ Минэкономразвития РФ), Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», а также регламента электронной площадки ООО «МЭТС».

В силу статьи 428 Гражданского кодекса Российской Федерации Регламент является публичным договором присоединения.

Так, согласно пункту 2.3.2. Регламента ООО «МЭТС» (далее — Регламент), Оператор электронной площадки обеспечивает непрерывность проведения торгов, функционирование программных и технических средств, используемых для проведения торгов, в соответствии с требованиями, утвержденными Приказом Минэкономразвития РФ от 23.07.2015 № 495 «Об утверждении Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 г. N 178 и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России», а также равный доступ участников торгов к участию в торгах.

В соответствии с пунктом 2.3.4. Регламента, Оператор электронной площадки обеспечивает равный доступ всех лиц к участию в торгах, в том числе к информации о проведении торгов, без взимания с них платы.

Оператор электронной площадки обеспечивает возможность представления заявки на участие в торгах и прилагаемых к ней документов, их копий в форме электронных документов (пункт 2.3.5. Регламента).

Согласно пункту 2.3.13. Регламента, Оператор электронной площадки использует программный комплекс, обеспечивающий возможность работы на электронной площадке одновременно зарегистрированных и не зарегистрированных на ней лиц, а также обеспечивающий возможность работы на электронной площадке зарегистрированным на электронной площадке лицам вне зависимости от числа обращений к электронной площадке не зарегистрированных на электронной площадке лиц.

В соответствии с пунктом 2.3.14. Регламента, Оператор электронной площадки обеспечивает наличие канала связи, позволяющего одновременно принимать участие в работе электронной площадки не менее чем пятистам пользователям, зарегистрированным на электронной площадке, и пятистам пользователям, не зарегистрированным на электронной площадке, со временем ответа на обращение к электронной площадке не более 3000 мс.

Оператор электронной площадки обеспечивает автоматическое уведомление о плановых сроках проведения профилактических работ на электронной площадке, во время которых электронная площадка не функционирует, всех зарегистрированных на электронной площадке лиц путем направления им сообщения по электронной почте в срок не позднее чем за сорок дней до даты начала проведения таких работ. Информация о плановых профилактических работах, во время проведения которых электронная площадка не функционирует, размещается на электронной площадке не позднее чем за сорок дней до даты начала проведения таких работ в разделе «Новости». При этом период проведение профилактических работ не совпадает со временем проведения торгов (пункт 2.3.15. Регламента).

При этом Регламентом предусмотрено, что Пользователи системы обязаны самостоятельно обеспечивать бесперебойный доступ к сети «Интернет».

В ходе проведения торгов Участник обязан самостоятельно обеспечивать бесперебойный доступ к сети «Интернет», а также отслеживать обновление информации на странице с ходом торгов посредством использования заложенной в браузере функции обновления страницы или использования клавиши F5 на клавиатуре.

Из представленного в составе жалобы видеоматериала не следует, что рабочее место было настроено Заявителем надлежащим образом.

Оператор ЭТП на заседании комиссии указал, что Заявитель имел возможность подать заявку на участие в Торгах.

При этом Оператор ЭТП отметил, что Заявитель перед подачей заявки на участие в торгах должен был заблаговременно проверить корректность настройки своего рабочего места, а в случае возникновения технических проблем, связанных с работой электронной подписи, обратиться в службу технической поддержки пользователей по бесплатному телефону «горячей» линии 8-800-555-7001 (который указан в верхней части сайта и в разделе «Контакты»), либо посредством электронной почты: mail@m-ets.ru.

Вместе с тем, представленные Заявителями видеоматериалы не являются надлежащими доказательствами, поскольку содержат исключительно фрагмент записи, при этом невозможно однозначно установить действия Заявителей которые предшествовали началу записи, в том числе не были сбиты Заявителями настройки браузера и иных настройки устройства, с которого Заявители осуществляли вход. Также Оператор ЭТП пояснил, что подача ценовых торгов завершилась в соответствии с установленным в Регламенте порядком.

При этом из представленных Заявителем сведений невозможно сделать вывод о соответствии программно-технических средств Пользователя требованиям, установленным Регламентом пр и повторной подаче заявки на участие в Торгах.

Так, например, отсутствуют сведения, что работа на Площадке пользователем осуществлялась на лицензионном программном обеспечении (операционной системе), о том в каком браузере (а также в какой версии браузера) пользователем осуществляется работа в системе, не установлены ли у пользователя в браузере приложения, которые влияют на его работу, и так далее.

При этом Комиссия также принимает во внимание, что письменных обращений Заявителя, содержащих визуальное подтверждение возможного технического сбоя направлено не было.

В ходе проверки, было установлено, что в видеозаписи Заявителя присутствуют признаки нестабильной, некорректной работы рабочего места. При этом Заявителем не было продемонстрировано настроек браузера, также не ясно, присутствуют ли сторонние приложения.

Кроме того, из видеозаписи, представленной Заявителем следует, что ни один документов заявки не подгрузился на площадку, что было проигнорировано Заявителем. Вместе с тем при повторной подаче заявки Заявителем были подгружены все необходимые документы заявки были загружены, о чем отобразилась соответствующая информация на ЭТП.

В силу пункта 2.4.2. Регламента, Оператор не несет ответственность за какой-либо ущерб, потери и прочие убытки, которые понес Пользователь электронной площадки по причине несоответствия программно-технических средств Пользователя электронной площадки требованиям, указанным в настоящем Регламенте.

Таким образом, пользователь сам несет риск наступления неблагоприятных последствий вследствие неверной настройки программного обеспечения, иных технических ошибок.

Комиссией также установлено, что все участники Торгов беспрепятственно подавали заявки на участие в Торгах.

Комиссия критически оценивает довод Заявителя о преднамеренном техническом сбое ЭТП, поскольку при наличии сбоя на ЭТП, технические проблемы наблюдались бы у всех пользователей ЭТП. Однако сообщений об аналогичных проблемах в адрес ЭТП от других пользователей не поступало.

Доказательств обратного Комиссии не представлено.

В рассматриваемом случае, Комиссией установлено, что в период проведения Торгов по продаже имущества должника, ЭТП работала без технических сбоев, оператор электронной площадки обеспечивал функционирование электронной площадки в соответствии с правилами Регламента проведения торгов ООО «МЭТС».

Оператором ЭТП был обеспечен равный доступ участников торгов к процедуре подачи заявки на участие в Торгах, включая надежное функционирования используемых программно-аппаратных средств электронной площадки, во время проведения торгов ЭТП работала в штатном режиме, торги проведены корректно, сбоев в работе ЭТП не зафиксировано, что подтверждается предоставленным журналом регистрации заявок на участие.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Оператора ЭТП нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

В этой связи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя.

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Заявителя на действия Оператора ЭТП торгов при проведении Торгов необоснованной.

 

2. Снять ограничения, наложенные на проведение процедур, письмом Московского УФАС России от 12.07.2021 № ЕИ/41077/21.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны