Решение б/н по делу № 1-00-149/77-19 о нарушении процедуры торгов и пор... от 4 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

АО «МТК»

 

117535, Москва, Варшавское ш., д. 133

 

"..."

ООО «Межрегиональная электронная торговая система»

 

302004, г. Орел, ул. 3-я Курская, д. 15

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-149/77-19 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

04.02.2019                                                                                                                 Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

 

рассмотрев жалобу "..." (далее также - Заявитель) на действия организатора торгов - АО «МТК» (далее также - Организатор торгов)
при проведении
открытых торгов по продаже имущества должника в форме публичного предложения (сообщение № 3382895) (далее - Торги), в соответствии
со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Торгов.

По мнению Заявителя, Организатором торгов неправомерно установлены даты начала и окончания подачи заявок на участие в Торгах.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы
на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии
при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии
с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом
от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано
с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В свою очередь, в силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона
от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон
о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов. Кроме того, согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС России от 22.04.2014 № 17974/13, осуществление контроля за ходом торгов в рамках процедуры банкротства делегировано антимонопольным органам.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, изучив материалы дела, Комиссия признала жалобу обоснованной по следующим основаниям.

Согласно пункту 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном подпунктами 3 - 19 статьи 110
и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 указанного закона.

В жалобе Заявитель указывает на нарушение в действиях Организатора торгов порядка проведения и сроков Торгов, а именно ссылается на то, что подача заявок проводилась в период с Новогодних праздников.

Как установлено на заседании Комиссии, сообщение на официальном сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ) и на сайте газеты «Коммерсантъ» были опубликованы в день начала торгов, то есть 29.12.2018. начало предоставления заявок с 9:00 29.12.2018 года до 18:00 09.01.2019. Поступление аванса на счет должно быть до подачи заявки.

Заявки на участие в торгах посредством публичного предложения принимаются в электронной форме по адресу в Интернете: www.m-ets.ru и должны содержать сведения и документы, перечисленные в пункте 11 статьи 110 Закона о банкротстве, порядке проведения открытых торгов в электронной форме, утв. приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.07.2015 № 495. Заявки должны быть составлены в произвольной форме на русском языке и должны содержать: наименование, организационно-правовую форму, место нахождения, почтовый адрес заявителя (для юридического лица); фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства заявителя (для физического лица); номер контактного телефона, адрес электронной почты заявителя; сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к ЗАО Группа «Энерготехсервис», его кредиторам и конкурсному управляющему и о характере такой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя конкурсного управляющего ЗАО «Группа «Энерготехсервис», а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является конкурсный управляющий ЗАО «Группа «Энерготехсервис». К заявкам должны прилагаться платежный документ о перечислении задатка; выписка
из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), копия документа, удостоверяющего личность (для физического лица); надлежащим образом заверенный перевод
на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица
или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица); документ, подтверждающий полномочия лица
на осуществление действий от имени заявителя. Документы, прилагаемые к заявке, представляются в форме электронных документов, подписанных электронной цифровой подписью заявителя. Заявки также должны содержать предложение о цене покупки имущества, не ниже установленной для начальной цены лота
в соответствующий период проведения торгов. Рассмотрение организатором торгов представленной заявки на участие в торгах и принятие решения о допуске заявителя
к участию в торгах осуществляются в порядке ст. 110, 111, 139, 140 Закона
о банкротстве, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ) и иных законодательных актов, регулирующих условия и порядок проведения процедур банкротства и продажи имущества должника. К участию в настоящих торгах допускаются лица, своевременно подавшие заявку, соответствующую требованиям и внесшие в установленный срок задаток.

На заседании Комиссии Заявитель пояснил, что Организатор торгов нарушил положения Закона о банкротстве, а именно нарушил срок подачи заявок, так как официальные выходные на Новогодние праздники в 2019 году начинаются 30.12.2018 по 08.01.2019. Банки не осуществляют платежи через электронные каналы обмена информацией в эти сроки. Значит авансы должны были быть перечислены на счет организатора не позднее 29.12.2019, то есть в день объявления или ранее, чтобы они зачислились на счет до окончания последнего рабочего дня перед праздниками 29.12.2019. Таким образом, у Заявителя не было возможности ознакомиться
с имуществом, а также подать заявку и перечислить аванс, так чтобы он был зачислен 29.12.2019 года.
При этом осмотр имущества осуществляется по предварительной заявке, в рабочие дни, потенциальные покупатели даже в случае ознакомления
с информацией о торгах в день размещения объявления, фактически не имели возможности осмотреть предлагаемое к торгам недвижимое имущество. Также,
по мнению Заявителя, крайне затруднительно в праздничные дни осуществить внесение задатка.

Вместе с тем Заявитель также указал на нарушение сроков заключения договоров,так как договор заключен на следующий день после подведения итогов Торгов.

Представитель Организатора торгов на доводы Заявителя возразил,
что Заявитель не подавал заявку на участие в Торгах, не подавал заявку
на ознакомление с имуществом должника, не вносил и не пытался внести задаток. Доводы Заявителя о затруднительности внесения задатков, по мнению Организатора торгов, в выходные и праздничные дни носят предположительный характер.

Комиссия, заслушав возражения Организатора торгов, оценив представленные документы и сведения в их совокупности и взаимной связи, отмечает следующее.

Организатор торгов, устанавливая в сообщении срок окончания подачи заявок 09.01.2019, фактически сократил реальный срок на их подачу для лиц, изъявивших такое желание, поскольку дни в период с 30.12.2018 по 08.01.2019 являлись выходными.

В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.

Таким образом, если один из дней срока подачи заявок приходится на выходной день, то исчисление последующих дней начинается с первого рабочего дня.

Учитывая то, что дата окончания подачи заявок 09.01.2019, то реальный срок подачи заявки составляет 2 дня.

В связи с этим, Организатору торгов в целях соблюдения прав и законных интересов потенциальных участников Торгов, надлежало продлить срок окончания подачи заявок.

Срок на подачу заявок, установленный Организатором торгов, не может выпадать на нерабочие дни, поскольку в такие дни отсутствует возможность совершения как действий по подаче заявки, так и необходимых действий, предшествующих подаче заявки и сопутствующих ей, а значит такой публичный срок не обеспечивает гарантированный законом разумный и достаточный период времени для подачи заявки на участие в открытых торгах.

Организатор торгов при установлении срока начала и окончания подачи заявок должен учитывать направленность такого срока на обеспечение доступа к торгам,
то есть реальной возможности для потенциальных участников торгов подать заявку,
и не допускать в связи с этим наложения таких сроков на особые периоды времени
в году, влекущие уменьшение количества рабочих дней, поскольку
из предоставленных дней один являлся днем опубликования сообщения о проведении торгов, а второй день был рабочим для всех возможных участников правоотношений и иных лиц, с которыми связаны действия по подготовке к участию в Торгах.

В соответствии с пунктом 8 статьи 110 Закона о банкротстве срок представления заявок на участие в торгах должен составлять не менее чем двадцать пять рабочих дней со дня опубликования и размещения сообщения о проведении торгов.

Таким образом, с учетом конкретных фактических обстоятельств Организатором торгов был нарушен пункт 8 статьи 110 Закона о банкротстве.

Указанная позиция о распространении срока, установленного в пункте 8 статьи 110 Закона о банкротстве, на проведение торгов в форме публичного предложения основана на позиции Высшего Арбитражного Суда, закрепленной в Определении от 17.12.2012 № ВАС-26280/12.

Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 23.07.2015 № 495 утвержден порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым
и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве (далее - Порядок проведения торгов).

Согласно пункту 6.1.3 Порядка проведения торгов в течение соответствующего периода проведения торгов с помощью программно-аппаратных средств сайта обеспечивается отклонение заявок на участие в торгах, содержащих предложение
о цене, которое ниже начальной цены продажи имущества или предприятия должника, установленной для этого периода проведения торгов.

Пунктом 7.1 Порядка проведения торгов предусмотрено, что по результатам проведения торгов оператором электронной площадки с помощью
программно-аппаратных средств сайта формируется и направляется организатору торгов в форме электронного сообщения проект протокола о результатах проведения торгов или решения о признании торгов несостоявшимися при проведении торгов посредством публичного предложения - не позднее тридцати минут с момента получения от организатора торгов (по окончании любого периода проведения торгов или по завершении торгов вследствие поступления электронного сообщения, указанного в абзаце шестом пункта 6.1.3 Порядка проведения торгов) протокола об определении участников торгов, согласно которому к участию в торгах допущен хотя бы один участник.

Согласно пункту 7.2 Порядка проведения торгов Организатор торгов рассматривает, подписывает квалифицированной электронной подписью и направляет оператору электронной площадки поступившие в соответствии с пунктом 7.1 Порядка проведения торгов протокол о результатах проведения торгов или решение
о признании торгов несостоявшимися не позднее одного рабочего дня после получения от оператора электронной площадки соответствующих проектов протокола или решения.

Протокол о результатах проведения торгов или решение о признании торгов несостоявшимися, предусмотренные настоящим пунктом, размещаются оператором электронной площадки на электронной площадке в соответствии с подпунктом «и» пункта 8.1 Порядка проведения торгов.

Подпунктом «и» пункта 8.1 Порядка проведения торгов предусмотрено,
что протокол о результатах проведения торгов или решение о признании торгов несостоявшимися размещается не позднее десяти минут после их поступления оператору электронной площадки.

Кроме того, Комиссия дополнительно отмечает, что Организатор торгов должен учитывать десятидневный срок на обжалование со стороны участника процедуры действий Организатора торгов, так как он подлежал заключению на одиннадцатый день, в связи с чем договор, заключенный с нарушением десятидневного моратория, считается ничтожным.

Таким образом, принимая во внимание специфичность проведения публичных торгов, в которых подлежат обеспечению интересы не только сторон договора,
но и иных лиц, принимавших участие в таких торгах, Комиссия полагает, что момент непосредственного подписания и заключения договора купли-продажи имущества должника (в отсутствие государственной регистрации перехода права собственности) не имеет правового значения, поскольку судьба имущества фактически не разрешена. Сохранение принадлежности и статуса имущества в изначальных условиях свидетельствует о наличии реальной возможности у антимонопольного органа восстановить права лиц, ущемленные при участии в конкурентной процедуре, путем, например, ее повторного проведения с этапа, на котором допущено нарушение.

Вместе с тем на заседание Комиссии Организатором торгов не представлены доказательства, подтверждающие регистрацию права собственности на недвижимое имущество, являющееся предметом Торгов, в связи с чем Комиссия считает договор незаключенным.

В этой связи, Комиссия признает жалобу Заявителя на действия Организатора торгов обоснованной и с учетом изложенного не видит объективных причин, препятствующих выдачи предписания.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов
при проведении Торгов обоснованной.

2. Признать действия Организатора торгов нарушающими пункт 8 статьи 110 Закона о банкротстве.

3. Выдать Организатору торгов обязательное для исполнения предписание
об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.

   

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны