Решение №52463/23 б/а от 8 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-16164/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
05.12.2023                                                                                                                            г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

«…..»,

членов Комиссии:

«…..»,

«…..»,

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей «…..», «…..», действующего на основании доверенности от 06.07.2023 № 77 АД 4366058, «…..», «…..», действующего на основании доверенности от 30.01.2023 № б/н,

рассмотрев жалобу «…..» (далее – Заявитель) на действия «…..» (далее — Организатор торгов) при проведении аукциона по реализации имущества должника (извещение № 23000001330000000223, лот №1) (далее — Торги),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 89 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества.

Комиссией установлено, что между Организатором торгов и ТУ Росимущества в городе Москве заключен государственный контракт на оказание услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, на территории Российской Федерации от 17.01.2023 № 02-АИ/2023 (далее — Государственный контракт).

Извещение о проведении торгов № 23000001330000000223, лот №1 было опубликовано 28.09.2023 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов (ww.torgi.gov.ru) (далее — Официальный сайт).

Предмет Торгов: квартира пл.62,8кв.м по адресу: Российская Федерация, город Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Ломоносовский, проспект Нахимовский, «…..», к/н 77:06:0003008:6904.

Дата начала подачи заявок: 25.09.2023 в 15:00 (МСК)

Дата окончания подачи заявок: 04.10.2023 в 11:00 (МСК)

Дата проведения торгов: 16.11.2023 10:00 (МСК)

Согласно доводам, изложенным в жалобе, Заявитель выражает несогласие с принятым решением Организатора торгов об отклонении заявки, поскольку документы представленные в составе заявки полностью соответствовали требованиям аукционной документации.

Организатор торгов с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно аукционной документации лица не допускаются к торгам в случаях, если:

- заявка на участие в торгах и прилагаемые к ней документы поданы с нарушением срока, установленного в информационном извещении;

- представленные документы не соответствуют требованиям, установленным законодательством РФ и информационным извещением (в том числе представленные документы не в полном объеме, отсутствует заявка с задекларированными сведениями (п.5 ст.449.1 ГК РФ), отсутствует анкета с согласием на предоставление и обработку персональных данных (ФЗ от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»), представленные документы не подтверждают право претендента быть покупателем в соответствии с законодательством РФ и др.);

- заявка подана лицом, не уполномоченным Претендентом на осуществление таких действий;

- не подтверждено поступление в установленный срок задатка на расчетный счет ЭТП.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и ( или ) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно протоколу рассмотрения заявок от 15.11.2023 № 223001/1 заявка Заявителя отклонена на основании не соответствия документов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, не соответствия требованиям, установленным информационным извещением, а именно адрес регистрации в паспорте Заявителя не совпадает с адресом, указанным в представляемых документах (Заявка, Анкета, Согласие на обработку персональных данных); паспорт заявителя представлен не в полном объеме; в заявке Заявителя на участие в торгах не указана дата проведения торгов.

В соответствии с указанным протоколом помимо заявки Заявителя были также отклонены иные участники Торгов, а именно Калинин Егор Николаевич на основании не соответствия документов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также не соответствия требованиям, установленным информационным извещением, поскольку не представлены Согласие на обработку персональных данных Представителя и Сведения о происхождении денежных средств в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001г. №115-ФЗ.

Относительно отклонения заявки Заявителя за предоставление в составе заявки паспорта не в полном объеме, Комиссия отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 5 аукционной документации в составе заявки для физических лиц необходимо, в том числе представить паспорт/документ, удостоверяющий личность Претендента (все страницы оригинала).

Как пояснил на заседании Комиссии Организатор торгов представленном Заявителем в составе заявки паспорте отсутствовала обложка.

В подтверждение своих доводов Организатор торгов ссылается на положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 № 828.

По мнению Организатора торгов, отсутствие части страниц паспорта в копии паспорта не позволяет убедиться в его действительности.

Вместе с тем Комиссия расценивает доводы Организатора торгов критически на основании следующего.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» в верхней части первой страницы бланка паспорта воспроизведено цветное изображение Государственного герба Российской Федерации. В середине (под гербом) в орнаментальном оформлении напечатаны в три строки слова «паспорт гражданина Российской Федерации». Под словами расположен типографский рисунок «розетка». Текст и розетка выполнены металлографическим способом печати.

При этом Комиссия отмечает, что все остальные страницы были представлены в составе заявки, как и представлены все паспортные данные Заявителя.

Комиссия отмечает, что отсутствие обложки копии документа, удостоверяющего личность, не может быть оценено как существенное нарушение при принятии решения о допуске Заявителя на участие в торгах, поскольку обложка паспорта не имеет информативного содержания, позволяющего индивидуализировать сведения о претенденте, подающего заявку на участие в продаже. Сведения о гражданине указываются на третьей странице паспорта гражданина Российской Федерации, согласно пункту 9 описания бланка паспорта гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства № 828.

Таким образом, в данном случае Комиссия усматривает формальный подход при рассмотрении заявки Заявителя.

Кроме того, Комиссией установлено, что участниками Торгов «…..», «…..» предъявлена копия паспорта, в которой также отсутствовала обложка.

При этом указанные участники не были отклонены по данному основанию, что свидетельствует о неравном подходе к рассмотрению заявок со стороны Организатора торгов.

Кроме того, Комиссия также обращает внимание на то, что в целях соблюдения баланса частных и публичных интересов не допускается отклонение заявок участников по формальным основаниям с целью искусственно ограничить количество потенциальных участников.

Формальное отклонение заявки за непредставление предусмотренных сведений не может являться безусловным основанием для отклонения заявки участника, если Организатором торгов не доказано реальное несоответствие такого участника требованиям.

В данном конкретном случае, заявка Заявителя содержала все страницы паспорта, а отсутствие обложки не является существенным нарушением.

Таким образом, заявка Заявителя соответствовала требованиям аукционной документации, а у Организатора торгов отсутствовали основания для отклонения заявки Заявителя.

Относительно отклонение заявки Заявителя за неуказание в заявке даты проведения торгов, Комиссия отмечает следующее.

Согласно пункту 1 аукционной документации в составе заявки необходимо представить в том числе заявку на участие в торгах с задекларированными сведениями (п.5 ст.449.1 ГК РФ) по форме Организатора торгов (форма заявки на сайте организатора торгов, ЭТП и www.torgi.gov.ru).

На официальном сайте размещена форма заявки на участие в Торгах, в пункте 1 которой необходимо указать следующее:

«1. Ознакомившись с информационным извещением о торгах и аукционной документацией открытого аукциона в электронной форме по продаже арестованного/заложенного имущества, продаваемого в рамках исполнительного производства на основании постановления судебного пристава-исполнителя о передаче имущества на торги (далее - торги): ________________________________________________________________,

_________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________*

(наименование имущества и его местонахождение)

а также, изучив предмет торгов, __________________________________________________________________

(ФИО Претендента / Наименовании юридического лица Претендента)

_____________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________,

(паспортные данные Претендента / реквизиты юридического лица Претендента)

(далее – Претендент), подает заявку на участие в торгах (аукционе), проводимых ООО «Комплексные решения» (далее - Организатор торгов), действующего от имени и по поручению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (далее – Территориальное управление) в соответствии с Государственным контрактом, на электронной торговой площадке: ___________________________*(ЭТП) «____» ___________ 2023 г. в ___ час. ___ мин. *»

* - поля заполняются в соответствии с информационным извещением, размещенном на сайте torgi.gov.ru.

Комиссией установлено, что Заявителем в составе заявки представлена заявка на участие в торгах, в которой Заявителем указано следующее:

«...«…..», паспорт гражданина Российской Федерации серия: «…..» номер «…..», выдан «…..» г., код подразделения: «…..», адрес регистрации: «…..», (далее – Претендент), подает заявку на участие в торгах (аукционе), проводимых «…..» (далее - Организатор торгов), действующего от имени и по поручению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (далее – Территориальное управление) в соответствии с Государственным контрактом, на электронной торговой площадке: РТС-тендер, Извещение № 23000001330000000223 от 25.09.2023 12:24….».

В данном случае Комиссия усматривает формальный подход при рассмотрении заявки Заявителя.

При этом Комиссия отмечает, что в заявке содержится указание на номер извещения, позволяющем идентифицировать конкретные торги, на которые подается заявка.

В свою очередь Организатором торгов не представлено обоснований каким образом отсутствие в заявке даты проведения торгов при одновременном указании номера извещения свидетельствует о несоответствии такой заявки.

На основании изложенного, Комиссии приходит к выводу о том, что в данном случае заявка Заявителя отклонена неправомерно.

Относительно отклонения заявки Заявителя за разночтение адреса регистрации в паспорте Заявителя с адресом, указанным в представляемых документах (Заявка, Анкета, Согласие на обработку персональных данных), Комиссия отмечает следующее.

Согласно аукционной документации лица не допускаются к участию в торгах, в случае если представленные документы не соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и информационным извещением.

Формами документов предусмотрено заполнение полей об адресе регистрации физического лица.

Вместе с тем Комиссией установлено, что согласно паспорту Заявитель зарегистрирован по адресу: «…..».

Однако в анкете и заявке Заявитель в качестве адреса регистрации указал: «…..».

По мнению Заявителя, указанные сведения не являются противоречивыми, поскольку Решением Совета депутатов поселения Московский в городе Москве от 27.10.2020 № 8/31 проектируемому проезду № 523, расположенному в границах поселения Московский, присвоено наименование топонима «Родниковая улица», а Департаментом городского имущества города Москвы (далее – Департамент) завершены мероприятия по присвоению адресов многоквартирным домам и расположенным в них помещениям с привязкой к Родниковой улице, ранее имевших адреса с привязкой к Киевское шоссе, 23-й километр (д. 14, к. 1, 2, 3, 4, 5. 6). Присвоенные многоквартирным домам и помещениям адреса зарегистрированы в Адресном реестре объектов недвижимости города Москвы.

Ранее существовавший адрес, сохраненный в адресном реестре объектов недвижимости города Москвы со статусом «архивный»: город Москва, поселение Московский, «…..», присвоенный адрес: Российская Федерация, город Москва, внутригородская территория поселение Московский, «…..».

Кроме того, по мнению Заявителя, указанное обстоятельство не может служить основанием для отклонения, поскольку при первоначальном рассмотрении заявок 05.10.2023 Организатор торгов не отклонял заявку Заявителя по указанному основанию и, следовательно, презюмировал соответствие представленной информации действительности.

Как было указано Комиссией ранее, формами документов предусмотрено заполнение полей об адресе регистрации физического лица.

Следует отметить, что Заявитель не включил в заявку информацию об отличии адреса регистрации от указанного в его паспорте.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заявителем представлена противоречивая информация относительно адреса регистрации, что нарушает требования к оформлению заявки.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы в указанной части.

Относительно отклонения заявки «…..» ввиду непредоставления в составе заявки сведений о происхождении денежных средств в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001г. №115-ФЗ, Комиссия отмечает следующее.

Согласно пункту 3 аукционной документации в составе заявки предоставляется, в том числе сведения о происхождении денежных средств в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а именно:

к заявке прилагаются документы, подтверждающие происхождение денежных средств: для физических лиц - справка 2НДФЛ/3НДФЛ (для физических лиц зарегистрированных в качестве индивидуального предпринимателя - копия налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО), кредитный/ипотечный договор, договор займа; для юридических лиц - бухгалтерский баланс за последний отчетный период (формы 1 и 2 бухгалтерской отчетности за последний отчетный период с приложением документов, подтверждающих факт сдачи отчетности в контролирующие органы), кредитный договор, договор займа. При предоставлении договора займа, участник представляет сведения о происхождении денежных средств в отношении лица предоставившего займ, а также согласие на обработку персональных данных в отношении указанного лица. К рассмотрению могут быть приняты иные документы, подтверждающие происхождение денежных средств.

Комиссией установлено, что в составе заявки «…..» не были представлены вышеуказанные документы.

Вместе с тем Комиссия считает необходимым отметить следующее.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» данный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения, а также отношения юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц.

В свою очередь, непосредственно Организатор торгов не осуществляет какие-либо операции с денежными средствами или имуществом в понимании Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

С учетом изложенного, Комиссия считает, что предъявление указанных требований к участникам процедуры имущественных торгов не соответствует основной цели проведения торгов — реализации имущества по наибольшей цене на конкурентных началах.

В связи с чем, отклонение участников за непредставление в составе заявки указанных сведений в данном случае неправомерно и не соответствует требования действующего законодательства.

Согласно пункту 8.3 Технического задания Государственного контракта Организатор торгов обязан оказать услугу способами, не допускающими ограничение, устранение конкуренции и (или) нарушение законных прав и интересов других лиц.

Комиссия отмечает, что наибольшее количество участвующих в торгах лиц, проявивших интерес к реализуемому имуществу, способно увеличить как уровень конкуренции между участниками, так и итоговую цену за продаваемое имущества, что в конечном счете повышает степень удовлетворяемости требований взыскателя.

Действуя разумно и добросовестно в целях обеспечения равных прав и соблюдения законных интересов всех потенциальных покупателей, Организатор торгов должен способствовать формированию наибольшего по количеству состава участников торгов.

Отсечение же претендентов на стадии определения участников торгов, на стадии подачи заявок не соответствует целям реализации имущества должника.

При таких обстоятельствах, Комиссия усматривает в действиях Организатора торгов нарушение пунктов 8.3, 8.8 Приложения № 1 к Государственному контракту.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы.

Относительно отклонения заявки «…..» за непредставление согласия на обработку персональных данных на имя Представителя, Комиссия отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 8.6 Технического задания в качестве общих требований к оказанию услуг указано на необходимость размещения формы заявки на приобретение имущества, а также форму заявки на участие в торгах в течение 2 (двух) рабочих дней с даты заключения Контракта на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов – www.torgi.gov.ru. Формы заявок должны содержать согласие лица на обработку его персональным данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2016 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Таким образом, исходя из буквального толкования требований Государственного контракта в составе заявки необходимо представление согласия на обработку персональных данных.

Согласно пункту 2 аукционной документации в составе заявки необходимо представить анкету клиента физического/юридического лица в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» *, в том числе с согласием на предоставление и обработку персональных данных в соответствии с Федеральным закон от 27.07.2006г. №152-ФЗ «О персональных данных» ** (форма анкеты на сайте организатора торгов, ЭТП и www.torgi.gov.ru).

** предоставляется Претендентом и Представителем претендента, владельцем персональных данных в Согласии на предоставление и обработку персональных данных является участник торгов – физическое лицо, а также его представитель (при наличии) – физическое лицо. Если вышеуказанные функции (участник торгов, представитель участника торгов) выполняет юридическое лицо, владельцем персональных данных является единоличный исполнительный орган юридического лица или иное лицо, надлежащим образом уполномоченное на подписание документов.

Комиссией в ходе изучения заявки «…..» установлено, что заявка на участие в торгах была подана «…..», действующим в интересах «…..», при этом в составе заявки отсутствовало согласие на обработку персональных данных на представителя «…..» - «…..», а представлено только согласие на «…..».

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о том, что заявка участника «…..» не соответствовала требованиям аукционной документации.

В соответствии с подпунктом «а» пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

Однако, в настоящем случае обязательное для исполнения предписание Организатору торгов не выдается, поскольку у Организатора торгов имелись основания для отклонения заявок участников.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, 1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов частично обоснованной.

2. Установить в действиях Организатора торгов нарушение пунктов 8.3, 8.8 Приложения № 1 к Государственному контракту, а также нарушение части 11 статьи 89 Закона об исполнительном производстве.

3. Обязательное для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений не выдавать.

Связанные организации

Связанные организации не указаны