Решение б/н б/а от 22 марта 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-3881/2022 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
17.03.2022 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
при участии посредством видеоконференцсвязи Бибика И.А., представителей Управы района Южнопортовый города Москвы, Управы Рязанского района города Москвы,
рассмотрев жалобу Бибика И.А. (в интересах ИП Богомазова С.В.) (далее — Заявитель) на действия (бездействие) Управы района Южнопортовый города Москвы, Управы Рязанского района города Москвы (далее — Организатор конкурса) при проведении конкурсов на право заключения договоров управления многоквартирными домами (извещения №№ 010122/2836229/01, 130122/2798519/01, далее — Конкурс),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции)
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Организатора конкурса при проведении Конкурса.
Ввиду идентичности жалоб и оснований для отклонения заявок на участие в оспариваемых конкурсах Комиссия приняла решение о рассмотрении доводов жалоб на примере процедуры № 010122/2836229/01.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» (далее — Постановление Правительства № 75).
Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Постановлением Правительства № 75 установлен порядок организации и проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (далее — Правила).
Согласно доводам жалобы, Организатор конкурса неправомерно отклонил заявку Заявителя на участие в Конкурсе.
Организатор конкурса с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, запрошенные антимонопольным органом.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
01.01.2022 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов torgi.gov.ru (далее — Официальный сайт) Организатором конкурса было размещено извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (многоквартирными домами), расположенным(и) по адресу: г. Москва, 1-я улица Машиностроения, дом 10 (извещение № 010122/2836229/01 лот № 1).
Согласно протоколу рассмотрения заявок (Протокол № 2), конкурсной комиссией было принято решение отказать Заявителю жалобы в допуске к участию в конкурсе на основании подпункта 1 пункта 18 Правил проведения органами местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75 «О порядке проведения органами местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» (далее — Правила).
Конкурсная комиссия свое решение мотивировала следующим: «Непредставление определенных пунктом 53 Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» (далее – Правила) документов».
Согласно пункту 18 Правил, основаниями для отказа допуска к участию в конкурсе являются:
1) непредставление определенных пунктом 53 Правил документов либо наличие в таких документах недостоверных сведений;
2) несоответствие претендента требованиям, установленным пунктом 15 Правил;
3) несоответствие заявки на участие в конкурсе требованиям, установленным пунктами 52-53 Правил.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 53 Правил в состав заявки на участие в конкурсе входят документы, подтверждающие соответствие претендента установленным требованиям для участия в конкурсе, или заверенные в установленном порядке копии таких документов, в том числе:
- документы, подтверждающие внесение средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе;
- копию документов, подтверждающих соответствие претендента требованию, установленному подпунктом 1 пункта 15 Правил, если федеральными законами установлены требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управления многоквартирным домом;
- копии утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период.
Комиссия установила, что в Инструкции по заполнению заявки на участие в конкурсе (Раздел 1.4 Конкурсной документации) установлен порядок заверения копий документов.
Согласно пункту 11 указанной Инструкции, «документы, представление которых в составе заявки на участие в конкурсе допускается пунктом 3.3.1. настоящего раздела в виде копий, должны быть заверены в следующем (установленном) порядке:
Отметка о заверении копии проставляется под реквизитом "подпись" и включает: слово «Верно»; наименование должности лица, заверившего копию; его собственноручную подпись; расшифровку подписи (инициалы, фамилию); дату заверения копии (выписки из документа).
Если копия выдается для представления в другую организацию, отметка о заверении копии дополняется надписью о месте хранения документа, с которого была изготовлена копия («Подлинник документа находится в (наименование организации) в деле № ... за ... год») и заверяется печатью организации».
Комиссия установила, что приложенные претендентом к заявке: копия платежного поручения от 08.02.2022 № 1 на сумму 162 785,98 рублей; копия Лицензии от 07.02.2020 № 077 001969 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами не заверены надлежащим образом, а именно отсутствуют: слово «Верно»; наименование должности лица, заверившего копию; его собственноручная подпись; расшифровка подписи (инициалы, фамилия); дата заверения копии (выписки из документа).
Комиссия отмечает, что заверение копий документов, входящих в состав заявки на участие в конкурсе, в установленном порядке, является одним из требований подпункта 2 пункта 53 Правил.
Таким образом, представленные Заявителем в составе заявки на участие в конкурсе документы, не были заверены в установленном Организатором конкурса порядке.
Вместе с тем, Заявитель также не представил в составе заявки на участие в конкурсе один из документов, подтверждающих соответствие претендента установленным требованиям для участия в конкурсе или заверенные в установленном порядке копии таких документов, а именно копии утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период (абзац 4 подпункта 2 пункта 53 Правил), что подтверждается протоколом вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе (Протокол № 1).
Вместе с тем, довод Заявителя о необязательности представления им как участником конкурса утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период ввиду того, что индивидуальные предприниматели освобождены от такой обязанности, Комиссия признает несостоятельным на основании следующего.
Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете, бухгалтерский учет в соответствии с указанным Федеральным законом могут не вести, в том числе:
1) индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, - в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности.
Из смысла указанной статьи следует, что бухгалтерский учет можно не вести только в случае, если предприниматель ведёт учёт доходов, расходов и иных объектов налогообложения.
Таким образом, индивидуальные предприниматели не освобождены от ведения финансовой отчетности как таковой.
При этом Комиссия установила, что в составе заявки на участие в конкурсе Заявитель не представил ни одного документа, свидетельствующего или декларирующего его соответствие требованиям, установленным пунктом 15 Правил.
Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего недобросовестного поведения.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Вместе с тем Заявитель никаким образом не довел до сведения конкурсной комиссии Организатора об отсутствии у него отдельных запрашиваемых документов с нормативным обоснованием их непредоставления.
Комиссия отмечает, что действуя добросовестно, для соответствия требованиям, установленным пунктом 15 Правил, Заявитель имел возможность предоставить в составе заявки копии утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период года и/или задекларировать отсутствие кредиторской задолженности свыше 70% от балансовой стоимости активов.
Резюмируя вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя о том, что им соблюдены все требования к заявке претендента по количеству документов и наличию в них информации, установленные Правилами, не соответствует действительности, поскольку в составе заявки Заявителя на участие в Конкурсе отсутствует часть обязательных документов, предусмотренных пунктом 53 Правил, а часть представленных документов не соответствует требованиям, установленным указанным пунктом Правил и положениями конкурсной документации.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что на основании представленных документов претендентом в составе заявки на участие в конкурсе, у Организатора конкурса отсутствовала возможность установить соответствие/несоответствие претендента требованиям пункта 15 Правил, а сами представленные документы не соответствовали требованиям Правил, в связи с чем конкурсной комиссией правомерно было принято решение отказать Заявителю в допуске к участию в конкурсе.
Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Организатора конкурса нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.
С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Конкурса необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 11.03.2022 № НП/13322/22.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.