Решение б/н без аннотации от 26 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «АльфаСервис»

141207, Московская область, Пушкинский район, город Пушкино, улица Горького, дом 10, офис 307

 

АО «Атомэнергопроект»

107996, г. Москва, улица Бакунинская, дом 7, строение 1

 

АО ИК «АСЭ»

пл. Свободы, дом 3, Нижний Новгород, 603006

 

ООО «ЭнергоСтар»

г. Москва, улица Кибальчика, дом 5, 129366

 

АО «ЕЭТП»

115114, г. Москва, Кожевническая улица, дом 14, строение 5

 

 

РЕШЕНИЕ

№ 1-00-457/77-19 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

  

07.03.2019

г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

рассмотрев в открытом заседании жалобу ООО «АльфаСервис» (далее – заявитель, общество) на действия АО «Атомэнергопроект» (далее – заказчик) на действия АО «Атомэнергопроект» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг «профессиональная уборка-клининговые услуги» для нужд АО «Атомэнергопроект» (818Пр/ОК-018) (реестровый № 31807077979), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции)

 

 

УСТАНОВИЛА:
 

 В адрес Московского УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении закупки.

Действия (бездействие) заказчиков, комиссии по осуществлению закупок по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 4 - 6 ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), обжалуются в порядке, предусмотренном ст. 18.1. Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В соответствии с ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 ст. 3 Закона о закупках предусмотрены основания, позволяющие участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при осуществлении закупок товаров, работ, услуг.

В жалобе заявитель указывает на неправомерность действий заказчика по направлению в адрес участника закупки запроса о даче разъяснений положений заявки после опубликования в единой информационной системе закупок протокола рассмотрения вторых частей заявок участников закупки. Также заявитель указывает, что этап подачи дополнительных ценовых предложений, предусмотренный извещением документации, не был проведен заказчиком, что существенным образом привело к нарушению его прав и законных интересов посредством лишения его возможности изменить поданное ценовое предложение.

Комиссия Управления, рассмотрев жалобу заявителя, приняла решение о признании ее обоснованной.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение заказчика о закупках, товаров, работ и услуг размещено заказчиком в единой информационной системе закупок.

Как следует из материалов дела, заказчиком в единой информационной системе закупок опубликовано извещение о проведении указанной закупки.

Протоколом № 818Пр/ОК-018-02 от 23.01.2019 рассмотрения вторых частей заявок по открытому конкурсу на право заключения договора на оказание услуг «профессиональная уборка-клининговые услуги» для нужд АО «Атомэнергопроект» (818Пр/ОК-018) заявки общества «ЭнергоСтар», а также общества «АльфаСервис» признаны соответствующими требованиям документации.

Заявитель в жалобе ссылается на неправомерность действий заказчика по направлению в адрес общества «ЭнергоСтар» запроса о предоставлении разъяснений положений заявки после опубликования в единой информационной системе закупок протокола рассмотрения вторых частей заявок на участие в закупке.

Как следует из материалов дела, заказчиком направлен запрос обществу «ЭнергоСтар», в котором просит предоставить договор № 14-088 от 25.09.2015, а также документы, подтверждающие его исполнение. Указанные документы надлежало представить заказчику до 05.02.2019.

Таким образом, указанный запрос направлен в адрес общества «ЭнергоСтар» после опубликования протокола рассмотрения вторых частей заявок на участие в закупке

Положениями п. 8.3 документации предусмотрена возможность заказчика принять решение об уточнении заявки на участие в закупке при отсутствии, представлении не в полном объеме или в нечитаемом виде в составе второй части заявки на участие в закупке следующих документов:

  • документов, подтверждающих квалификацию участника, привлекаемых субподрядчиков (соисполнителей), изготовителей, указанную участником в своей заявке,

         В соответствии с п. 8.5 документации при выявлении разночтений участнику закупки направляется запрос о приведении сведений и документов в соответствие по второй части заявки на участие в закупке. При этом не допускаются запросы, направленные на изменение предмета закупки, объема и номенклатуры, предлагаемой участником продукции, существа заявки на участие в закупке, включая изменение условий заявки. При уточнении заявок на участие в закупке организатором не допускается создание преимущественных условий участнику или нескольким участникам закупки. Решение комиссии об уточнении заявок на участие в закупке отражается в протоколе заседания комиссии.

         На заседании Комиссии Управления организатор торгов пояснил, что им был направлен обществу «ЭнергоСтар» запрос об уточнении его заявки в части предоставления договоров, подтверждающих его квалификацию, которые были отражены участником закупки в описи документов, представленных в составе заявки, но фактически не представленных. Указанные документы были запрошены исключительно в целях оценки в соответствии с критериями документации, не влияющих на допуск участника. Также на заседании Комиссии представитель заказчика представил расчет, в соответствии с которым заявка общества «ЭнергоСтар» по критерию «Опыт» до направления дополнительного запроса об уточнении заявки получила большее количество баллов, чем заявка заявителя.

         Комиссия Управления признает необоснованным довод заявителя о несоблюдении заказчиком требований ЕОСЗ в части направления дополнительного запроса об уточнении заявки заявителя в рамках оценочной стадии заявок на участие в закупке.

         В соответствии с ЕОСЗ Рассмотрение заявок осуществляется в соответствии с Приложением 10, в следующем порядке:

  • отборочная стадия;
  • оценочная стадия.

Согласно п. 7.1 приложения № 12 к ЕОСЗ в ходе рассмотрения заявок на участие в закупке на отборочной стадии комиссия принимает решение об уточнении заявки на участие в закупке (в том числе по сведениям и документам, необходимым для рассмотрения на оценочной стадии), на основании которого организатор направляет уточняющие запросы: документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, привлекаемых субподрядчиков (соисполнителей), изготовителей, указанную участником закупки в своей заявке.

Таким образом, направление указанного запроса возможно на отборочной стадии, а не оценочной.

Согласно ЕОСЗ, в рамках отборочной стадии комиссия рассматривает заявки на соответствие требованиям, установленным документацией, и соответствие участников закупки установленным требованиям. Цель отборочной стадии — допуск к дальнейшему участию в закупке заявок, отвечающих требованиям документации, поданных участниками, отвечающими требованиям документации, и отклонение остальных.

Согласно извещению о проведении закупки стадия рассмотрения вторых частей заявок на участие в закупке: не позднее 31.01.2019 года.  В соответствии с протоколом рассмотрения вторых частей заявок на участие в закупке от 23.01.2019 заявка общества «ЭнергоСтар» как и заявка заявителя допущены до участия в закупке.

В соответствии с п. 7.13 ЕОСЗ стадии проведения закупки (отборочная, оценочная, подведение итогов и выбор победителя) могут объединяться по решению комиссии. При этом оформляется единый протокол.

В настоящем случае заказчиком стадия оценки заявок и подведения итогов объедены, а оценочная стадия состоялась 06.02.2019 в соответствии с протоколом от 07.02.2019. Таким образом, заказчиком запрос об уточнении заявки заявителя был направлен до проведения им оценочной стадии – до 06.02.2019.

В соответствии с п. 11.1 Приложения 12 к ЕОСЗ в рамках оценочной стадии, в срок, указанный в извещении о проведении закупки, комиссия оценивает и сопоставляет заявки участников, допущенных до участия в закупке, с учетом предложений по переторжке. Цель оценочной стадии заключается в выставлении каждой заявке оценки в соответствии с предусмотренными документацией оценочными критериями и порядком оценки. Если участником закупки не предоставлены документы или сведения, необходимые исключительно для целей оценки заявок, не являющиеся основанием для отклонения заявки на отборочной стадии, участник получает по этим критериям минимально возможную оценку.

Протоколом от 07.02.2019 заказчиком рассмотрены заявки и подведены итоги, таким образом оценочная стадия им проведена 06.02.2019, а итоги подведены 07.02.2019.

         Таким образом, Комиссия Управления признает довод заявителя о неправомерности действий заказчика по направлению запроса об уточнении заявки общества «ЭнергоСтар» необоснованным.

         Также заявитель указывает на неправомерность действий заказчика по непроведению этапа подачи дополнительных ценовых предложений, который в соответствии с извещением подлежал проведению 18.01.2019.

         В соответствии с закупочной документацией сопоставление дополнительных ценовых предложений участников конкурса в электронной форме о снижении цены договора проводится однократно. Дата начала проведения этапа: 18.01.2018.

         Информация о времени начала проведения указанного этапа размещается оператором электронной площадки в единой информационной системе в соответствии со временем часовой зоны, в которой расположен заказчик. Продолжительность приема дополнительных ценовых предложений от участников конкурса в электронной форме составляет три часа.

          В целях объективного и всестороннего рассмотрения дела Московским УФАС России направлен оператору электронной торговой площадки запрос № ПО/9509/19 от 01.03.2019 о даче АО «ЕЭТП» разъяснений о причинах непроведения указанного этапа при проведении закупки. В ответ на указанный запрос оператор электронной торговой площадки пояснил, что в соответствии с п. 8.7.9 Регламента площадки сопоставление дополнительных ценовых предложений участников конкурса и формирование протокола осуществляется при наличии соответствующего этапа. При этом в извещении, сформированном заказчиком в электронной форме названный этап отсутствует, что явилось основанием для непроведения оператором указанного этапа.

          Как установлено Комиссией Управления, названный этап был заявлен заказчиком в извещении, сформированном заказчиком в составе документации, а также в самой документацией, который должен был проведен 18.01.2019. Соответственно участники закупки правомерно исходил из возможности подачи дополнительных ценовых предложений при участии в закупке, однако действиями заказчика были лишены такой возможности, что не может свидетельствовать о правомерности его действий.  При этом отсутствие такого этапа непосредственно в извещении, сформированном заказчиком, в электронной форме, не свидетельствует о возможности его непроведения, поскольку как в извещении, прикрепленном в документе (в word), так и в документации заказчиком был анонсирован данный этап и о его проведении 18.01.2019. В связи с чем он подлежал проведению заказчиком. 

          В соответствии с ЕОСЗ, документом, регламентирующим порядок проведения конкурентных процедур, закупочная документация и извещение в ее составе утверждаются:

  • организатором закупки, если ему такая функция передана по договору (соглашению) при обязательном согласовании с заказчиком;
  • заказчиком / УО при обязательном согласовании с организатором закупки.

Таким образом, заказчик даже в случае привлечения к проведению закупок организатора торгов, является субъектом ответственным в том числе и за действия последнего.

Участник закупки, выстраивая стратегию одержания победы в конкурентной процедуре, правомерно рассчитывает на получение определенного количества баллов в зависимости, в том числе, от ценового предложения, сформированного в составе заявки. Так, в настоящем случае, участники, подавая ценовое предложение в составе заявки, правомерно рассчитывали на возможность изменения/снижения такого предложения на этапе подачи дополнительных ценовых предложений в целях повышения конкурентоспособности поданных заявок. В связи с чем Комиссия Управления усматривает в действиях заказчика нарушение при проведении торгов, выразившееся в непроведении этапа подачи дополнительных ценовых предложений на участие в торгах.

ЕОСЗ предусмотрен порядок установления этапа подачи дополнительных ценовых предложений на участие в торгах. При этом Положением предсмотрены правила проведения такого этапа, которые должны соблюдаться: в извещении о проведении конкурса должны быть установлены сроки проведения каждого этапа такого конкурса; по результатам каждого этапа конкурса составляется отдельный протокол.

Также в соответствии со ст. 7.15 ЕОСЗ, если конкурс включает этап подачи дополнительных ценовых предложений:

а) участники конкурса должны быть проинформированы о наименьшем ценовом предложении из всех ценовых предложений, поданных участниками такого конкурса;

б) участники конкурса подают одно дополнительное ценовое предложение, которое должно быть ниже ценового предложения, ранее поданного ими одновременно с заявкой на участие в конкурсе либо одновременно с окончательным предложением;

в) если участник конкурса не меняет свое ценовое предложение, он вправе не подавать дополнительное ценовое предложение. При этом ранее поданное им ценовое предложение рассматривается при составлении итогового протокола.

Таким образом, вышеназванные положения ЕОСЗ не были исполнены заказчиком при проведении закупки, в связи с чем Комиссия Управления признает довод жалобы обоснованным.

В связи с чем Комиссия Управления приняла решение о признании жалобы заявителя обоснованной в части второго довода, а в действиях заказчика усматривается нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, ст. 7.15 ЕОСЗ, выразившееся в несоблюдении принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации по отношению к участникам закупки, посредством непроведения этапа подачи дополнительных ценовых предложений на участие в закупке.

 

С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «АльфаСервис» (ИНН: 7723684394) на действия АО «Атомэнергопроект» (ИНН: 7701796320) при проведении закупки обоснованной в части второго довода непроведения этапа подачи дополнительных ценовых предложений на участие в закупке.

    1. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, ст. 7.15 ЕОСЗ.
    2. Выдать Заказчику обязательное к исполнению предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его получения лицами, участвовавшими в деле.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны