Решение б/н б/а от 4 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-2845/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
01.03.2021 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...>

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «СИЗОН», АО «Концерн «Росэнергоатом», филиала АО «Концерн «Росэнергоатом» Балаковская АЭС,

рассмотрев жалобу ООО «СИЗОН» (далее также — Заявитель, Общество) на действия АО «Концерн «Росэнергоатом» (далее также — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку ламп и осветительных приборов (реестровый № 32009741050 ) (далее — Закупки),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, перенаправленной письмом ФАС России от 15.02.2021 № 17/10823/21.

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в нарушении порядка проведения конкурентной процедуры.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Из жалобы следует, что Заказчиком неправомерно пересмотрены первые части заявок после проведения этапа подачи ценовых предложений среди участников, первоначально допущенных к дальнейшему участию. По мнению Заявителя, подобные действия Заказчика не соответствуют принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, так как к моменту допуска заявки № 4 были известны и опубликованы сведения не только о ценовых предложениях участников, но и о дополнительных ценовых предложениях таких участников, что создает преимущества конкретному участнику.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 30.12.2020 к дальнейшему участию допущено четыре участника из шести поданных заявок, в том числе была отклонена заявка участника № 4 в связи с несоответствием предлагаемого товара требованиям Технического задания, а именно: к поставке предложен светильник для светодиодных ламп взамен светильника для люминесцентных.

В соответствии с вышеназванным протоколом этап подачи дополнительных ценовых предложений участника был назначен на 11.01.2021 с минимальной суммой ценового предложения 21 390 014, 75 руб.

При этом 27.01.2021 Заказчиком были рассмотрены вторые части заявок, а в соответствующем протоколе отражены сведения о ценовых предложениях участников.

Вместе с тем протоколом от 02.02.2021 Заказчиком принято решение об отмене протокола от 27.01.2021 и направлении участнику № 4 запроса об уточнении заявки.

Заказчиком осуществлен пересмотр первых частей заявок, оформленный соответствующим протоколом от 09.02.2021 с учетом материалов, представленных участником № 4 в ответ на запрос Заказчика, принято решение о допуске такого участника к дальнейшему участию в процедуре.

На заседании Комиссии по вопросу пересмотра первых частей заявок и допуска участника № 4 представитель Заказчика пояснил, что В соответствии с пунктом 8.2 части 2 тома 1 закупочной документации при поступлении документов, подразумевающих двойное трактование (разночтение) заявки на участие в закупке, комиссия принимает решение об уточнении первой части заявки, на основании которого организатор направляет уточняющие запросы о разъяснении положений заявки. Таким образом, у закупочной комиссии отсутствовали основания для принятия решения о признании заявки участника несоответствующей требованиям закупочной документации.

В целях устранения вышеназванного нарушения в действиях закупочной комиссии Заказчика было принято решение о пересмотре заявок, направлении запроса, по результатам которого было установлено соответствие предлагаемого участником № 4 товара требованиям Технического задания, а равно о допуске такого участника.

Представитель Заказчика указал, что в Приложении № 4 к Положению о закупках Заказчика в функции закупочной комиссии, в том числе входит: рассмотрение заявки проведение экспертизы, принятие решений о направлении запросов участникам в случаях, установленных ЕОСЗ, допуску участника или отказ в допуске к участию в закупке(отклонение участника).

Как указал представитель Заказчика, несмотря на то, что ЕОСЗ прямо не предусмотрена возможность пересмотра закупочной комиссией ранее принятых решений по результатам рассмотрения заявок, действия закупочной комиссии по признанию протоколов рассмотрения заявок недействительными не могут быть признаны неправомерными, поскольку такие действия направлены на устранение допущенных ею нарушений требований ЕОСЗ и обеспечение прав и законных интересов Участника № 4, заявка которого соответствует требованиям документации и может претендовать на заключение договора. Данные действия закупочной комиссии согласуются с установленным статьей 1.2 ЕОСЗ принципом конкурентности, предусматривающим равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений по отношению к участникам закупки.

Комиссия оценивает доводы Заказчика критически, так как закупочная комиссия Заказчика уполномочена действовать исключительно в рамках вверенных её полномочий, которые не включают в себя пересмотр принятого решения, так как такая комиссия обязана осуществлять свои обязанности добросовестно, в том числе проверяя представленные в заявке сведения.

Факт отсутствие полномочий у закупочной комиссии Заказчика полномочий на осуществление пересмотра заявок в Закупочной документации и Положении о закупках не отрицался Заказчиком.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, выразившиеся в пересмотре заявок, оформленное протоколами от 02.02.2021 и 09.02.2021 в отсутствие на то полномочий, не соответствуют пункту 2 части 1 стать и 3 Закона о закупках.

Однако, Комиссия, осуществив проверку представленных в заявке участника № 4 сведений, принимая во внимание факт того, что Заказчиком расценен предлагаемый товар такого участника как соответствующий потребности Заказчика, антимонопольный орган не находит оснований для недопуска участника № 4 к дальнейшему участию в процедуре.

Представитель Заявителя указал, что, несмотря на то, что в адрес участников было направлено уведомление от 09.02.2021 о проведении этапа подачи дополнительных ценовых предложений участниками, у Общества отсутствовала техническая возможность подачи свое предложения ввиду того, что оператор ЭТП ограничил Заявителя в минимальной сумме подаваемого ценового предложения, учтя минимальное ценовое предложение, поданное участником № 2 согласно данным протокола от 27.01.2021 (20 485 360, 20 руб).

Указанные обстоятельства подтверждаются ответом оператора АО «ЕЭТП» от 26.02.2021, в соответствии с которым п. 39.1 Регламента переторжка проводится для того, чтобы предоставить участникам возможность добровольно повысить предпочтительность их заявок путем снижения первоначальной (указанной в заявке) цены.

При этом Заявитель считает указанные действия Заказчика неправомерными, так как протокол от 27.01.2021 был отменен Заказчиком, а равно участникам должен быть представлена надлежащая возможность подачи ценовых предложений. Иное противоречит принципу равенства участников закупки, так как вновь допущенных участник № 4 был ознакомлен с ценовыми предложениями других участников.

Комиссия считает необходимым отметить, что в случае, как утверждает Заказчик, устранения допущенной ошибки при рассмотрении первых частей заявок, выразившейся в неправомерном отклонении заявки № 4, Заказчику надлежит восстановить положения сторон в том виде, в котором они находились до момента совершения соответствующего нарушения.

При этом пунктом 9.2 Закупочной документации установлено, что повысить предпочтительность своих заявок путем подачи дополнительного ценового предложения участники могут только один раз.

Таким образом, Заказчик должен был обеспечить возможность подачи ценовых предложений участника в соответствии с условиями, имеющими место на дату 30.12.2020, что, в свою очередь, не было осуществлено Заказчиком.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком нарушены положения пункта 9.2 Закупочной документации, так как фактически этап подачи дополнительных ценовых предложений участниками, проводимый 09.02.2021, основан на результатах, полученных 11.01.2021, что является недопустимым.

На основании изложенного, участник № 4 получил необоснованные преимущества ввиду доступности ценовых предложений иных участников, а Заявитель был лишен технической возможности подать ценовое предложение, которое считает необходимым, что также нарушает принципы закупочной деятельности, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

 

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной.

  2. Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны