Решение б/н б/а от 31 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-15985/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
26.10.2022                                                                                           г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<............>,

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «Матушкино», АО «МОСГАЗ»,

рассмотрев жалобу ООО «Матушкино» (далее - Заявитель) на действия АО «МОСГАЗ» (далее — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по техническому и аварийнотехническому обслуживанию подъемно-транспортного оборудования, установленного на объектах АО «МОСГАЗ» по адресу: г. Москва, Мрузовский переулок, д. 11, стр. 1; стр. 2 (реестровый № 32211701623) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, перенаправленная письмом ФАС России от 20.10.2022 № 28/96480/22.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Согласно доводам жалобы, заявка Заявителя неправомерно отклонена от дальнейшего участия в процедуре, поскольку его заявка полностью соответствовала требованиям документации.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Комиссией установлено, что 19.09.2022 Заказчик на сайте Единой электронной торговой площадки, а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по техническому и аварийнотехническому обслуживанию подъемно-транспортного оборудования, установленного на объектах АО «МОСГАЗ» по адресу: г. Москва, Мрузовский переулок, д. 11, стр. 1; стр. 2 (реестровый № 32211701623) (далее – конкурс, процедура).

Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие от 12.10.2022 Заявителю отказано в допуске для дальнейшего участия «в соответствии с пунктом 13.4.1 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО «МОСГАЗ», пунктами 1.10.1.1 и 3.4.2 части II «ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ», а также в нарушение требований пункта 9.14 части III «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА КОНКУРСНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ» конкурсной документации, участником закупки в составе заявки на участие в конкурсе в электронной форме не предоставлены:

а) копии документов (копии удостоверений и протоколов), подтверждающих наличие квалифицированного персонала, эксплуатирующего лифты, в том числе выполняющих их обслуживание и ремонт, в соответствии с требованиями, определенными постановлением Правительства РФ от 24.06.2017 № 743 «Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах» (вместе с «Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах», Техническим регламентом (ТР ТС 011/2011), Национальным стандартом (ГОСТ Р 55964-2014), Профессиональными стандартами, утвержденными приказами Министерства труда и социального развития:

- Специалист, ответственный за организацию эксплуатации лифтов (лифтер и/или специалист по лифтам);

- Специалист, ответственный за организацию технического обслуживания и ремонта лифтов (электромеханик по лифтам);

б) копии допуска (не ниже II группы) на работы с электроустановками напряжением до 1000 В у штатных специалистов (копия приказа о приеме на работу), в соответствии с «Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденными Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 № 6;

в) копии документов (копии удостоверений и протоколов), подтверждающих проверку работников участника процедуры закупки на знание требований в области охраны труда, установленных Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденными приказом Минтруда России от 15.12.2020 № 903н и/или Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденными приказом Минтруда России от 24.07.2013 № 328н».

Заявитель в жалобе ссылается на то, что в Закупочной документации установлен порядок оценки по показателю критерия: Обеспеченность кадровыми ресурсами (количество и (или) квалификация), согласно которому квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для оказания услуг, подтверждается следующими документами: - штатные специалисты: копия трудовой книжки, копия трудового договора, копия удостоверения или иного соответствующего документа о наличии допуска; - привлеченные специалисты: копия гражданско-правового договора со сроком действия такого договора не менее, чем срок действия контракта, копия удостоверения или иного соответствующего документа о наличии допуска, а также указано, что непредоставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе, однако при оценке заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе. В связи с чем, по мнению Заявителя, непредоставление в составе заявки на участие в конкурсе документов, подтверждающих квалификацию трудовых ресурсов, не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе.

В соответствии с пунктом 3.1.1 Закупочной документации участник закупки подает заявку на участие в конкурсе в электронной форме, соответствующую требованиям настоящей конкурсной документации, посредством функционала электронной площадки, с приложением полного комплекта документов согласно перечню, определенному пунктом 9.14 части III «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА КОНКУРСНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ».

Так, пунктом 9.14 Информационной карты установлен перечень документов, входящих в состав заявки участника.

Согласно подпункту 8 пункта 19.4 Информационной карты участнику в составе заявки необходимо предоставить документы (надлежащим образом заверенные копии документов), подтверждающие соответствие участника закупки обязательным и дополнительным требованиям и условиям допуска к участию в конкурсе в электронной форме, предусмотренным в пунктах 1.6.4 и 1.6.5 части II «ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ», если такие требования содержатся в пункте 9.9 настоящей части документации:

а) копии документов (копии удостоверений и протоколов), подтверждающих наличие квалифицированного персонала, эксплуатирующего лифты, в том числе выполняющих их обслуживание и ремонт, в соответствии с требованиями, определенными постановлением Правительства РФ от 24.06.2017 № 743 «Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах» (вместе с «Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах», Техническим регламентом (ТР ТС 011/2011), Национальным стандартом (ГОСТ Р 55964-2014), Профессиональными стандартами, утвержденными приказами Министерства труда и социального развития:

- Специалист, ответственный за организацию эксплуатации лифтов (лифтер и/или специалист по лифтам);

- Специалист, ответственный за организацию технического обслуживания и ремонта лифтов (электромеханик по лифтам);

б) копии допуска (не ниже II группы) на работы с электроустановками напряжением до 1000 В у штатных специалистов (копия приказа о приеме на работу), в соответствии с «Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденными Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 № 6;

в) копии документов (копии удостоверений и протоколов), подтверждающих проверку работников участника процедуры закупки на знание требований в области охраны труда, установленных Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденными приказом Минтруда России от 15.12.2020 № 903н и/или Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденными приказом Минтруда России от 24.07.2013 № 328н.

Кроме того, пунктом 9.9 установлены обязательные требования к участникам закупки, содержащие, в том числе, соответствие участника закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки:

а) наличие документов (копии удостоверений и протоколов), подтверждающих наличие квалифицированного персонала, эксплуатирующего лифты, в том числе выполняющих их обслуживание и ремонт, в соответствии с требованиями, определенными постановлением Правительства РФ от 24.06.2017 № 743 «Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах» (вместе с «Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах», Техническим регламентом (ТР ТС 011/2011), Национальным стандартом (ГОСТ Р 55964-2014), Профессиональными стандартами, утвержденными приказами Министерства труда и социального развития):

- Специалист, ответственный за организацию эксплуатации лифтов (лифтер и/или специалист по лифтам);

- Специалист, ответственный за организацию технического обслуживания и ремонта лифтов (электромеханик по лифтам);

б) наличие у работников участника закупки допуска (не ниже II группы) на работы с электроустановками напряжением до 1000 В у штатных специалистов (копия приказа о приеме на работу), в соответствии с «Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденными Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 № 6;

в) наличие документов (копии удостоверений и протоколов), подтверждающих проверку работников участника процедуры закупки на знание требований в области охраны труда, установленных Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденными приказом Минтруда России от 15.12.2020 № 903н и/или Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденными приказом Минтруда России от 24.07.2013 № 328н.

Таким образом, положениями Закупочной документации установлены обязательные требования к участнику, предусматривающие необходимость предоставления в составе заявки документов, подтверждающих наличие квалифицированного персонала.

На основании пункта 1.10.1.1 Закупочной документации при рассмотрении заявок на участие в конкурсе в электронной форме участник закупки не допускается Закупочной комиссией к участию в конкурсе в электронной форме в случае:

Непредоставления в составе заявки на участие в конкурсе в электронной форме обязательных для предоставления документов и сведений, установленных в пункте 9.14 части III «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА КОНКУРСНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ», либо наличия в таких документах недостоверных сведений.

Комиссией установлено, что Заявителем в составе заявки не представлены обязательные документы, подтверждающих наличие квалифицированного персонала, предусмотренные подпунктом 1 пункта 9.9, подпунктом 8 пункта 19.14 Информационной карты.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что заявка Заявителя не соответствовала требованиям документации, а равно у Заказчика имелись основания для отклонения заявки Заявителя.

Довод Заявителя о том, что в соответствии с порядком оценки по показателю «Обеспеченность кадровыми ресурсами (количество и (или) квалификация)» непредставление документов, подтверждающих наличие квалифицированного персонала не является основанием для отклонения заявки не находит своего подтверждения, поскольку в Закупочной документации установлены обязательные требования к участнику о предоставлении таких документов в составе заявки, за непредставление которых заявка участника подлежит отклонению.

В свою очередь, Заявитель не момент подачи заявки положения Закупочной документации не оспаривал, с запросом разъяснений в адрес Заказчика не обращался, тем самым согласился с установленными требованиями.

На основании изложенного, Комиссия считает решение Закупочной комиссии Заказчика об отклонении заявки Заявителя правомерным, принятым в соответствии с требованиями Закупочной документации и требований Закона о закупках.

Комиссия также отмечает, что Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких условий. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.

Вместе с тем, Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о признании жалобы необоснованной.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Матушкино» (ИНН: 9701058710; ОГРН: 5167746452352) на действия АО «МОСГАЗ» (ИНН: 7709919968; ОГРН: 1127747295686) при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенное письмом Московского УФАС России от 24.10.2022 № НП/54328/22.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны