Решение №2557/23 б/а от 20 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-234/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

17.01.2023                                                                                                                    г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии:

".....",

членов Комиссии:

".....",

".....",

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ".....", ".....", ".....",

рассмотрев жалобу "....." (далее также — Заявитель) на действия "....." (далее также — Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 9596/ОКЭ-АО«РЖДстрой»/2022, на право заключения договора на оказание услуг по оценке рыночной стоимости объектов недвижимого имущества, расположенных в Республике Адыгея, Республике Коми, Республике Северная Осетия – Алания, Удмуртской Республике, Республике Хакасия, Чувашской Республике, Алтайском крае, Краснодарском крае, Красноярском крае, Забайкальском крае, Пермском крае, Приморском крае, Ставропольском крае, Хабаровском крае, Амурской обл., Архангельской обл., Астраханской обл., Брянской обл., Владимирской обл., Волгоградской обл., Воронежской обл., Иркутской обл., Калининградской обл., Калужской обл., Кемеровской обл., Костромской обл., Курганской обл., Московской обл., Нижегородской обл., Новосибирской обл., Омской обл., Оренбургской обл., Орловской обл., Пензенской обл., Ростовской обл., Рязанской обл., Самарской обл., Саратовской обл., Свердловской обл., Тамбовской обл., Тульской обл., Тюменской обл., Ульяновской обл., Челябинской обл., Ярославской обл., г. Москве (реестровый № 32211946497, далее — Закупка) (далее — Жалоба),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, одна из которых перенаправлена письмом ФАС России от 12.01.2023 № 28/1055/23. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика. Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках. Согласно доводам жалобы, нарушение со стороны Заказчика выразилось в ненадлежащей оценке заявки Заявителя по критерию № 1 «Цена договора». Как указывает Заявитель, порядок оценки конкурсных заявок, установленный закупочной документацией по критерию № 1 «Цена договора» предусматривает, что заявкам участника, в техническом предложении которого содержится предложение демпинговой цены (сниженной на размер 15% и более от начальной (максимальной) цены лота) присваивается максимальное количество баллов по критерию «цена договора». Максимальное количество баллов – 50 баллов. С учетом изложенного, Заявитель пояснил, что их заявка содержит демпинговую цену, а именно, ценовое предложение с учетом снижения на размер 15% от начальной (максимальной) цены лота составило 3 417 425,00 руб. без учета НДС, однако вместо максимального количества баллов - 50 баллов по критерию № 1 «Цена договора», Заказчиком было начислено - 49,412 баллов. Таким образом, Заявитель считает, что допущенные Заказчиком нарушения повлияли на результат закупки, поскольку в случае соблюдения порядка присвоения (выставления) баллов по стоимостному критерию, Заявитель был бы признан победителем закупки. Заказчик с доводами жалобы согласился, представил письменные возражения и истребуемые антимонопольным органом материалы. Из пояснений Заказчика следует, что некорректное начисление баллов по критерию № 1 «Цена договора» обусловлено допущенной технической ошибкой. Вместе с тем Заказчик пояснил, что в случае оценки с условиями демпинга, заявке Заявителя не было бы присвоено первое место, поскольку согласно пункту 3.12.7 конкурсной документации, в случае, если по итогам оценки заявок нескольким участникам, предложившим демпинговую цену, присвоено одинаковое количество баллов, заявке, содержащей меньшее предложение о цене, присваивается меньший порядковый номер, а в случае предложения одинаковой демпинговой цены меньший порядковый номер присваивается заявке, поступившей ранее. Так, Заказчик отметил, что заявка Заявителя содержит ценовое предложение 3 417 425,00 руб. без учета НДС (демпинговая цена), но не является минимальным из всех заявок, поданных с демпинговой ценой. В свою очередь, ценовое предложение участника № 3 "....." является минимальным из демпинговых и состовляет 3 377 220,00 руб. без учета НДС. Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам. В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. В силу части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке. Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки. При этом в силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора. АО «РЖДстрой» осуществляет свою закупочную деятельность на основании Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «РЖДстрой» (в редакции с изменениями, утвержденными решениями совета директоров АО «РЖДстрой» от 30.12.2022 (протокол № 413) (далее - Положение о закупке), утвержденного Решением Совета директоров АО «РЖДстрой» Протокол № 408 от 26 августа 2022 года. Комиссией установлено, что 12.12.2022 Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 9596/ОКЭ-АО«РЖДстрой»/2022 на право заключения договора на оказание услуг по оценке рыночной стоимости объектов недвижимого имущества, расположенных в Республике Адыгея, Республике Коми, Республике Северная Осетия – Алания, Удмуртской Республике, Республике Хакасия, Чувашской Республике, Алтайском крае, Краснодарском крае, Красноярском крае, Забайкальском крае, Пермском крае, Приморском крае, Ставропольском крае, Хабаровском крае, Амурской обл., Архангельской обл., Астраханской обл., Брянской обл., Владимирской обл., Волгоградской обл., Воронежской обл., Иркутской обл., Калининградской обл., Калужской обл., Кемеровской обл., Костромской обл., Курганской обл., Московской обл., Нижегородской обл., Новосибирской обл., Омской обл., Оренбургской обл., Орловской обл., Пензенской обл., Ростовской обл., Рязанской обл., Самарской обл., Саратовской обл., Свердловской обл., Тамбовской обл., Тульской обл., Тюменской обл., Ульяновской обл., Челябинской обл., Ярославской обл., г. Москве (реестровый № 32211946497) (далее – конкурс, процедура). Начальная (максимальная) цена договора включает услуги по первоначальной оценке рыночной стоимости, услуги по актуализации отчета об оценке, составляет: - 4 020 500,00 (Четыре миллиона двадцать тысяч пятьсот рублей 00 копеек) рублей без учета НДС. - 4 824 600,00 (Четыре миллиона восемьсот двадцать четыре тысячи шестьсот рублей 00 копеек) рублей с учетом НДС. Дата начала подачи заявок – с момента опубликования извещения и документации о закупке на сайтах «12» декабря 2022 г. Дата и время окончания срока подачи заявок – 09:00 часов по московскому времени «20» декабря 2022 г. Приложением № 1.4 к конкурсной документации установлены критерии и порядок оценки и сопоставления конкурсных заявок. Ценовые критерии оценки включают в себя:

п/п

Критерий

Документы/сведения, предоставляемые для оценки критерия

1

Цена договора

Ценовое предложение

При сопоставлении заявок и определении победителя конкурса оцениваются:

Наименование критерия/

подкритерия

Значимость критерия

Порядок оценки по критерию

Цена договора

Цена договора

Максимальное количество баллов – 50 баллов

Оценка осуществляется на основании технических предложений, представленных в заявках участников по лоту, следующим образом:

заявкам участника, в техническом предложении которого содержится предложение демпинговой цены (сниженной на размер 15% и более от начальной (максимальной) цены лота) присваивается максимальное количество баллов по критерию «цена договора». Заявки, содержащие предложения демпинговой цены, по приведенной  формуле не оцениваются.

Заявка каждого участника, в которой предложена не демпинговая цена, оценивается путем сравнения начальной (максимальной) цены лота, сниженной на максимально допустимый размер снижения цены с ценой, указанной в техническом предложении, предложенного каждым участником (Цj) по лоту, по формуле:

                 Цmin

  Бj =  ────── *N, где

                Цj

j = 1…n, n – количество участников;

Бj – количество баллов j-ого участника;

Цj – цена, предложенная j-ым участником (без учета НДС);

Цmin – минимальная цена из всех предложенных участниками (без учета НДС);

  • – максимально возможное количество баллов.

 

В соответствии с Приложением № 2 к протоколу заседания комиссии по осуществлению закупок от «29» декабря 2022 г. № 9596/3, оценка заявки Заявителя (Участник № 1/Заявка № 176330) выглядит следующим образом.

Регистрационный номер/номер заявки участника

Цена, предложенная участником, руб. без учета НДС (НДС не облагается)

Сведения о применении условия о приоритете

Количество баллов, присвоенное заявке по критерию «Цена договора»

Количество баллов, присвоенное заявке по неценовым критериям

Итоговое количество баллов, присвоенное заявке по итогам оценки

Порядковый номер заявки по итогам оценки

Участник №3/Заявка №176438


 

- 3 377 220,00

нет

50

50

100

1 (победитель)

Участник №1/Заявка №176330

- 3 417 425,00

 

нет

49,412

50

99,412

2 (второе место)

Участник №4/Заявка №176839

-3 417 827,05

нет

49,406

50

99,406

3 (третье место)

Участник №2/Заявка №176797

- 3 767 500,00

нет

45,36

0

45,36

4 (четвертое место)

Комиссия по результатам проведения проверки сведений, представленных в составе заявки Заявителя, а также учитывая то, что Заказчик фактически согласился с доводами жалобы, отмечает, поскольку предложение Заявителя содержит демпинговую цену 3 417 425,00 руб., сниженную на размер 15% от начальной (максимальной) цены лота 4 020 500,00 руб. без учета НДС, Заявителю в соответствии с закупочной документацией должно быть присвоено максимальное количество 50 баллов по критерию «Цена договора».

Комиссия отмечает, что Заказчик в целях определения победителя закупки, обязан проводить оценку заявок по всем критериям оценки, которые предусмотрены закупочной документацией. Законом о закупках в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений установлены общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг. В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора. Закупочная процедура представляет собой совокупность действий заказчика, направленных на определение в порядке, установленном в положении о закупке, контрагента, с которым в последующем может быть заключен договор на лучших для заказчика условиях с точки зрения цены, качества и надежности закупаемых товаров (работ, услуг). В связи с вышеизложенным, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком допущены нарушения Закона о закупках при оценке заявок участников по критерию № 1 «Цена договора», при этом Комиссия считает необходимым отметить, что оценка заявок, не соответствующая требованиям закупочной документации, нарушает принципы равноправия и справедливости, представляет необоснованные преимущества конкретному участнику, а также не соответствует порядку рассмотрения заявок, установленного в закупочной документации. В данном случае действия Заказчика, не соответствуют пункту 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках. С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы. Также Комиссия приходит к выводу о необходимости в выдаче Заказчику обязательного для исполнения предписания, поскольку сведения о заключении договора по результатам Закупки отсутствуют. На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу "....." (ОГРН: ".....", ИНН: ".....") на действия "....." (ОГРН: ".....", ИНН: ".....") при проведении Закупки обоснованной.

2. Установить в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках.

3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны