Решение б/н б/а от 22 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-4010/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

17.03.2022 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

«...»,

членов Комиссии:

«...»;

«...»;

при участии посредством видеконференцсвязи представителей ООО ПКФ «ОПТИМА», АО «ГИРЕДМЕТ»;

в отсутствие представителей АО «Сбербанк-АСТ», извещенных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 15.03.2022 № НП/13822/22;

рассмотрев жалобу ООО ПКФ «ОПТИМА» (далее - Заявитель) на действия АО «ГИРЕДМЕТ» (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию оборудования систем противопожарной защиты зданий (реестровый № 32211108916, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

Согласно доводам жалобы, Заявитель оспаривает отклонение заявки в ходе проведения закупочной процедуры.

Жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотрено статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В связи с тем, что в составе жалобы имеется указание на нарушение положений статьи 17 Закона о защите конкуренции, у представителя Заявителя было уточнено в рамках какой процедуры Заявитель полагает возможным восстановление его нарушены прав и законных интересов.

Представителем Заявителя было указано на рассмотрение жалобы исключительно в порядке предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

07.02.2022 на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение № 32211108916 о проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию оборудования систем противопожарной защиты зданий.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

При проведении Закупки Заказчик руководствовался нормами Закона о закупках и Единого отраслевого стандарта закупок (Положение о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии «РОСАТОМ» (далее – Положение).

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с Протоколом от 04.03.2022 № ЗП3487821/2 заседания комиссии по рассмотрению заявок на отборочной стадии заявка Заявителя отклонена на основании подпункта б) пункта 8.3 приложения 12 к ЕОСЗ и подпункта б) пункта 9.3 Части 2 Тома 1 закупочной документации по запросу предложений: несоответствие требованиям по наличию кадровых ресурсов (требованиям подтверждения квалификации работников, а именно: - не менее 2 -х техников пожарной безопасности с тех образованием и допуском на высоте (предоставить подтверждающие документы по допуску на высоте) с опытом работы от 2-х лет; - не менее 3 человека инженер техник- оперативно-ремонтный состав).

Комиссия отмечает следующее.

В закупочной документации в части 1 установлены требования. документы, подтверждающие соответствие установленным требованиям.

В частности, в пункте 1.11 установлено следующее требование.

 

Наличие кадровых ресурсов:

должен иметь достаточное для исполнения договора количество кадровых ресурсов соответствующей квалификации, в том числе:

- не менее 2ух техников пожарной безопасности с тех образованием и допуском на высоте с опытом работы от 2-х лет;

- не менее 3 человека инженер- техник – оперативно-ремонтный состав.

 

Справка, подтверждающая наличие у участника закупки и/или привлекаемых субподрядчиков, соответствующих кадровых ресурсов, необходимых для полного и своевременного выполнения договора с обязательным предоставлением копии выписки из штатного расписания, подписанной:

  • начальником отдела кадров;

  • ген. директором или главным бухгалтером.

«Заявка на участие в закупке» обязательство в случае заключения с ним договора представить до момента заключения договора копии трудовых книжек и квалификационных документов на привлекаемых для исполнения договора работников.

 

 

В свою очередь, Заявитель указывает, что в составе заявке им приложены документы:

- справка о кадровых ресурсах составленная по форме, которая имеется в составе закупочной документации

- штатное расписание в действующей редакции подписанное генеральным директором главных бухгалтером и руководителем кадровой службы в одном лице.

При этом Заявитель отмечает, что требование о представлении копий трудовых книжек и квалификационных документов на привлекаемых для исполнения договора работников установлено в случае заключения договора до момента его заключения.

Таким образом, Заявитель обращает внимание, что им полностью исполнены требования документации в части предоставления документов по наличию кадровых ресурсов.

Комиссия проанализировала материалы в составе заявки Заявителя и отмечает следующее.

В первую очередь, в закупочной документации в 1 томе указаны образцы форм основных документов.

Формой 5 установлена справка о кадровых ресурсах.

Фамилия, имя, отчество сотрудника

Образование (какое учебное заведение окончил, год окончания, специальность)

Должность

Стаж работы в данной или аналогичной должности, лет

Состоит в штате Участника / соисполнителя/ привлекаемый (сторонний) специалист

Планируемая роль при исполнении договора

[при необходимости]

Сертификат ____________

(наименование, номер, дата выдачи)

[при необходимости]

Дипломы, подтверждающие наличие у специалиста ________ квалификации: ______________, (наименование, номер, дата выдачи, срок действия)
(при наличии указанных дипломов)

[при необходимости]

Сведения об опыте специалистов по оказанию _________ услуг в области ___________________

(указываются наименования организаций, к обслуживанию которых данный специалист привлекался, а также виды оказываемых услуг, сроки оказания услуг) (при наличии такого опыта)

Руководящее звено (руководитель и его заместители, главный бухгалтер, главный экономист, главный юрист)

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специалисты

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Согласно справке о кадровых ресурсах, предоставленной Заявителем, разделы, подтверждающие необходимую квалификацию работников были не заполнены, а именно:

- сертификат «...» (наименование, номер, дата выдачи);

- дипломы, подтверждающие наличие у специалиста «...» квалификации: «...», (наименование, номер, дата выдачи, срок действия) (при наличии указанных дипломов);

- сведения об опыте специалистов по оказанию «...» услуг в области «...» (указываются наименования организаций, к обслуживанию которых данный специалист привлекался, а также виды оказываемых услуг, сроки оказания услуг) (при наличии такого опыта).

Также Комиссия отмечает, что Заявитель указал в справке, что услуги будут оказаны собственными силами без привлечений сторонних специалистов, либо субподрядчика для исполнения договора.

Как указал Заказчик, исходя из представленной Заявителем информации, отсутствует понимание о наличии действующих допусков у специалистов по работе на высоте.

На заседании Комиссии Заявитель обратил внимание, что в заявке указано, что в случае признания победителем оспариваемой Закупки, либо при поступлении в адрес предложения о заключении договора, Заявитель берет на себя следующие обязательства, в том числе:

в) представить до заключения договора копии трудовых книжек и квалификационных документов на привлекаемых для исполнения договора работников.

Более того, Заявитель также отметил, что в форме 5 относительно требуемой информации установлено «при необходимости».

Тем не менее, Комиссия приходит к выводу, что, несмотря на то, что были указаны должности и стаж работы в должности, квалификация персонала не подтверждена номерами сертификатов и датой выдачи, квалификационными дипломами: номерами и датами выдачи, а также сроком действий, сведениями об опыте специалистов по оказанию услуг по техническому обслуживанию оборудования систем противопожарной защиты зданий.

Вместе с тем, Комиссия установила, что Заказчик на основании протокола от 28.02.2022 № ЗП3487821/1 и в соответствии с пунктами 7.6 и 7.6.1 закупочной документации принял решение направить запрос по уточнению заявки Заявителю, а именно: было запрошено предоставление справки, подтверждающую наличие кадровых ресурсов согласно требованиям Тома 1 Закупочной документации:

- должен иметь достаточное для исполнения договора количество кадровых ресурсов соответствующей квалификации, в том числе:

- не менее 2 –х техников пожарной безопасности с техническим образованием и допуском на высоте (предоставить подтверждающие документы по допуску на высоте) с опытом работы от 2-х лет;

- не менее 3 человека инженер техник – оперативно-ремонтный состав.

Комиссия проанализировала данный запрос и установила, что копии трудовых книжек и копии сертификатов Заказчик не требовал.

На заседании Комиссии Заявитель подтвердил получение вышеуказанного запроса.

Тем не менее, в установленный срок со стороны Заявителя никакой дополнительной документации, подтверждающей наличие допуска на высоте, предоставлено не было.

Таким образом, в соответствии с отсутствием подтверждения о квалификации персонала, предоставленного в справке о кадровых ресурсах, Заказчик на основании протокола от 10.03.2022 № ЗП3487821/3 по рассмотрению заявок на оценочной стадии и подведению итогов по запросу предложений на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию оборудования систем противопожарной защиты зданий отклонил заявку Заявителя.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика совершены в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими закупочную деятельность Заказчика.

Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Дополнительно Комиссия отмечает, что на участие в оспариваемой Закупке было подано 9 заявок.

В свою очередь, Комиссия обращает внимание, что двум другим участникам также были направлены уточняющие запросы. Согласно позиции Заказчика, два остальных участника предоставили требуемую информацию.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы по данному доводу.

Действительных доказательств, подтверждающих нарушение прав Заявителя установленными требованиями, Заявителем Комиссии не представлено.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика помимо субъективной оценки таких действий не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).

Кроме того, Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия Закупочной документации в момент подачи им заявок на участие в Закупке. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации о закупках, поскольку последний действовал в строгом соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителями ни в административном, ни в судебном порядке.

Резюмируя изложенное, с учетом имеющихся в настоящее время документов и сведений, на основании конкретных фактических обстоятельств дела, Комиссия приняла решение о признании необоснованной жалобы Заявителя на действия Заказчика.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО ПКФ «ОПТИМА» (ИНН: 5835075894; ОГРН: 1085835001119) на действия АО «ГИРЕДМЕТ» (ИНН: 7706699062; ОГРН: 5087746203353) при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 15.03.2022 № НП/13822/22.

 

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны