Решение б/н б/а от 25 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-2560/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
21.02.2022 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

 

рассмотрев жалобу ООО «ГФИ» (далее — Заявитель) на действия АО «Российский экспортный центр» (далее — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание комплекса услуг по организации международного выставочно-ярмарочного мероприятия, на котором планируется организация национальной коллективной экспозиции, включающей коллективные выставочные стенды, выставочные стенды российских компаний, а также организация комплекса мероприятий, направленных на инициирование заключения внешнеэкономических сделок и продвижение российских товаров (работ, услуг) на зарубежных рынках в рамках выставки ExpoMED Eurasia 2022 (реестровый № 32211029856, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупок.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Согласно доводам жалобы, Заявитель обжалует оценку своей заявки по критериям «Опыт оказания услуг» и «Кадровые ресурсы». По мнению Заявителя, Заказчик необоснованно учитывал его заявку как индивидуальную, в то время как Заявитель подавал заявку как коллективный участник.

В составе заявки Заявитель представил копию заключенного между ООО «ГФИ» и ООО «МОБИС» Соглашение о коллективном участии в закупке от 26.01.2022 (далее — Соглашение).

Согласно пункту 1.2. Соглашения Участник 1 (ООО «ГФИ») является лидером коллективного участника (далее — Лидер) для взаимодействия с Заказчиком от имени и в интересах всех сторон Коллективного участника, в том числе и для подачи заявки, предоставления обеспечения заявки и обеспечения исполнения договора, подписания договора по итогам Закупки.

Согласно пункту 2.1. Соглашения Участник 2 (ООО «МОБИС») уполномочивает Лидера от имени и в интересах всех членов Коллективного участника подписывать, подавать изменять, отзывать заявку Коллективного участника на участие в процедуре, представлять документы, подаваемые вместе с заявкой.

С учетом изложенного, Заказчик должен был трактовать заявку Заявителя как коллективную.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, и на заседание Комиссии представил письменные возражение, а также истребованные антимонопольным органом документы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссий установлено следующее.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Из смысла требований части 1 статьи 2 Закона о закупках следует, что при установлении требований в документации заказчики руководствуются собственным Положением о закупках и самостоятельно устанавливают требования к участникам, которые не должны противоречить требованиям Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Закону о закупках, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

При этом согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно протоколу № 220206-Р от 03.02.2022 заявке Заявителя по критерию №2 «Опыт оказания услуг» (максимальное количество баллов – 50) было присвоено 20 баллов, по Критерию № 3 «Кадровые ресурсы» (максимальное количество баллов - 20) было присвоено 6 баллов.

Коллективный участник закупки (коллективный участник) – несколько юридических или физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей), выступающих на стороне одного участника закупки.

Согласно ч. 5 ст. 3 Закона о закупках участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

Согласно п. 1.3 Положения о закупке участник закупки – это любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки. В случае если на стороне участника выступают несколько юридических и/или физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, такой участник является коллективным.

Согласно пункту 14.5. документации в случае если на стороне участника закупки выступают несколько лиц (коллективный участник), в составе заявки в отношении каждого такого лица должны быть представлены документы, указанные в подпунктах «а»-«з» п. 14.4 конкурсной документации, с учетом особенностей, установленных в конкурсной документации, а также копия заключенного между ними соглашения, в соответствии с требованиями, установленными в п. 9.4, п. 9.5 конкурсной документации.

Заявитель подал заявку как коллективный участник вместе с ООО «Мобис», и в составе заявки представил Соглашение о коллективном участнике закупки от 26.01.2022.

Комиссия, изучив заявку на соответствия требованиям документации установила следующее:

1. Подпунктом «ж» п 14.4 Документации о проведении конкурса в электронной форме предусмотрено, что вторая часть заявки должна содержать копию решения о согласии на совершение крупной сделки или о последующем одобрении этой сделки, если требование о наличии указанного решения установлено законодательством Российской Федерации и для участника закупки заключение по результатам такой закупки договора либо предоставление обеспечения заявки на участие в такой закупке (если требование об обеспечении заявок установлено заказчиком в извещении, конкурсной документации), обеспечения исполнения договора (если требование об обеспечении исполнения договора установлено заказчиком в извещении, конкурсной документации) является крупной сделкой.

Согласно абз. 3 п. 3 ст. 46 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» в решении о согласии на совершение крупной сделки должны быть указаны лицо (лица), являющееся ее стороной, выгодоприобретателем, цена, предмет сделки и иные ее существенные условия или порядок их определения.

Комиссией установлено, что в Решении № 22 от 26.01.2022 единственного участника ООО «МОБИС» об одобрении крупной сделки в отношении договора, который планируется заключить по результатам процедуры закупки не соответствует требованиям нормы ч. 3 ст. 46 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», так как в решении о согласии на совершение крупной сделки, отсутствовала цена такой сделки.

2. Согласно пп. «г» п. 14.4 Документации о проведении конкурса в электронной форме, вторая часть заявки должна содержать идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица, если участником закупки является юридическое лицо, или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц.

Комиссией установлено, что в составе заявки в отношении единственного участника ООО «МОБИС» данные документы не были представлены.

Пунктом 21.4, 21.5 Документации установлено, что на стадии рассмотрения вторых частей заявок и ценовых предложений, дополнительных ценовых предложений выполняется проверка комплектности, содержания и оформления заявок на соответствие требованиям конкурсной документации. Заявка должна полностью соответствовать каждому из установленных конкурсной документацией требований или улучшать их, то есть установленные требования в конкурсной документации являются минимально допустимыми.

Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что заявка коллективного участника не соответствует требованиям установленными пунктом 14.5. документации, и не могла быть рассмотрена в качестве коллективной.

В п. 25 – 26 раздела II «Информационная карта конкурса» Документации о проведении конкурса содержится порядок оценки.

Так, в качестве критериев оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе учитываются:

1. Цена договора (максимальное количество баллов – 30).

2. Опыт оказания услуг (максимальное количество баллов – 50).

3. Кадровые ресурсы (максимальное количество баллов -20).

Критерий № 2 «Опыт оказания услуг»:

Общий объем подтвержденного опыта определяется количеством исполненных договоров, сведения о которых приняты к оценке по данному критерию.

Порядок оценки:

- отсутствие договоров – 0 (ноль) баллов;

- за каждый принятый к оценке договор – 5 (пять) баллов;

- максимальное количество принимаемых к оценке договоров – 10 (десять) договоров.

Критерий № 3 «Кадровые ресурсы»:

Значение критерия «Кадровые ресурсы» оценивается количеством дипломированных специалистов участника, имеющих высшее образование по направлениям: реклама, международные отношения, связи с общественностью, менеджмент, лингвистика, дизайн, архитектура и/или прошедших переподготовку и/или курсы повышения квалификации по указанным специальностям. Работники участника, имеющие иную специализацию, указанную в их дипломах при оценке заявок, не учитываются.

Порядок оценки:

- отсутствие специалистов определенной квалификации – 0 (ноль) баллов;

- за каждого принятого к оценке специалиста – 2 (два) балла;

- максимальное количество принимаемых к оценке специалистов – 10 (десять) специалистов.

Исходя из представленных в составе заявки документов, оценка Заявителя произведена следующим образом:

По критерию «Опыт оказания услуг»: Представлены 10 договоров, из них 4 соответствуют требованиям 83-2021 от 19.04.2021; 120-2018 от 05.04.2018; 138-2019 от 30.04.2019; 28/18 от 20.08.2018), договоры второго коллективного участника — ООО «Мобис» в связи с несоответствием заявки, в части представленных документов, не рассматривались. Итоговый балл 20.

По критерию «Кадровые ресурсы»: Представлены сведения о 10 специалистах, из них 3 соответствуют (сотрудники второго коллективного участников количестве 7 человек (ООО МОБИС) не рассматривались). Итоговый балл: 6.

На основании изложенного, Комиссия не устанавливает в действиях Заказчика нарушений действующего законодательства о закупках, так как оценивая заявку Заявителя, Заказчик действовал в соответствии с порядком оценки заявок, который соответствует документации Заказчика. Критерии и порядок оценки заявок, а также требования документации применялись комиссией заказчика в равной степени ко всем участникам закупки.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений действующего законодательства Российской Федерации в сфере закупок, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Оставить жалобу ООО «Глобал Фуд Инжиниринг» (ИНН: 7714365384, ОГРН: 5157746134541) на действия АО «Российский экспортный центр» (ИНН: 7703376553, ОГРН: 1157746363994) при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 15.02.2022 № НП/8454/22.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны