Решение б/н б/а от 18 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-2238/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров


15.02.2022 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии:

«...»;

членов Комиссии:

«...»;

«...»;

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ГБУ «Озеленение»;

в отсутствие представителей ООО «Телекомстройпроект+», АО «ЕЭТП», извещенных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 10.02.2022 № НП/7471/22,

рассмотрев жалобу ООО «Телекомстройпроект+» (далее — Заявитель) на действия ГБУ «Озеленение» (далее — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на выполнение работ по ремонту кровель административных зданий в Ульяновском и Рузском ПУ (реестровый № 32211056418, далее — Закупка) (далее - Жалоба),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

Согласно части 16 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения.

Рассмотрение жалобы проводилось в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи.

Инструкция по подключению и использованию системы TrueConf размещена на официальном сайте Московского УФАС России по ссылке: https://moscow.fas.gov.ru/page/17962.

Заявлений о невозможности подключения к сеансу, а также возражений относительно рассмотрения жалобы посредством видеоконференцсвязи Заявителя, которому направлялось уведомление о принятии жалобы к рассмотрению в Управление не поступало.

Таким образом, учитывая, что указанное лицо надлежащим образом извещено о дате, времени и способе рассмотрения жалобы заблаговременно, Комиссия Московского УФАС считает возможным провести дистанционное рассмотрение жалобы в отсутствие представителей Заявителя.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы
на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно доводам жалобы, Заявитель оспаривает отклонение заявки в ходе проведения закупочной процедуры, а также положения закупочной документации.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

При проведении Закупки Заказчик руководствовался нормами Закона о закупках и Положения о закупке ГБУ «Озеленение», утвержденного приказом Главного контрольного управления города Москвы от 26.05.2021 № 36 (в ред. приказа от 22.07.2021 № 48) (далее – Положение).

Частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к участникам закупки.

Комиссией установлено, что 21.01.2022 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 32211056418 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по ремонту кровель административных зданий в Ульяновском и Рузском ПУ.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в закупке 32211056418 от 03.02.2022 (далее – Протокол) заявке с порядковым номером 780337 (заявка Заявителя) было отказано в допуске к участию в торгах на основании следующего: «Участник процедуры закупки, подавший заявку, не допускается Закупочной комиссией к участию в закупке в связи с непредставлением в составе заявки обязательных для предоставления сведений на основании пункта 18.3, пункта 14.1.6, пункта 13.4.1 Положения о закупке ГБУ «Озеленение», а также пункта 11.2 раздела II Документации и пункта 3.10 раздела I Документации, а именно: участником не предоставлены конкретные показатели соответствующие значениям, установленным документацией: значение показателя (характеристики) оборудования, материалов, предлагаемое участником:

п.19: Кирпич строительный

Кирпич нормального формата (одинарный), лицевой – рядовой.

Требуемое значение показателя (характеристики) материалов:

п.19: Кирпич строительный

Кирпич нормального формата (одинарный), лицевой – рядовой.

Значение показателя (характеристики) оборудования, материалов, предлагаемое участником:

п.21 Брусок, п.24 Доска (тип 1); п.25 Доска (тип 2); п.26 Доска (тип 3); п.27 Доска (тип 4):

Сорт по качеству древесины и обработки: 2 – отборный

Требуемое значение показателя (характеристики) материалов:

п.21 Брусок, п.24 Доска (тип 1); п.25 Доска (тип 2); п.26 Доска (тип 3); п.27 Доска (тип 4):

Сорт по качеству древесины и обработки: 2 – отборный.

* В соответствии с пунктом 3.10 раздела I Документации: «Если в Техническом задании значение показателя установлено как верхний или нижний предел, сопровождаясь при этом соответственно фразами с использованием символа «–» между минимальным и максимальным значением показателя, участником в предложении устанавливается единственное конкретное значение».

В свою очередь, Комиссия отмечает, что положениями закупочной документации установлено следующее.

 

11.2

Первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать: (вставить из положения или в текстовую часть)

  1. Согласие участника открытого конкурса в электронной форме на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме.

  2. конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации, и указание на товарный знак (при наличии)

 

Порядок заполнения сведений о конкретных показателях товара регламентирован пунктом 3.10 закупочной документации. В частности, участник закупки указывает в своей заявке конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией (при их наличии), в соответствии с теми данными о товарах, которые указаны в разделе Приложение № 3 к «Техническому заданию» документации по проведению открытого конкурса в электронной форме (далее – Техническое задание), в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, технических регламентов, стандартов и иных требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (в действующей редакции), паспортов товара, с учетом взаимосвязи с другими предоставленными конкретными показателями указанного товара. Участник закупки в своей заявке при указании конкретных показателей, соответствующих значениям, установленным документацией, должен применять общепринятые обозначения и наименования в соответствии с указанными в Сведениях о товаре и требованиями действующих нормативных документов.

Заявки, поданные с нарушением данных требований, подлежат отклонению.

В рассматриваемом случае, согласно положениям технического задания, по оспариваемым позициям 19, 21, 24-27 Заказчиком установлены следующие требования:

 

19.

Кирпич строительный

Кирпич нормального формата (одинарный), лицевой – рядовой, группы не ниже эффективной. Должен представлять собой изделие в форме прямоугольного параллелепипеда номинальными размерами 250х120х65 мм (длина х ширина х толщина). Кирпич должен быть полнотелый: пустотность кирпича не более 13% (неизменное значение). Марка кирпича по плотности от М100. Марка кирпича по морозостойкости от F50. Кирпич должен соответствовать ГОСТ 530-2012

21.

Брусок

Пиломатериал должен быть обрезной с параллельными кромками. Пиломатериал должен быть изготовлен из хвойной породы. Сорт по качеству древесины и обработки: 2 – отборный. Пиломатериалы сухие: с влажностью не более 22% (неизменное значение). Номинальные размеры: - толщина: 50 – 75 мм (предельные отклонения не более ±2,0 мм); - ширина: не более 150 мм (предельные отклонения не более ±3,0 мм). Пиломатериал должен соответствовать ГОСТ 8486-86, ГОСТ 24454-80, ГОСТ 18288-87.

24.

Доска (тип 1)

Пиломатериал должен быть обрезной с параллельными кромками. Пиломатериал должен быть изготовлен из хвойной породы. Сорт по качеству древесины и обработки: 2 – отборный. Пиломатериалы сухие: с влажностью не более 22% (неизменное значение). Номинальные размеры: - толщина: 50 – 75 мм (предельные отклонения не более ±2,0 мм); - ширина: не менее 200 мм (предельные отклонения не более ±3,0 мм). Пиломатериал должен соответствовать ГОСТ 8486-86, ГОСТ 24454-80, ГОСТ 18288-87

25.

Доска (тип 2)

Пиломатериал должен быть обрезной с параллельными кромками. Пиломатериал должен быть изготовлен из хвойной породы. Сорт по качеству древесины и обработки: 2 – отборный. Пиломатериалы сухие: с влажностью не более 22% (неизменное значение). Номинальные размеры: - толщина: 50 – 75 мм (предельные отклонения не более ±2,0 мм); - ширина: не менее 125 мм (предельные отклонения не более ±3,0 мм). Пиломатериал должен соответствовать ГОСТ 8486-86, ГОСТ 24454-80, ГОСТ 18288-87.

26.

Доска (тип 3)

Пиломатериал должен быть обрезной с параллельными кромками. Пиломатериал должен быть изготовлен из хвойной породы. Сорт по качеству древесины и обработки: 2 – отборный. Пиломатериалы сухие: с влажностью не более 22% (неизменное значение). Номинальные размеры: - толщина: 25 – 40 мм (предельные отклонения не более ±2,0 мм); - ширина: не менее 75 мм (предельные отклонения не более ±3,0 мм). Пиломатериал должен соответствовать ГОСТ 8486-86, ГОСТ 24454-80, ГОСТ 18288-87.

27.

Доска (тип 4)

Пиломатериал должен быть обрезной с параллельными кромками. Пиломатериал должен быть изготовлен из хвойной породы. Сорт по качеству древесины и обработки: 2 – отборный. Пиломатериалы сухие: с влажностью не более 22% (неизменное значение). Номинальные размеры: - толщина: 25 – 50 мм (предельные отклонения не более ±2,0 мм); - ширина: не менее 200 мм (предельные отклонения не более ±3,0 мм). Пиломатериал должен соответствовать ГОСТ 8486-86, ГОСТ 24454-80, ГОСТ 18288-87.

 

Заказчик также пояснил, что в соответствии с пунктом 3.10 раздела I закупочной документации, если в Техническом задании значение показателя установлено как верхний или нижний предел с использованием символа «–» между минимальным и максимальным значением показателя, участником в предложении устанавливается единственное конкретное значение.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что поставляемые товары будут использованы исключительно в рамках заключенного договора по результатам оспариваемой Закупки, то есть для выполнения работ по ремонту кровель. Также Заказчик отметил, что указанный товар не будет поставлен на баланс.

В отношении позиций 19, 21, 24, 25, 26 Технического предложения Заявителя:

 

19.

Кирпич строительный

Кирпич нормального формата (одинарный), лицевой – рядовой

21.

Брусок

Сорт по качеству древесины и обработки: 2 – отборный.

24.

Доска (тип 1)

Сорт по качеству древесины и обработки: 2 – отборный.

25.

Доска (тип 2)

Сорт по качеству древесины и обработки: 2 – отборный.

26.

Доска (тип 3)

Сорт по качеству древесины и обработки: 2 – отборный.

27.

Доска (тип 4)

Сорт по качеству древесины и обработки: 2 – отборный.

 

Как указывает Заказчик, по характеристикам вышеуказанных позиций у Заявителя отсутствуют конкретные показатели, то есть, Заявитель фактически скопировал в свое предложение положения технического задания.

На примере пункта 21 «Брусок» Комиссия указывает, что в соответствии с пунктом 2.2 ГОСТ 8486-86 по качеству древесины и обработки доски и бруски разделяют на пять сортов (отборный 1, 2, 3, 4-й), а брусья - на четыре сорта (1, 2, 3, 4-й) и должны соответствовать требованиям, указанным в таблице.

В ходе анализа заявки Заявителя, Комиссией Управления установлено, что первая часть заявки участника содержала безоговорочное согласие участника на оказание услуг в соответствии с подпунктом 1 пункта 11.2 закупочной документации.

Комиссия отмечает, что, указав общее согласие на выполнение работ, согласно условиям документации, участник подтверждает намерение оказать услуги/выполнить работы на опубликованных Заказчиком условиях.

В свою очередь Комиссия отмечает, что в рассматриваемом случае предметом Закупки является выполнение работ по ремонту кровель. Соответственно, для Заказчика важным условием является качество оказания услуг.

Стоит также учитывать, что положения Закона о закупках не обязывают участника закупки иметь в наличии товар на момент подачи заявки. В связи с чем требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными только при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Названный правовой подход, изложенный в пункте 3 письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16, подержан Верховным судом Российской Федерации в решении от 09.02.2017 по делу № АКПИ16-1287, в котором суд указал, что желание заказчика требовать от участника закупки подробного описания в заявке различных показателей значения товара, в том числе и те, которые становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства фактически направлены на создание неравных условий для участников закупки, что не соответствует принципу обеспечения конкуренции.

Комиссия также отмечает, что в силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации подача участником заявки для участия в конкурентной процедуре свидетельствует о принятии им условий его проведения, содержащихся в Аукционной документации.

В целях соблюдения баланса частных и публичных интересов не допускается отклонение заявок участников по формальным основаниям с целью искусственно ограничить количество потенциальных участников.

Формальное отклонение заявки за непредставление предусмотренных сведений не может являться безусловным основанием для отклонения заявки участника, если Заказчиком не доказано реальное несоответствие такого участника требованиям.

Доказательств обратного Заказчиком Комиссии не представлено.

Комиссия также принимает во внимание, что на участие в Закупке было подано 9 заявок, в соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в закупке 32211056418 от 03.02.2022 отказано в допуске 5 участникам. При этом основания отклонения так или иначе связаны с непредставлением конкретных показателей.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о несоответствии действий Заказчика требованиям, установленным пунктом 2 части 1 статьи 3 закона о закупках.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности данного доводов жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Телекомстройпроект +» (ОГРН: 1085543063231, ИНН: 5528203030) на действия ГБУ «Озеленение» (ОГРН: 1167746446383, ИНН: 9717025245) при проведении Закупки обоснованной.

2. Установить в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны