Решение б/н б/а от 5 апреля 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-4193/2024 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
03.04.2024 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
Председательствующего:
<...> — главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля торгов,
членов Комиссии:
<...> — ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля торгов,
<...> — специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля торгов,
при участии посредством видеоконференцсвязи представителя ООО «СпецПоставка» <...>., действующей на основании доверенности от 02.04.2024 № 11-24, представителя АО «Концерн «Росэнергоатом» <...>, действующей на основании доверенности от 27.12.2024 № 9/1734/2023-ДОВ,
рассмотрев жалобы ООО «СпецПоставка» (далее - Заявитель) на действия АО «Концерн «Росэнергоатом» (далее - Заказчик) при проведении закрытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку бронеизделий (реестровый №220000155400000000005, закупочная процедура опубликована на официальном сайте: http://223.astgoz.ru, далее — Закупка) (далее — Жалоба),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, перенаправленная письмом ФАС России от 27.03.2024 № 28/5708/24.
При этом в жалобе Заявителя содержатся ссылки на нарушение Заказчиком статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Комиссия разъяснила Заявителю о том, что настоящая жалоба принята к рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Жалоба, содержащая сведения о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается по правилам главы 9 Закона о защите конкуренции.
На вопрос Комиссии Заявитель пояснил, что отказывается от рассмотрения жалобы по правилам главы 9 Закона о защите конкуренции и в качестве способа защиты права выбирает рассмотрение своей жалобы по правилам статьи 18.1. Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.
Согласно доводам жалобы Заказчиком нарушен порядок оценки заявок в части определения итогового рейтинга заявки.
По мнению Заявителя, оценка его заявки была осуществлена неправомерно, так как она основана на необъективном и ограничивающем конкуренцию порядке оценки заявок, предусматривающем использование сведений об участнике закупки на официальном сайте собственного рейтинга деловой репутации участника на дату открытия доступа к заявкам (вскрытия конвертов) и применение соответствующей формулы.
Так, Заявитель в жалобе указывает, что порядок оценки заявок по подкритерию «Значение деловой репутации», указанный в документации, является необъективным и не основанном на принципах добросовестной конкуренции и эффективности (обеспечение целевого, экономически обоснованного и эффективного расходования средств на приобретение продукции (в том числе с учетом стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика)), закрепленных в Едином отраслевом стандарте закупок государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», утвержденном решением наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» от 07.02.2012 № 37 (далее – Положение о закупке).
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами информационная открытость закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Комиссия, рассмотрев довод Заявителя о нарушении порядка оценки заявки, установила следующее.
Заказчик на официальном сайте Оператора ЭТП — АСТ ГОЗ разместил извещение о проведении Закупки.
НМЦД составляет: 21 582 052 (Двадцать один миллион пятьсот восемьдесят две тысячи пятьдесят два) рубля 72 копейки, включая НДС 20%.
Дата начала срока подачи заявок на участие в закупке: «18» января 2024 года.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке: 08-00 (время московское) «30» января 2024 года.
Дата рассмотрения заявок и подведения итогов закупки:
Отборочная стадия рассмотрения заявок на участие в закупке: не позднее «20» февраля 2024 года.
Оценочная стадия рассмотрения заявок на участие в закупке и подведение итогов закупки: не позднее «29» февраля 2024 года.
Согласно документации Заказчиком установлен следующий порядок оценки заявок в части определения итогового рейтинга заявок.
Итоговый рейтинг заявки (Final application rating (FAR)) определяется по формуле:
FAR i = Ri – BRi
где:
FARi – Итоговый рейтинг заявки в баллах i-го участника закупки
Ri – Рейтинг заявки участника закупки в баллах, полученный по результатам оценки по критериям (подкритериям) с учетом значимости (веса) данных критериев (подкритериев), i-го участника закупки
BRi – значение деловой репутации в баллах i-го участника закупки, рассчитанное по формуле:
Значение деловой репутации (Business reputation (BR)) |
Баллы |
На официальном сайте рейтинга деловой репутации на дату открытия доступа к заявкам (вскрытия конвертов) сведения об участнике закупки отсутствуют, либо значение индекса деловой репутации данного участника равно нулю |
0 |
Re ___________________________ * 5
BRi = Re maxi |
|
Re max |
5 |
Rei – значение Индекса деловой репутации поставщиков i-го участника закупки на Официальном сайте рейтинга деловой репутации (http://rdr.rosatom.ru/) на дату открытия доступа к заявкам (вскрытия конвертов)
Remax – максимальное значение Индекса деловой репутации поставщиков, опубликованное на Официальном сайте рейтинга на дату открытия доступа к заявкам (вскрытия конвертов), из значений Индекса деловой репутации поставщиков всех допущенных участников.
Критерии и порядок оценки и сопоставления заявок участников в закупочной документации на закупку бронеизделий установлены в соответствии с подразделом 2.5 раздела 2 приложения № 10 к ЕОСЗ и приведены в разделе 4 «Критерии и методика оценки заявок на участие в закупке» Части 1 закупочной документации закрытого запроса предложений.
Согласно статьи 10.3 Положения о закупке, любое заинтересованное лицо имеет право обжаловать действия (бездействие) заказчика, организатора закупки, закупочной комиссии, УО, оператора ЭТП, если такие действия ( бездействие) нарушают права и законные интересы данного лица, связанные с участием в закупке. Условия и положения извещения и закупочной документации могут быть обжалованы до окончания срока подачи заявок.
До установленного в документации о закупке срока подачи заявок на участие в закупке (открытия доступа к поданным заявкам) запросы о разъяснении положений закупочной документации по установленным критериям оценки заявок на участие в закупке, в том числе по рейтингу деловой репутации, не поступали.
В соответствии с пунктом 3.2 Единых отраслевых методических указаний по оценке деловой репутации, утвержденных приказом Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» от 07.02.2022 № 1/127-П (далее — Методические указания), при оценке негативной деловой репутации поставщика учитываются следующие Факторы:
• выставленные и принятые Неустойки за нарушение сроков исполнения договорных обязательств, нарушения требований ТБ, экологических требований, Рекламаций по качеству услуг или иных условий договора;
• выставленные и принятые Рекламации по качеству продукции;
• результаты проигранных Поставщиками арбитражных дел ( включая третейский суд), в которых вынесены решения о выплате Неустойки за нарушение сроков исполнения договорных обязательств, нарушения требований ТБ, экологических требований, Рекламаций по качеству или иных условий договора;
• подтвержденные факты поставки контрафактной и/или фальсифицированной продукции;
• подтвержденные факты фальсификации документов на этапе заключения или исполнения договора;
• подтвержденные факты фальсификации документов на этапе проведения Закупки;
• сведения о нахождении в реестрах недобросовестных поставщиков.
Согласно протоколу от 21.03.2024 № 240007020300015-ИП заявке Заявителя (участник №2) был присвоен следующий рейтинг:
|
Участники закупки /баллы, присвоенные заявкам участников закупки с учетом значимости (веса) |
||
Наименование критерия / подкритерия (вес критерия / подкритерия) |
критерия (подкритерия) |
||
Участник 2 идентификационный номер 72070 |
Участник 5 идентификационный номер 25392 |
||
Цена заявки: 16 980 000 (Шестнадцать миллионов девятьсот восемьдесят тысяч) рублей 00 копеек, включая НДС |
Цена заявки: 17 200 000 (Семнадцать миллионов двести тысяч) рублей 00 копеек, включая НДС |
||
баллы |
баллы |
||
Цена договора (95%) |
95,00 |
93,78 |
|
Опыт участника |
|
|
|
процедуры закупки (5%) |
5,00 |
5,00 |
|
Наличие санкций Итоговая оценка по |
нет |
нет |
|
подкритерию «опыт участника» с учетом санкций |
5,00 |
5,00 |
|
Рейтинг заявки участника закупки |
100,00 |
98,78 |
|
Значение репутации |
деловой |
5,00 |
0,02 |
Итоговый заявки |
рейтинг |
95,00 |
98,76 |
Как пояснил Заказчик, при проведении оценки итогового рейтинга заявок участников учитывался индекс деловой репутации на «Официальном сайте рейтинга» на дату открытия доступа к заявкам (09.02.2024) и составил:
Заявитель - 0,566 (за нарушение сроков или иных условий договора (добровольное признание));
АО «НЭПТ» (участник №5) - 0,002 (за нарушение сроков или иных условий договора ( добровольное признание )).
Согласно информации предоставленной Заказчиком при расчете индекса деловой репутации были учтены негативные факты исполнения Заявителем договоров от 08.12.2023 № 12/19378-д, от 27.11.2023 № 12/19347-д, заключенных с АО «Уральскийй электрохимический комбинат», а также договора от 17.09.2023 № 2963/2023/10.1-ДОГ, заключенного с ФГУП «Производственное объединение «Маяк».
Таким образом, в соответствии с расчитанным на основании Методических указаний индексу деловой репутации участнику, имеющему максимальное значение индекса деловой репутации, Заявителю присвоено – 5 баллов (формула расчета (0,566/0,566)*5=5). Участнику №5 присвоено – 0,02 балла (формула расчета (0,002/0,566)*5=0,02).
Как указывает Заказчик, все Факты должны быть подтверждены определенными документами и/или сведениями, без которых Факт не может быть учтен при расчете Индекса. По каждому случаю включения в информационную систему «Расчет рейтинга деловой репутации поставщиков» (далее - Система) Факта в тот же день формируется и отправляется уведомление об этом Оцениваемому лицу с использованием электронных средств доставки сообщений, указанных Оцениваемым лицом при регистрации.
При этом любое лицо, в отношении которого в Системе внесены Факты, вправе обжаловать в ЦАК внесение таких Фактов и их учет при расчете Индекса в течение 10 (десяти) рабочих дней после даты поступления информации о Факте в Личный кабинет организации. Факт учитывается в расчете Индекса через три рабочих дня после истечения указанного срока.
До вынесения решения по жалобе Факт не учитывается при расчете Индекса. В случае признания жалобы обоснованной Факт исключается из расчета Индекса. В случае признания жалобы необоснованной Факт учитывается в расчете Индекса в соответствии с первоначально указанными в данном Факте условиями. В случае признания жалобы частично обоснованной решение по учёту Факта в расчёте Индекса принимается на основании решения суда/ антимонопольного органа/рекомендаций ЦАК.
Заявителем не были обжалованы в установленном порядке Факты, внесенные в Систему. Соответственно, Заявитель добровольно признал обоснованность внесения фактов в Систему.
Таким образом, как указывает Заказчик, оснований не применять вышеуказанные нормы ЕОСЗ в оспоренной закупке у него не имелось.
В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик осуществил оценку заявок в соответствии с установленной документацией системой оцеки заявок, с условиями которой Заявитель конклюдентно согласился, подав заявку на участие в Закупке, а равно принял на себя все риски, связанные с соответствием указанным условиям документации.
В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.
Также Комиссия отмечает, что обжалование Заявителем положений документации после принятия участия в самой закупочной процедуре не подлежит рассмотрению антимонопольным органом в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, так как Заявитель, принимая участие в публично-правовой процедуре, в силу статьи 8 ГК РФ конклюдентно соглашается с ее условиями, в связи с чем презюмируется позиция участника о признании таких условий соответствующими положениям антимонопольного законодательства, в связи с чем обжалование участником Закупки положений документации и порядок размещения информации о закупке после окончания срока подачи заявок свидетельствует о злоупотреблении своим правом на обжалование процедуры.
При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия отмечает, что оспаривание положений документации и порядок размещения информации, которые, по мнению Заявителя, противоречат действующему законодательству Российской Федерации, подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок.
Вместе с тем жалоба Заявителя была подана в антимонопольный орган после подвенеия итогов Закупки, есть после окончания срока подачи заявок на участие в Закупке.
Таким образом, Заявитель не может обжаловать указанные действия Заказчика при проведении Закупки, в связи с чем у Комиссии отсутствуют правовые основания для рассмотрения жалобы Заявителя в части оспаривания положений документации и порядка размещения информации о закупке.
В соответствии с письмом ФАС России от 25.06.2019 № МЕ/53183/19 жалоба на положения документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2021 по делу № А40-178288/20.
Таким образом, указанные доводы Заявителя об обжаловании положений документации подлежат оставлению без рассмотрения.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу об остутствии в действиях Заказчика при оценке заявки Заявителя нарушений порядка оценки заявок участников.
Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).
С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы.
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «СпецПоставка» (ИНН: 6670342650; ОГРН: 1116670017870) на действия АО «Концерн «Росэнергоатом» (ИНН: 7721632827; ОГРН: 5087746119951) при проведении Закупи необоснованной в части доводов об оспривании результатов оценки, в остальной части — оставить без рассмотрения.
2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 28.03.2024 № НП/12420/24.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.