Решение б/н б/а от 18 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-4485/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

12.04.2023 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

«...»,

членов Комиссии:

«...»,

«...»,

при участии посредством видеконференцсвязи представителей ООО «УСП Груп», ГУУ;

рассмотрев жалобу ООО «УСП Груп» (далее - Заявитель) на действия ГУУ (далее - Заказчик) при проведении конкурентного отбора , на право заключения договора на оказание услуг по обслуживанию, содержанию зданий, помещений и прилегающих территорий Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Государственный университет управления» (реестровый № 32312234465, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно доводам жалобы нарушение со стороны Заказчика выразилось в ненадлежащем формировании конкурсной документации.

1. Заявитель отмечает, что Заказчиком неправильно определен код по общероссийскому классификатору по видам экономической деятельности, что повлекло проведение Закупки вне рамок электронной формы.

2. По мнению Заявителя, Заказчиком некорректно указаны объемы оказания услуг, а также объемы товаров, подлежащих поставке в ходе оказания услуг.

3. Заявитель указывает, что Заказчиком применен рейтинг, присуждаемый заявке, не установленный Положением о закупке Заказчика.

4. Заявитель оспаривает установленные неценовые критерии оценки заявок, которые, по мнению Заявителя, не позволяют определить наилучшие условия исполнения договора.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобах, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

При проведении Закупок Заказчик руководствовался нормами Закона о закупках и Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Государственный университет управления», версия 26 от 30.09.2022 (далее – Положение, Положение о закупке)Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

В соответствии с пунктом 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Из материалов дела следует, что 28.03.2023 на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение № 32312234465 о проведении конкурентного отбора , на право заключения договора на оказание услуг по обслуживанию, содержанию зданий, помещений и прилегающих территорий Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Государственный университет управления».

1. Относительно довода о неправомерном выборе кода по общероссийскому классификатору по видам экономической деятельности Комиссия отмечает следующее.

В соответствии с информацией на сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее — ЕИС) классификация по ОКВЭД2 - 81.10 Деятельность по комплексному обслуживанию помещений, классификация по ОКПД2 - 81.10.10.000 Услуги по обслуживанию помещений комплексные.

Согласно общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности 81.10.10 — услуги по комплексному обслуживанию помещений.

Эта группировка включает:

— предоставление комплексных услуг по обслуживанию помещений клиента, таких как общая уборка, техническое обслуживание, вывоз мусора, обеспечение охраны и безопасности, доставка почты, услуги службы приема, услуги прачечных и т.д.

Эта группировка не включает:

— предоставление только одной из вспомогательных услуг (например, услуги по общей уборке), см. соответствующий класс согласно предоставляемой услуге;

— предоставление услуг управленческого и обслуживающего персонала для полного обеспечения жизнедеятельности предприятия клиента, такого как гостиница, ресторан, шахта или больница, см. класс, к которому причислено управляемое подразделение.

То есть, данный код включает в себя именно перечень комплексных услуг, который не является исчерпывающим.

Вместе с тем Комиссия установила, что в соответствии с техническим заданием исполнителем должен оказываться комплекс услуг, включающий в себя такие услуги как:

- по уборке внутренних помещений,

- по уборке внутренней и прилегающей территории,

- услуги по мойке кровли, фасадов, остекления с применением альпинистского снаряжения,

- услуги по уборке и вывозу мусора,

- услуги такелажников,

- услуги гардеробщиц,

- услуги флориста и садовника,

- услуги операторов поломоечных машин.

Также Комиссия отмечает, что исполнитель должен предоставить персонал разного уровня квалификации, при этом в рамках оказания услуг должна быть предоставлена уборочная и специализированная техника, должны поставляться расходные материалы, должен быть назначен ответственный менеджер для контроля и координации работников исполнителя на территории Заказчика.

Вместе с тем довод Заявителя, что в рамках установленного ОКПД2 не предоставляются услуги управленческого и обслуживающего персонала, Комиссия оценивает критически, поскольку ГУУ не относится к гостинице, ресторану, шахте и больнице.

Также согласно позиции Заявителя услугам, перечисленным в техническом задании, соответствует код по ОКПД 2 81.21.10 «Услуги по общей уборке зданий».

Эта группировка включает:

- услуги по уборке и обслуживанию жилых домов, квартир, зданий коммерческого, административного и промышленного назначения: услуги по мытью и натирке полов;

- услуги по чистке стен внутри помещения, услуги по полировке мебели прочие;

- услуги по обслуживанию зданий и сооружений, включая мелкий ремонт.

Комиссия также оценивает критически данный довод, поскольку в техническом задании установлен комплекс услуг, относящийся не только к уборке (очистке), мойке отдельных помещений, зданий или частей зданий.

В свою очередь, Комиссия считает необходимым отметить, что положениями Закона о закупках не установлены требования или какой-либо порядок присвоения кодов ОКПД2.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком корректно выбран код ОКПД2 в связи с оказанием комплекса услуг.

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы по данному доводу.

2. Относительно довода о некорректном указании объемов оказания услуг, а также объемов товаров, подлежащих поставке в ходе оказания услуг, Комиссия отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 2 технического задания объем предоставления услуг:

- общая площадь помещений зданий 270 651.00 м2;

- эксплуатационная площадь территории 113 136.28 м²;

- зеленые насаждения (деревья, кустарники, поросль, цветники, газоны) 42230.54 м2, из которых газоны – 41 601.52 м2;

- под замощением (асфальтовое, плиточное, бетонное, грунтовое, гранитная крошка, деревянное, цементное, искусственное, асфальтобетонное, цементобетонное) 70 905.74 м2.

Пунктом 18 технического задания установлено, что включает в себя уборка и содержание прилегающих территорий, в том числе есть перечень и периодичность работ по благоустройству прилегающих территорий.

2.1. Заявитель указывает, что Заказчиком установлены противоречивые требования к оказанию услуг по уборке и содержанию внутренней и прилегающей территории, выраженные в расхождении перечня требуемых услуг и периодичности их оказания.

Комиссия установила, что по услуге «Полив проездов внутренней и прилегающей территории (асфальтовых покрытий, зеленых насаждений) с помощью специализированной техники» в техническом задании установлено следующее.

 

Пункт технического задания

Наименование услуги

Периодичность

П. 3 Таблицы «Перечень и объемы оказываемых услуг»

полив проездов внутренней и прилегающей территории (асфальтовых покрытий, зеленых насаждений) с помощью специализированной техники

Ежедневно с 06.00 до 22.00 по необходимости круглосуточно (в зависимости от погодных условий)

П. 18

Плановые периодические мероприятия по содержанию территории в летний период:

полив проездов внутренней и прилегающей территории (асфальтовых покрытий) с помощью специализированной техники

Летний период

П. 18

Таблица «Перечень и периодичность работ по благоустройству прилегающих территорий»

Полив цветников, газонов, деревьев, в том числе хвойных растений

по необходимости, но не реже 1 раза в месяц

То есть, с учетом положений технического задания полив асфальтовых покрытий и зеленых насаждений производится в летний период ежедневно по необходимости.

При этом по поливу зеленых насаждений Заказчик пояснил, что им сделано уточнение, что полив должен осуществляться не реже 1 раза в месяц.

Относительно довода Заявителя, что не приведен количественный показатель объема услуги, что не позволяет определить, что в итоге необходимо поливать только газон или же зеленые насаждения Комиссия указывает, что площадь зеленых насаждений в пункте 2 технического задания составляет 42230.54 м2..

2.2. В столбце 3 таблицы 1 Заказчиком установлена уборка территории от мусора (подметание, затаривание в мешки и вынос мусора) с периодичностью оказания -ежедневно с 06.00 до 22.00 по необходимости круглосуточно (в зависимости от погодных условий).

Заявитель указывает, что количественный показатель объема требуемой услуги Заказчиком не установлен, таким образом, по мнению Заказчика, отсутствует понимание какую площадь территории надо убирать и подметать.

В свою очередь, Заказчик пояснил, что результатом оказания услуг по уборке внутренней и прилегающей территории является отсутствие мусора, грязи и содержание территории в чистоте.

То есть, уборка территории от мусора должно проводиться ежедневно в период с 6:00 до 22:00.

При этом Комиссия отмечает, что площадь территории, подлежащей уборке, согласно пункту 2 технического задания составляет 70 905.74 м2.

Комиссия считает необходимым отметить, что услуга «Подметание тротуаров и проезжей части» с периодичностью «По мере необходимости и по заявке Заказчика», указанная в пункте 4 таблицы «Перечень и объемы оказываемых услуг» не противоречит перечню услуг, указанных в пункте 3 технического задания.

То есть, в пункте 3 технического задания периодичность установлена конкретная с указанием времени, при этом, в случае, если появится необходимость подметания тротуаров, дополнительно Заказчик направит соответствующую заявку Исполнителю. При этом объемы будут содержаться в заявке Заказчика, так как на момент подготовки технического задания определить какая именно площадь будет загрязнена не представляется возможным.

Относительно отсутствии периодичности и объема по некоторым услугам Комиссией установлено следующее.

 

Наименование услуги

Периодичность

Объем

Покос травы

По мере необходимости и

по заявке Заказчика

В момент составления Технического задания у Заказчика отсутствует информация об объеме оказываемой услуги, так как интенсивность роста травы предусмотреть невозможно. Фактический объем оказания услуги будет указан в заявке Заказчика

Посев травы (расходные материалы на посев приобретаются Заказчиком)

По мере необходимости и

по заявке Заказчика

В момент составления Технического задания у Заказчика отсутствует информация об объеме оказываемой услуги, так как интенсивность облысения, выжигания и т.п. предусмотреть невозможно. Фактический объем оказания услуги будет указан в заявке Заказчика

Предоставление, не менее 6 машин объемом 20 м3 чернозема за период оказания услуг

По мере необходимости и

по заявке Заказчика

В момент составления Технического задания у Заказчика отсутствует информация о выветривании, вымывании и ухода чернозема, так как это зависит от погоды, природных условий и предусмотреть невозможно. Фактический объем оказания услуги будет указан в заявке Заказчика.

Уход за зелёными насаждениями: кронирование, стрижка

По мере необходимости и

по заявке Заказчика

Общий объем зеленых насаждений указан в п. 2 Технического задания.

Конкретный объем в момент составления технического задания указать не представляется возможным в связи с тем, что интенсивность роста деревьев и кустарников предусмотреть в зимний период невозможно.

Фактический объем оказания услуги будет указан в заявке Заказчика.

Высадка деревьев, кустов и цветочной рассады (по заявке Заказчика, расходные материалы приобретаются Заказчиком)

По мере необходимости и

по заявке Заказчика

Техническое задание формируется в зимний период, таким образом, у заказчика отсутствует физическая возможность указать объем деревьев, кустов и цветочной рассады, которую необходимо высадить.

Кроме того, Заказчиком указано, что все расходные материалы, в том числе растения Заказчиком приобретаются самостоятельно, т.е. Исполнителю необходимо предоставить лишь квалифицированную рабочую силу, которая должна быть на территории университета согласно графика, указанного в п. 7 Технического задания.

Фактический объем оказания услуги будет указан в заявке Заказчика.

Покраска бордюров, заборов, металлических ящиков, садовых лавочек, ворот, калиток (по заявке Заказчика, расходные материалы приобретаются Исполнителем)

По мере необходимости и

по заявке Заказчика

Техническое задание формируется в зимний период, таким образом, у заказчика отсутствует физическая возможность указать площадь, под покраску, так как Заказчик не может предусмотреть в каком месте краска облупилась.

Фактический объем оказания услуги будет указан в заявке Заказчика.

Содержание уличных флагштоков

По мере необходимости и

по заявке Заказчика

Фактический объем оказания услуги будет указан в заявке Заказчика.

 

2.3. В таблице 1 Заказчиком установлено предоставление, не менее 6 машин объемом 20 куб.м. чернозема за период оказания услуг. Заявитель указывает, что Заказчиком не установлено конечное число требуемых машин.

 

4.

Услуги по содержанию и благоустройству внутренней и прилегающей территории

- подметание тротуаров и проезжей части;

- очистка решеток ливневой канализации;

- сборка и вынос мусора в мусоросборные контейнеры;

- поливка газонов;

- покос травы;

- посев травы (расходные материалы на посев приобретаются Заказчиком);

- предоставление, не менее 6 машин объемом 20 м3 чернозема за период оказания услуг;

- уход за зелёными насаждениями: кронирование, стрижка;

- высадка деревьев, кустов и цветочной рассады (по заявке Заказчика, расходные материалы приобретаются Заказчиком);

- покраска бордюров, заборов, металлических ящиков, садовых лавочек, ворот, калиток (по заявке Заказчика, расходные материалы приобретаются Исполнителем);

- содержание уличных флагштоков.

Услуги должны оказываться с учетом положений, указанных в п. 18

По мере необходимости и

по заявке Заказчика

 

Комиссия установила, что в пункте 4 таблицы «Перечень и объемы оказываемых услуг» указано, что необходимо предоставление не менее 6 машин объемом 20 м3 чернозема за период оказания услуг, то есть, общий минимальный объем составляет 120 м3.

В пункте 18 Технического задания указано, что необходимо предоставление не менее 4 машин чернозема за период оказания услуг.

Заказчик пояснил, что таким образом общий минимальный объем необходимого чернозема 120 м3, при этом в случае, если исполнитель привезет чернозем на 4 машинах, то объем чернозема в одной машине будет составлять 30 м3.

То есть, в рассматриваемом случае Заказчиком в техническом задании предусмотрена лишь вариативность оказания услуги.

При этом максимальный объем чернозема в момент составления технического задания предусмотреть невозможно, так как у Заказчика отсутствует информация о выветривании, вымывании и ухода чернозема, поскольку данный фактор зависит от погоды, природных условий.

Соответственно, фактический объем оказания услуги будет указан в заявке Заказчика.

2.4. В пункте 18 технического задания содержится таблица «Перечень и периодичность работ по благоустройству прилегающей территории», в соответствии с которой необходимо выполнить работы по прополке.

 

Очистка с газонов скошенной травы

после выкашивания травы

Прополка газонов от сорной растительности

1 раз в месяц

Подкормка газонов сухими минеральными удобрениями

3 раза за сезон

Защита газонов от вредителей и болезней с применением пестицидов

3 раза за сезон

Разокучивание многолетних и луковичных культур от мульчирующего слоя торфа, перегноя или опилок

1 раз в начале сезона

Прополка от сорной растительности

5 раз за сезон

Рыхление почвы

1 раз в месяц

 

Заявитель указывает, что, если прополку газонов необходимо выполнять 1 раз в месяц, то не установлено, что нужно пропалывать и какую площадь 5 раз в сезон.

Заявитель также отмечает, что подобное противотечение присутствует по выполнению работ по защите от вредителей и болезней с применением пестицидов, а именно: Заказчиком не установлены объемы работ, не указано что в итоге необходимо обработать и при этом установлена разная периодичность одних и тех же работ.

 

Защита от вредителей и болезней с применением пестицидов

4 раза за сезон

Осенняя обрезка наземной части многолетников, протирка летников

1 раз за сезон (сентябрь-октябрь)

Подготовка цветников к зиме: мульчирование торфом, укрытие утепляющими материалами, согласно агротехнике выращивания культур

1 раз за сезон

Разокучивание после зимовки с уборкой защитных материалов

1 раз за сезон

Санитарная, омолаживающая, стимулирующая рост и цветение обрезка, прореживание

1 раз в месяц

Побелка деревьев до высоты 1,5 м.

1 раз в год

Санобрезка деревьев, формирование кроны деревьев, удаление сухостойных ветвей и деревьев ( сад выпускников)

1 раза в сезон

Формирующая обрезка кустарника

1 раз в неделю

Обрезка отцветших соцветий у декоративно-цветущих растений

по необходимости

Направление роста и подвязывание кустарников, вновь посаженных деревьев

по необходимости

Защита растений от вредителей и болезней в облиственном и безлиственном состоянии с применением пестицидов

1 раз в месяц

Отчистка дренажных каналов

1 раз в неделю

 

Между тем, Комиссия отмечает, что в таблице пункта 18 Технического задания указано, что прополка газонов от сорной растительности - 1 раз в месяц, прополка от сорной растительности - 5 раз за сезон.

При этом в пункте 2 технического задания указана площадь зеленых насаждений и отдельно выделена площадь газонов.

То есть, Комиссия обращает внимание, что Заказчиком в техническом задании определено, что прополка конкретно газонов – 1 раз в месяц, а прополка всех зеленых насаждений – 5 раз за сезон.

Таким образом, Заказчиком установлен и объем, и периодичность оказания услуг по прополке зеленых насаждений, а также установлено максимальное количество раз прополки за сезон.

 

Защита от вредителей и болезней с применением пестицидов

4 раза за сезон

Защита растений от вредителей и болезней в облиственном и безлиственном состоянии с применением пестицидов

1 раз в месяц

Относительно услуги по защите растений от вредителей и болезней Заказчиком также установлена периодичность – ежемесячно и установлен максимальный объем оказываемой услуги за сезон.

2.5. Согласно техническому заданию необходимо оказать услуги по предоставлению и обслуживанию диспенсеров (предоставление в течение 3 дней с даты заключения контракта).

 

2.

Услуги по предоставлению и обслуживанию оборудования для санузлов

- предоставление и обслуживание диспенсеров;

- предоставление расходных материалов;

- обслуживание (в т.ч. замена при поломке) сушилок для рук 180 штук.

Услуги должны оказываться с учетом положений, указанных в п. 17.2 и 17.3.

Предоставление – в течение 3 дней с даты заключения контракта.

Обслуживание – ежедневное, при выходе из строя оборудования -

по заявке Заказчика

 

Заявитель указывает, что Заказчиком не установлено количество поставляемых диспенсеров.

В свою очередь, Комиссия считает необходимым отметить, что в пункте 8.11 технического задания установлено, что Исполнитель в течение 5 (пяти) рабочих дней после заключения договора проводит осмотр на наличие в исправном состоянии бумагодержателей, мыльниц и диспенсеров для: жидкого мыла; бумажных полотенец; бумажных покрытий на унитаз.

В пункте 17.3 технического задания установлены требования к техническим характеристикам поставляемых товаров в рамках оказания услуг:

- диспенсер для туалетной бумаги в мини-рулонах Tork Elevation (или эквивалент), цвет белый, высота – от 130 мм до 325 мм, ширина – от 281 мм до 345 мм, глубина – от 130 мм до 270 мм, изготовлен из пластика, (туалетная бумага в рулонах), диспенсер должен крепиться к стене – не менее 20 шт.

- диспенсер для бумажных полотенец Tork Elevation (или эквивалент), цвет белый, ширина – от 240 мм до 337 мм, глубина – от 200 мм до 340 мм, высота – от 230 мм до 372 мм, изготовлен из пластика, расходные материалы рулонные, (полотенца в рулонах), диспенсер должен крепиться к стене – не менее 13 шт.

- диспенсер для покрытий на унитаз Tork (или эквивалент), цвет белый, изготовлен из пластика, ширина – от 420 мм до 430 мм, глубина – от 50 мм до 58 мм, высота – от 282 мм до 315 мм, диспенсер должен крепиться к стене – не менее 3 шт.

- диспенсер для освежителя воздуха Tork Elevation система А1 (или эквивалент), цвет белый, ширина – от 97 мм до 125 мм., высота – от 174 мм до 225 мм., глубина – от 60 мм до 90 мм., объем освежаемого помещения до 20 кв.м., объем флакона от 75 мл до 320 мл., обеспечивает свежесть в помещении от 30 до 90 дней, индикатор наполнения аэрозоля и заряда батареи, изготовлен из пластика, монтаж подвесной, возможность программирования режима работы: выбор 8, 12, 16 и 24 (либо день, ночь, сутки) - часового режима работы 5-7 дней в неделю, диспенсер должен крепиться к стене - не менее 4 шт.

Поскольку предметом оспариваемой Закупки является оказание услуг (выполнение работ) по комплексной уборке, а не поставка товара, соответственно, в рассматриваемом случае критерием измеримости является именно наличие расходных материалов, а не их определенный объем/количество.

При этом, исходя из положений закупочной документации, Заказчик установил показатели, позволяющие участникам закупки/исполнителям по договорам самостоятельно рассчитать количество необходимых для выполнения работ (оказания услуг) расходных материалов.

2.6. Заявитель указывает, что в строке 2 таблицы № 1 Заказчик установил требование о приобретении диспенсеров в санитарные зоны за счет Исполнителя.

Вместе с тем в пункте 8.11 технического задания указано, что Исполнитель в течение 5 (пяти) рабочих дней после заключения договора проводит осмотр на наличие в исправном состоянии бумагодержателей, мыльниц и диспенсеров для: жидкого мыла; бумажных полотенец; бумажных покрытий на унитаз. В случае их неисправности или отсутствия производит за свой счет ремонт или установку новых.

Таким образом, по мнению Заявителя, из технического задания не следует, имеется ли потребность Заказчика в поставке указанных товаров, а также будут ли приняты все товары, приобретенные исполнителем или только те которые будут установлены (взамен вышедшим из строя или израсходованным).

Между тем, Комиссия установила, что в пункте 2 таблицы «Перечень и объемы оказываемых услуг» указано: «обслуживание (в т.ч. замена при поломке) сушилок для рук 180 штук».

При этом на момент формирования технического задания у Заказчика нет возможности определить количество сушилок, которые выйдут из строя.

В этой связи, Комиссия отмечает, что Заказчиком указано количество сушилок, которое находится у Заказчика.

Соответственно, на основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вся необходимая информация установлена в техническом задании закупочной документации.

Действительных доказательств, подтверждающих нарушение прав Заявителя установленными требованиями, Заявителем Комиссии не представлено.

Таким образом, Комиссия также приходит к выводу о необоснованности жалобы по данному доводу.

Относительно доводов 3 и 4 Заявителя, что Заказчиком установлен рейтинг, присуждаемый заявке, не установленный Положением о закупке, а также, что неценовые критерии оценки заявок участников Закупки не позволяют определит наилучшие условия исполнения договора Комиссия отмечает следующее.

В соответствии с критериями оценки заявок на участие в конкурентном отборе Заказчиком установлено следующее.

 

№ п./п.

Наименование критерия

Максимальное количество баллов

Значимость критерия оценки,

%

Коэффициент значимости критерия оценки

1.

Стоимостные критерии оценки заявок:

1.1.

Цена договора

100

50

0,50

2.

Нестоимостные критерии оценки заявок:

2.1

Квалификация участников закупки (в том числе опыт работы, связанный с предметом договора; деловая репутация (как количественный показатель); обеспеченность кадровыми ресурсами (количество и (или) квалификация); наличие финансовых ресурсов; наличие на праве собственности или ином праве оборудования и других материальных ресурсов);

100

50

0,50

ПоказательС1: Опыт участника по успешному выполнению работ/оказанию услуг, аналогичных предмету закупки

100

70

0,70

ПоказательС2: Деловая репутация Участника закупки

100

30

0,30

ИТОГО:

100

1,00

 

1. Стоимостные критерии: цена договора.

Количество баллов, присуждаемых по критериям оценки «Цена договора» (ЦБi), определяется по формуле:

 

  1. в случае, если Цmin>0,

 

где:

Цi - предложение участника закупки, заявка которого оценивается;

Цmin - минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;

  1. в случае, если Цmin<0,

 

где Цmax - максимальное предложение из предложений по критерию, сделанных участниками закупки.

Заказчик на заседании Комиссии пояснил, что им была допущена техническая ошибка при формировании критериев оценки заявок участников Закупки и использован критерий в соответствии с положениями Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

2. Нестоимостные критерии оценки заявок:

2.1 Квалификация участников закупки (в том числе опыт работы, связанный с предметом договора; деловая репутация (как количественный показатель); обеспеченность кадровыми ресурсами (количество и (или) квалификация); наличие финансовых ресурсов; наличие на праве собственности или ином праве оборудования и других материальных ресурсов).

Показатель С1: «Опыт участника по успешному выполнению работ/оказанию услуг, аналогичных предмету закупки».

Значимость показателя: 70%.

Коэффициент значимости показателя (КЗ) «Опыт участника по успешному выполнению работ/оказанию услуг, аналогичных предмету закупки» составляет 0,70.

Максимальное количество баллов – 100 баллов

Заказчиком будет оцениваться исчисляемая в рублях общая сумма успешно исполненных договоров/контрактов, заключенных без учета правопреемства в рамках законов 44-ФЗ и/или 223-ФЗ, а также коммерческих контрактов/договоров, аналогичных предмету закупки, с ценой каждого контракта/договора не менее 3 000 000 руб., заключенных с 01.01.2018 до даты публикации настоящей процедуры.

Данные сведения должны быть указаны Участником закупки в Форме № 4 Приложения № 3 к заявке на участие в конкурентном отборе и подтверждаться следующими документами:

- копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) с актами выполненных работ/оказанных услуг, аналогичных предмету закупки заключенные с 01.01.2018 до даты публикации настоящей процедуры.

Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями и дополнительными соглашениями, являющимися их неотъемлемой частью.

Представленные участником закупки контракты (договоры), исполнение которых не подтверждено документально, не учитываются при оценке.

Под успешным выполнением работ/оказанием услуг понимается исполнение участником закупки контракта (контрактов), договора (договоров) в полном объеме в соответствии с условиями, установленными в контракте (договоре), без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).

По успешному выполнению работ/оказанию услуг участник закупки декларирует в заявке исполнение им контракта (контрактов), договора (договоров) представленного(ых) по показателю критерия оценки, без применения к нему неустоек (штрафов, пеней).

Заказчик, уполномоченный орган вправе запросить у соответствующих органов и организаций информацию об успешном выполнении работ/оказании услуг по исполнению участником закупки контракта (контрактов), договора (договоров) без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).

Под работами/услугами аналогичными предмету закупки понимаются оказание услуг по уборке и/или содержание объектов и/или содержанию прилегающих территорий.

Баллы по показателю присваиваются от 0 до 100 баллов. Максимальное количество баллов (100) получает заявка, имеющая наибольшее количество копий ранее исполненных контрактов (договоров) аналогичных предмету закупки с актами выполненных работ/оказанных услуг.

Количество баллов, присуждаемых по показателюС1: «Опыт участника по успешному выполнению работ, аналогичных предмету закупки», определяется по формуле:

С1 = КЗ ×100×(Ki/Kmax)

- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

- максимальное предложение из предложений по показателю оценки, сделанных участниками закупки.

По мнению Заявителя, Заказчиком не установлено, содержание каких именно объектов признается аналогичными работами (услугами).

В свою очередь, Комиссия обращает внимание, что Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки.

Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются требованиями законодательства в сфере закупок и положением о закупках, разработанным самостоятельно с учетом потребностей конкретного заказчика.

Законом о закупках заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, направленные в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

При этом уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Направленные на обеспечение потребностей отдельных видов юридических лиц в товарах, работах и услугах отношения, регулируемые Законом № 223-ФЗ, имеют целью повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг (ст. 1).

Приведенные правовые позиции, позволяя определить круг правомерных действий заказчика при установлении в документации о закупке, проводимой по правилам Закона № 223-ФЗ, требований к участникам, отличающихся достаточной степенью строгости, указывают также на обстоятельства, наличие которых является индикатором нарушения принципов, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, и которые подлежат выяснению антимонопольным органом в целях выявления в действиях заказчика данного нарушения. Такие обстоятельства подразумевают фактическое, а не мнимое предоставление преимущественных условий участия в закупке для отдельных хозяйствующих субъектов, ограничение возможности участия наибольшего числа конкурентов в целях обеспечения победы в закупке данных хозяйствующих субъектов.

Комиссия отмечает, что Заказчик вправе устанавливать в закупочной документации квалификационные критерии отбора в соответствии со своими требованиями, при условии применения их в равной степени ко всем участникам закупки.

При этом целесообразность введения повышенных требований к участникам, включая требования к опыту и квалификации, не может выступать в качестве самостоятельного предмета оценки в отрыве от обстоятельств, указывающих на фактическое, а не мнимое предоставление преимущественных условий участия в закупке для отдельных хозяйствующих субъектов, ограничение возможности участия наибольшего числа конкурентов в целях обеспечения победы в закупке данных хозяйствующих субъектов.

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 4 Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) использование заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно. Само по себе предъявление заказчиком указанных требований не приводит к необоснованному ограничению участников закупки и не влияет на развитие конкуренции.

В свою очередь, Комиссия также считает необходимым отметить, что, согласно пункту 32 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации № 3, утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 10.11.2021, Законом о закупках заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, направленные в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности. При этом уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

По смыслу пункта 1 статьи 1 Закона о закупках, в торгах участвуют лишь те претенденты, которые могут своевременно и полно удовлетворить потребности заказчика в товарах, работах услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

В свою очередь Комиссия указывает, что установление в документации о проведении закупки критериев оценки не ограничивает право хозяйствующих субъектов на участие в процедуре закупки, а преследует цель определения лучшего предложения в рамках проводимой Заказчиком процедуры закупки.

Комиссия также отмечает, что отсутствие у хозяйствующего субъекта необходимых условий для участия в Закупке не является доказательством, подтверждающим, что требования Заказчика привели к ограничению конкуренции. Каждый хозяйствующий субъект самостоятельно принимает решение об участии в закупочной процедуре, действия каждого из них влияют на результаты закупки, победителем которого определяется лучший из участников, то есть наиболее конкурентоспособный.

В рассматриваемом случае оспариваемые критерии не являются условием допуска к участию в Закупке, а учитывается только при оценке заявок участников.

Таким образом, исходя из положений закупочной документации, отсутствие данной информации у потенциального участника Закупки не препятствует возможности подачи заявки, а непредоставление такой информации не является основанием для отклонения заявки такого участника.

В связи с чем Комиссия приходит к выводу, что установленный порядок оценки позволяет Заказчику выявить наиболее опытного из участников, подавших заявки на участие в Закупке, что также направлено на минимизацию рисков Заказчика, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением договора победителем оспариваемой Закупки.

Процедура оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке направлена на выявление участника, заявка которого содержит лучшее предложение по исполнению договора, в том числе, исходя из опыта, имеющегося у участника Закупки, и никаким образом не может ограничить участников Закупки в их праве подать заявку на участие в такой Закупке и предложить условия исполнения договора, более выгодные, чем у других участников закупки.

В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу, что установленные Заказчиком в закупочной документации оспариваемые Заявителем критерии не нарушает права участников и не ограничивает конкуренцию.

При этот, тот факт, что Заказчиком не использован стоимостной критерий, установленный Положением о закупке, не является нарушением, поскольку Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки.

В свою очередь, Заявителем не представлено действительных доказательств, свидетельствующих о том, что при формировании названных положений закупочной документации Заказчиком созданы условия, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами, либо что рассматриваемые условия были включены в документацию о закупке в интересах определенного хозяйствующего субъекта.

С учетом изложенного, Комиссия также приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы 3 и 4.

Комиссия отмечает, что Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

Таким образом, на основе всестороннего исследования, оценки конкретных фактических обстоятельств, установленных на заседании и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о признании жалобы необоснованной.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «УСП Груп» (ИНН: 7715967409; ОГРН: 1137746529359) на действия ГУУ (ИНН: 7721037218; ОГРН: 1027739017976) при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмами Московского УФАС России от 04.04.2023 № НП/14672/23 и от 12.04.2023 № НП/15739/23.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны