Решение б/н Решение от 18 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-21672/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

15.12.2020 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

при участии представителей ФГАОУ ВО РУТ (МИИТ), ООО «АНВИРА» посредством видеоконференцсвязи,

рассмотрев жалобу ООО «АНВИРА» (далее — Заявитель) на действия
ФГАОУ ВО РУТ (МИИТ) (далее — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию инженерных сетей и оборудования на объектах РУТ (МИИТ). (ЭК 024/223/20-21-СМСП) (реестровый № 32009750366) (далее — Закупка);

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

Согласно доводам жалобы нарушение со стороны Заказчика при проведении закупочной процедуры выразилось в ненадлежащем формировании Закупочной документации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для рассмотрения жалобы Заявителя в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Комиссия отмечает, что при осуществлении конкурентных процедур заказчики должны руководствоваться принципами, поименованными в части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Из доводов жалобы следует, что Заказчиком неправомерно установлен критерий оценки заявок участников «Качество услуг» ввиду того, что такой критерий является необъективным, а количество баллов, присваиваемое участнику закупки по не ценовому критерию, который определяет существо самого предложения лица, определяется субъективным образом, исходя из мнения членов закупочной комиссии заказчика или лиц, проводящих такую оценку, также Заявитель указывает, что фактически Заказчик обязывает участников процедуры доформировывать техническое задание за Заказчика.

В соответствии с пунктом 3 Приложения № 1 к Информационной карте Закупки оценка заявок участников Закупки осуществляется, в том числе по критерию «Качество работ».

Значимость критерия «качество работ» составляет 30%.

Качество работ, выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки и степень его проработки.

Предметом оценки являются предложения участника по оказанию услуг по погрузке, разгрузке, перемещению грузов и такелажные работы по следующим показателям:

Предложение по организации и методологии выполнения работ – 25 баллов;

Предложению по обеспечению контроля качества выполнения работ – 25 баллов;

Предложение по использованию машин и оборудования, программных продуктов, необходимых для выполнения работ – 25 баллов;

Предложение по использованию трудовых ресурсов, необходимых для выполнения работ – 25 баллов.

Каждому предложению по данному показателю присваиваются указанные выше баллы в случае, если оно соответствует следующим требованиям:

Шкала оценки

25 баллов - наличие предложений о качественных характеристиках услуг с полным описанием предложения по показателю;

10 баллов - наличие предложений о качественных характеристиках услуг с частичным описанием предложения по показателю;

0 баллов - отсутствие предложений о качественных характеристиках услуг по показателю.

В случае если участником в Предложении о качестве работ указывается, что все работы будут выполнены в соответствии со всеми требованиями, указанными в техническом задании, и участником не предлагается описание по показателю, то участнику присваивается 0 баллов по указанному показателю.

Непредставление предложений участника о качественных характеристиках услуг с описанием показателя, изложенного только в рамках технического задания, трактуется как «Отсутствие предложений о качественных характеристиках услуг».

Предложение о качестве работ признается «предложением о качественных характеристиках услуг с частичным описанием показателя» в случае, если в таком Предложении о качестве работ содержатся не все виды (наименования) оказываемых услуг, исчерпывающий перечень которых указан в приложении к технической части, или содержатся все виды (наименования) оказываемых услуг, исчерпывающий перечень которых указан в приложении к технической части, но при этом описание показателя представлено не в полном объеме1.

Предложение о качестве работ признается «предложением о качественных характеристиках услуг с полным описанием показателя, учитывающем все виды оказываемых услуг» в случае, если в таком Предложении о качестве работ содержатся все виды (наименования) оказываемых услуг, исчерпывающий перечень которых указан в приложении к технической части, при этом описание показателя представлено в полном объеме.

Для присвоения максимального количества баллов в составе заявки участника должна быть представлена форма «Предложение о качестве работ» по форме 1.4.4, в том числе с пояснительной запиской на усмотрение участника закупки, составленная на основе технического задания со всеми приложениями, содержащая все виды (наименования) оказываемых услуг, исчерпывающий перечень которых указан в приложении к технической части, а также описание организации и методологии оказания услуг, контроля качества оказания услуг, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов в полном объеме по всем видам услуг, исчерпывающий перечень которых указан в приложении к технической части.

Описание организации и методологии оказания услуг, контроля качества оказания услуг, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов по всем видам услуг, исчерпывающий перечень которых указан в приложении к технической части, предлагаемые участником в составе заявки, должны соответствовать документации.

1, 2, 3 Описание показателя признается представленным в полном объеме, если такое описание содержит:

- предложение в соответствии с действующими нормативными документами, современными практиками, методиками и стандартами, использующимися в предметной области;

- в предложении отсутствуют логические или методические ошибки и противоречия, которые могут повлиять на качество или сроки оказания услуг;

- в предложении осуществлена разбивка на этапы услуг в правильной последовательности;

- предложение не ведет к удорожанию стоимости оказания услуг;

по каждому виду услуг, исчерпывающий перечень которых указан в приложении к технической части, и такое описание показателя учитывает особенности объекта закупки и соответствует закупочной документации.

Описание показателя признается представленным не в полном объеме, если такое описание содержит:

- предложение в соответствии с недействующими нормативными документами, устаревшими практиками, методиками и стандартами, использующимися в предметной области;

и/или

- в предложении имеются логические или методические ошибки и противоречия, которые могут повлиять на качество или сроки оказания услуг;

и/или

- в предложении не осуществлена разбивка на этапы оказания услуг в правильной последовательности;

и/или

- предложение ведет к удорожанию стоимости оказания услуг;

по любому из видов услуг, исчерпывающий перечень которых указан в приложении к технической части, или описание по показателю не учитывает особенности объекта закупки или не соответствует закупочной документации.

Для расчета рейтинга, присуждаемого заявке по критерию «Качество работ», количество баллов, присуждаемых по критерию, умножается на соответствующую указанному критерию значимость.

При оценке заявок по критерию «Качество работ» лучшим условием исполнения договора по указанному критерию признается предложение участника закупки о качественных характеристиках объекта с полным описанием показателей, учитывающем все виды оказываемых услуг.

Заказчиком в Форме № 1.4.4 предусмотрено указание участником процедуры в заявке предложения о качестве работ, выраженном в предложении о качественных характеристиках объекта закупки и степень его проработки. Так, Форма № 4.3 содержит таблицу со следующими графами:

Ссылка на пункты технического задания и/или позиции соответствующих приложений технического задания, по которым участник дает предложения по организации и методологии оказания услуг и/или контроля качества услуг и/или по используемому оборудованию и машинам и/или по трудовым ресурсам,

Описание предлагаемых участником организации и методологии оказания услуг и/или контролю качества услуг и/или по используемому оборудованию и машинам и/или по трудовым ресурсам.

Согласно пункту 3.3.3.3 Закупочной документации представление документов с отклонением от установленных в настоящей закупочной документации форм может быть расценено закупочной комиссией как несоответствие заявки на участие в закупке требованиям, установленным настоящей закупочной документацией.

Необходимо отметить, что Форма № 1.4.4 не содержит указаний на то, что графа «Описание предлагаемых участником организации и методологии оказания услуг и/или контролю качества услуг и/или по используемому оборудованию и машинам и/или по трудовым ресурсам» может не заполняться.

Таким образом, участник в составе заявки для принятия участия в процедуре, а также для получения соответствующего балла по критерию «Качество работ» должен представить техническое предложение, которое полностью соответствует требованиям Технического задания, а также представить дополнительные качественные характеристики объекта Закупки.

Объектом закупочной процедуры является оказание услуг по техническому обслуживанию инженерных сетей и оборудования на объектах Заказчика.

В техническом задании Заказчиком сформулированы требования
к оборудованию, подлежащему техническому обслуживанию, а также требования
к перечню работ, необходимым к выполнению.

Более того, техническое задание раскрывает условия и порядок выполнения соответствующих работ.

Комиссия соглашается с позицией Заявителя о том, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок участников Закупки является необъективным, поскольку фактически Заказчик обязывает участников процедуры доформировывать техническое задание за Заказчика.

Комиссия отмечает, что установленный Заказчиком в Закупочной документации непрозрачный порядок оценки заявок нарушает положения действующего законодательства Российской Федерации в сфере закупок, не позволяя оценить обоснованность действий Заказчика при оценке заявки, в том числе Общества.

По мнению Комиссии, вышеуказанный порядок оценки заявок не позволяет по рассматриваемому критерию выявить лучшее предложение об исполнении договора, ввиду отсутствия в ней детального и прозрачного порядка оценки и сопоставления заявок на участие в Закупках.

При этом, показатель критерия «Качество услуги» является показателем, подлежащими формированию участниками закупки при подготовке предложения на основании положений Технического задания о Закупке (в отличие от квалификации участника и опыта оказания аналогичных услуг, которые объективно не могут быть скорректированы к моменту подачи заявки (названные показатели либо наличествуют, либо отсутствуют у участника).

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Отсутствие сведений относительно того, какие конкретно параметры оцениваются Заказчиком в данных показателях, не позволяет участникам закупки формулировать либо корректировать свои заявки в указанной части в сторону потребностей заказчика с тем, чтобы повысить предпочтительность этих заявок.

Как установлено Комиссией, в Закупочной документации отсутствуют положения, через которые возможно установить то, какие именно объективные факторы влияют на присвоение тех или иных баллов участникам закупки, что, в свою очередь, исключает применение к участникам в равной степени положений Закупочной документации при оценки таких заявок.

Так, например, Закупочная документация не раскрывает, что конкретно Заказчик подразумевает под логическими или методическими ошибками, не указано каким именно современным практикам должно соответствовать предложение участника.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ и услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

К неизмеряемым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.

Фактически из положений Закупочной документации следует, что количество баллов, присваиваемое участнику закупки по неценовому критерию, который определяет существо самого предложения лица, определяется субъективным образом, исходя из мнения членов закупочной комиссии заказчика или лиц, проводящих такую оценку, что в силу Закона о закупках недопустимо.

Названное обстоятельство, в свою очередь, лишает участников процедуры возможности получить информацию о причинах начисления того или иного количества баллов и, при несогласии с решением заказчика, оспорить его действия в установленном порядке, а у антимонопольного органа, в свою очередь, отсутствует возможность проверить объективность начисления баллов и правильность определения победителя торгов.

Установленный Заказчиком порядок присвоения баллов является субъективным и не позволяет получить достоверную информацию о порядке присвоения баллов поданным заявкам, что, в свою очередь, не обеспечивает равные права и возможности для участников процедуры и равные условия для участия.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что вышеуказанный порядок оценки не позволяет определить алгоритм присвоения тех или иных баллов, что,
в свою очередь, не позволяет участникам процедуры получить достоверную информацию.

В силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках заказчики при проведения закупочных процедур должны руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Комиссия отмечает, что порядок оценки указанный в Закупочной документации должен содержать в себе четкие, исчерпывающие требования к участникам с целью исключения субъективного правоусмотрения при начислении соответствующего балла и соблюдения принципов проведения закупочной процедуры, установленных в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом, действия Заказчика по установлению ненадлежащего порядка оценки заявок по критерию «Качество услуги» нарушают требования пункта 2, 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

С учетом изложенного, Комиссия приняла решение о признании обоснованной жалобы Заявителя на действия Заказчика.

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «АНВИРА» (ОГРН: 5137746193327,
ИНН: 7719864411) на действия ФГАОУ ВО РУТ (МИИТ) (ОГРН: 1027739733922, ИНН: 7715027733) при проведении Закупки обоснованной.

2. Установить в действиях ФГАОУ ВО РУТ (МИИТ) нарушение пунктов 2, 4 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках.

3. Выдать ФГАОУ ВО РУТ (МИИТ) обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны