Решение б/н по делу № 077/07/00-5999/2020 о нарушении процедуры торгов ... от 10 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Дунаев А.Н.

 

Бакина Валерия Александровна

121069, а/я, 39

ООО «Аукционы Сибири»

644122, г. Омск, ул. 5-й Армии д.4, офис 1 «Аукционы Сибири»

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-5999/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

06.04.2020 Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:

 

рассмотрев жалобу Дунаева А.Н. на действия конкурсного управляющего Бакину В.А. при проведении торгов по продаже имущества должника (сообщения №№ 4723228,4775719, 4726080),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Московское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия организатора торгов.

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров регламентирован ст. 18.1. Закона о защите конкуренции, для констатации которых не требуется оценивать влияние действий (бездействий) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии на состояние конкуренции.

По смыслу части 20 статьи 18.1, пункта 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции вопрос о необходимости выдачи организатору торгов предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов (в том числе об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов; о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов; об аннулировании торгов), решается антимонопольным органом исходя из конкретных обстоятельств дела, характера допущенных нарушений, а также возможности реального исполнения такого предписания и восстановления нарушенных прав участника торгов.

Федеральным законодательством предусмотрена возможность обращения в антимонопольный орган с жалобой на действия (бездействие) организатора торгов при проведении торгов, а также установлен порядок рассмотрения таких жалоб, в связи с чем жалоба заявителя правомерно рассмотрена Управлением по существу.

Указанный правовой вывод соответствует позиции, сформированной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22.04.2014 №17974/13. Кроме того, согласно пункту 5 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016) рассмотрение жалоб на действия организаторов торгов, проводимых в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, относится к компетенции антимонопольного органа.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 26.04.2018 года по делу № А33-13620-11/2017 общество с ограниченной ответственностью «Северное Транспортное Предприятие» ИНН 2457067150, ОГРН 1082457004156 (далее Должник) признано банкротом. Открыто конкурсное производство. Исполнение обязанностей конкурсного управляющего ООО «Северное Транспортное Предприятие» возложено на Черкасову Светлану Федоровну (Приложение 1).

Определением от 30.07.2018 конкурсным управляющим общества с ограниченной ответственностью «Северное Транспортное Предприятие» (ИНН 2457067150, ОГРН 1082457004156) утверждена Черкасова Светлана Федоровна.

Определением Арбитражного суда Красноярского края от 14.08.2019 (Приложение 2) конкурсным управляющим общества с ограниченной ответственностью «Северное Транспортное Предприятие» (ИНН 2457067150, ОГРН 1082457004156) утверждена Бакина Валерия Александровна (ИНН 861101974001, СНИЛС 121-306-144 89) – член Союза СРО "СЕМТЭК"(ИНН 7703363900, ОГРН 1027703026130, адрес: 129626, г. Москва, пр. Мира, д.102, стр.34, ком.13). Адрес для направления корреспонденции и требований кредиторов управляющему: 121069, г. Москва, а/я 39 (далее также – Организатор торгов).

Конкурсный управляющий ООО «СТП» является организатором торгов имуществом должника, проводимых на электронной торговой площадке «Аукционы Сибири» (https://ausib.ru) № 7772-ОАОФ, 7773-ОАОФ, 7775-ОАОФ.

В адрес организатора торгов 03.04.2020 г. поступило уведомление УФАС по г. Москве о принятии к рассмотрению жалобы Дунаева Александра Николаевича (далее – Заявитель) на нарушения, допущенные при реализации имущества Должника в рамках дела о банкротстве.

Вместе с тем, организатор торгов считает доводы Заявителя не обоснованными, а жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Порядок проведения торгов по продаже имущества должника регулируется Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», (далее - Закон о несостоятельности), а также Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 «Об утверждении Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 N 178 и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России" (далее - Порядок).

В соответствии с нормами главы VII Закона о несостоятельности основной целью конкурсного производства как ликвидационной процедуры является получение максимального экономического эффекта при удовлетворении требований кредиторов должника, что достигается, в первую очередь, через процедуру торгов, направленную на реализацию принадлежащего должнику имущества по наиболее высокой цене в пределах разумного временного периода.

В соответствии с частью 3 статьи 139 Закона о несостоятельности продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о несостоятельности, с учетом особенностей, установленных статьей 139 Закона о несостоятельности.

Абзацем 1 пункта 10 статьи 110 Закона о банкротстве предусмотрено, что в сообщении о продаже имущества должника должны содержаться сведения о предприятии, его составе, характеристиках, описание, порядок ознакомления.

Организатором торгов были объявлены следующие торги имуществом Должника – ООО «СТП» на электронной торговой площадке «Аукционы Сибири»:

№ 7772-ОАОФ, на условиях, указанных в сообщении на ЕРФСБ № 4723441 от 21.02.2020 года (Приложение 3).

№ 7773-ОАОФ, на условиях указанных в сообщении на ЕРФСБ № 4723228 от 21.02.2020 года (Приложение 4)

№ 7775-ОАОФ, на условиях указанных в сообщении на ЕРФСБ № 4726080 от 21.02.2020 года (Приложение 5)

Публикация в газете Коммерсантъ по всем указанным торгам: Объявление № 12010217811 стр. 75/№ 33(6754) (Приложение 6).

Прием заявок по всем указанным торгам проходил с 11:00 (мск) 25.02.2020 года по 11:00 (мск) 01.04.2019 года. Дата торгов 03.04.2020 года в 12:00 (мск).

Пунктом 9 статьи 110 Закона о несостоятельности установлено, что Организатор торгов обязан обеспечить возможность ознакомления с подлежащим продаже на торгах имуществом должника и имеющимися в отношении этого имущества правоустанавливающими документами, в том числе путем осмотра, фотографирования указанного имущества и копирования указанных правоустанавливающих документов.

Основной довод жалобы Дунаева А.Н. сводится к тому, что, по его мнению, организатор торгов препятствовал ему в ознакомлении со следующим имуществом:

Торги № 7773-ОАОФ, Лот 1. Лот 3, Лот 4.

Торги № 7772-ОАОФ, Лот 6, Лот 8

Торги № 7775-ОАОФ, Лот 1.

Все выставленное на торги имущество, находится в г. Норильске, Красноярского края.

Как указывает представитель Организатора торгов, большая часть техники, выставленной на торги, находится на хранении у Муруева А.А., за исключением Volvo FM Truck 6x4, VINYV2JSG0D89B539855 (Лот № 1 в торгах 7773-ОАОФ) и Самосвала Scania Р8Х400 (Р380 CB8X4EHZ), VEN X8UP8X4000205679 (Лот № 4 в торгах 7773-ОАОФ).

После объявления торгов, Бакина В.А. направила хранителю имущества - Муруеву А.А., письмо с указанием порядка ознакомления с имуществом, выставленным на торги, и паспортными данными лиц, которые будут проводить осмотр от имени организатора торгов (Приложение 7).

Согласно письму, Муруев А.А. был предупрежден о том, что его контактные данные будут предоставляться потенциальным участникам торгов, желающим осмотреть имущество. Также было указано на необходимость заполнения журнала ознакомления участников.

25.02.2020 года на электронную почту организатора торгов Дунаевым А.Н. был направлен запрос документов по торгам ООО «СТП», далее ежедневно данные запросы дублировались. 02 марта 2020 года в ответном письме организатором торгов были направлены все имеющиеся у него документы, сведения и фотографии (Приложение 8). Также было сообщено, что ПТС и СТС на технику отсутствуют.

10 марта 2020 года (т.е. за 15 рабочих дней или за 22 календарных дня до даты окончания приёма заявок) Дунаеву А.Н. был предоставлен контактный номер телефона Муруев А.А. для осуществления осмотра интересующей его техники (Приложение 9), (кроме Volvo FM Truck 6x4, VINYV2JSG0D89B539855 (Лот № 1 в торгах 7773-ОАОФ) и Самосвала Scania Р8Х400 (Р380 CB8X4EHZ), VEN X8UP8X4000205679 (Лот № 4 в торгах 7773-ОАОФ) о чем также был предупрежден и Муруев А.А.

20 марта 2020 года Дунаеву А.Н. был предоставлен контактный номер телефона для осмотра Volvo FM Truck 6x4, VINYV2JSG0D89B539855 (Лот № 1 в торгах 7773-ОАОФ).

Торги по Лоту № 4 в торгах 7773-ОАОФ (Самосвала Scania Р8Х400 (Р380 CB8X4EHZ) решением организатора торгов были отменны в связи с невозможностью обеспечить показ лота интересантам, в том числе и Дунаеву А.Н.

03.04.2020 года были проведены торги по Лотам, имеющим более 1 заявки сформированы, подписаны и опубликованы протоколы результатов торгов (Приложения 17, 18, 19). Договоры купли-продажи с победителями и(или) единственными участниками к настоящему моменту не заключались.

Заявителем в материалы дела представлены документы, подтверждающие, что 12.03.2020 им в адрес Организатора торгов было направлено прошение об ознакомление с имуществом по лотам №№ 1, 3, 6, 8. Однако в материалы дела не представлены документы, подтверждающие, что соответствующие запросы были удовлетворены. Представитель Организатора торгов пояснил, что фактически ответы им не были даны на данные запросы.

Согласно пункту 3 статьи 139 Закона о банкротстве, продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 Закона о банкротстве.

В соответствии с пунктом 10 статьи 110 Закона о банкротстве, в сообщении о продаже предприятия должны содержаться, в том числе сведения о предприятии, его составе.

Абзацем 3 п. 9 ст. 110 Закона о банкротстве установлено, что организатор торгов обязан обеспечить возможность ознакомления с подлежащим продаже на торгах имуществом должника и имеющимися в отношении этого имущества правоустанавливающими документами, в том числе путем осмотра, фотографирования указанного имущества и копирования указанных правоустанавливающих документов.

В целях применения названной нормы права, а также достижения основной цели выставления имущества на публичную продажу — получения наивысшей цены за отчуждаемое имущество — под порядком ознакомления с предприятием следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны организатора торгов и потенциального участника таких торгов в целях получения последним всей необходимой ему информации относительно выставленного на продажу объекта для принятия им решения относительно участия либо неучастия в проводимых торгах.

В этой связи в документации о проведении торгов должны быть указаны четкие сведения относительно такого порядка, детально регламентирующие действия каждого из их участников, включая организатора торгов, а также исключающие возможность субъективного правоусмотрения последнего при разрешении вопроса о таком ознакомлении и предоставлении участникам торгов всей необходимой информации о выставленном на продажу имуществе.

Обратное неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов, стремящихся, используя несовершенство действующего законодательства, искусственным путем сократить количество потенциальных участников торгов, а также к нарушению законодательно установленных принципов недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (ч. 4 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) и злоупотребления правом (ч. 1 ст. 10 ГК РФ).

Между тем, как усматривается из материалов дела, заявителем во исполнение требований ч. 10 ст. 110 Закона о банкротстве в извещениях применительно к порядку ознакомления с имуществом указано следующее: для ознакомления с дополнительными сведениями об имуществе и имеющимися у организатора торгов документами, необходимо направить письменный запрос на адрес электронной почты stptorgi@inbox.ru.

Ссылаясь на отсутствие в своих действиях нарушения законодательства Российской Федерации о банкротстве, организатор торгов указывает на то обстоятельство, что названным законодательством не определена форма и непосредственное содержание сведений, составляющих порядок ознакомления с имуществом.

Вместе с тем, как уже было упомянуто ранее, в целях расширения количества участников торгов и обеспечения их равного доступа ко всей информации, связанной с проведением таких торгов, под порядком ознакомления с имуществом необходимо понимать именно детальный алгоритм действий, подлежащих совершению со стороны как участника торгов, так и их организатора.

По смыслу ч. 10 ст. 110 Закона о банкротстве указание в извещении о торгах порядка ознакомления с имуществом обусловлено необходимостью ознакомления потенциальными участниками торгов не только с самим объектом продажи, но и со всеми характеризующими его документами, которые могут обуславливать их экономический интерес в участии в торгах и заключении договора купли-продажи.

Следует также отметить, что интерес участников к таким документам является исключительным усмотрением последних и находится вне компетенции организатора торгов, на которого, в свою очередь, возложена безусловная обязанность обеспечить их доступ как к объекту продажи, так и ко всем связанным с этим объектом документам, чего заявителем в настоящем случае сделано не было.

Предоставленному участникам торгов положениями ч. 10 ст. 110 Закона о банкротстве праву на ознакомление с имуществом корреспондирует обязанность организатора таких торгов обеспечить возможность его реализации. В свою очередь, названное обстоятельство предполагает получение участниками торгов каких-либо документов, фиксирующих наличие у них такого права, обеспечивающих возможность его реализации и способствующих предотвращению необоснованных отказов в таком ознакомлении и, тем самым, нарушению прав и законных интересов участников (в том числе потенциальных) торгов, в том числе права на получение всей необходимой информации об объекте торгов.

Данное обстоятельство объективно способно привести к недостижению основной цели публичных торгов, поскольку количество их участников в настоящем случае может быть искусственно ограничено лицами, изначально извещенными обо всех характеристиках продаваемого объекта.

На организатора торгов возложена обязанность по доведению до сведения всех заинтересованных в участии в торгах лиц как своих собственных реквизитов и контактных данных, так и порядка ознакомления с имуществом, ввиду чего исполнение последним обязанности по опубликованию в извещении своих контактных данных не может нивелировать его обязанность по установлению порядка ознакомления с имуществом.

Данные нарушения могли существенно повлиять на результат торгов и послужить препятствием для реализации цели выставления имущества на публичную продажу — получения наивысшей цены за отчуждаемое имущество, что, в свою очередь, затрагивает права кредиторов собственника продаваемых объектов.

В то же время, в силу ч. 8 ст. 110 Закона о банкротстве обязанность по опубликованию сообщения о проведении торгов возложена на организатора торгов. Положениями ч. 14 названной нормы права предусмотрена обязанность последнего обеспечить равный доступ всех лиц к участию в торгах, в том числе к информации об их проведении, и обеспечить право лиц на участие в торгах без взимания с них платы, не предусмотренной законом.

Из приведенных положений Закона о банкротстве представляется возможным сделать вывод о том, что организатором торгов принята на себя обязанность по предоставлению потенциальным участникам торгов возможности ознакомления с продаваемым имуществом, а порядок реализации такой возможности определяется им самостоятельно.

Вместе с тем, в силу ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Таким образом, предусмотрев в извещении о проведении торгов возможность ознакомления с имуществом, заявитель одновременно принял на себя и обязательство обеспечить реализацию такой возможности. Однако данная обязанность последним исполнена не была.

На основании изложенного, Комиссия Управления приняла решение о признании жалобы заявителя обоснованной в части.

С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу Дунаева А.Н. на действия конкурсного управляющего Бакину В.А. при проведении торгов по продаже имущества должника (сообщения №№ 4723228,4775719, 4726080) обоснованной по лотам №№ 1, 3, 6, 8.
  2. Признать в действиях организатора торгов нарушение пункта 9 статьи 110 Закона о банкротстве.
  3. Выдать организатору торгов предписание об устранении выявленного нарушения.
  4. Снять ограничения с торгов по иным лотам, неуказанным в пункте 1, наложенные письмом Московского УФАС России от № ПО/17628/20 от 03.04.2020.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его получения лицами, участвовавшими в деле.

   
   
   

Связанные организации

Связанные организации не указаны