Постановление №НП/68725/20 Постановление от 2 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
 Оточин.pdf (366.09 Кб)

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу

об административном правонарушении

077/04/14.31-16524/2020

г.Москва

 

Резолютивная часть постановления оглашена 17.11.2020.

В полном объеме постановление изготовлено 19.11.2020.

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее — Московское УФАС России) (...) рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 077/04/14.31- 16524/2020, возбужденного в отношении АО «Мосэнергосбыт» (ИНН 7736520080, КПП 773601001, дата регистрации юридического лица 01.04.2005, юридический адрес: 117312, г. Москва, ул. Вавилова, д. 9), уведомленного надлежащим образом Протоколом от 13.10.2020 № 077/04/14.31-16524/2020 об административном правонарушении (исх. от 13.10.2020 № 56892/20), в присутствие законного представителя (защитника) АО «Мосэнергосбыт» (…). По доверенности № Д-103-37 при использовании системы видеоконференц-связи (ходатайство вх. от 17.11.2020 № МЭС/ИП/160/131).

УСТАНОВИЛ:

Протоколом от 13.10.2020 № 077/04/14.31-16524/2020 об административном правонарушении (исх. от 13.10.2020 № 56892/20) зафиксирован факт административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Событие административного правонарушения и его квалификация.

Решением Московского УФАС России от 24.03.2020 по делу № 077/01/1018871/2019 о нарушении антимонопольного законодательства (исх. от 24.03.2020 № НП/15305/20) (далее - Решение) установлен факт нарушения АО «Мосэнергосбыт» (ИНН 7736520080, КПП 773601001, дата регистрации юридического лица 01.04.2005, юридический адрес: 117312, г. Москва, ул. Вавилова, д. 9) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на рынке реализации электрической энергии на территории города Москвы, в границах которой АО «Мосэнергосбыт» действует как гарантирующий поставщик электрической энергии, путем инициирования введения ограничения режима потребления электрической энергии в отношении объекта, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Дубнинская, д. 26, к. 1 (далее - Объект), что привело к ущемлению интересов ИП (…).

По результатам рассмотрения материалов дела № 077/01/10-18871/2019 о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольным органом установлено следующее.

АО «Мосэнергосбыт» является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, утверждённого общим собранием акционеров АО «Мосэнергосбыт» (протокол от 09.04.2018 № 28).

В соответствии с пунктом 3.2. Устава АО «Мосэнергосбыт» занимается реализацией (продажей) электрической энергии на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности) потребителям.

В силу приказа Департамента экономической политики и развития города Москвы от 14.11.2017 № 256-ТР «Об изменении границ зон деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории города Москвы» ПАО «Мосэнергосбыт является гарантирующим поставщиком электрической энергии в пределах административных границ города Москвы, за исключением территорий, соответствующих зонам деятельности иных гарантирующих поставщиков.

Доля АО «Мосэнергосбыт» в пределах административных границ города Москвы, за исключением территорий, соответствующих зонам деятельности иных гарантирующих поставщиков, в которых АО «Мосэнергосбыт» действует как гарантирующий поставщик электрической энергии, на рынке розничной реализации электрической энергии более пятидесяти процентов.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закон о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Таким образом, АО «Мосэнергосбыт» занимает доминирующее положение на рынке реализации электрической энергии в пределах административных границ города Москвы на территории, в границах которой АО «Мосэнергосбыт» действует как гарантирующий поставщик электрической энергии.

Ранее между АО «Мосэнергосбыт» и ООО «ПТП ОКО» был заключен договор энергоснабжения от 01.01.2007 № 98213063 (далее по тексту — Договор) по вопросу энергосбережения Объекта, принадлежавшего на момент заключения Договора ООО «ПТП ОКО».

После заключения между (...) и ООО «ПТП ОКО» договора куплипродажи произошла соответствующая смена собственника офисного помещения, расположенного по адресу: 127591, г. Москва, Дубнинская ул., д. 26, к. 1, кв. 61. Заявитель уведомил о данном обстоятельстве АО «Мосэнергосбыт» письмом от 20.01.2011 с просьбой переоформить Договор, указав (...) в качестве потребителя. Направленное письмо было зарегистрировано АО «Мосэнергосбыт» 20.01.2011 за № СК/35-179/11. Также письмо аналогичного содержания было направлено ООО «ПТП ОКО» в АО «Мосэнергосбыт», данное письмо зарегистрировано АО «Мосэнергосбыт» 20.01.2011 за № СК/35-180/11. При этом АО «Мосэнергосбыт» не отреагировало на полученные письма ни направлением оферты переоформленного договора энергоснабжения, ни ответным письмом с иной позицией по данному вопросу.

Согласно представленным заявителем материалам, весь период с 2011 по июнь 2019, несмотря на прекращение деятельности ООО «ПТП ОКО» в 2011 году и ликвидацию Общества 31.10.2016 (согласно данным ЕГРЮЛ), АО «Мосэнергосбыт» выставляло счета на оплату потребленной Объектом электрической энергии, которые оплачивались (...) своевременно, более того, имелась переплата.

Учитывая изложенное, антимонопольный орган приходит к выводу о том, что между АО «Мосэнергосбыт» и (...), путем совершения сторонами конклюдентных действий, сложились правоотношения, предметом которых являлось энергоснабжение Объекта.

Таким образом, гарантирующий поставщик, являясь профессиональным участником рынка электрической энергии, ввел (...) в заблуждение относительно распространения условий Договора на Заявителя в качестве нового владельца офисного помещения, расположенного по адресу: 127591, г.Москва, Дубнинская ул., д. 26, к. 1, кв. 61.

После своевременной и надлежащей передачи через личный кабинет клиента показаний прибора учета Объекта за июль 2019 года, в адрес (...) поступило сообщение о том, что показания отклонены, расчет будет производиться по контрольным показаниям АО «Мосэнергосбыт».

Более того, 22.08.2019 года (...) было обнаружено отсутствие электрической энергии на Объекте. После чего заявителем было получено письмо от ГБУ города Москвы «Жилищник района Восточное Дегунино» от 07.10.2019 о том, что отключение Объекта от электроснабжения было выполнено 21.08.2019 во исполнение просьбы гарантирующего поставщика.

В уведомлении № 231-162/РД-19, направленном ПАО «МОЭСК» в адрес ГБУ города Москвы «Жилищник района Восточное Дегунино», указано, что основанием для введения полного ограничения режима потребления электрической энергии Объектом является уведомление АО «Мосэнергосбыт» от 16.07.2019 № ИП/35-4004/19 о расторжении Договора.

Согласно пункту 1 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее - Правила ограничения), ограничение режима потребления это полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики потребителя, в том числе уровня потребления электрической энергии, осуществляемое в порядке и в случаях, которые определяются настоящими Правилами ограничения.

Пунктом 2 Правил ограничения предусмотрен закрытый перечень оснований для введения режима ограничения режима потребления электрической энергии. АО «Мосэнергосбыт» в письменных пояснениях, направленных в адрес антимонопольного органа (вх. от 18.10.2019 № 59904/19), указало, что обязательства по исполнению Договора прекратились вследствие ликвидации ООО «ПТП ОКО». Вместе с тем, учитывая, что к моменту ликвидации ООО «ПТП ОКО» у АО «Мосэнергосбыт» и (...) сложились собственные отношения, предметом которых является энергоснабжение Объекта, прекращение правоотношений гарантирующего поставщика с ООО «ПТП ОКО» не могло являться основанием для введения ограничения режима потребления электрической энергии в отношении Объекта (…).

Необходимо также учесть, что гарантирующий поставщик является профессиональным участником рынка реализации электрической энергии, вследствие чего АО «Мосэнергосбыт» осознавало последствия ограничения режима потребления электрической энергии для (...) Гарантирующий поставщик был своевременно уведомлен об изменении собственника Объекта и мог принять меры по переоформлению Договора. Меры по введению ограничения режима потребления электрической энергии, принятые АО «Мосэнергосбыт», привели к невозможности осуществления (...) предпринимательской деятельности, что ущемляет интересы ИП (...).

Учитывая вышеизложенное, действия АО «Мосэнергосбыт» по инициированию введения ограничения режима потребления электрической энергии в отношении Объекта являются неправомерными.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

АО «Мосэнергосбыт» представило возражения на заключение об обстоятельствах дела № 077/01/10/18871/2019 (вх. от 18.03.2020 № 15072/20), изучив которые, Комиссией было отмечено следующее.

АО «Мосэнергосбыт» указывает на то, что от ООО «ПТП ОКО» не поступало обращения о расторжении Договора. Вместе с тем, как было указано ранее, ООО «ПТП ОКО» в адрес АО «Мосэнергосбыт» было направлено письмо от 20.01.2011 с просьбой переоформить Договор, указав (...) в качестве потребителя. Содержание указанного письма содержит явное намерение ООО «ПТП ОКО» прекратить договорные отношения со сбытовой организацией и переоформить договора на нового собственника офисного помещения, расположенного по адресу: 127591, г. Москва, Дубнинская ул., д. 26, к. 1, кв. 61, - (...)

Указание сбытовой организацией на оплату счетов (...), являвшимся ранее генеральным директором ООО «ПТП ОКО», как на исполнение обязательств от имени и в интересах ООО «ПТП ОКО» несостоятельно. Как уже было указано ранее антимонопольный орган пришел к выводу о том, что между сбытовой организацией и ИП (...) путем совершения конклюдентных действий сложились договорные отношения, предметом которых является энергоснабжение Объекта. Таким образом, оплата счетов за потребленную Объектом электрическую энергию не может являться доказательством наличия договорных отношений именно между ООО «ПТП ОКО» и АО «Мосэнергосбыт».

Также АО «Мосэнергосбыт» указало на неисполнение ООО «ПТП ОКО» договорного обязательства, установленного пунктом 5.1.5 Договора, а именно на то, что Общество не не сообщило сбытовой организации о прекращении деятельности.

Антимонопольный орган приходит к выводу о несостоятельности данного довода, учитывая следующее. После уведомления ООО «ПТП ОКО» об изменении собственника офисного помещения, расположенного по адресу: 127591, г. Москва, Дубнинская ул., д. 26, к. 1, кв. 61, и направлении письма с просьбой о переоформлении Договора с указанием в качестве нового контрагента (...), сбытовая организация, действуя добросовестно должна была переоформить Договор и продолжать отношению по энергоснабжению Объекта уже с ИП (...), но не с ООО «ПТП ОКО». Учитывая изложенное, ООО «ПТП ОКО» на момент прекращения деятельности юридического лица уже не имело обязательств перед АО «Мосэнергосбыт» и не обязано было сообщать о прекращении деятельности, поскольку добросовестно полагало, что Договор переоформлен и отношения по энергоснабжению Объекта сложились уже с новым собственником помещения — (...).

Таким образом, доводы, изложенные в возражениях, несостоятельны, необоснованны и противоречат нормам права.

На основании изложенного Комиссией сделан вывод о нарушении АО «Мосэнергосбыт» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившемся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке реализации электрической энергии на территории города Москвы, в границах которой АО «Мосэнергосбыт» действует как гарантирующий поставщик электрической энергии, путем путем инициирования введения ограничения режима потребления электрической энергии в отношении Объекта, что привело к ущемлению ИП (...).

В соответствии с частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правнонарушениях (далее - КоАП РФ) совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Место совершения административного правонарушения — г. Москва.

Временем выявления административного правонарушения является дата принятия Комиссией Московского УФАС России Решения от 24.03.2020 по делу № 077/01/10-18871/2019 о нарушении антимонопольного законодательства — 24 марта 2020 года.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина АО «Мосэнергосбыт» (ИНН 7736520080, КПП 773601001, дата регистрации юридического лица 01.04.2005, юридический адрес: 117312, г. Москва, ул. Вавилова, д. 9) заключается в нарушении части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в злоупотреблении хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке реализации электрической энергии в пределах административных границ города Москвы, на территории, в границах которой АО «Мосэнергосбыт» действует как гарантирующий поставщик электрической энергии, путем инициирования введения ограничения режима потребления электрической энергии в отношении объекта, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Дубнинская, д. 26, к. 1, что привело к ущемлению интересов ИП (…).

Ответственность за совершение действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Действия, предпринятые АО «Мосэнергосбыт» по восстановлению режима потребления электрической энергии на Объекте и заключению с ИП (...) договора энергоснабжения, не могут рассматриваться в качестве смягчающего обстоятельства, предусмотренного пунктом 6 части 1 статьи 4.2 статьи 4.2 КоАП РФ, поскольку инициирование ограничения в отсутствие на то правовых оснований является самостоятельным фактом нарушения, действия АО «Мосэнергосбыт» по восстановлению энергоснабжения были совершены лишь после заключения с ИП (...) договора энергоснабжения, вместе с тем антимонопольным органом было установлено, что действия по замене стороны договора энергоснабжения, заключенного с ООО «ПТП ОКО», надлежало произвести непосредственно при получении писем от ИП (...) и ООО «ПТП ОКО».

Учитывая изложенное, такое смягчающее обстоятельство как добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда не может быть применено.

В соответствии с примечанием 4 к статье 14.31 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьями 14.31.2, 14.32 или 14.33 настоящего Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

На основании изложенного сумма штрафа в соответствии с частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ составляет 650 000 (шестьсот пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек.

В соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

В соответствии с частью 6 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31-14.33 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Руководствуясь частью 3 статьи 4.1, статьей 14.31, статьями 23.48, 29.9 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать АО «Мосэнергосбыт» (ИНН 7736520080, КПП 773601001, дата регистрации юридического лица 01.04.2005, юридический адрес: 117312, г. Москва, ул. Вавилова, д. 9) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, и назначить административное наказание в соответствии с данной нормой в размере 650 000 (шестьсот пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение трех суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставуисполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Сумма административного штрафа должна быть перечислена в федеральный бюджет через банк или иную кредитную организацию на счет федерального казначейства по следующим реквизитам:

Получатель:                  ИНН 7706096339 КПП 770101001

                                       УФК по г. Москве (для Московского УФАС

                                       России, л/с 04731324890)

Банк получателя:          ГУ Банка России по ЦФО

                                        р/с 40101810045250010041

                                        БИК 044525000

                                        ОКТМО 45375000

Назначение платежа:    КБК 161 1 16 01141 01 0031 140

                                        Административный штраф, зачисляемый в

                                        Федеральный бюджет по Постановлению

                                                  077/04/14.31-16524/2020

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Приложение: образец платежного поручения на 1 л. в 1 экз.

Заместитель руководителя                                                                                             (…)

Связанные организации

Связанные организации не указаны