Решение б/н б/а от 1 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-9732/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров


28.06.2022 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии:

«...»;

членов Комиссии:

«...»;

«...»;

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ГБУЗ «ПКБ № 1 ДЗМ», ГУП «Мосводосток»;

в отсутствие представителей АО «ЕЭТП», извещенных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 23.06.2022 № НП/33355/22,

рассмотрев жалобу ГБУЗ «ПКБ № 1 ДЗМ» (далее — Заявитель) на действия ГУП «Мосводосток» (далее — Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по проведению психиатрического освидетельствования работников ГУП «Мосводосток» в 2022- 2023 г.г. (реестровый № 32211395948, далее — Закупка) (далее - Жалоба),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

Согласно доводам жалобы, Заявитель оспаривает итоги закупочной процедуры.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы
на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

19.05.2022 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее — ЕИС) размещено извещение № 32211395948 о проведении открытого аукциона в электронной форме (до 01.07.18) на оказание услуг по проведению психиатрического освидетельствования работников ГУП «Мосводосток» в 2022-2023 г.г..

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

При проведении Закупки Заказчик руководствовался нормами Закона о закупках и Положения о закупке товаров, работ, услуг ГУП «Мосводосток», версия 24 от 02.09.2021 (далее – Положение о закупке).

В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное признание победителем ФГБУЗ КБ № 85 ФМБА России.

В соответствии с Протоколом № 32211395948-2 проведения аукциона в электронной форме от 14.06.2022 на основании пункта 27.8 Положения о закупках аукцион признается несостоявшимся. На основании пункта 28.6. Положения о закупках комиссия приняла решение заключить договор с ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ БЮДЖЕТНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ «КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА № 85 ФЕДЕРАЛЬНОГО МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО АГЕНТСТВА» (далее — Победитель).

По мнению Заявителя, заявка Победителя не соответствует требованиям закупочной документации.

Комиссия отмечает следующее.

В пункте 10 информационной карты установлены требования к участникам оспариваемой Закупки.

 

 

Требования к участникам аукциона в соответствии с законодательством РФ

 

Соответствие п. 46. ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»: наличие действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности (психиатрическое освидетельствование) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Соответствие п. 4 Правил прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности утвержденным Постановления Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности)» и п. 7 Приказа Департамента здравоохранения г. Москвы от 29.12.2020 N 1505 «О совершенствовании оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения»: наличие врачебной комиссии по обязательному психиатрическому освидетельствованию работников, созданной органом управления здравоохранением.

 

Также в пункте 12 информационной карты установлены перечень документов, входящих в состав заявки на участие в аукционе и требования к оформлению заявок, в частности, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки:

- копия лицензии на осуществление медицинской деятельности (психиатрическое освидетельствование) с соответствующими приложениями к указанной лицензии в соответствии с п. 10 раздела 3 настоящей Документации;

- копия локального нормативно-правового акта, подтверждающего наличие врачебной психиатрической комиссии в соответствии с п. 10 раздела 3 настоящей Документации.

Также Комиссия отмечает, что на основании пункта 2.10 технического задания решение врачебной комиссии (в письменной форме) выдается работнику под подпись в течение 3 (трех) дней после его принятия. В этот же срок работодателю направляется сообщение о дате принятия решения комиссией и дате выдачи его работнику. Решение врачебной комиссии и сообщение врачебной комиссии оформляется в соответствии с актом, указанным в пункте 7.9 настоящего Технического задания.

В разделе 7 установлен перечень нормативных правовых и нормативных технических актов, в частности, в пункте 7.9 указан Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 29.12.2020 № 1505 «О совершенствовании оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения» (далее — Приказ № 1505).

Между тем, в Приложении 4 к Приказу № 1505 установлен Перечень медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, оказывающих психиатрическую помощь, для проведения обязательного психиатрического освидетельствования работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающих в условиях повышенной опасности:

1. Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы «Психиатрическая клиническая больница № 1 им. Н.А. Алексеева Департамента здравоохранения города Москвы».

2. Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы «Психиатрическая клиническая больница № 4 им. П.Б. Ганнушкина Департамента здравоохранения города Москвы».

3. Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы «Психиатрическая клиническая больница № 13 Департамента здравоохранения города Москвы».

4. Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы «Психоневрологический диспансер № 22 Департамента здравоохранения города Москвы».

Заявитель указывает, что Победитель оспариваемой Закупки не входит в вышеуказанный перечень медицинских организаций для проведения обязательного психиатрического освидетельствования. Тем самым, Победитель не соответствует условиям технического задания.

В свою очередь, на заседании Комиссии Заказчик пояснил, что, согласно пункту 4 Правил прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 695 (далее – Постановление № 695), освидетельствование работника проводится врачебной комиссией, создаваемой органом управления здравоохранением (далее – Врачебная комиссия). Также Заказчик указывает, что в соответствии с пунктом 7 Приложения 1 Приказа № 1505 в целях проведения обязательного психиатрического освидетельствования работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающих в условиях повышенной опасности, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 года № 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности» в медицинских организациях приказом руководителя медицинской организации создаются врачебные комиссии.

Таким образом, Заказчик указывает, что для признания Врачебной комиссии правомочной, последняя должна быть создана приказом руководителя медицинской организации на основании решения органа управления здравоохранением.

При этом никакие иные специальные требования к Врачебной комиссии, выходящие за рамки общих лицензионных требований в сфере медицинской деятельности, в том числе, относительно места создания и деятельности такой комиссии, законодательством не предусмотрены.

Также Заказчик отмечает, что Приложение № 4 к Приказу № 1505 устанавливает перечень подведомственных Департаменту медицинских организаций, имеющих право создавать Врачебные комиссии, но ни Приказ № 1505, ни иной нормативный акт РФ или города Москвы не содержит запрета на деятельность на территории города Москвы Врачебных комиссий, создаваемых медицинскими организациями, имеющими иную подведомственность.

То есть, в рассматриваемом случае Врачебная комиссия Победителя создана на основании Приказа ФМБА России от 18.04.2018 № 79, что, по мнению Заявителя, полностью соответствует требованиям закупочной документации.

Вместе с тем, Комиссия установила следующее.

Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон об основах охраны здоровья) определено в том числе, что к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья относится организация проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров, и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта РФ в соответствии пунктом 5.1 части 1 статьи 16.

В свою очередь, согласно части 1 статьи 65 Закона об основах охраны здоровья медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий.

При этом пунктом 2 части 2 статьи 65 Закона об основах охраны здоровья одним из видов медицинского освидетельствования является психиатрическое освидетельствования, которое на основании части 5 статьи 65 проводится в соответствии с законодательством РФ о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании.

Также статьей 6 Закона РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (далее – Закон № 3185-1) установлено, что гражданин может быть временно по результатам обязательного психиатрического освидетельствования признан непригодным вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Такое решение принимается врачебной комиссией медицинской организации, уполномоченной на то федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения или органом исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения.

Вопросы создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации регулируются приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» (далее - Порядок). В случае принятия решения о необходимости создания врачебной комиссии, при ее создании и деятельности в медицинских организациях положения Порядка являются обязательными для применения.

На основании пунктов 5 и 7 Порядка, врачебная комиссии создается на основании приказа руководителя медицинской организации. При этом положение о врачебной комиссии, регламентирующие цели, задачи и функции врачебной комиссии, порядок работы, учета и представления отчетности по итогам деятельности, и состав врачебной комиссии утверждается руководителем медицинской организации.

Таким образом, Комиссия отмечает, что вопрос о наличии (отсутствии) оснований для признания гражданина непригодным к выполнению отдельных видов деятельности, в том числе деятельности, связанной с источниками повышенной опасности решается в особом порядке врачебной комиссией медицинской организации, уполномоченной на то федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения или органом исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения.

Комиссия вновь отмечает, что освидетельствование работника проводится врачебной комиссией, создаваемой органом управления здравоохранением, поскольку такое положение установлено в Постановлении Правительства РФ от 23.09.2002 № 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности».

При этом в целях проведения обязательного психиатрического освидетельствования работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающих в условиях повышенной опасности, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 № 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности» в медицинских организациях приказом руководителя медицинской организации создаются врачебные комиссии, что установлено в Приказе № 1505.

В свою очередь, приложением 4 к Приказу № 1505 установлен перечень медицинских организаций, уполномоченных на проведение обязательного психиатрического освидетельствования.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что обязательное психиатрическое освидетельствование может проводиться исключительно вышеуказанными медицинскими организациями.

Более того, данный вывод подтверждается положениями технического задания, в частности, в пункте 2.1 установлено, что исполнитель обязуется оказать услуги по проведению обязательных психиатрических освидетельствований, в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом и настоящим Техническим заданием, а также в соответствии с требованиями актов, указанных в разделе 7 настоящего Технического задания.

То есть, обязательность психиатрических освидетельствований прямо закреплена положениями закупочной документации

Комиссия также обращает особое внимание, что при рассмотрении заявок в оспариваемой Закупке из 6 поданных заявок отклонены 5 на основании пункта 13.4.2 Положения о закупках, пункта 1.6.1 раздела 2 закупочной документации: участником закупки не представлен документ, подтверждающий соответствие требованиям п. 10 раздела 3 документации аукциона, а именно: копия локального нормативно-правового акта, подтверждающего наличие врачебной психиатрической комиссии по обязательному психиатрическому освидетельствованию работников, созданной органом управления здравоохранением.

В свою очередь, Законом о закупках в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений установлены общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Закупочная процедура представляет собой совокупность действий заказчика, направленных на определение в порядке, установленном в положении о закупке, контрагента, с которым в последующем может быть заключен договор на лучших для заказчика условиях с точки зрения цены, качества и надежности закупаемых товаров (работ, услуг).

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о несоответствии действий Заказчика требованиям, установленным частью 6 статьи 3, а также пунктом 2 части 1 статьи 3 закона о закупках.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы.

Относительно довода Заказчика, что поданная жалоба подписана неуполномоченным лицом, поскольку печать Заявителя и подпись руководителя Заявителя «наложены» на документ, который подписан электронно-цифровой подписью «...», Комиссия отмечает, что в составе жалобы была приложена доверенность на имя «...», уполномачивающая, в том числе, подписывать жалобы.

Резюмируя изложенное, с учетом имеющихся в настоящее время документов и сведений, на основании конкретных фактических обстоятельств дела, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя на действия Заказчика обоснованной.

Также Комиссия приходит к выводу о необходимости в выдаче Заказчику обязательного для исполнения предписания.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ГБУЗ «ПКБ № 1 ДЗМ» (ОГРН: 1037726005514, ИНН: 7726050389) на действия ГУП «Мосводосток» (ОГРН: 1027739015567, ИНН: 7705013033) при проведении Закупки обоснованной.

2. Установить в действиях ГУП «Мосводосток» (ОГРН: 1027739015567, ИНН: 7705013033) нарушения части 6 статьи 3, а также пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

3. Выдать обязательное для исполнения предписание.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны