Решение б/н Решение и предписание от 23 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-19855/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

18.11.2020 Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

при участии представителей:

от ООО «ГК «Декарт» - <...> (по доверенности от 05.11.2020),

от АО «Объединенная зерновая компания» - <...> (по доверенности от 17.11.2020), <...> (по доверенности от 31.12.2019),

рассмотрев жалобу ООО «ГК «Декарт» (далее - Заявитель) на действия
АО «Объединенная зерновая компания» (далее - Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание комплекса услуг по оценке рыночной стоимости объектов оценки и по организации проведения экспертизы отчета об оценке Саморегулируемой организацией оценщиков на подтверждение рыночной стоимости Объекта оценки и на соответствие Отчета об оценке требованиям законодательства Российской Федерации (реестровый № 32009638398) (далее - Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия заказчика при проведении Закупки, направленная письмом ФАС России от 16.11.2020 № 17/99793/20.

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика, выразилось в установлении требований Закупочной документации противоречащих Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

Проанализировав заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу
о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции, учитывая требования, установленные частью 10 статьи
3 Закона о закупках.

Комиссией установлено, что Положение о закупке товаров, работ, услуг учреждения в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее — Положение о закупках), размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее — Официальный сайт).

Заказчиком 30.10.2020 на Официальном сайте размещено извещение о проведении Закупки.

Согласно Закупочной документации показатель критерия «Опыт Участника закупки (агропромышленный комплекс с госучастием)» (пункт 2.1) оценивается на основании наличия у участника опыта по определению рыночной стоимости пакетов акций/долей уставных капиталов/активов/имущества/бизнеса предприятий агропромышленного комплекса без применения мер ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих обязательств, организациям с долей государственного участия более 50 % в период с 2018 года по дату окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Сведения о вышеуказанном опыте подтверждаются предоставленными в составе заявки участника закупки копиями договоров со всеми приложениями, копиями актов оказанных услуг, титульных листов отчетов об оценке, подтверждающих факт оказания данных услуг, а также справками или выписками, подтверждающими информацию о доле государственного участия организаций, с которыми заключены договоры.

Копия договора/акта должна быть снята с документа, составленного в соответствии с требованиями гражданского законодательства Российской Федерации. Акты выполненных работ должны содержать все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете».

Конфиденциальная информация может быть удалена, но из подтверждающих документов должен быть четко виден заказчик, исполнитель, дата заключения договора, предмет договора, предмет определения рыночной 46 стоимости, объем оказанных услуг, подписи и печати (при наличии) сторон, в акте оказанных услуг - обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете». Представленные участником закупки сведения о договорах, исполнение которых не подтверждено документально, не учитываются при оценке. В случае несоответствия сумм, указанных в исполненных договорах и актах к данным договорам, Закупочная комиссия будет учитывать суммы, указанные в актах. Заказчик вправе запросить у соответствующих органов и организаций информацию об успешном выполнении работ, оказании услуг по исполнению Участником закупки контракта (контрактов), договора (договоров) без применения к такому Участнику неустоек (штрафов, пеней).

Оценка в 0 баллов по показателю присваивается Участнику закупки, если:

  • не представлены документы, соответствующие вышеприведенным требованиям;

  • у Заказчика имеется документально подтвержденная информация о неисполнении (ненадлежащем исполнении) ранее выполненных (оказанных) Участником закупки работ (услуг), информация о которых содержится в заявке Участника закупки.

По данному показателю оценивается количество подготовленных отчетов по определению рыночной стоимости пакетов акций/долей уставных капиталов/активов/ имущества/бизнеса предприятий агропромышленного комплекса без применения мер ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих обязательств, для организаций с долей государственного участия более 50 % в период с 2018 года по дату окончания срока подачи заявок на участие в закупке с приложением вышеприведенных подтверждающих документов, и определяется по формуле.

Показатель критерия 2.2 «Опыт Участника закупки (с организациями с госучастием, с объемом годовой выручки не менее 9 млрд. рублей)» оценивается на основании наличия у участника опыта по определению рыночной стоимости пакетов акций/долей уставных капиталов/активов/имущества/бизнеса предприятий без применения мер ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих обязательств, заключенных с организациями с долей государственного участия более 50 % и годовой выручкой не менее 9 мрд. рублей в период с 2018 года по дату окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Сведения о вышеуказанном опыте подтверждаются предоставленными в составе заявки участника закупки копиями договоров со всеми приложениями, с приложением к ним копий актов оказанных услуг, титульных листов отчетов об оценке, подтверждающих факт оказания данных услуг, а также справками или выписками, подтверждающими информацию о доле государственного участия и объемах годовой выручки организации, с которыми заключены договоры.

Копия договора/акта должна быть снята с документа, составленного в соответствии с требованиями гражданского законодательства Российской Федерации. Акты выполненных работ должны содержать все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете».

Конфиденциальная информация может быть удалена, но из подтверждающих документов должен быть четко виден заказчик, исполнитель, дата заключения договора, предмет договора, предмет определения рыночной стоимости, объем услуг, подписи и печати (при наличии) сторон, в акте оказанных услуг - обязательные реквизиты установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете». Представленные участником закупки сведения о договорах, исполнение которых не подтверждено документально, не учитываются при оценке. В случае несоответствия сумм, указанных в исполненных договорах и актах к данным договорам, Закупочная комиссия будет учитывать суммы, указанные в актах. Заказчик вправе запросить у соответствующих органов и организаций информацию об успешном выполнении работ, оказании услуг по исполнению участником закупки контракта 47 (контрактов), договора (договоров) без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).

Оценка в 0 баллов по показателю присваивается Участнику закупки, если:

  • не представлены документы, соответствующие вышеприведенным требованиям;

  • у Заказчика имеется документально подтвержденная информация о неисполнении (ненадлежащем исполнении) ранее выполненных (оказанных) Участником закупки работ (услуг), информация о которых содержится в заявке Участника закупки.

По данному показателю оценивается количество подготовленных отчетов об оценке по определению рыночной стоимости пакетов акций/долей уставных капиталов/активов/имущества/бизнеса предприятий без применения мер ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих обязательств, заключенных с организациями с долей государственного участия более 50 % и годовой выручкой не менее 9 мрд. рублей в период с 2018 года по дату окончания срока подачи заявок на участие в закупке с приложением вышеприведенных подтверждающих документов, и определяется по формуле.

Исходя из текста жалобы, а также из выступления представителя Заявителя на заседании Комиссии, по пункту 2.1 Заказчиком неправомерно установлено требование об оценке опыта именно с предприятиями агропромышленного комплекса с долей государственного участия, а по пункту 2.2 неправомерно установлено требование об оценке опыта именно с предприятиями с долей государственного участия с объемом годовой выручки не менее 9 млрд. рублей, поскольку такие требования завышены, не корректны и создают необоснованное ограничение конкуренции.

Заявитель указывает, что вышеприведенные требования являются необоснованно завышенными, поскольку действующее законодательство, регулирующее отношения в сфере оценочной деятельности, предъявляют единые требования.

Комиссия соглашается с доводами Заявителя об избыточном характере указанных требований, поскольку действующим законодательством в области оценочной деятельности не установлен специальный порядок оценки организаций
с объемом годовой выручки не менее 9 млрд, а также организаций с долей государственного участия, агропромышленного комплекса.

Хозяйствующий субъект, осуществляющий оценочную деятельность, может не уступать по опыту и квалификации оценочной компании, имеющей опыт выполнения работ с организациями, объем годовой выручки которой не менее 9 млрд рублей,
а также с организациями с долей государственного участия, агропромышленного комплекса.

Более того, установление минимального порога значения в размере 9 млрд рублей не имеет никакого экономического основания.

Кроме того, рассматриваемые критерии не направлен на выявление лучших условий исполнения обязательств. В связи с чем, установление данных критериев с указанным порядком оценки не имеет под собой никакого разумного и объективного основания, не связано с потребностями Заказчика.

Заявленные требования не направлены на подтверждение опыта оказания аналогичных услуг и приводят к необоснованному ограничению конкуренции.

В Техническом задании, приведенном в документации, не содержится указания на объем годовой выручки оцениваемых организаций. Таким образом, нет никаких разумных и объективных оснований требовать от участников подтверждения опыта оценки компаний с объемом годовой выручки не менее 9 млрд. рублей.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Наличие у заказчика права по самостоятельному определению системы критериев закупочной процедуры, не означает, что реализация данного права должна осуществляться произвольно. Следовательно, критерии должны устанавливаться заказчиком таким образом, при котором обеспечиваются равные возможности (условия) для принятия участия в процедуре.

Из положений статьи 1 Закона о закупках следует, что целью регулирования данного закона является в том числе расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Таким образом, проводимая конкурентная процедура должна содержать механизмы, обеспечивающие осуществление реальной конкуренции на торгах между участниками закупки, во избежание мнимости такой процедуры, когда реальная конкурентная борьба подавляется предоставлением отдельному хозяйствующему субъекту (прямо или косвенно) преимущественного положения заказчиком, о недопустимости которого последовательно высказывался Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики от 16.05.2018.

В связи с чем Комиссия усматривает в действиях заказчика нарушение п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

    1. Признать жалобу ООО «ГК «Декарт» (ИНН: 7736577287, ОГРН: 1087746615857) на действия АО «Объединенная зерновая компания» (ИНН: 7708632345, ОГРН: 5077746345540) при проведении Закупки обоснованной.

    2. Установить в действиях заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 13, п. 14 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.

    3. Выдать заказчику обязательное к исполнению предписание об устранении выявленных нарушений.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 077/07/00-19855/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

18.11.2020 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

руководствуясь п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 18.11.2020 по делу № 077/07/00-19855/2020.

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

АО «Объединенная зерновая компания» (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание комплекса услуг по оценке рыночной стоимости объектов оценки и по организации проведения экспертизы отчета об оценке Саморегулируемой организацией оценщиков на подтверждение рыночной стоимости Объекта оценки и на соответствие Отчета об оценке требованиям законодательства Российской Федерации (реестровый № 32009638398) (далее — Закупка):

    1. Заказчику отменить протоколы, составленные в ходе проведения Закупки,
      в случае составления таких протоколов.

    2. Заказчику вернуть участникам Закупки ранее поданные заявки
      с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Закупке, в случае если заявки на участие в процедуре подавались.

    3. Заказчику внести изменения в документацию с учётом решения Комиссии от 18.11.2020 по делу № 077/07/00-19855/2020.

    4. Заказчику продлить срок приема заявок на участие в Закупке таким образом, чтобы он составлял не менее 7 (Семи) дней с момента размещения информации о внесении изменений в документацию до даты окончания приема заявок.

    5. Заказчику завершить проведение Аукциона в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Закупочной документации.

    6. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 23.12.2020.

    7. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 25.12.2020 с приложением подтверждающих документов.

       

      1. Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание:

1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

    1. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны