Решение б/н б/а от 11 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-3405/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

05.03.2021 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии:

 

при участии представителя АО «Аудиторская фирма «Уральский союз» посредством видеконференцсвязи,

в отсутствие представителей АО «Мосотделстрой (извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения письмом Московского УФАС России от 26.02.2021 № ЕО/10801/21),

рассмотрев в жалобу АО «Аудиторская фирма «Уральский союз» (далее также — Заявитель, Общество) на действия АО «Мосотделстрой (далее также Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме для заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008г. 307-ФЗ) (реестровый 1200500009020000001) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, мотивированная не согласием с решением Заказчика об отказе от заключения договора.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции), по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано
с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 20.12.2008 № 307-ФЗ
«Об аудиторской деятельности» (далее — Закон об аудиторской деятельности)
Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе не является обязательным.

Таким образом, при осуществлении данной процедуры Конкурса Заказчик обязан был руководствоваться Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе).

Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе предметом регулирования названного закона являются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее — контракт); особенностей исполнения контрактов; мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов
о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).

В настоящем случае рассматриваемая процедура закупки подлежала проведению по правилам и в порядке, установленном Законом о контрактной системе в соответствии с Законом об аудиторской деятельности.

Из материалов дела следует, что 25 декабря 2020 года Акционерное общество «Аудиторская фирма «Уральский союз» подало заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме. Идентификационный номер заявки – №11.

Итоги закупки подведены Заказчиком 18.01.2021. (По предписанию УФАС по г. Москве от 18.01.2021г., протоколы закупки отменены Заказчиком, выбор победителя произведен повторно).

Согласно Протоколу подведения итогов открытого конкурса в электронной форме 1200500009020000001 от 15 февраля 2021г., победителем признан Заявитель.

При этом 20 февраля 2021 года Заказчиком опубликован Протокол отказа от заключения договора по процедуре №1200500009020000001.

Заявитель считает, что действия Заказчика по уклонению от заключения контракта незаконны, нарушают ст.54.4, ст.83.2 Федерального закон а№44-ФЗ, ст. 5 ГК РФ. Поведение Заказчика не соответствует целям и задачам осуществления закупочной деятельности, нарушает основополагающие принципы законодательства о закупках РФ.

Согласно Протоколу подведения итогов открытого конкурса в электронной форме 1200500009020000001 от 15 февраля 2021г., победителем закупки признан заявитель жалобы – АО «Аудиторская фирма «Уральский союз».

Согласно ч. 2 ст. 83.2 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением части 2.1 настоящей статьи), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, а также включения представленной в соответствии с настоящим Федеральным законом информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара, стране происхождения товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.

Таким образом, с 16 февраля 2021 по 20 февраля 2021 года Заказчику необходимо было направить победителю заполненный проект контракта, что им сделано не было.

Заявитель указывает, что по состоянию на 24 февраля 2021 года проект контракта по итогам закупки ему не направлен.

Вместе с тем, 18 февраля 2021 года по электронной почте в адрес Заявителя поступил запрос от Заказчика, в котором последний запросил у победителя следующие документы: 1. РСВ (расчёт по страховым взносам) за 4-й квартал 2020 года; 2. СЗВК, М, ДТ (сведения о страховом стаже) за январь 2021 года, ссылаясь якобы на проверку достоверности сведений в заявке победителя.

20 февраля 2021 года Заявителем направлен ответ на запрос Заказчика, в котором Заявитель пояснил, что все сведения в составе заявки на участие в конкурсе являются достоверными, а также дал пояснение о невозможности предоставления форм РСВ (расчёт по страховым взносам) за 4-й квартал 2020 года и СЗВ-К, М, ДТ (сведения о страховом стаже) за январь 2021 года, поскольку данные формы содержат персонифицированные сведения - персональные данные каждого сотрудника компании.

Такие сведения, по мнению Заявителя, являются конфиденциальными и не подлежат разглашению без письменного согласия сотрудников (ст. 88 Трудового кодекса Российской Федерации, ст.9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152- ФЗ «О персональных данных»).

При этом необходимо отметить, что Закупочной документацией не предусмотрено представление указанных документов на этапе заключения договора.

20 февраля 2021 года Заказчиком опубликован Протокол отказа от заключения договора по процедуре №1200500009020000001. Суть данного протокола сводится к следующему:

«В заявке Заявителя по критерию оценки «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг» предоставлено подтверждающих документов (выписка из СРО ААС, штатное расписание, аттестаты аудиторов, копии трудовых книжек, копии трудовых договоров) на 114 аудиторов, в то время как на сайте Министерства Финансов Российской Федерации у Заявителя числиться всего 113 аудиторов: «В составе заявки победителя закупки - АО «Аудиторская фирма «Уральский союз» заявлен аудитор, отсутствующий в данных о штате аудиторов АО «Аудиторская фирма «Уральский союз» на сайте Министерства финансов Российской Федерации, а именно не обнаружен аудитор Пыжикова Нина Васильевна (скриншоты из заявки и с сайта прилагаются). На основании п 13.5. Положения о закупках товаров, работ и услуг АО «Мосотделстрой №1», комиссия приняла решение отказаться от заключения договора по причине предоставления победителем закупка недостоверной информации».

Заявитель пояснил следующее:

Заявка на участие в конкурсе подготовлена Заявителем 25.12.2020 г. и 25.12.2020 г. направлена оператору ЭТП на участие в закупке.

Таким образом, на дату составления заявки 25.12.2020г. участником задекларировано в качестве сведений подтверждающих критерий оценки «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг» 114 аудиторов.

Сведения подтверждаются следующими документами в составе заявки «Части 1-8 файла 15 «Документы, подтверждающие квалификацию трудовых ресурсов»»: Выписка из реестра аудиторов и аудиторских организаций Саморегулируемой организации аудиторов Ассоциации «Содружество» ( далее – СРО ААС) от 25.12.2020г. на 114 аудиторов за подписью генерального директора СРО ААС, приказа об утверждении штатного расписания, штатного расписания, копий аттестатов аудиторов, копий трудовых книжек и трудовых договоров на 114 аудиторов (документы на 756 листах).

В выписке от 25.12.2020 г. присутствовала аудитор Пыжикова Нина Васильевна, поскольку на момент подачи заявки являлась сотрудников Заявителя.

С 2020 года в России действует одно СРО для всех аудиторских компаний – СРО ААС, сайт https://auditor-sro.org. Порядок внесения изменений сведений в реестр аудиторов и аудиторских организаций производится в соответствии с требованиями «Порядка внесения изменений в реестр аудиторов и аудиторских организаций Саморегулируемой организации аудиторов Ассоциации «Содружество» и «Порядком ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций Саморегулируемой организации аудиторов Ассоциации «Содружество»», утвержденными Решением Правления СРО ААС.

Согласно п.1.3 Порядка внесения изменений в реестр аудиторов и аудиторских организаций Саморегулируемой организации аудиторов Ассоциации «Содружество», Аудиторская организация, индивидуальный аудитор, аудитор – члены СРО ААС обязаны в письменной форме уведомлять СРО ААС о всех изменениях содержащихся в Реестре сведений в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня, следующего за днем возникновения таких изменений. Днем возникновения изменений у третьих лиц считается дата, когда член СРО ААС узнал или должен был узнать о соответствующих изменениях. Аудитор Пыжикова Нина Васильевна уволена по собственному желанию в январе 2021 года, приказ об увольнении от 14.01.2021г.

В соответствие с требованиями п.1.3 Порядка внесения изменений в реестр аудиторов и аудиторских организаций СРО ААС , заявление Заявителя в СРО ААС о внесении изменений в реестр аудиторов и аудиторских организаций СРО ААС в связи с увольнением Пыжиковой Н.В. направлено 27.02.2021г.

Согласно п 2.6.2. Порядка ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций Саморегулируемой организации аудиторов Ассоциации «Содружество», изменение содержащихся в Реестре сведений производится не позднее 7 (семи) рабочих дней со дня, следующего за днем поступления письменного заявления члена СРО ААС с подтверждающими документами, список которых определен Положением о членстве в СРО ААС.

Согласно п.2.6.6..Порядка ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций Саморегулируемой организации аудиторов Ассоциации «Содружество», СРО ААС в течение 7 (семи) рабочих дней со дня, следующего за днем внесения регистрационной записи в Реестр, передает соответствующую информацию в Министерство финансов РФ для внесения в контрольный экземпляр реестра.

В соответствии с п.26 Порядка ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов, а также перечней включаемых в них сведений, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.06.2020г., Министерство финансов Российской Федерации в течение 5 рабочих дней со дня , следующего за днем получения информации от СРО, вносит соответствующие сведения или изменения в сведения в контрольный экземпляр реестра.

Согласно п. 27 Порядка ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов, а также перечней включаемых в них сведений, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.06.2020г. и п.2.6.8. Порядка ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций Саморегулируемой организации аудиторов Ассоциации «Содружество», контрольный экземпляр реестра ( на сайте Минфина), на который ссылается Заказчик, не имеет приоритет при проверке информации о сотрудниках аудиторской организации. Рассмотрение, оценка вторых частей заявок и выбор победителя производился Заказчиком в феврале 2021 года, то есть через полтора месяца формирования заявки Заявителем.

Таким образом, по состоянию на февраль 2021 года Аудитор Пыжикова Нина Васильевна не являлась сотрудником Заявителя и не состояла в реестре аудиторов и аудиторских организаций. Сведения об уволенном аудиторе своевременно были направлены Заявителем в СРО ААС, а уже СРО ААС – в Минфин РФ.

Таким образом, к моменту проверки Заказчиком количества аудиторов, фактическое количество аудиторов по состоянию на февраль 2021 года оказалось меньше, чем в заявке, сформированной на 25.12.2020г.

Кроме того, необходимо отметить, что при рассмотрении заявок действует презумпция добросовестности участника закупки, если иное, то есть несоответствие или недостоверность указанных участником в заявке сведений, не выявлены и не доказаны Заказчиком.

Предоставление участником Закупки в составе заявки недостоверных сведений и выявление Заказчиком названного факта является самостоятельным основанием для отстранения такого лица от участия в закупочной процедуре на любом этапе его проведения.

Указанное требование обусловлено более значимыми правовыми последствиями для участника торгов, нежели несоответствие заявки формальным требованиям Закупочной документации, а потому требует большей проработанности со стороны Заказчика и наличия у него неопровержимых доказательств недостоверности представленных сведений.

При этом под недостоверными сведениями следует понимать сведения, не соответствующие действительности. В свою очередь, исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», под не соответствующими действительности сведениями понимаются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.

Учитывая тот факт, что на момент подачи заявки указанный сотрудник состоял в штате Заявителя, а после его увольнения Заявитель не располагал возможностью внести уточнения в заявку, либо вернуть свою заявку, Комиссия приходит к выводу, что указание Заказчиком на недостоверность сведений о спорном специалисте неправомерно.

В рассматриваемой ситуации Заявитель по независящим от него обстоятельствам поставлен в безвыходное положение, при этом Заказчиком в рамках запроса не ставился вопрос о разъяснении Заявителем сложившейся ситуации, а по существу сводился к понуждению в представлении документов, непредусмотренных Закупочной документацией.

Вместе с тем Комиссия учитывает, что продление срока рассмотрения заявок, является следствием действий Заказчика, установившего неправомерное требование в Закупочной документации.

При таких обстоятельствах, по мнению Комиссии, Заявитель не должен претерпевать для себя негативные последствия, поскольку им в установленный срок была представлена надлежащая заявка, содержащая достоверные сведения, а утрата актуальности сведений об одном из аудиторов фактически произошла из-за действий Заказчика.

При этом Заказчик на заседание Комиссии не явился не представил объективных доводов относительно невозможности заключения договора с Заявителем, в частности о том, каким образом увольнение 1 из 114 аудиторов, сведения о котором представлены в рамках квалификационных оценочных критериев, влияют на возможность исполнения обязательств по договору Заявителем.

В соответствии с ч. 7 ст 54.4 Закона о контрактной системе Заказчик не в праве требовать от участника открытого конкурса в электронной форме предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 2, 4 - 6 ст.54.4.

На основании изложенного, Комиссия приняла решение о признании обоснованной жалобы Заявителя на действия Заказчика.

Резюмируя изложенное и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу АО «Аудиторская фирма «Уральский союз» (ИНН: 7705040076) на действия АО «Мосотделстрой № 1» (ИНН:  9718062105) при проведении Закупки обоснованной.

2. Установить в действиях Заказчика нарушение части 7 статьи 54.4, части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику обязательное к исполнению предписание.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 077/07/00-3405/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

05.03.2021 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии:

 

руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии от 05.03.2021 по делу № 077/07/00-3405/2021,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

АО «Мосотделстрой 1» (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении открытого конкурса в электронной форме для заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008г. 307-ФЗ) (реестровый 1200500009020000001) (далее — Закупка), а именно:

1. Заказчику отменить протокол отказа от заключения договора от 20.02.2021.

2. Заказчику не позднее трех дней со дня совершения действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания, разместить в единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) информацию о совершении действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания;

3. Заказчику завершить проведение Закупки в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере закупок;

4. Заказчику надлежит исполнить настоящее предписание в срок до 21.04.2021;

5. Заказчику надлежит сообщить в адрес Московского УФАС России об исполнении настоящего предписания в срок до 23.04.2021 с приложением подтверждающих документов.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

  1. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны