Решение б/н Б/а от 19 января 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-23488/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
14.01.2021 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...>

при участии представителей ООО ЧОО «Спартак», ФГБОУ ВО «Московский политехнический университет»,

рассмотрев жалобу ООО ЧОО «Спартак» (далее также — Заявитель, Общество) на действия ФГБОУ ВО «Московский политехнический университет» (далее также — Заказчик) при проведении конкурса на право заключения договора на оказание услуг по организации и осуществлению круглосуточной охраны и пропускного режима в помещениях, занимаемых Московским Политехом и находящегося в них имущества (реестровый № 32009784568 ) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в ненадлежащем формировании Закупочной документации, влекущей ограничение конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Извещение о проведении Закупки с начальной (максимальной) ценой договора в размере 15 966 720,00 руб. размещено на Официальном сайте 09.12.2020.

Заявитель оспаривает установленный Заказчиком порядок оценки заявок по квалификации участника в части установление следующих критериев:

  • количество выделенных Участнику закупки радиочастот (радиочастотных каналов) в соответствии с действующим Разрешением Федеральной Службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР) на использование радиочастот или радиочастотных каналов;

  • наличие в штате Участника закупки собственного кинологического подразделения со служебными собаками, специально натренированных на обнаружение взрывчатых и наркотических веществ, либо наличие действующего договора об использовании и содержании служебных собак со специализированными кинологическими центрами;

  • Продолжительность присутствия участника конкурса в сфере оказания охранных услуг.

По мнению Заявителя, установление подобных критериев является избыточным ввиду того, что участник самостоятельно решает вопросы использования средств радиосвязи, создания кинологического подразделения, а продолжительность охранной деятельности имеет целью только представление преимущества ранее созданным охранным организациям.

В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В пункте 1.1.18 Закупочной документации Заказчиком установлен соответствующий порядок, в том числе:

  • по критерию «количество выделенных Участнику закупки радиочастот (радиочастотных каналов) в соответствии с действующим Разрешением Федеральной Службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР) на использование радиочастот или радиочастотных каналов»:

Значимость критерия (показателя) в %: 20

Лучшее условие: наибольшее значение критерия оценки (показателя).

Предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение: Предельно необходимое максимальное значение – не установлено.

Порядок оценки:

а) Оценивается количество выделенных радиочастот, указанных в приложении к действующему разрешению Федеральной Службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР) на использование радиочастот или радиочастотных каналов, в соответствии с частотно-территориальным планом РЭС (сети).

б) Подтверждением по данному показателю являются предоставление копии действующего разрешения Федеральной Службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР) на использование радиочастот или радиочастотных каналов, а также копии ПРИЛОЖЕНИЯ к настоящему разрешению на использование радиочастот и радиочастотных каналов с указанием условий использования радиочастот и радиочастотных каналов и частотно-территориального плана РЭС (сети) с указанием количества выделенных радиочастот (радиочастотных каналов).

Количество баллов, присуждаемых по показателю (НЦБ(Крч), определяется по формуле:

НЦБ(Крч) = КЗрч×100×(Кi/Кmax)

где:

КЗрч - коэффициент значимости показателя,

Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается,

Кmax - максимальное предложение из предложений по показателю оценки, сделанных участниками закупки.

  • по критерию «наличие в штате Участника закупки собственного кинологического подразделения со служебными собаками, специально натренированных на обнаружение взрывчатых и наркотических веществ, либо наличие действующего договора об использовании и содержании служебных собак со специализированными кинологическими центрами»:

Значимость критерия (показателя) в %: 20

Лучшее условие: наибольшее значение критерия оценки (показателя).

Предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение: Предельно необходимое максимальное значение – не менее 2-х собак.

Порядок оценки (в т.ч. формула/шкала): будет оцениваться наличие в штате Участника закупки собственной кинологической службы либо наличие действующего договора об использовании и содержании служебных собак со специализированными кинологическими центрами.

Порядок присвоения баллов, присуждаемых по показателю, определяется следующим образом:

Неподтвержденное наличие в штате Участника закупки собственной кинологической службы и неподтверждённое наличие действующего договора об использовании и содержании служебных собак со специализированными кинологическими центрами - НЦБ(Ккин) = 0;

Неподтвержденное наличие в штате Участника закупки собственной кинологической службы, но подтверждённое наличие действующего договора об использовании и содержании служебных собак со специализированными кинологическими центрами - НЦБ(Ккин) = 50 х КЗкин;

Подтвержденное наличие в штате Участника закупки собственной кинологической службы с численностью - не менее 2-х собак -

 

- НЦБ(Ккин) = 100 х КЗкин.

где:

НЦБ(Ккин) - рейтинг (количество баллов) i-й Заявки по показателю «Наличие в штате Участника закупки собственного кинологического подразделения со служебными собаками, специально натренированных на обнаружение взрывчатых и наркотических веществ, либо наличие действующего договора об использовании и содержании служебных собак со специализированными кинологическими центрами» с учетом коэффициента значимости показателя;

КЗкин – коэффициент значимости показателя.

Подтверждением являются паспортные данные на вожатого-кинолога служебной собаки, за которым она закреплена, копии ветеринарных свидетельств собак, свидетельства(дипломы) о прохождении соответствующих курсов обучения кинологами и закрепленными за ними собаками, либо предоставление заверенной копии действующего договора об использовании и содержании служебных собак со специализированными кинологическими центрами

Для подтверждения данных о наличии собственной кинологической службы, участник закупки в составе своей заявки представляет следующий комплект (пакет) документов:

- копия приказа о приеме в штат Участника закупки вожатого-кинолога;

- копия ветеринарного свидетельства служебной собаки;

- копия свидетельства (диплома) об обучении служебной собаки.

*Подтверждается в составе Заявки (Форма 4 в Документации часть 2).

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что вышеуказанные критерии (показатели) установлены с учетом специфики объекта охраны (образовательное учреждение) ввиду большого скопления людей.

При этом объекты охраны, указанные в Закупочной документации, имеют паспорта безопасности и относятся к объектам, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.

Таким образом, установление оспариваемых критериев обусловлено потребностью Заказчика в выявлении исполнителя, способного наилучшим образом оказать требуемые услуги.

Вместе с тем оспариваемые критерии не влияют на допуск участника, в связи с чем у Заявителя имеется возможность набора баллов за счет иных критериев.

Также Заказчик отметил, что согласно установленному порядку оценки кинологическая служба не обязательно должна быть у самого участника, возможно представление договора.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

Таким образом, жалоба в указанной части признается необоснованной.

В отношении критерия «Продолжительность присутствия участника конкурса в сфере оказания охранных услуг» Заказчиком установлен следующий порядок оценки заявок:

Значимость критерия (показателя) в %: 20

Лучшее условие: наибольшее значение критерия оценки (показателя).

Предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение: Предельно необходимое максимальное значение – не установлено

Порядок оценки:

а) По показателю «Продолжительность присутствия участника конкурса в сфере оказания охранных услуг» будет оцениваться срок от начала непрерывного действия лицензии на осуществление частной охранной деятельности в Российской Федерации у Участника закупки.

Порядок присвоения баллов, присуждаемых по показателю, определяется следующим образом:

Присутствие на рынке от 10 до 12 лет - НЦБ(Кпр) = 0;

Присутствие на рынке от 12 до 15 лет - НЦБ(Кпр) = 50 х КЗпр;

Присутствие на рынке свыше 15 лет - НЦБ(Кпр) = 100 х КЗпр.

где:

НЦБ(Кпр) - рейтинг (количество баллов) i-й Заявки по показателю «Продолжительность присутствия участника конкурса в сфере оказания охранных услуг» с учетом коэффициента значимости показателя;

КЗпр – коэффициент значимости показателя.

Для подтверждения необходимо предоставить заверенные копии всех лицензий участника конкурса на осуществление частной охранной деятельности.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что установление указанного критерия также направлено на выявление наиболее лучших условий исполнения контракта, а не на предъявление требований к участнику закупки и не влечет необоснованного ограничения конкуренции.

Комиссия оценивает доводы Заказчика критически в связи с тем, что продолжительность нахождения участника на рынке оказания услуг не подтверждает, что такой участник способен наилучшим образом удовлетворить потребности Заказчика, не свидетельствует об опытности участника, а равно не подлежит оценке в категории квалификации участника закупки.

Комиссией также принято во внимание, что на участие в закупочной процедуре подана только одна заявка.

Доказательств обратного Заказчиком не представлено, а Комиссией не установлено.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

Комиссия, изучив представленные документы и сведения, приходи к выводу, что действия Заказчика по установлению критерия «Продолжительность присутствия участника конкурса в сфере оказания охранных услуг» не соответствуют пункту 2 части 1 стати 3, пунктам 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, и признает жалобу в данной части обоснованной.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО ЧОО «Спартак» (ИНН: 9701162937, ОГРН: 1207700367027) на действия ФГБОУ ВО «Московский политехнический университет» (ИНН: 7719455553, ОГРН: 1167746817810) при проведении Закупки частично обоснованной.

  2. Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 3, пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны