Решение б/н по делу № 077/07/00-9243/2019 о нарушении процедуры торгов ... от 29 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОО «БК Консалтинг»

199004, Санкт-Петербург, В.О., 3-я линия, д.24, лит. А, пом. 6-Н

 

Публично-правовая компания «Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства»

125993, г. Москва, ул. Воздвиженка, д.10

 

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

Большой Саввинский пер., 12, строение 9, Москва, 119435

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-9243/2019 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

09.09.2019

г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

Заместителя председателя Комиссии:

 

рассмотрев в заседании жалобу ООО «БК Консалтинг» (далее - заявитель) на действия Публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства» (далее - заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на оказание услуг по оценке имущественных прав на помещения в объектах незавершенного строительства, а также обеспечение проведения экспертизы результатов оценки в саморегулируемой (саморегулируемых) организации (организациях) на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (9 лотов) (реестровый № 31908200614),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступили жалобы заявителя на действия заказчика при проведении указанных закупок.

Действия (бездействие) заказчиков, комиссии по осуществлению закупок по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4 - 6 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), обжалуются в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Закона о защите конкуренции.

Из буквального толкования указанной нормы права следует, что порядок рассмотрения жалобы на действия заказчиков со специальной правосубъектностью, регламентирован ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 пункту 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в административном порядке осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В свою очередь, Законом о закупках провозглашены принципы, которым должны соответствовать действия заказчика при проведении конкурентной процедуры в порядке регулирования указанного закона. К таковым относятся принцип информационной открытости, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Несоблюдение заказчиком вышеназванных принципов при проведении закупочной документации свидетельствует, в том числе, о возможности рассмотрения жалобы заявителя на действия заказчика на предмет рассмотрения соблюдения им требований Закона о закупках в административном порядке.

Заявитель в жалобе оспаривает положения документации, которые, по его мнению, являются дискриминационными.

Как следует из материалов дела, заказчиком в единой информационной системе закупок опубликовано извещение о проведении конкурса в электронной форме на оказание услуг по оценке имущественных прав на помещения в объектах незавершенного строительства, а также обеспечение проведения экспертизы результатов оценки в саморегулируемой (саморегулируемых) организации (организациях) на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (9 лотов) (реестровый № 31908200614).

В соответствии с пунктом 12 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В настоящем случае, заказчик во исполнение указанного требования закона предусмотрел в документации критерии оценки заявок на участие в конкурсе, которые оспариваются заявителем в следующем порядке.

Как указывает заявитель, пунктом 20 Извещения установлены три критерия оценки заявок на участие в открытом конкурсе и их значимости (максимальное количество баллов по данным критериям), среди которых присутствует непредусмотренный статьей 17 Положения о закупках критерий «Наличие у участника закупки выручки от оказания услуг от оценочной деятельности в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности за 2018 год», значимость которого превышает значимость по критерию «Стоимость единицы Услуг», а именно:

 

Кроме того, согласно доводам заявителя, согласно пунктам 20.1.1. и 20.1.2 Извещения о закупке, баллы по критерию №1 - «Стоимость единицы Услуг», имеющему значимость 30%, рассчитывается путем сложения баллов, присваиваемых по двум подкритериям: «Стоимость единицы Услуг по составлению отчета об оценке» - Услуга №1 и «Стоимость единицы Услуг по обеспечению экспертизы отчета об оценке» - Услуга №2, баллы по которым, в свою очередь, рассчитываются по формуле исходя не из минимально предложенных среди участников цен, а исходя из установленных документацией начальных (максимальных) цен единиц услуг (единичных цен (расценок)) по услугам № 1 и №2, соответственно).

Заявитель в жалобе ссылается на то, что формулы для расчета баллов по данным подкритериям построены таким образом, что максимальный балл – 30 баллов, возможно получить только предложив цену равную 0 (нулю) рублей. Вместе с тем, согласно пункту 20.3. Извещение о закупке, баллы по критерию «Наличие у участника закупки выручки от оказания услуг от оценочной деятельности в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, за 2018 год» напротив, рассчитываются исходя из максимального предложения среди участников участника закупки по объему выручки от оценочной деятельности, т.е. максимальное количество баллов – 35 баллов, получит участник с наибольшей выручкой.

Кроме того, документацией установлено, что в случае участия участника закупки в составе консорциума, выручка участников консорциума не складывается, а рассматривается выручка компании лидера консорциума. Как указывает заявитель, данное условие также противоречит Положению о закупках, а именно пункту 15 статьи 18, в котором сказано, что при оценке заявки коллективного участника по критериям, предусмотренным пунктом 1 статьи 17 Положения о закупках, учитывается совокупность соответствующих показателей, представленных всеми лицами, входящими в состав коллективного участника.

Таким образом, по мнению Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации критерий «Наличие у участника закупки выручки от оказания услуг по оценочной деятельности в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, за 2018 год», установлен с нарушением условий Положения о закупке.

В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках документация о конкурентной закупке должна содержать, в том числе порядок и критерии оценки заявок. Аналогичное требование предусмотрено частью 1 статьи 13 Положения о закупке.

Согласно части 1 статьи 17 Положения о закупке при проведении открытого конкурса (в том числе в электронной форме), в документации о закупке устанавливается не менее двух критериев оценки заявок на участие в закупке.

Положение о закупке содержит, в том числе, следующие критерии:

- цена договора идти цена единицы товара, работы, услуги идти формула цены договора (в том числе, единый процент снижения цены договора (цены единицы товара, работы, услуги) идти коэффициент, понижающий цену договора (цену единицы товара, работы, услуги), иной порядок определения цены договора;

- наличие у участника закупки идти привлекаемого им субподрядчика (соисполнителя) необходимого для исполнения договора опыта поставки соответствующих товаров, опыта оказания соответствующих услуг, опыта выполнения соответствующих работ. При этом заказчик, организатор закупки вправе установить условие о стоимости каждого из договоров, подтверждающих наличие указанного опыта в размере не более 50 % от начальной цены договора;

- наличие необходимой для исполнения договора квалификации участника закупки и/или привлекаемого им субподрядчика (соисполнителя), в том числе наличие необходимого для исполнения договора количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации;

Заказчиком в документации о закупке в соответствии с частью 1 статьи 17 Положения о закупке установлены следующие обязательные критерии:

Критерий «Стоимость единицы Услуги Максимальное количество баллов по критерию с учетом значимости (веса) критерия равно 30. (пункт 20.1 Документации);

Критерий «Наличие у участника закупки необходимого количества специалистов определенного уровня квалификации». Максимальное количество баллов по критерию с учетом значимости (веса) критерия равно 35 (пункт 20.2 Документации);

Критерий «Наличие у участника закупки выручки от оказания услуг по оценочной деятельности в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, за 2018 год.

Исходя из стоимости договоров по каждому лоту (от б млн. рублей до 69 млн. рублей), Положение о закупке дает возможность Заказчику установить требование о необходимости наличия у участников опыта оказания услуг в размере 50 % от начальной цены каждого договора (от 3 млн. рублей до 34 млн. рублей, соответственно).

Как указал на заседании представитель заказчика, исходя из анализа ЕИС, чтобы подтвердить такой опыт, участнику надо представить от 100 до 4 500 договоров/контрактов, а также документы, подтверждающие их исполнение. Таким образом, в настоящее время в ЕИС преобладают процедуры с низкой ценовой политикой, стоимость опубликованных в реестре договоров (контрактов) разнится от 5 т.р. до 1 000 000. При этом, используя подтверждающим фактором наличие опыта на основании договоров, их количество может привести к ошибкам в расчетах как участника, так и Заказчика при осуществлении оценки заявок.

Рынок недвижимости содержит крупных заказчиков, которые закупают услуги оценки, но указанные Заказчики не осуществляют закупки по 223-ФЗ 44-ФЗ, что является дополнительным барьером для проверки документов, которые могут лечь в основу подтверждения наличия у участника опыта оказания услуг.

Таким образом, представитель заказчика пояснил, что по этой причине было принято решение о подтверждении опыта по объему выручки по оценке, как основного вида деятельности оценочных компаний, позволяющий оценить опыт участника в рамках оценочной деятельности на основании документов, находящимся в открытом доступе, что подтвердит объективный опыт участника.

При этом если у участника отсутствует опыт оказания аналогичных услуг или соответствующая квалификация, то даже если бы Заказчик установил требование о предоставлении определенного количества договоров/контрактов, неопытному участнику в целях победы на Конкурсе необходимо снижать цену.

В настоящее время Закон о закупках, а также принятые в его исполнение нормативно-правовые акты не содержат требований к порядку и критериям оценки заявок участников конкурентных процедур,

Заказчик самостоятельно устанавливает в Положении о закупке такой порядок и критерии оценки заявок участников конкурентных процедур.

Согласно части 2 статьи 17 Положения о закупке порядок оценки заявок, устанавливаемый заказчиком, организатором закупки в документации о закупке, должен содержать:

- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений и документов, подлежащих оценке и соответственно представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по критериям (подкритериям); инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения

- (документы) подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки по критериям (подкритериям);

- пропорциональную зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями, и документами, в том числе по критерию, указанному в пункте 1.1 статьи 17.

Вместе с тем, Положение о закупках не содержит градации значимости критериев, равно как и законодательство в сфере закупок отдельных видов юридических лиц. Таким образом, заказчик вправе самостоятельно в каждой отдельной конкурентной закупке определить вес значимости того или иного критерия оценки заявок участников конкурентной процедуры.

При постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Правила оценки) принятого во исполнение Закона о контрактной системе установлены предельные величины значимости критериев оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Заказчиком в пункте 20 Документации установлены следующие предельные величины значимости критериев оценки:

Критерий «Стоимость единицы Услуг», Максимальное количество баллов по критерию с учетом значимости (веса) критерия равно — 30;

Критерий «Наличие у участника закупки необходимого количества специалистов определенного уровня квалификации» Максимальное количество баллов по критерию с учетом значимости (веса) критерия равно — 35;

Критерий «Наличие у участника закупки выручки от оказания услуг по оценочной деятельности в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, за 2018 год». Максимальное количество баллов по критерию с учетом значимости (веса) критерия равно — 35.

Как следует из установленного порядка, значимость стоимостного критерия составляет — 30 %, нестоимостных критериев 70 %

Согласно подпункту 20.1 пункта 20 Документации критерий «Стоимость единицы Услуг» рассчитывается по формуле: Rai = (Rai1 + Rai2)*3, где:

Rai1 — баллы, присваиваемые заявке участника закупки за цену единицы услуги (единичная цена (расценка) по услуге № 1;

Rai2 — баллы, присваиваемые заявке участника за цену единицы услуги (единичная цена (расценка) по услуге № 2.

При расчёте баллов за цену единицы услуги по каждому подкритерию («Стоимость единицы Услуг по составлению отчета об оценке»/ «Стоимость единицы Услуг по обеспечению экспертизы отчета об оценке») Заказчиком применяется следующая формула:

Rai1 - ((Атах1 - Ai1)/Amax1) *75/25;

Атах1 — начальная (максимальная) цена единицы услуги (единичная цена (расценка) по услуге № 1/2, установленная в документации;

Ai1 — предложение участника по цене единицы услуги (единичная цена (расценка) по услуге № 1/2.

При установлении порядка оценки по вышеуказанным подкритериям заказчиком применялись положения Правил оценки.

Согласно разделу II Правил оценки количество баллов, присуждаемых по критериям оценки «цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги», «стоимость жизненного цикла» определяется, в том числе по формуле:

ЦБi = ((Цmax-Цi)/Цmax)*100

Таким образом, установленная заказчиком формула расчета подкритериев по критерию «Стоимость единицы Услуг» не противоречит требованиям законодательства в сфере закупок.

Также по по мнению Заявителя, по критерию «Наличие у участника закупки выручки оказания услуг по оценочной деятельности в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, за 2018 год», неправомерно установлено условие о принятии к оценке в случае участия участника закупки в составе консорциума выручки исключительно компании лидера консорциума

В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

Статьей 18 Положения о закупке предусмотрены особенности участия в конкурентных закупках коллективных участников.

Согласно части 15 статьи 18 Положения о закупке при оценке заявки коллективного участника по критериям, предусмотренным пунктом 1 статьи 17 настоящего Положения, учитывается совокупность соответствующих показателей, представленных всеми лицами, входящими в состав коллективного участника.

Согласно части 1 статьи 17 Положения о закупке при проведении открытого конкурса (в том числе в электронной форме), в документации о закупке устанавливается не менее двух критериев оценки заявок на участие в закупке, один из которых должен входить в предусмотренный в Положении о закупке перечень.

Во исполнение части 1 статьи 17, части 15 статьи 18 Положения о закупке Заказчиком установлен нестоимостной критерий «Наличие у участника закупки необходимого количества специалистов определенного уровня квалификации» Максимальное количество баллов по критерию с учетом значимости (веса) критерия равно 35 (пункт 20.2 Документации).

Таким образом, по данному критерию показатели, представленные в составе коллективного участника, будут суммироваться, в связи с чем на иные дополнительные нестоимостные критерии положения части 15 статьи 18 Положения о закупке не распространяются.

При этом критерий оценки «Наличие у участника закупки выручки от оказания услуг по оценочной деятельности в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, за 2018 год» установлен Заказчиком в качестве дополнительного нестоимостного критерия, что не противоречит требованиям Закона о закупках. Положения о закупке.

Согласно требованиям, установленным к критерию оценки «Наличие у участника закупки выручки от оказания услуг по оценочной деятельности в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, за 2018 год» в случае участия участника закупки в составе консорциума, рассматривается выручка компании лидера консорциума.

На заседании Комиссии заказчик пояснил, что при установлении указанного в критерии оценки требования он руководствовался тем, что в случае суммирования выручки всех лиц, входящих в состав коллективного участника при оценке заявок по рассматриваемому критерию может произойти «задвоение» показателей. Например, в случае если ранее при исполнении обязательств по иным договорам, лидером коллективного участника в качестве субподрядной организации было привлечено одно из лиц, входящих в состав коллективного участника, то выручка по такому договору будет отражена в отчете у обоих лиц.

Таким образом, будет нарушен принцип равноправия, предусмотренный Законом о закупке, что приведет к ограничению конкуренции в отношении иных участников данной закупки.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. Сама по себе невозможность получения определенного количества баллов участником, не отвечающим предъявленным Заказчиком требованиям, также не означает, что действия Заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «БК Консалтинг» (ИНН 7801266647) на действия Публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства» (ИНН 7704446429) при проведении закупки необоснованной.

  2. Снять ограничения с закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 03.09.2019 № ПО/45063/19.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его получения лицами, участвовавшими в деле.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны