Решение б/н б/а от 12 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-16873/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

07.12.2023                                                                                         г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<...........>,

членов Комиссии:

<...........>,

<...........>,

 

рассмотрев жалобу ООО «МЛДЦ-НТ» (далее — Заявитель) на действия ПАО «Россети Московский регион» (далее — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, на определение исполнителя на оказание услуг по проведению предсменных, предрейсовых, послесменных и послерейсовых медицинских осмотров отдельных категорий работников ПАО «Россети Московский регион» (реестровый № 32312974066) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, перенаправленная письмом ФАС России от 30.11.2023 № 28/101173/23.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Согласно доводам жалобы Заявитель указывает на следующие нарушения Заказчика, допущенные при формировании Закупочной документации:

1. В Закупочной документации содержатся требования несоответствующие предмету Закупки, а именно в пункт 1.1 Технического задания включено требование по организации работы информационной системы по управлению рисками возникновения ССЗ (сердечно-сосудистых заболеваний) с рабочим местом цехового терапевта. В пункт 4.9 Технического задания требование: «Совместно с установкой автоматизированных комплексов ПРМО/ПСМО приобрести (разработать), установить и в течении 2-х месяцев с момента заключения договора ввести в эксплуатацию информационную систему по контролю функционального состояния сотрудников (рабочее место цехового терапевта), включая управление рисками возникновения ССЗ (сердечно-сосудистых заболеваний) у всех сотрудников, проходящих предрейсовый, послерейсовый и предсменный, послесменный медицинский осмотр. Система должна иметь возможность занесения данных, в том числе и на сотрудников проходящих указанный медицинский осмотр без использования комплексов ПРМО/ПСМО.».

2. В пунктах 3.2, 3.4, 3.5 Технического задания установлены излишние требования о наличии лицензии.

3. В пункте 3.6 Технического задания неправомерно установлено требование о наличии в штате не менее 8 врачей-терапевтов, 2 врачей психиатров – наркологов.

4. Заявитель не согласен с установленным пунктом 3.6 Технического задания требованием о наличие в собственности или долгосрочной аренде не менее 2-х передвижных медицинских кабинетов для проведения медицинских осмотров работников в период аварийно-восстановительных работ подразделениями ПАО «Россети Московский регион».

5. Также Заявитель выражает несогласие с установленным порядком оценки по оценочному критерию «Профессионализм и компетентность» требованием о наличии опыта проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров исключительно по Москве и Московской области, в медицинских кабинетах по одному договору, а также с требование о наличии не менее 40 кабинетов по одному договору.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил истребуемые антимонопольным органом материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В настоящем случае при формировании Закупочной документации Заказчик руководствовался нормами Закона о закупках и Единого стандарта закупок Публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания — Россети» (Положение о закупке), утвержденного решением Совета директоров ПАО «Россети» (протокол от 30.12.2022 № 604) (далее — Положение о закупке).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно пункту 1 части 6.1. статьи 3 Закона о закупках в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Комиссией установлено, что 17.11.2023 Заказчик на сайте электронной торговой площадки АО «РАД», а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении конкурса в электронной форме, на определение исполнителя на оказание услуг по проведению предсменных, предрейсовых, послесменных и послерейсовых медицинских осмотров отдельных категорий работников ПАО «Россети Московский регион» (реестровый № 32312974066) (далее – запрос предложений, процедура).

Начальная (максимальная) цена договора: 691 761 960,00 рублей.

Дата начала срока подачи заявок: 17.11.2023.

Дата и время окончания срока подачи заявок: 13.12.2023 в 11:00.

Дата подведения итогов: 17.01.2024.

Относительно довода Заявителя о включении в Закупочную документацию требований не соответствующих предмету Закупки Комиссия отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 1.1 Технического задания техническое задание на оказание услуг по проведению предсменных, предрейсовых, послесменных и послерейсовых медицинских осмотров отдельных категорий работников (далее Работники) ПАО «Россети Московский регион» (далее - Заказчик) определяет:

организацию проведения предсменных, предрейсовых, послесменных и послерейсовых медицинских осмотров с целью выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного опьянения, наркотического опьянения (далее - ежедневных медицинских осмотров) работников в ПАО «Россети Московский регион»;

перечень отдельных категорий работников Заказчика, которым предусматривается проведение ежедневных медицинских осмотров;

автоматизацию процесса проведения ежедневных медицинских осмотров и повышение их эффективности, в том числе с проведением медицинских осмотров удаленным доступом с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья (далее автоматизированные комплексы ПРМО/ПСМО) и информационной системы по управлению рисками возникновения ССЗ (сердечно-сосудистых заболеваний) с рабочим местом цехового терапевта.

Пунктом 4.9 установлено следующие требование к исполнителю: совместно с установкой автоматизированных комплексов ПРМО/ПСМО приобрести (разработать), установить и в течении 2-х месяцев с момента заключения договора ввести в эксплуатацию информационную систему по контролю функционального состояния сотрудников (рабочее место цехового терапевта), включая управление рисками возникновения ССЗ (сердечно-сосудистых заболеваний) у всех сотрудников, проходящих предрейсовый, послерейсовый и предсменный, послесменный медицинский осмотр. Система должна иметь возможность занесения данных, в том числе и на сотрудников проходящих указанный медицинский осмотр без использования комплексов ПРМО/ПСМО. Требования к информационной системе изложены в Приложении 4.

В соответствии с пунктом 1.2 Технического задания услуги по проведению ежедневных медицинских осмотров оказываются в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 (далее — ТК РФ);

Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;

Федеральный закон Российской Федерации от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;

Федеральный закон Российской Федерации от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон о лицензировании);

Федеральный закон Российской Федерации от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 30.05.2023 № 866 «Об особенностях проведения медицинских осмотров с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья» (далее – Постановление Правительства № 866);

Постановление Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 № 852 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (далее — Поставление Правительства № 852);

Приказ Министерства энергетики РФ от 31.08.2011 г. № 390 «Об утверждении Порядка проведения медицинских осмотров (обследований) работников, непосредственно занятых на работах, связанных с обслуживанием объектов электроэнергетики»;

Приказ Министерства транспорта РФ от 28.09.2022 г. № 390 «Об утверждении состава сведений, указанных в части 3 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», и порядка оформления или формирования путевого листа»;

Приказ Министерства Здравоохранения РФ от 30.05.2023 г. № 266н «Об утверждении порядка и периодичности проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, медицинских осмотров в течение рабочего дня (смены) и перечня включаемых в них исследований» (далее — Приказ Минздрава № 266н);

Приказ Министерства Здравоохранения и социального развития РФ от 27.01.2006 г. № 40 «Об организации проведения химико – токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсикологических веществ»;

Приказ Министерства Здравоохранения РФ от 18.12.2015 г. № 933н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояния опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) (далее — Приказ Минздрава № 933н);

Приложение к письму Минздрава России от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств»;

«Инструкция по проведению предварительных, периодических, ежедневных медицинских осмотров и обязательных психиатрических освидетельствований в Обществе (приказ ПАО «Россети Московский регион» № 28 от 20.01.2021 г. и приказ № 1058 от 29.09.2022). Приложение №2 к Техническому заданию.

Предметом Закупки является оказание услуг по проведению предсменных, предрейсовых, послесменных и послерейсовых медицинских осмотров отдельных категорий работников ПАО «Россети Московский регион».

В соответствии со статьей 214 ТК РФ работодатель обязан обеспечить, в том числе в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров работников в соответствии с медицинскими рекомендациями, химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов с сохранением за работниками места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований».

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что оказание услуг предрейсового, послерейсового, предсменного, послесменного медицинского осмотра регламентируется Приказом Минздрава № 266Н. Проведение медицинских осмотров с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья, дополнительно регламентируется Постановлением Правительства № 866.

Так, в соответствии пунктом 1 Постановлением Правительства № 866 установлены особенности проведения медицинских осмотров с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья (далее соответственно - медицинские изделия, медицинский осмотр), включая необходимость проведения визуального осмотра, требования к медицинским изделиям, их поверке и программному обеспечению, позволяющему исключить возможность фальсификации данных медицинского осмотра, и обеспечению возможности формирования соответствующих реквизитов путевых листов, в том числе в форме электронного документа, требования к работникам, проводящим медицинский осмотр, а также правила проведения химико-токсикологических исследований наличия (отсутствия) в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов (далее - химико-токсикологическое исследование) в отношении работников, проходящих медицинский осмотр.

Таким образом, включение в Техническое задание оспариваемых Заявителем требований обусловлено потребностью Заказчика в соответствии с предметом Закупки и не противоречит нормам действующего законодательства.

Кроме того, Комиссия отмечает, что требование об установке информационной системы по контролю функционального состояния сотрудников установлено к исполнителю по договору и не влияет на допуск участника.

В свою очередь, Заявителем не представлено доказательств ограничения конкуренции при установлении оспариваемых требований, равно как не представлено доказательств невозможности подачи заявки на участие в Закупке с учетом установленных требований.

В связи с чем доводы Заявителя в указанной части не находят своего подтверждения.

Относительно доводов Заявителя о неправомерности установления в Закупочной документации требований о наличии лицензий Комиссия отмечает следующее.

Так, разделом 3 Технического задания установлены следующие обязательные отборочные требования к Участнику:

п. 3.2. Наличие лицензии на право оказания врачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: терапии в городе Москве и Московской области.

п. 3.3. Наличие лицензии на право оказания первичной специализированной медико – санитарной помощи в амбулаторных условиях по: лабораторной диагностике либо клинической лабораторной диагностике в городе Москве и Московской области.

п. 3.4. Наличие лицензии на право оказания первичной специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи организуются и выполняются следующие работы(услуги): при проведении медицинских освидетельствований организуются и выполняются (услуги) по : медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического).

п. 3.5. Наличие лицензии на право оказания первичной специализированной медико – санитарной помощи в амбулаторных условиях по: по психиатрии-наркологии и лабораторной диагностике либо клинической лабораторной диагностике или договора с медицинской организацией имеющей такую лицензию или договор с лабораторией. (Договор должен быть заключен не менее чем на весь срок предоставления услуги. В договоре должна быть четко прописана услуга проведения подтверждающих химико – токсикологических иследований. Документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые подписи и печати).

Относительно требования о наличии лицензии на право оказания врачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: терапии в городе Москве и Московской области Заказчик (п. 3.2 ТЗ) пояснил следующее.

Необходимость наличия данной лицензии обосновывается требованиями:

- Закона о лицензировании;

- Поставлением Правительства № 852;

- Пункта 6 Приказа Минздрава №266Н, в частности (предсменные, предрейсовые, послесменные, послерейсовые медицинские осмотры, медицинские осмотры в течение рабочего дня (смены) проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное медицинское образование, медицинской организации или иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность, в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя (далее соответственно - медицинский работник, медицинская организация), при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предсменным, предрейсовым, послесменным, послерейсовым);

- Пункта 6 Постановления Правительства №866 в частности (медицинский осмотр проводится медицинским работником медицинской организации или иной организации, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по соответствующим медицинским осмотрам).

Как отметил Заказчик, поскольку медосмотры проводятся в двух субъектах Российской Федерации (Москва и Московская область), то соответственно требуются лицензии по г. Москве и Московской области.

Относительно требования о наличии лицензии на право оказания первичной специализированной медико – санитарной помощи в амбулаторных условиях по: лабораторной диагностике либо клинической лабораторной диагностике в городе Москве и Московской области (п. 3.3 ТЗ) Заказчик пояснил следующее.

Необходимость наличия данной лицензии обосновывается требованиями Постановления Правительства № 866. В частности, в соответствии с пунктом 21 Постановления Правительства № 866 предварительные химико-токсикологические исследования для выявления наличия в организме работника, проходящего медицинский осмотр с использованием медицинского изделия, веществ, указанных в абзаце первом настоящего пункта, проводятся иммунохимическими методами, исключающими визуальную оценку результатов предварительных химико-токсикологических исследований, одновременно на все вещества и не позднее 2 часов с момента отбора образца биологического объекта (мочи) с применением анализаторов, обеспечивающих регистрацию и количественную оценку результатов предварительных химико-токсикологических исследований путем сравнения полученного результата с калибровочной кривой. Таким образом, Постановлением Правительства РФ установлено требование к проведению химико-токсикологического освидетельствования не позднее 2 часов с момента отбора образца биологического объекта, что может быть осуществлено для работников Заказчика только при наличии лаборатории в г. Москве и Московской области.

Кроме того, пунктом 19 Постановления Правительства РФ 866 также установлено, что предварительные химико-токсикологические исследования осуществляются в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по лабораторной диагностике либо клинической лабораторной диагностике, и оснащение в соответствии с порядком, утверждаемым Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Соответственно, требования Технического задания в части наличия лицензии на право оказания первичной специализированной медико–санитарной помощи в амбулаторных условиях по: лабораторной диагностике либо клинической лабораторной диагностике в городе Москве и Московской области, обоснованы действующим законодательством РФ в части соблюдения требований Постановления Правительства № 866 при проведении медицинских осмотров с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья.

Относительно требования о наличии лицензии на право оказания первичной специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи организуются и выполняются следующие работы(услуги): при проведении медицинских освидетельствований организуются и выполняются (услуги) по: медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) (п. 3.4 ТЗ) Заказчик пояснил следующее.

Необходимость наличия данной лицензии обосновывается требованиями Приказа Минздрава № 933н. Так, согласно пункту 3 Приказа медицинское освидетельствование проводится в организациях (или их обособленных структурных подразделениях), имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического).

Согласно подпункту 5 пункта 5 Приказа Минздрава № 933н медицинское освидетельствование проводится в отношении: работника, появившегося на работе с признаками опьянения, - на основании направления работодателя.

Предметом закупки является оказание услуг предсменных, предрейсовых, послесменных, послерейсовых медицинских осмотров как очным способом, так и дистанционным с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья. Согласно подпункту 5 пункта 12 Приказа Минздрава №266Н предсменные, предрейсовые, послесменные, послерейсовые медицинские осмотры, медицинские осмотры в течение рабочего дня (смены) проводятся в отношении работников в том числе на определение наличия психоактивных веществ в моче. При этом, согласно пункту13 Приказа Минздрава № 266Н, «исследование, указанное в подпункте 5 пункта 12 настоящего Порядка, проводится при наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь, за исключением случаев проведения медицинского осмотра с использованием медицинских изделий». Таким образом, по адресам при проведении дистанционных медицинских осмотров, при отсутствии фактического присутствия медицинского работника, необходимо проведение дополнительного медицинского освидетельствования на состояние опьянения в соответствии с порядком проведения медицинского освидетельствования на состояния опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), установленным Приказом Минздрава № 933н.

Относительно требования о наличии лицензии на право оказания первичной специализированной медико – санитарной помощи в амбулаторных условиях по: по психиатрии-наркологии и лабораторной диагностике либо клинической лабораторной диагностике или договора с медицинской организацией имеющей такую лицензию или договор с лабораторией (п. 3.5 ТЗ) Заказчик пояснил следующее.

Необходимость наличия данной лицензии также обосновывается требованиями Постановления Правительства № 866. Так, в пункте 20 Постановления Правительства № 866 содержится требование о том, что подтверждающие химико-токсикологические исследования осуществляются в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по психиатрии-наркологии и лабораторной диагностике либо клинической лабораторной диагностике. Таким образом, поскольку срок доставки образца биологического объекта (мочи) в медицинскую организацию, проводящую подтверждающее химико-токсикологическое исследование, не должен превышать 10 рабочих дней со дня отбора образца биологического объекта (мочи) (п. 23 Постановления Правительства № 866). Вместе с тем Заказчик отметил, что требования к территориальному расположению лаборатории, проводящей подтверждающие химико-токсикологические исследования документацией о закупке не установлены.

Также Заказчиком в материалы дела представлены примеры лицензий по медицинским осмотрам (предсменным, предрейсовым, послесменным, послерейсовым) в городе Москве и Московской области.

Таким образом, в данном случае Заказчиком установлены требования о наличии лицензий исходя из специфики предмета закупки в соответствии с нормативно-правовыми документами.

Кроме того, Комиссия обращает внимание на то, что предметом закупки является лицензируемый вид деятельности.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что указанные в пунктах 3.2, 3.3, 3.4 Технического задания требования о необходимости наличия лицензии является правомерным и не противоречит нормам действующего законодательства.

В свою очередь, Заявителем не было представлено доказательств ограничения конкуренции при установлении требований о наличии лицензий, учитывая, что большая часть работ услуг является лицензируемым видом деятельности.

Относительно доводов Заявителя о несогласии с установленным в пункте 3.6 Технического задания требованием о наличии не менее 8 врачей-терапевтов, 2 врачей психиатров – наркологов, а также с установленным в пункте 3.9 Технического задания требованием о наличии в собственности или долгосрочной аренде не менее 2-х передвижных медицинских кабинетов для проведения медицинских осмотров работников в период аварийно-восстановительных работ подразделениями ПАО «Россети Московский регион» Комиссия отмечает следующее.

Так, пунктом 3.6 Технического задания установлен требование о наличии квалифицированного медицинского персонала в количестве не менее 170 специалистов для оказания услуг согласно предмету закупки непосредственно на точках оказания услуг и не менее 30 специалистов для оказания услуг при дистанционных (удаленных) предсменных, предрейсовых, послесменных и послерейсовых медицинских осмотров с использованием автоматизированных комплексов ПРМО/ПСМО, а также не менее 8 врачей-терапевтов, 2 врачей психиатров – наркологов (копии трудовых книжек и трудовых договоров либо копии договоров гражданско-правового характера предоставляются участником в заявке. Форма по КНД 1151111 – расчет по страховым взносам за последний отчетный период, с отметкой о прием налоговой инспекции. Документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые подписи и печати).

В составе заявки Участника закупки предоставляются документы, подтверждающие уровень образования и квалификацию медицинского персонала:

Для врачей-специалистов (терапевтов, психиатры-наркологи, врачи клинической лабораторной диагностики):

- диплом о высшем профессиональном образовании по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия»;

- документы, подтверждающие послевузовское профессиональное образование по основной специальности (интернатура/ординатура);

- документы о повышении квалификации по основной специальности не реже одного раза в пять лет (действующий сертификат специалиста по основной специальности).

Для среднего медицинского персонала:

- диплом о среднем профессиональном образовании по одной из специальностей:

лечебное дело с присвоением квалификации «фельдшера»;

акушерское дело «акушерка»/»акушер»);

сестринское дело («медицинская сестра»/»медицинский брат»);

- документы о повышении квалификации по основной специальности не реже одного раза в пять лет (действующий сертификат специалиста по основной специальности);

- документы о прохождении медицинскими специалистами, оказывающими услуги очно, специального обучения по программе повышения квалификации по проведения предрейсовых, послерейсовых, медицинских осмотров водителей транспортных средств / документы о прохождении медицинскими специалистами, оказывающими услуги на автоматизированных комплексах электронной системы медицинских осмотров, специального обучения по программе повышения квалификации по вопросам организации и порядка прохождения медицинских осмотров с использованием медицинских изделий (действующий сертификат/удостоверение).

Документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые подписи и печати.

Пунктом 3.9 Технического задания установлено требование о наличии в собственности или долгосрочной аренде не менее 2-х передвижных медицинских кабинетов для проведения медицинских осмотров работников в период аварийно-восстановительных работ подразделениями ПАО «Россети Московский регион» (документы, подтверждающие собственность передвижных медицинских кабинетов или копия договора его долгосрочной аренды с обязательным указанием срока беспрерывного предоставления арендатору передвижных медицинских кабинетов на весь срок действия оказания услуг по договору, планируемого к заключению по результатам проведения настоящей закупки, копия ПТС и копия регистрационных удостоверений на передвижные медицинские кабинеты предоставляется участником в заявке, документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые подписи и печати).

Вместе с тем Комиссия отмечает, что оспариваемые Заявителем требования обусловлены потребностью Заказчика в надлежащем и качественном оказании услуг исходя из специфики предмета Закупки.

Кроме того, Комиссией установлено, что при формировании начальной (максимальной) цены договора Заказчиком были получены 5 коммерческих предложений от потенциальных поставщиков, готовых выполнить работы (услуги) на основании требований Закупочной документации, что также подтверждает отсутствие каких-либо ограничений с учетом вышеизложенных требований Закупочной документации.

Комиссия отмечает, что в силу пункта 5 части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

То есть, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказника в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В рассматриваемом случае Заявитель не приводит в жалобе доводов, обосновывающих нарушение его прав и законных интересов, а также не представляет доказательств того, что оспариваемые положения документации привели к невозможности подачи заявки на участие в Закупке.

Комиссия также отмечает, что толкование вышеописанных положений закупочной документации, основанное на субъективном представлении Заявителя о том, как следует обеспечить порядок проведения Закупки, не свидетельствует о нарушении Заказчиком требований законодательства Российской Федерации.

В составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о закупках в части указанных доводов. Само по себе субъективное мнение Заявителя о наличии признаков правонарушения, изложенное в форме утверждения, в качестве таких фактических обстоятельств не может быть принято Комиссией как надлежащее обоснование доводов Заявителя.

Комиссия также отмечает, что принцип равноправия в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Одной из целей Закона о закупках является удовлетворение потребностей заказчиков в удовлетворении нужд в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).

Из взаимосвязи положений Закона о закупках следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара/оказание услуг именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

Таким образом, поскольку требования, установленные Заказчиком, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, то нарушения положений приведенных норм Закона о закупках отсутствуют.

В пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) Верховным Судом Российской Федерации указано, что уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

В материалы дела Заявителем не представлено доказательств, что оспариваемые требования влекут предоставление преимуществ конкретному хозяйствующему субъекту.

В настоящем случае, Комиссия приходит к выводу, что Заявителем факт ограничения конкуренции и невозможности участия в закупке установлением требований к исполнителю не доказан, поскольку фактически 5 участников подтвердили свою готовность исполнить обязательства по договору на объявленных Заказчиком условиях.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что установленные Заказчиком в Закупочной документации требования не могут рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Относительно доводов Заявителя о несогласии с порядком оценки по критерию оценки «Профессионализм и компетентность» Комиссия отмечает следующее.

Так, пунктом 5 Технического задания установлен следующий порядок оценки по критерию «Профессионализм и компетентность»:

Весовой коэффициент: 0,25.

1.2. Надежность оказываемых услуг (опыт проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров по Москве и Московской области, в медицинских кабинетах по одному договору)

Предоставить договор(а) начиная с января 2020 года по настоящее время с указанием количества кабинетов и акт(ы) оказанных услуг

Документы не представлены/не соответствуют критериям, менее 40 кабинетов по одному договору – 0 баллов.

40-59 кабинетов по одному договору =20 баллов,

60-79 кабинетов по одному договору =40 баллов,

80-99 кабинетов по одному договору =60 баллов,

100-119 кабинетов по одному договору = 80 баллов,

120 кабинетов и более по одному договору =100 баллов

Заказчиком будет оцениваться договора, выполненные работы в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Подтверждением наличия надежности оказываемых услуг будет считаться предоставление в заявке следующих документов вместе:

1) исполненный договор (договоры), или действующий договор с процентом исполнения не менее 80%;

2) акт (акты) приемки оказанных услуг (выполненных работ), составленные при исполнении такого договора (договоров).

Копии договоров и актов предоставляются в заявке участника. Документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые подписи и печати.

Как пояснил Заказчик, установление оспариваемого Заявителем оценочного критерия обусловлено тем, что ПАО «Россети Московский регион» является предприятием непрерывного цикла, для обеспечения его бесперебойной работы требуется оказание услуг предрейсовых, предсменных, послерейсовых и послесменных медицинских осмотров, от проведения данных медосмотров зависит возможность бесперебойного энергоснабжения Московского региона (выход обслуживающих и аварийных бригад на смену, порядка 4000 человек).

Таким образом, как указывает Заказчик, оценочный критерий направлен на качественное и своевременное оказание услуг по договору компетентной организацией, имеющей опыт и возможность одновременно обслуживать большое количество медицинских кабинетов, в которых проводятся вышеуказанные медицинские осмотры, с высокой пропускной способность (п. 2 Технического задания предусматривает оказание услуг по 169 адресам).

Комиссия отмечает, что согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик самостоятельно определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.

Таким образом, Заказчик вправе по своему усмотрению установить в качестве критерия оценки любой из критериев, предусмотренных в Положении о закупке.

Согласно пункту 4 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018), указано, что использование заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно.

Как отмечается в определении Верховного суда РФ от 31.07.2017 № 305-КГ17-2243, Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются требованиями законодательства в сфере закупок и положением о закупках, разработанным самостоятельно с учетом потребностей конкретного заказчика.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

В настоящем случае, установленный Заказчиком критерий оценки в равной мере применяется ко всем участникам закупки, и, следовательно, не приводит к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика. Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Указанная правовая позиция изложена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 10.03.2022 № 305-ЭС21-21513 по делу № А40-265434/2020.

В рассматриваемом случае Заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что при формировании названных положений Закупочной документации Заказчиком созданы условия, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами, либо что рассматриваемые условия были включены в документацию о закупке в интересах определенного хозяйствующего субъекта.

Комиссия также обращает внимание на то, что вес оспариваемого критерия составляет 25 баллов из максимальных 100, что также не лишает Заявителя возможности набрать наибольшее количество балов по иным критериям оценки.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о том, что установленное Заказчиком требование о наличии опыта проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров по Москве и Московской области, в медицинских кабинетах по одному договору в количестве не менее 40 кабинетов по одному договору в рамках оценки по критерию «Профессионализм и компетентность» не влияет на допуск участника к участию в закупке, а только подлежит оценке по вышеуказанному критерию.

Комиссия отмечает, что Заказчик вправе установить порядок оценки, исходя из своих потребностей, целей, значимости и характера заказа, условий безопасности, которым могут не соответствовать все субъекты хозяйственной деятельности, поскольку правомерная конкуренция состоит в соперничестве и в формировании любым лицом лучшего предложения по исполнению заказа. В таких случаях, установленный Заказчиком порядок оценки не может расцениваться как ограничение прав одних и предоставление преимуществ другим субъектам.

Таким образом, Заказчик выявляет победителя, который соответствует названным целям, поэтому включение в документацию о закупке критериев и порядка их оценки, которые в итоге приводят к исключению из круга участников лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупке, поскольку все участники закупки поставлены в равные условия.

При этом, непредоставление каких-либо документов по критериям оценки не является основанием для отклонения заявки такого участника от участия в закупке, не ограничивает допуск непосредственно к участию в закупке и не лишает участников возможности победы в закупке.

Комиссия также отмечает, что использование предусмотренных законом средств защиты только формальным способом, при отсутствии реального интереса в защите права, а также с целью причинить ущерб иным лицам, содержит в себе явные признаки злоупотребления правом. Данное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении жалобы.

В материалы дела Заявителем не представлено доказательств, что оспариваемые требования влекут предоставление преимуществ конкретному хозяйствующему субъекту.

Изучив указанные требования закупочной документации, Комиссией не установлено нарушений законодательства Российской Федерации в части установления порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в Закупке.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что установленные Заказчиком в документации требования не могут рассматриваться как нарушение законодательства Российской Федерации, а также ограничение круга потенциальных участников Закупки.

Вместе с тем Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «МЛДЦ-НТ» <...........> на действия ПАО «Россети Московский регион» <...........> при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 01.12.2023 № НП/51368/23.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны